Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 18:36, курсовая работа
Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных ценностей и идеалов ведёт к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Сегодня, как никогда, прежде, важно укрепить национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без создания нами собственной культурной самобытности. Необходимо, наконец, преодолеть идеализацию западных стереотипов жизни, связанных с культом потребления индивидуализма и вспомнить о богатейшем духовно-нравственном наследии, завещанном нам далёкими предками.
В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры.
Введение………………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Общетеоретические вопросы праздника как социально-эстетического феномена…………………………………………………………5
О понятии праздника………………………………………………………5
Социальная сущность праздника……………………………………10
1.3 Народные и языческие праздники в Древней Руси……….16
1.4 Масленица……………………………………………………………………….21
Глава 2 КДД в г. Комсомольске-на-Амуре на примере драматического театра…………………………………………………………….25
2.1 Драматический театр г. Комсомольска-на-Амуре. Историческая справка……………………………………………………………………………………..25
2.2 Творческая деятельность драматического театра в настоящее время………………………………………………………………………………………..32
Глава 3 Проект «Зиму провожай»……………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………
Эти памятники свидетельствуют
о том, что к IV – VI вв. земледелие
стало основой производства и
достигло значительного развития, В
этот период у славян уже господствовало
пашенное земледелие и оседлое скотоводство.
На смену разлагавшемуся первобытнообщинному
строю формировались новые
В VI - VIII вв. на Руси возникли города, получили свое дальнейшее развитие ремесла и торговля. Все это, вместе взятое, определило дальнейшее развитие культуры, быта и религии восточных славян, в основе которой лежал культ природы и культ предков.
Обращение в христианство
(крещение) для большинства населения
Руси было внешним, формальным. В быту
основное место продолжал занимать
культ прежней языческой
Однако в народной среде бесчисленные духи и божества языческой религии продолжали жить как добрые духи. И только по мере внедрения христианства, в течении смены многих поколений верующих, образы водяного, лешего, домового перестали сливаться с образом беса. Такие же превращения претерпели и другие представления. Весна превратилась в Богородицу, языческий «житный дед» в христианского святого Миколу, изображавшегося на греческих иконах с длинной седой бородой. Юрий под именем Георгия стал богом-покровителем скота и богом растительности, громовержец Перун превратился в Илью-пророка и т.д.
Христианство, пересаженное
на древнерусскую почву, принесло с
собой детально разработанный календарь
многочисленных религиозных праздников.
Возникший на совершенно иной почве,
в иных социально-экономических
условиях, этот праздничный календарь
очень сильно расходился с циклом
народных древнеславянских праздников,
правда, тоже уже, как мы видим, подкрашенных
религиозными красками. Христианская
церковь пришла на Русь умудрённая
большим опытом борьбы с языческими
праздниками и полностью
В результате древнеславянский
праздничный цикл Коляда был слит
с рождеством Иисуса, а на конец
этого цикла был отнесён
Не будучи в силах искоренить языческие мифы, церковь видоизменила их, давая христианское толкование древнеславянским обрядам, вкладывала в народные праздники, богословское содержание. Игры, песни, пляски, хороводы, широко распространённые в русском народе и неизменно бывшие составной частью всякого народного праздника, православная церковь объявила греховным, бесовским занятием. Не менее греховным считалось скоморошничество, ряженье, гадания. Для борьбы со всеми этими народными увеселениями были пущены и многочисленные «обличительные слова» и неоднократные челобитные и доносы церковному начальству с просьбой учинить святительский указ об играх бесовских. Особенно не нравилось духовенству то, что «за скоморохами ходили сонмы великие народа и многие давали мзду слугам сатанинским». Таким образом, к идейным мотивам борьбы с народными языческими праздниками примешивались и мотивы корыстные.
В своём рвении искоренить народные праздники православное духовенство не ограничивалось только мерами критики и убеждения.
Известны многочисленные факты физической расправы. Так, например, известен новгородский священник Неронов, который, собрав своих сторонников, ходил по улицам, вступая в схватки с любителями увеселений - «сражахуся с бесовскими слугами».
Широко использовалась также проповедь божественных кар на том свете, вечных мучений участников народных игрищ. При этом одним из могучих средств борьбы против игр и плясок была исповедь. В исповедных вопросах неизменно упоминаются песни и пляски: «Иль плясал еси на пиру?», «Или на позоры ходил?», «Или плясала и песни пела?», «Или скоморохов слушала и в сладость игры их смотрела?»
Участие в качестве ряженного в святочных играх церковь считала настолько греховным, что требовала от всех, кто носил святочные маски, специального очищения – купания в «святой воде Иордана» - проруби, устраиваемой во время крещенского праздника.
Однако христианской православной церкви не удалось искоренить народные элементы из праздников, вытравить из них веками создававшиеся народные обряды и обычаи. В любом сколько-нибудь крупном православном празднике под его христианской оболочкой неизменно можно найти многие народные и языческие обычаи и традиции. Это – букеты вербы, ветки берёзы, крашенные яйца, нарядная ёлка, разукрашенные куличи, творожная пасха, венки полевых цветов и т.д.
Народ продолжал вопреки
официальному запрету устраивать в
праздничные дни различные
Религиозные праздники с их монотонным богослужением, тусклым мерцанием свечей и лампад, бесконечным повторением «Господи, помилуй», запахом ладана, конечно, не могли идти ни в какое сравнение с буйным весельем настоящих народных праздников.
И православные церковники всё это отлично понимали, поэтому-то они и включили в свои праздники многие моменты из народных обычаев и обрядов.
Христианство, проникнув на Русь, не сумело ввести в быт народа ни одного своего широко чтимого праздника без того, чтобы не опереться на какой-либо древний славянский, любимый народом праздник, без того, чтобы не ввести в свои праздники элементы старых древнерусских обычаев.
1.4 Масленица.
Масленица (до XVI века - Комоедица) — один из древнейших праздников религии друидов (волхвов), до принятия христианства единой у всех "варварских" народов Европы, древнеславянский языческий многодневный праздник "проводов зимы", которым отмечался переход к весенним земледельческим работам.
В дохристианской древности
он заключался в разнообразных обрядовых
действиях магико-религиозного характера,
которые перешли затем в
Масленица — единственный языческий праздник, официально признанный Русской православной Церковью. В православии он стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей (неделей). В эту неделю, предшествующую Великому посту, Церковный Устав запрещает верующим есть мясо, а разрешает молочные продукты, масло, яйца и рыбу.
Однако полного переосмысления народная Масленица так и не получила и остается праздником и языческим, и христианским. Это зависит от восприятия празднующего.
Праздник стал именоваться
"Масленица" лишь с XVI века, когда
был включен в церковные
Первоначально, со времен языческой религии друидов (волхвов), праздник назывался Комоедица и отмечался в день весеннего равноденствия (20 или 21 марта по современному календарю), после которого день начинает становиться длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега. Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили "блинные жертвы" великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя ком (отсюда - «первый блин комам», т.е. медведям).
Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто (IX век), стали печь блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
На первый день Масленицы русские обычно устраивали встречу праздника – «встречу честной Масленицы, широкой боярыни». Дети с самого утра выходили на улицу строить снежные горы.
Масленичное колядование приходилось на разные дни праздника, но обычно сочеталось либо со встречей Масленицы, либо со всенародным четверговыми гуляньями. Колядование заключалось обычно в том, что группа неких лиц (молодёжи или ребятишек, ряженых, иногда даже священнослужителей) обходила все дома в деревне, распевая благопожелания, псалмы или народные песни (причём как ритуальные, так и обычные, нередко шуточного содержания) и получая за это плату угощением (блинами, ватрушками, колбасами и пр.) и мелкими деньгами.
Самый масленичный разгул с гостеванием, пиршествами и всенародными гуляньями обычно начинался в четверг сырной седмицы и продолжался до субботы-воскресенья. Как уже говорилось выше, даже встреча Масленицы нередко устраивалась именно в этот день, во время игрищ и прочих увеселений. Основными забавами на Масленицу являлись катания с гор, на санях и на коньках, кулачные бои, игра в мяч, взятие снежного городка, катание на качелях, молодёжные игрища и т.п. В городах же и больших сёлах Масленица непременно сопровождалась пышными ярмарками, скоморошьими представлениями, вождением медведя и т.п. В конце XIX – начале XX вв. эти обычаи воспринимались уже как простое веселье, «до коего больно охоч наш народ»; однако когда-то они относились к числу обрядов аграрно-хозяйственного цикла, весьма важных для древнего земледельца.
Масленица была праздником молодёжи – и холостой, и уже вступившей в брак, поскольку и сам праздник в народном сознании был «молодым»: он отмечал начало весны (соотносившейся с юностью, радостью, весельем) и пробуждение вегетативных сил земли (находившихся в тесной связи с человеческой способностью воспроизводства, чадородия). Кроме того, Масленица и подобные ей торжества являлись «праздниками идентификации (самовыражения) общины как единицы макросоциума, «лицо» которой представляла молодёжь». Так что на Масленицу главное внимание уделялось молодым, и особенно молодожёнам – людям, выполнившим своё жизненное предназначение. Парни и девушки, которые были уже более чем готовы к браку, но по каким-либо причинам не нашли себе пары, обычно оставались холостяками до будущего сезона. Соответственно, они не только не переходили ещё в категорию взрослых, но и отрицательно влияли на благополучие общины.
Последний день масленичной недели, когда уничтожалось чучело и возжигались яркие костры, назывался в народе «Прощёным воскресеньем» и считался наиболее важным днём масленичной недели. Крестьяне в последний день любимого праздника ходили «прощаться» и с покойниками, умершими родными и близкими.
Информация о работе Роль народных праздников в современной жизни