Милиция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Очень часто мы, граждане России, сталкиваемся в том или ином случае с сотрудниками ГИБДД, патрульно-постовой службы, паспортно-визовых подразделений, подразделений уголовного розыска, участковыми инспекторами и т.д.
Данные должностные лица являются работниками органов внутренних дел, а точнее милиции.

Вложенные файлы: 1 файл

Милиция в России.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

«Милиция  в России»

ВВЕДЕНИЕ

 

Очень часто мы, граждане России, сталкиваемся в том или ином случае с сотрудниками ГИБДД, патрульно-постовой службы, паспортно-визовых подразделений, подразделений уголовного розыска, участковыми инспекторами и т.д.

Данные должностные лица являются работниками органов внутренних дел, а точнее милиции.

В соответствии с Законом РФ «О милиции» она, являясь системой государственных  органов исполнительной власти, входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации

Роль милиции является наиболее значительной в сфере внутренних дел. Как мы знаем из повседневной жизни, она обеспечивает соблюдение общественного порядка и общественной безопасности с целью охраны прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и общественных объединений, охраны собственности и борьбы с преступностью.

Кодексом об  административных правонарушениях Российской Федерации  к компетенции органов внутренних дел (милиции) в связи с их  существенной ролью в общественных отношениях как правоохранительных органов, обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность, отнесены многие дела об административных правонарушениях.

Предлагаемая работа раскрывает вопросы, связанные с милицией и ее деятельностью  вообще и в административной сфере  в частности. Как было  сказано  выше актуальность данной темы не вызывает сомнений в связи с важными функциями, выполняемыми органами милиции.

Итак, для раскрытия выбранной  темы «Милиция в России» необходимо раскрыть следующие вопросы:

Понятие и задачи милиции, правовая основа ее деятельности

Виды деятельности милиции

Организационная структура и виды милиции

Служба в милиции и властные полномочия работников милиции.

Для названной темы использовалось законодательство Российской Федерации, в частности, Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г.,  Закон РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" с изменениями и дополнениями, прочие нормативные акты Российской Федерации.

1. Общие положения

 

Милиция осуществляет важные функции в сфере внутренних дел.

Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законодательством РФ1.

Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 

Милиция в  своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом от 18 апреля 1991 г. «О милиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.

В своей деятельности милиция руководствуется  также законами и иными правовыми  актами Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При осуществлении своей  деятельности милиция руководствуется следующими нормативными актами Российской Федерации:

  • Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации N 209от 12 февраля 1993 г. (с изменениями от 2 декабря 1998 г.)
  • Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" (с изменениями от 26 июля 2001 г.)
  • Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 "О подразделениях криминальной милиции" (с изменениями от 26 июля 2001 г.)

Задачами милиции  в соответствии со статьей 2 Закона «О милиции» являются:

  • обеспечение безопасности личности;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • выявление и раскрытие преступлений;
  • охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
  • защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
  • оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных названным Законом.

Иные задачи на милицию могут  быть возложены только названным  Законом. Данный перечень проиллюстрирован в Приложении 1.

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

В соответствии с Конституцией РФ, провозгласившей права и свободы  человека высшей ценностью, приоритет в деятельности милиции занимает защита прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Милиции запрещается прибегать  к пыткам, насилию, другому жестокому  или унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Кроме того, милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом2.

Во всех случаях ограничения  прав и свобод гражданина сотрудник  милиции обязан разъяснить ему основание  и повод такого ограничения, а  также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Следует отметить, что Кодекс РФ об административных правонарушениях  относит к компетенции органов  внутренних дел (милиции) многие дела об административных правонарушениях.

В частности ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ устанавливает, что определенные должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

Кроме того,  ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ устанавливает предметную компетенцию органов внутренних дел (милиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Ранее аналогичные положения были предусмотрены ст. 203 КоАП РСФСР. В Приложении 2 приводится перечень дел об административных правонарушениях, предусмотренных нормами Особенной части КоАП РФ, отнесенных к компетенции органов внутренних дел (милиции) в соответствии с ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ.

2. Организация милиции в Российской Федерации

 

По Закону РФ «О милиции» она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию).

В состав милиции входят также подразделения  милиции на железнодорожном, воздушном  и водном транспорте, учебные заведения  и подразделения для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров милиции.

Сейчас в некоторых районах  страны помимо криминальной милиции и милиции общественной безопасности образованы подразделения экологической милиции и милиции нравов.

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  • Министр внутренних дел РФ руководит деятельностью всей милиции на территории Российской Федерации.
  • Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации с учетом мнения высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской Федерации.
  • Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ в порядке, определяемом министром внутренних дел РФ.
  • Руководство милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел РФ3.

Схема системы милиции и её подчиненности приведена в Приложении 3

Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих  от организаций на основе заключенных  в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации4.

Соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставляют милиции служебные помещения, а участковым уполномоченным милиции - помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи.

 

Контроль за деятельностью милиции в соответствии со ст. 37 Закона «О милиции» в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом, законодатель определяет, что при осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.

 

Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры5

В соответствии со ст. 39 Закона «О милиции», гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.

За противоправные действия или  бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность. Кроме того, вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством6.

3. Криминальная милиция

 

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, криминальная милиция  оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей7 (см. Приложение 4) .

Как устанавливается в ст. 8 Закона «О милиции», состав и численность  криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений  определяются Правительством РФ.

Структура криминальной милиции утверждена постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 9258. В соответствии с данным актом в криминальную милицию входят следующие подразделения:

  • уголовного розыска;
  • по борьбе с экономическими преступлениями;
  • по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
  • по борьбе с организованной преступностью, в том числе специальные отряды (отделы) быстрого реагирования;
  • оперативно-поисковые;
  • специальных технических мероприятий;
  • собственной безопасности;
  • отряды милиции специального назначения.
  • Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

Порядок создания, реорганизации и  ликвидации подразделений криминальной милиции  устанавливается Положением о создании, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 (с изменениями от 26 июля 2001 г.)9

3.1. Деятельность криминальной милиции

Выполняя возложенные на нее  задачи, криминальная милиция, в основном осуществляет оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление, предупреждение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, розыск различных лиц, а также криминалистические и экспертные исследования разного рода материальных объектов в целях получения доказательств по уголовному делу.

Криминальная милиция осуществляет и уголовно-процессуальную деятельность: проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия, производит дознание в виде неотложных следственных действий, исполняет поручения следователей о производстве следственных и розыскных действий, оказывает им помощь в проведении следственных действий.

Приказом МВД РФ от 11 августа 1998 г. N 490 утверждено «Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», в соответствии с которым можно отметить следующие основные обязанности сотрудников подразделений криминальной милиции по предупреждению преступлений10.

 

ÖСотрудники подразделений уголовного розыска:

Выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению.

Информация о работе Милиция в России