Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:24, курсовая работа
Очень часто мы, граждане России, сталкиваемся в том или ином случае с сотрудниками ГИБДД, патрульно-постовой службы, паспортно-визовых подразделений, подразделений уголовного розыска, участковыми инспекторами и т.д.
Данные должностные лица являются работниками органов внутренних дел, а точнее милиции.
«Милиция в России»
Очень часто мы, граждане России, сталкиваемся в том или ином случае с сотрудниками ГИБДД, патрульно-постовой службы, паспортно-визовых подразделений, подразделений уголовного розыска, участковыми инспекторами и т.д.
Данные должностные лица являются работниками органов внутренних дел, а точнее милиции.
В соответствии с Законом РФ «О милиции» она, являясь системой государственных органов исполнительной власти, входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации
Роль милиции является наиболее значительной в сфере внутренних дел. Как мы знаем из повседневной жизни, она обеспечивает соблюдение общественного порядка и общественной безопасности с целью охраны прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и общественных объединений, охраны собственности и борьбы с преступностью.
Кодексом об административных
правонарушениях Российской Федерации
к компетенции органов
Предлагаемая работа раскрывает вопросы, связанные с милицией и ее деятельностью вообще и в административной сфере в частности. Как было сказано выше актуальность данной темы не вызывает сомнений в связи с важными функциями, выполняемыми органами милиции.
Итак, для раскрытия выбранной темы «Милиция в России» необходимо раскрыть следующие вопросы:
Понятие и задачи милиции, правовая основа ее деятельности
Виды деятельности милиции
Организационная структура и виды милиции
Служба в милиции и властные полномочия работников милиции.
Для названной темы использовалось законодательство Российской Федерации, в частности, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., Закон РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" с изменениями и дополнениями, прочие нормативные акты Российской Федерации.
Милиция осуществляет важные функции в сфере внутренних дел.
Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законодательством РФ1.
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом от 18 апреля 1991 г. «О милиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При осуществлении своей деятельности милиция руководствуется следующими нормативными актами Российской Федерации:
Задачами милиции в соответствии со статьей 2 Закона «О милиции» являются:
Иные задачи на милицию могут быть возложены только названным Законом. Данный перечень проиллюстрирован в Приложении 1.
Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.
В соответствии с Конституцией РФ,
провозгласившей права и
Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Кроме того, милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом2.
Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник милиции обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Следует отметить, что Кодекс РФ об административных правонарушениях относит к компетенции органов внутренних дел (милиции) многие дела об административных правонарушениях.
В частности ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ устанавливает, что определенные должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.
Кроме того, ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ устанавливает предметную компетенцию органов внутренних дел (милиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Ранее аналогичные положения были предусмотрены ст. 203 КоАП РСФСР. В Приложении 2 приводится перечень дел об административных правонарушениях, предусмотренных нормами Особенной части КоАП РФ, отнесенных к компетенции органов внутренних дел (милиции) в соответствии с ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ.
По Закону РФ «О милиции» она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию).
В состав милиции входят также подразделения
милиции на железнодорожном, воздушном
и водном транспорте, учебные заведения
и подразделения для
Сейчас в некоторых районах страны помимо криминальной милиции и милиции общественной безопасности образованы подразделения экологической милиции и милиции нравов.
В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Схема системы милиции и её подчиненности приведена в Приложении 3
Финансирование милиции
Соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставляют милиции служебные помещения, а участковым уполномоченным милиции - помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи.
Контроль за деятельностью милиции в соответствии со ст. 37 Закона «О милиции» в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом, законодатель определяет, что при осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.
Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры5
В соответствии со ст. 39 Закона «О милиции», гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.
За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность. Кроме того, вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством6.
Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей7 (см. Приложение 4) .
Как устанавливается в ст. 8 Закона «О милиции», состав и численность криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством РФ.
Структура криминальной милиции утверждена постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 9258. В соответствии с данным актом в криминальную милицию входят следующие подразделения:
Порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции устанавливается Положением о создании, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 (с изменениями от 26 июля 2001 г.)9
Выполняя возложенные на нее задачи, криминальная милиция, в основном осуществляет оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление, предупреждение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, розыск различных лиц, а также криминалистические и экспертные исследования разного рода материальных объектов в целях получения доказательств по уголовному делу.
Криминальная милиция
Приказом МВД РФ от 11 августа 1998 г. N 490 утверждено «Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», в соответствии с которым можно отметить следующие основные обязанности сотрудников подразделений криминальной милиции по предупреждению преступлений10.
ÖСотрудники подразделений уголовного розыска:
Выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению.