Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на 38 вопросов по дисциплине "Концепции современного естествознания".
Живой мир имеет сложную структуру. На основе критерия масштабности можно выделить следующие уровни организации живого:
Разделение живой материи на уровни является, конечно, весьма условным. Решение конкретных биологических проблем, таких, как регуляция численности вида, опирается на данные о всех уровнях живого.
25. Концепции происхождения жизни на земле. 1. Креационизм — это такая точка зрения, согласно которой, жизнь на земле возникла в результате творческой активности Бога. Здесь признается, что Бог создал мир, живые существа, в том числе и человека, из ничего. Считается, что это произошло единожды и в дальнейшем в этот процесс Бог не вмешивается. 2. Спонтанное зарождение. С этой точки зрения, живое возникает из неживого по некому внутреннему закону природы, которая здесь зачастую понимается пантеистически. Принимается принципиальное единство живого и неживого. В веществах есть некое «активное», жизненное, витальное начало в скрытом, потенциальном виде. При благоприятных условиях это витальное начало может развиться и создать живой организм. 3. Концепция стационарного состояния. Согласно этой точке зрения, жизнь никогда не возникала. Она была всегда. 4. Панспермия — это такая точка зрения, согласно которой жизнь на земле возникла вследствие ее заноса на землю из какого-то другого места, из Космоса. 5. Наиболее представительной и популярной в научной среде сейчас является точка зрения, согласно которой живое возникает в результате естественных физико-химических процессов из неживого. На ней мы и остановимся более подробно. Одна из последних гипотез о происхождении жизни основана на идее Н. К. Кольцова о матричном синтезе протоклеток и их структурных элементов на кристаллах апатита. Предложена она биологом Э. Я. Костецким и геологом В. В. Чернобровкиным. Они обнаружили значительное сходство в периодичности элементарной ячейки апатита и двойной спирали ДНК. Они предположили возможность абиогенного синтеза нуклеиновых кислот, белков, нуклепротеидов и полисахаридов на матрице апатита как основном источнике неорганического фосфата. Эта гипотеза учитывает тот факт, что все клеточные элементы и целые организмы являются жидкокристал-лическими гомеостатическими структурами. Эта гипотеза позволяет отказаться от рассмотрения возникновения очень сложных, упорядоченных живых систем в результате спонтанной и очень длительной эволюции. Участие минералов в процессе возникновения жизни делает его закономерным, а время этого процесса весьма кратким.
26. Классическая
концепция биологической
27. Неоклассическая теория.
1. Ортогенез – (от греч. os – прямой и генез) – концепция в эволюционном учении, утверждающая, что развитие живой природы, обусловлено внутренними причинами, направляющими ход эволюции по определѐнному пути, строго определяя его направление. По этой концепции, направленность эволюции определяется тем, что сама изменчивость изначально имеет определѐнную направлен-ность. Направленность эволюции не зависит от естественного отбора. Все изменения живых форм происходят по немногим, строго предопределѐнным природой организма направлениям и передаются по наследству. Концепцией, принципиально сходной с ортогенезом, или происходящей из него является номогенез.
2. Номогенез — это эволюция на основе закономерностей. Если дарвинизм и ламаркизм полагают всякое сходство либо свидетельством общего происхождения, либо итогом независимого приспособления, то номогенез утверждает другое: всякое сходство – результат общности законов формообразования, если не доказано иное.
Эта эволюционная концепция была изложена в книге Льва Семѐновича Берга «Номогенез, или эволюция на основе закономерностей» (Петроград, 1922), одним из основныхположений которой было признание закономерного характера изменчивости организмов, лежащей в основе эволюционного процесса. Но основу номогенеза заложил американский палеонтолог Эдвард Коуп (E.D. Cope, 1840-1897) теорией гомологических рядов.
3. Коэволюционизм – точка зрения, согласно которой движущей силой эволюции является не борьба за существование и естественный отбор, а взаимопомощь и кооперация особей в процессе жизнедеятельности.
Наиболее известной является коэволюционная концепция А. П. Кропоткина. Она изложена в книге «Взаимопомощь как фактор эволюции». Он писал: «Виды животных, у которых индивидуальная борьба доведена до самых узких пределов, а практика взаимной помощи достигла наивысшего развития, оказываются неизменно наиболее многочисленными, наиболее процветающими и наиболее приспособленными к дальнейшему прогрессу.
28, 29. Развитие представлений о самоорганизации систем. 3 направления: 1) диссипативная самоорганизация (синергетический подход). Возникает в 1970-е гг. как проект особой дисциплины – синергетики. С точки зрения синергетики, самоорганизация – это процесс упорядочения (пространственного, временного, пространственно-временного) в открытой системе, за счет согласованного взаимодействия множества элементов ее составляющих. Для того, чтобы можно был говорить о самоорганизации в системе, она должна быть: открытой (могла обмениваться энергией, веществом с окружающей средой), сложной (содержать неограниченно большое число подсистем), обладать стационарным устойчивым режимом, в котором все элементы взаимодействуют хаотически, неравновесной. При увеличении степени обмена информацией со средой в системе может наблюдаться спонтанный переход на новый уровень упорядоченности, основанный на когерентном поведении большого числа элементов, заметный лишь на макроскопическом уровне.
Стандартными примерами
диссипативной самоорганиза-
Большой вклад в становление синергетики внес бельгийский ученый российского происхождения Илья Пригожин.
2) консервативная самоорганизация (супрамолекулярная химия и теория фазовых переходов) наблюдается в равновесных условиях при самоорганизации высокомолекулярных соединений (при образовании ДНК), при образовании кристаллов без внешнего воздействия, при равновесных фазовых переходах. Это направление самоорганизации разработал нобелевский лауреат, основатель супрамолекулярной химии Жан-Мари Лен.
3) континуальная самоорганизация (концепция эволюционного катализа) разработана первоначально на материале химических и биологических систем А. П. Руденко. В отличие от когерентной самоорганизации в диссипативных системах с большим числом элементов, континуальная самоорганизация разработана для индивидуальных 124
микросистем. Самоорганизация здесь понимается как саморазвитие системы, которое происходит за счет внутренней полезной работы против равновесия. Примером подобной самоорганизации индивидуальных систем может быть биологическая эволюция с естественным отбором.
В широком смысле слова под самоорганизацией понимается упорядочение системы за счет внутренних факторов, без внешнего воздействия. Догадки о возможности упорядочения в системе за счет ее внутренней динамики высказывались, начиная с Нового времени. Рене Декарт в пятой части «Рассуждений о методе» пишет о такой возможности. В труде «Всеобщая естественная история и теория неба» Иммануил Кант утверждает небулярную гипотезу, согласно которой планеты солнечной системы образовались из туманности естественным путем благодаря силам притяжения и отталкивания, внутренне присущим материи. В 1947 г. понятие самоорганизация появляется в научной публикации. В научный оборот понятие самоорганизация (self-organizing) вводит Уильям Эшби. В 1960-е гг. термин использовался в теории систем. В 1970-80-е гг. стал использоваться в физике сложных систем.
30. Антропогенез. Человек – сложная целостная система,которая является компонентом более сложных систем – биологической и социальной.
До 19 века господствовала теистическая
антропологическая концепция,
Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в 19 веке с утверждением эволюционной теории. Э.Дарвин развивал представления об эволюции животных под влиянием внешней среды (эпическая поэма «Зоономия»). Ламарк создал концепцию,согласно которой виды животных и растений постоянно изменяются,усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Ч.Дарвин вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира,установил движущие силы эволюции органического мира: изменчивость,наследственность и естественный отбор.Изменчивость – основа образования новых признаков в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет их.Под воздействием естественного отбора в процессе борьбы за существование устраняются «слабые» организмы.
Энгельс в трудовой теории антропогенеза считал, что труд в процессе становления развивает в человеке способность преобразовывать природу по своим меркам, а также способствует его собственному формированию. Орудия труда являются основным способом передачи социального опыта, т.е. лежат в основе социальной формы наследования.
