Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 04:56, курсовая работа
Данная курсовая рассматривает вопросы расследования преступлений подведомственных ФСКН.
Введение…………………………………………………………………….стр. 3
ГЛАВА I. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств
1.1 Понятие криминалистической характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и её элементы ………………………………………………………………………………………стр. 5
1.2 Планирование расследования преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств …………………………………………….. ...стр. 9
1.3 Сбор исходной информации путем оперативно-розыскной деятельности ……………………………………………………………………..стр. 13
ГЛАВА II. Первоначальные следственные действия по уголовным делам связанным с незаконным оборотом наркотических средств
2.1 Роль первоначальных следственных действий по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств ………………………………..стр. 17
2.2 Осмотр места происшествия ……………........................................стр. 20
2.3 Допрос подозреваемого (обвиняемого)………………………….. стр. 24
2.4 Назначение экспертизы…………………………………………… стр. 29
Заключение……………………………………………………………… стр. 34
Список использованных правовых актов и литературы…………. стр. 37
Планирование следствия, как и всякое иное планирование, является предвидением предстоящей работы с соответствующими расчетами и ее организационным обеспечением по оптимальному ее выполнению в отношении цели, затраты времени и средств.
В соответствии с принципами научной организации труда, считает далее Васильев А.Н., планирование следствия должно отражать6:
1) общую цель и промежуточные задачи;
2) этапы деятельности;
3) конкретные действия в каждом этапе, необходимые для решения задач и достижения цели, и метод их производства;
4) средства и условия, требующиеся для этих действий;
5) сроки и место исполнения;
6) состав участников каждого действия;
7) мобилизацию и расстановку сил, распределение обязанностей в каждом действии;
8) контроль и учет исполнения;
9) подытоживание результатов.
Предмет (содержание) плана вытекает из требования уголовно-процессуального закона а именно из ст. 73 УПК РФ.
Кроме того, требуется выяснение обстоятельств, способствовавших преступлению.
Помимо установления вышеуказанных обстоятельств предмета доказывания следователь должен принять меры, направленные на:
а) установление местонахождения виновного и пресечение его возможных попыток уклонения от следствия и суда;
б) возмещение причиненного материального ущерба;
в) обеспечение возможной конфискации имущества виновных по приговору суда;
г) устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений.7
Принятие всех этих мер вместе с установлением обстоятельств предмета доказывания составляет общую задачу расследования, которая должна найти отражение в плане расследования по делу.
Обстоятельства предмета доказывания, так же целесообразно устанавливать применительно к сторонам преступления8:
а) объекту посягательства.
б) объективной стороне посягательства;
в) субъекту посягательства;
г) субъективной стороне посягательства
Планирование следствия основывается на принципах индивидуальности и динамичности. Индивидуальность планирования означает, что план следствия по каждому конкретному делу должен быть индивидуальным, т.е. только для расследования данного преступления. Динамичность планирования следствия означает его подвижность, гибкость, оперативность. Следователь не должен быть связан направлением расследования, которое он запланировал на основании определенных данных. Если возникает необходимость, следует изменить план расследования, наметить новые версии.
Важным средством планирования является составление письменного плана расследования по делу. Обязательной формы плана не существует. Следователь избирает ту форму, которая окажется для него наиболее удобной.
При любой форме план должен отражать:
а) первоначальные и иные следственные и оперативно-розыскные действия, необходимость в производстве которых очевидна;
б) версии, которые выдвигаются при расследовании данного дела (общие, по сторонам преступления, частные);
в) вопросы, посредством которых каждая версия конкретизируется для ее проверки;
г) следственные, оперативно-розыскные и иные действия, необходимые для проверки версий;
д) сроки исполнения, указания о том, кто исполняет, и какие необходимо создать условия исполнения.
Можно включить в план дополнительную графу о результатах запланированных действий, но возможно ограничиться отметкой об исполнении в примечании.
По сложному делу целесообразно составить большой развернутый план, при множестве эпизодов по каждому эпизоду желательно план составлять отдельно.
Планирование следственного действия, как и планирование следствия в целом, должно быть индивидуальным и динамичным.
Индивидуальным потому, что в каждом конкретном случае ход следственного действия своеобразен, а динамичность планирования позволяет вносить необходимые изменения в план следственного действия, который поэтому представляет собой лишь ориентир для намечаемого следственного действия.
Планируя следственное действие, следователь должен определить:
1) какая конкретная задача ставится перед данным следственным действием;
2) когда следует провести его (день, час);
3) где следует провести его;
4) как должно быть организовано действие, проведена его подготовка (навести справки, ознакомиться с материалами дела, создать условия для производства действий, позаботиться о транспортных средствах и т.д.).
5) кто и в качестве кого должен принять участие в следственном действии;
6) как должны быть мобилизованы и расставлены силы, распределены обязанности, использованы участники следственного действия, организован контроль исполнения;
7) какова должна быть последовательность действия;
8) какие тактические приемы целесообразнее будет применить;
9) какие технические средства необходимо использовать;
10) какие могут потребоваться оперативно-розыскные мероприятия до или параллельно следственному действию или непосредственно после его производства;
11) как подытожить результат действия9
Составление
специального письменного плана по каждому
следственному действию не является обязательным,
и в некоторых случаях следователь может
ограничиться краткими записями в блокноте.
Не существует и общей формы плана следственных
действий.
1.3
Сбор исходной информации путем оперативно-розыскной
деятельности.
Информационное обеспечение деятельности Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (далее ФСКН), органов внутренних дел, - пишет Меретуков Г.М., - а также других заинтересованных министерств и ведомств - важное условие успешной борьбы с распространением наркотиков. При существующем высоком уровне латентности преступности, связанной с наркотиками, необходима максимальная информированность подразделений по незаконному обороту наркотиков об уровне, структуре и динамике наркотической преступности для принятия адекватных мер противодействия.
К основным источникам криминалистически значимой информации относятся:
1) Сотрудники ФСКН, органов внутренних дел, ФСБ и т.д., которые располагают значительным объемом информации в сфере незаконного оборота наркотиков.
Так же участковые инспектора полиции устанавливают наиболее широкие и прочные контакты с населением и имеют возможность получать подробную информацию о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес. Эта информация в дальнейшем может стать поводом для разработки преступников.
Не меньшими возможностями в этом плане обладают сотрудники подразделений обеспечения общественного порядка.
2) Негласные источники криминалистически значимой информации.
Анализ информации из этих источников позволяет создать оперативно-розыскную картину явления, что очень существенно с учетом его высокой латентности.
3) Материалы уголовных дел, в особенности, о преступлениях, связанных с наркотиками;
4) Работники учреждений, ведомств и общественных организаций, участвующих в противодействии распространению наркомании;
5). Письма и заявления граждан, администрации предприятий, учреждений и организаций;
5) Сообщения и публикации в СМИ;
6) Учетные и иные документы;
7) Результаты социологических исследований.
Наряду с указанными могут использоваться и иные источники информации.
Начальная стадия процесса сбора, оценки, систематизации и анализа информации - это сбор исходной информации о деятельности лиц, подозреваемых в причастности к совершению незаконных операций с наркотиками, а также о фактах обнаружения преступлений связанных с наркотическими средствами. Эта информация собирается двумя способами - открыто и тайно, что и предопределяет источник информации (гласный или негласный). Учитывая специфику этих преступлений, основная часть исходной информации собирается тайно различными способами в процессе осуществления оперативно-розыскных действий перечисленных в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» и Законе «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Прежде чем информация будет проанализирована, обычной процедурой является ее оценка с точки зрения надежности источника, достоверности информации, полноты и полезности для данного расследования.
Оценку осуществляют те сотрудники, которые непосредственно собирают информацию и располагают всеми данными, как о самой информации, так и о ее источнике. Далее полученная информация должна систематизироваться и в последующем анализироваться.
Анализ заключается в выделении потенциально полезной информации из потока неточных и разрозненных сведений, предполагает составление отдельных элементов информации в единую рабочую гипотезу, позволяющую понять, что происходит в наблюдаемом процессе оборота наркотиков. Поскольку незаконный оборот наркотиков представляет собой непрерывную деятельность, он должен обязательно анализироваться как единый процесс.
Основой информационного обеспечения рассматриваемой деятельности являются учеты лиц, представляющих оперативный интерес, событий преступлений и иных форм правонарушений, совершенных в сфере незаконного оборота наркотиков, раскрытие которых отнесено к компетенции ФСКН, а так же иных правоохранительных структур.
По нашему мнению, Гребельский Д.В., дает наиболее раскрытое определение оперативно-розыскной деятельности уполномоченных на то субъектов как научно обоснованную и базирующуюся на законах и подзаконных нормативных актах систему разведывательно-поисковых мероприятий, которые осуществляются специально уполномоченными на то аппаратами и должностными лицами преимущественно оперативно-розыскными средствами и методами в целях эффективной борьбы с преступностью.10
Оперативно-розыскная деятельность базируется на выявлении, получении, обработке и реализации различного характера информации, необходимой для предотвращения и раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников.
При наличии сведений о фактах совершения противоправных действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в целях выявления таких действий, а также лиц и преступных групп, в них участвующих, статья 6 Федерального закона России «Об оперативно - розыскной деятельности» и статья 36 Федерального закона России «О наркотических средствах и психотропных веществах» дает возможность осуществить целый комплекс розыскных мероприятий. Наиболее часто применяемыми, в таких ситуациях, являются: проверочная закупка; наблюдение; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; контролируемая поставка.
Информация о работе Методика расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков