Аффект. Диагностические признаки аффекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:32, контрольная работа

Краткое описание

В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены специфической человеческой деятельностью в сфере правового регулирования. Право всегда связано с нормативным поведением людей. Являясь активным членом общества, человек совершает поступки, действия, которые подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какого-то конкретного множества людей, называются нормами поведения и устанавливаются самими людьми в интересах либо всего общества, либо отдельных групп и классов. Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности

Содержание

Введение……………………………...…………………………………………...3
Аффект. Диагностические признаки аффекта………………………….…….5
Формирование преступных установок………………………………….…...13
Факторы, влияющие на формирование показаний свидетеля и потерпевшего………………………………………………………………….…17
Заключение……………………………………..……………………………….22
Список использованной литературы……...……………………………...…24

Вложенные файлы: 1 файл

юридическая псих.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Вместе  с  тем  на его  показания влияют  и  некоторые  объективные  факторы, и  особенно факторы  субъективного  характера. Об этом следует  сказать  несколько подробнее.  

Мы заметили вначале, что  все  названные  выше аспекты  статуса  потерпевшего лицо приобретает  с  момента  признания  его  таковым (постановления дознавателя, следователя, суда).  

Учитывать те моменты, которые играют роль в  получении от потерпевшего объективных  показаний, властный субъект допроса  должен уже при подготовке к его  допросу.  

Прежде  всего, следует учитывать, что в связи с совершенным посягательством на жизнь потерпевшего, его здоровье, достоинство личности показания потерпевшего характеризуются повышенной эмоциональностью: состоянием страха, ужаса, стресса, отчаяния, боли, физическими страданиями и т.п. Острые эмоциональные состояния потерпевшего сужают его сознание и деформируют логическое мышление, что нередко порождает неадекватность его показаний, особенно при первом его допросе.  

Сказанное достаточно четко свидетельствует  о существенном различии субъективных факторов, влияющих на показания потерпевшего, от субъективных факторов, влияющих на показания свидетеля. Это обстоятельство обусловливает иногда отложение  допроса потерпевшего до момента, пока он более или менее не успокоится после ужаса, стресса или даже шока. Как свидетельствует практика допроса потерпевшего, при его  первом допросе искажение картины  события бывает нередко существенное. При повторном допросе его  показания, как правило, полнее, конкретнее, т.е. более объективны. «Взаимодействие следователя  с потерпевшим должно строиться с учетом состояния  потерпевшего, как лица пострадавшего, перенесшего психическую травму, ищущего защиту у правосудия».  

Следовательно, в ходе допроса потерпевшего следователь (и суд) может получить наиболее обширную информацию, нежели при  допросе  свидетеля.  

Учитывая  контактирование потерпевшего в момент посягательства на него со стороны преступника, на теле и одежде преступника и на теле и одежде потерпевшего могут быть оставлены разнообразные следы повреждений, которые могут быть причинены различными предметами.   

Все это  подлежит выяснению в ходе допроса  потерпевшего и, кроме того, зафиксировано  при допросе свидетелей, а подчас и в процессе допроса подозреваемого (обвиняемого), признавшего вину.  

Все это  подлежит выяснению в ходе допроса  потерпевшего и, кроме того, зафиксировано  при допросе свидетелей, а подчас и в процессе допроса  подозреваемого (обвиняемого), признавшего  вину.  Особенности психической деятельности потерпевшего, как правило, диктуют потребность  в его повторном допросе следователем. Успокоившись не только после совершенного на него посягательства, но и после ситуации первого допроса, он может вспомнить полнее как само событие преступления, так и отдельные его моменты и детали.

Таким образом, существенная разница, как выше указано, предмета допроса свидетеля и потерпевшего, а равно объективных и субъективных условий, в которых тот и другой воспринимали событие преступления, не дают оснований для отождествления правил допроса свидетеля и потерпевшего ни в процессуальном, ни в тактическом, ни в психологическом, ни в нравственном аспектах.

Имея ввиду большое  значение свидетельских показаний  для оценки совокупности исследуемых  по делу доказательств, чтобы постановить «законный, обоснованный и справедливый приговор» (ст. 297 УПК РФ7) еще в досудебном производстве, следователь, поскольку он все делает до суда и для суда, обязан выяснить при допросе свидетеля прежде всего условия, в которых свидетель воспринимал событие преступления. При этом основные условия подлежат обязательному выяснению: фон восприятия, размеры и конфигурация объекта восприятия, расстояние, с которого он воспринимал событие, погодный условия, время суток, наличие искусственного освещения, цвет объекта и другие объективный и субъективные факторы, влияющие на формирование его показаний и их оценку. Причем лишь некоторые из названных условий, иногда выясняются у потерпевшего, а его субъективное состояние, как правило, является результатом совершенного на него посягательства, и поэтому выяснение субъективного (эмоционального) состояния выясняется самостоятельно, как порожденное в ситуации совершения преступления при непосредственном контакте потерпевшего с преступником.

Используя уточняющие и  детализирующие вопросы к свидетелю (потерпевшему), следователь может получить исчерпывающие данные о названных условиях, что позволит ему плодотворно дать оценку не только показаниям допрошенных свидетелей и потерпевших, но и всей совокупности доказательств, собранных в следственном производстве, и тем самым правильно по форме и содержанию составить обвинительное заключение (обвинительный акт).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, подведем итоги по контрольной работе.

Для наиболее объективного и квалифицированного решения множества вопросов, постоянно возникающих перед судебно-следственными работниками, наряду с юридической и общей эрудицией, профессиональным опытом, требуются также и обширные психологический понятия.

Занимаясь исследованием  теневых сторон жизни, иногда в самых отталкивающих ее проявлениях, следователи и судьи должны сохранять личную невосприимчивость (иммунитет) к отрицательным влияниям и избегать нежелательных искажений личности, так называемой профессиональной деформации (подозрительности, самоуверенности, обвинительного уклона и т.п.)

Особенности труда этих работников делают необходимой морально-психологическую  закалку, поскольку они связаны  со значительным напряжением умственных и моральных сил. Значительный рост преступности, а также развитие ее наиболее опасных форм: организованная преступность, убийства на сексуальной почве, заказные убийства и т.п. предъявляют требования к повышению эффективности деятельности правоохранительной системы. С другой стороны, усиливается охрана прав и интересов отдельных граждан в процессе привлечения к уголовной ответственности и тенденция к гуманизации процесса расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, что определяет необходимость высокого уровня профессиональной компетентности работников правоохранительной системы как главного интегрального фактора, обеспечивающего как защиту интересов отдельных лиц и организаций от преступных посягательств, так и соблюдение всех законных прав и интересов граждан и коллективов, а также соблюдение этических норм. Сама профессиональная компетентность в значительной степени определяется личностным потенциалом правовика, т.е. системой психологических факторов, которые можно объединить общим понятием «Психологическая культура».

Психологическая культура юриста – это комплекс психологических знаний, означающий психологию личности и деятельности, психологию юридического знания и психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения.

В значительной степени задачи юридической психологии определяются необходимостью совершенствовать практическую деятельность органов правосудия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12. 2008 №6-ФКЗ, от 30. 12. 2008 №7-ФКЗ) // Российская газета. 1993.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 09.11.2009 № 247-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2012. - 79 с.
  3. Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 №174-ФЗ (в ред. от 29.11.2012 №207-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 15.10.2013 – 80с.
  4. Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие для вузов по спец. «Юриспруденция». – М., 2007.
  5. Васильев В.Л.   Юридическая психология: Учебник для вузов/ В.Л. Васильев. ─6-е изд., перераб. и доп. ─ СПб:Питер Пресс, 2010. ─ 608с.
  6. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений. Закон, теория, практика. – М.: ЮрИнфор, 2010.
  7. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие / – СПб. Изд.дом «Питер», 2010. – 368с.
  8. Поздняков В.М. Юридическая психология: генезис и перспективы // Прикладная юридическая психология. – 2010. - № 2.

 

 

 

 
  

1 Васильев В.Л.   Юридическая психология: Учебник для вузов/ В.Л. Васильев. ─6-е изд., перераб. и доп. ─ СПб:Питер Пресс, 2010. ─ 608с.

2 Юридическая психология: Учебник для вузов. 6-е изд. / Васильев В.Л. – СПб: ПИТЕР, 2010

3 Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие для вузов по спец. «Юриспруденция». – М., 2007. 78с.

4 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 09.11.2009 № 247-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2012. - 79 с.

5 Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие / Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. – СПб. Изд.дом «Питер», 2010. – 368с.

6 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12. 2008 №6-ФКЗ, от 30. 12. 2008 №7-ФКЗ) // Российская газета. 1993.

7 Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 №174-ФЗ (в ред. от 29.11.2012 №207-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 15.10.2013 – 80с.

 


Информация о работе Аффект. Диагностические признаки аффекта