На рубеже 20 века появилась мутационная теория эволюции Хуго де Фриза, согласно которой новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате (геноме).Это явление не связано с естественным отбором.
В конце 20-х гг. произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики – синтетическая теория эволюции. Она изучает элементарные эволюционные процессы не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений.
Споры вокруг эволюционной теории не утихают и сегодня. Подвергается критике и синтетическая теория эволюции. Это связано с распространением концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни, в т.ч. антропогенеза. Придают решающее значение в эволюции случайным явлениям. Это течение очень близко неокатастрофизму.Его представители полагают, что основное значение в смене форм жизни имеют массовые вымирания, обусловленные глобальными катастрофами. Теория антропогенеза Шардена согласуется с теорией самоорганизации систем. Основа – принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых равновесных систем, обменивающихся со средой веществом, энергией, информацией, которые переходят от одного качественного состояния к другому в результате скачкообразного процесса. Состояние системы после скачка носит случайный характер. По мнению Шардена, появление homo sapiens – скачок в антропогенезе. Его заслуга в том, что он один из открывателей, нашедший критическое,недостающее звено между обезьяночеловеком и неандертальцем, в рамках эволюционной концепции обосновал единство биологической и социальной природы человека. Ближайший к homo sapiens ряд в общей цепи антропогенеза: австралопитек – питекантроп – синантроп - homo sapiens.
Вся цепочка предшественников человека с точки зрения современного естествознания: -рамапитек – на территории Индии до Африки 14 млн. лет назад; -сивапитек – в Азии 10 млн. лет назад; -зинджантроп – в Африке 2 млн. лет назад; -австралопитек – 4-2млн. лет назад; -питекантроп – 1,9-0,65 млн.лет назад; -синантроп – 400 тыс. лет назад; -неандерталец (ранняя форма homo sapiens) – 30-40 тыс. лет назад.
Антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса. В каждый период времени существует множество параллельных эволюционных линий, происходящих от общего предка. Основная проблема в восстановлении эволюции человека в том, что у нас нет близких родственников среди живущих ныне предков.
Когда мы говорили о различии естественнонаучного и гуманитарного знания, то определили, что естествознание изучает природу, как она есть, а гуманитарные науки изучают духовные произведения человека. В каком смысле, учитывая такое разделение, можно говорить о человеке как предмете естествознания? В том смысле, что человек тоже естествен: во-первых, по своему происхождению, и, во-вторых, по своей природе, т. е. биологической основе своего существования. Человека можно рассматривать и как физическое тело и как биологическое существо, хотя он не сводится к этому. В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек — биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. С этим можно согласиться, не забывая: 1) что человека можно рассматривать и с физической точки зрения и изучать происходящие в нем химические процессы; 2) что не только человек обладает социальной формой существования, но и многие животные. Более того, с каждым годом этология накапливает все больше данных, свидетельствующих о том, что социальное поведение человека во многом генетически детерминировано. Еще в античной философии много внимания уделялось определению природы человека. Киники видели ее в естественном образе жизни и ограничении желаний и материальных потребностей; Эпикур — в чувствах, общих у человека и животных; Сенека и стоики — в разуме. В западной философии, особенно в марксизме, на передний план выдвинулось представление о социальной сущности человека. С точки зрения современной науки более точно разделять биологическую предопределенность существования человека и его родовую (собственночеловеческую) сущность. Поисками границ между биологическим и специфически человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука в применении к изучению человека находится на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания. Итак, человек как предмет естественнонаучного познания может рассматриваться в трех аспектах: 1) происхождение; 2) соотношение в нем естественного и гуманитарного; 3) изучение специфики человека методами естественнонаучного познания. Первое направление, традиционно называемое антропологией, изучает: когда, от кого и как произошел человек и чем он отличается от животных; второе направление — социобиология — изучает генетическую основу человеческой деятельности и соотношение физиологического и психического в человеке; к третьему направлению относится изучение естественнонаучным путем мозга человека, его сознания, души и т. п.
Информация о работе Шпаргалка по "Концепциям современного естествознания"