Моделирование при расследовании преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Криминалистика – динамично развивающаяся наука. Основной ее задачей является удовлетворение насущных потребностей следственной, экспертно - криминалистической и судебной практики в эффективных средствах и методах деятельности при решении задач уголовного судопроизводства. В этих целях криминалистика не только выделяет и совершенствует все ценное из практики борьбы с преступностью, но и широко и творчески использует данные естественно-технических и других наук при разработке криминалистических средств, приемов и методов деятельности по расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.

Содержание

Введение…………………………………………………………………........…3
Глава 1. Моделирование как метод познания …………...………...…………5
1.1. Понятие и сущность моделирования …………….…………...…….….5
1.2. Причины применения моделей и моделирования ………………..…...7
1.3. Процесс моделирования…………………………………………………9
1.4. Значение моделирования в следственной практике…………………..13
Глава 2. Виды моделей и моделирования. Методика моделирования..…………………………………………………………….….15
2.1. Виды моделей …………………………..…..………..………………….15
2.2. Виды моделирования …………….……………………………………..18
2.3. Методика моделирования в познании криминалистического события………………………………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………...26
Библиография……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая криминалистика.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

 Применение моделирования в уголовном судопроизводстве служит решению задач, стоящих перед ним и в частности. Криминалистическое моделирование способствует4:

 • распознованию (криминалистической  диагностике) признаков преступления, определению видовой принадлежности содеянного, наличию в нем признаков конкретного состава преступления, правильной уголовно- правовой квалификации деяния;

 • ограничению преступлений  от иных общественно опасных  деяний;

 • выявлению и установлению  событий, исследуемых в уголовном  процессе;

 • выявлению и изобличению  лиц, скрывшихся с места происшествия  после совершенного ими правонарушения;

 • установлению личности  по трупу и останкам;

 • выявлению потерпевших  и свидетелей, местонахождение которых  неизвестно;

 • розыску похищенного имущества, предметов, использованных при совершении общественно опасных деяний;

 • установлению событий, которые  предшествовали, сопутствовали общественно  опасному деянию, последовали вслед  за ним;

 • установлению цели, мотивов, обстановки, механизма преступного и некоторых видов поведения различных лиц, образуемых при этом следов;

 • установлению происхождения  и связи между фактами, их временной  и пространственной характеристики, устранению противоречий между  фактами;

 • определению направления  поисково-познавательной деятельности, формулированию общих и частных тактических, организационных, управленческих задач, определению средств, путей и методов их решения.

 Необходимость в моделировании  возникает5:

  • когда объект познания существовал в прошлом, и его уже нет на момент исследования. Преступление. «Динозавры».
  • Когда объект познания, возможно будет существовать в будущем (возможная следственная ситуация в ходе предстоящего допроса, моделирования в процессе подготовки к нему). «Майкл Джексон».
  • Когда объект существует реально на момент исследования, однако он либо чрезмерно сложен, либо вовсе недоступен для познания «Авиакатастрофа КЗ 10 Кемерово».
  • В тех случаях, когда познавательный процесс протекает или слишком быстро или же наоборот, слишком медленно «Полёт пули» (отдельным видам следственных экспериментов). «Часы».

 При эксперименте проводимом  в реальности требуются определенные  затраты сил, средств, времени. В  этом отношении эксперимент на  модели проводится гораздо проще, а результаты исследования с  полным основанием могут быть перенесены на реальный объект.

 

§ 1.3.    Процесс моделирования

 

Процесс моделирования включает три элемента:

1. Субъект (исследователь),

2. Объект исследования,

3. Модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. ( С----М----О)

Содержание криминалистического моделирования зависит от четырех условий6:

1. Особенностей изучаемого объекта (моделирование осуществляется в  уголовном судопроизводстве);

2. Цели изучения (Получение доказательственно - значимой информации);

3. Средства получения информации (проект в строго определенной  форме, регламентированной УПК);

4. Приемов моделирования (мысленное, материальное, математическое, компьютерное). Очень важно, что приемы моделирования  могут сочетаться, т.е. применятся  в комбинациях.

Моделированию присуща собственная логика развития, образующая структуру этого метода. Она заключается в следующем:

1) постановка проблемы и принятия решения прибегнуть к данному методу, определения задачи, которая должна быть решена с его помощью;

2) Построение моделей объекта;

3) Изучение построенной модели;

4) Реализация модели (проверка модельной  информации).

Рассмотрим эти этапы более подробно:

I этап: Постановка проблемы, определение задачи моделирования. В расследовании преступлений такими задачами могут быть:

- восстановление картины преступления,

- проверка версий,

- установление личности преступника,

- проверка показаний обвиняемого, свидетелей,

- розыск похищенного,

- поведение преступника после совершения преступления

II этап: Выбор и создание модели, а также выбор способа моделирования. На этом этапе решают:

- какие признаки, существенные с точки зрения задач моделирования, должны быть воспроизведены на модели,

- удовлетворяют ли они объективности, полноты, всесторонности расследования.

Построить модель объекта - это значит, во - первых, на основании собранных фактических данных, личного и обобщенного опыта составить общее представление о характере, природе и групповой принадлежности объекта; во- вторых, определить структуру, наполнить необходимыми деталями созданный эскиз «портрет» объекта; в - третьих, тем или иным способом зафиксировать построить модель (в памяти, в рисунке, в чертеже и т.д.)

Построение криминалистических моделей требует соблюдение логических правил. В основном модели строятся с использованием индуктивного умозаключения- рассуждения от частного к общему. Выявляя отдельные, на первый взгляд, разрозненные фактические данные, следователь обобщает их, устанавливает между ними взаимосвязь. Эта мыслительная работа осуществляется при помощи таких логических приемов, как анализ и синтез. В ряде случаев для выдвижения криминалистических моделей используются дедуктивные умозаключения, т.е. рассуждение от общего к частному. Основанием модели в данном случае может служить аналогия - вывод об однородности рассматриваемых обстоятельств на основе сходства отдельных их признаков.7

Основанием для построения моделей может быть индукция. Особенность мышления в форме индукции состоит в том, что не ясен ход мысли, а полученный результат носит эвристический характер, однако если проследить возникновение индукции, то становится ясно, что это не плод голодной фантазии, а догадка, основанная на реально существенных знаниях, накопленных в виде большего практического опыта, большого знания жизни, умение логически мыслить.

Личный и профессиональный опыт следователя проверяется:

1) в правильном понимании своих  задач и обязанностей в процессе  расследования;

2) в знании жизни, психологии  людей, умение найти правильный  подход к ним;

3) в знании способов совершения преступления, умения отделить их по тем последствия, которых влечет за собой применение того или иного способа;

4) в знании умения скрытия  преступления;

5) в умении собирать, следовать  и оценивать доказательства, т.е. доказывать;

6) в знании форм, приемов, методов доказывания, профессиональных условий этой деятельности, требований, к ней предъявляемых;

7) в умении правильно оценивать  факты и ситуации и принимать  правильные решения.

III этап: Исследование модели и получения модельной информации.

На третьем этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведения». Конечным результатом этого этапа являются множество знаний о модели. Исследование и получение информации может быть проведено различными путями8:

- следователем при осмотре места  преступления;

- по средствам экспертного исследования;

- с помощью розыскных мероприятий.

IV этап: Оценка результатов моделирования и перенос информации с модели на оригинал по правилам аналогии или подобия (не путать с УК, где аналогия запрещена).На четвертом этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал формирования множества знаний об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам:

1) знание о модели должны быть скорректированы с учетом тех средств объекта-оригинала, которые не нашли отражение или были изменены при построении модели.

2) мы можем с достаточным основанием переносить какой - либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сродства оригинала и модели.

3) если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить не правомерно.

Моделирование циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, исправит в следующих циклах. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития.

 

§ 1.4.    Значение моделирования в следственной практике

 

При определении оценки моделирования следует исходить из следующих предпосылок:

1. Не следует переоценивать роли  моделирования, не стоит сводить  его к познанию, поскольку это  лишь один из общенаучных методов  познания.

Кроме этого, следователь должен использовать весь арсенал имеющихся методов и способов познания ситуации, например: анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия.

Метод моделирования органически связан с другими методами познания:9

- наблюдением, измерением;

- экспертным сравнением;

- описанием.

Любое мысленное представление следователя далеко не всегда является мысленной моделью. В моделировании главное - процесс исследования, а также процесс опосредованного получения нового знания.

Этот метод эффективно может быть использован в следственной практике. Однако его применение целесообразно, когда у следователя возникает необходимость в получении информации опосредованным путем (если есть прочие источники, то лучше использовать их).

Создание и изучение моделей способствует, прежде всего, проверке и получению новой информации. Преступник уничтожает следы преступления. Уничтоженные или поврежденные преступником предметы нельзя изучить непосредственно, прямым наблюдением. Моделирование является единственным методом, обеспечивающим их воссоздании и исследование.

Модели, обладающие наглядностью, кроме того, имеют иллюстративную функцию, служат средством наглядного подтверждения доказываемых подтверждений. Модели, используемые при проведении следственных действий, являются источником доказательственной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды моделей и моделирования

 

§ 2.1. Виды моделей

 

Объектом наблюдения моделирования является модель. По классификации Т.С. Волченкой различают два вида моделей10:

1. Материальную или (физическую)

 2. Мысленную или (идеальную)

 В исследовании используются  оба вида моделей. Так, осматривая  место происшествия, следователь  мысленно воссоздает модель преступного  деяния: что произошло, как развивалось  преступление, какими были действия преступников на месте происшествия и т.д., в качестве материальных моделей следователь использует в ходе в ходе осмотра гипсовые слепки обуви, слепки с предметов, имеющих отношение к делу. Такое подразделение моделей вполне правомерно, т.к. оно отвечает двум возможным формам отображения события преступления - в форме материально фиксированных отображений и в форме образцов в сознании людей. Вместе с тем оно не достаточно, т.к. не отражает в полной мере ни специфику моделирования как метода познания, ни специфику моделей в зависимости от средств, технологии и иных условий и целей их получения.

 В рамках материального вида  моделирования можно выделить  геометрически подобные, физически  подобные модели, а в рамках  мысленного - образные (иконические), знаковые (символьные) и смешенные (образно- знаковые).

1. Модели геометрические создаются  применительно к объектам- оригиналам, которые имеют определенную форму  и размеры ( в двух или трех  измерениях). Их назначение - дать  чувственно-наглядное представление о моделируемом объекте независимо от того, в каком масштабе соотношении они находятся (одинаковы по линейным размерам и объему, меньше или больше оригинала). К ним относятся слепки со следов (рук, ног, зубов человека, орудий взлома и инструментов), оттески (печатей, штампов), фото-, кино-, видеоизображение (в их статическом состоянии), муляжи, (например воспроизводящие внешний облик человека), макеты (например, воспроизводящее наиболее важные узлы и некоторые детали обстановки места происшествия).

2. Физически подобные модели. В  основе таких моделей может  лежать механическое, динамическое  или иное подобие с объектом- оригиналом. Главное их значение - воспроизводить функциональные  свойства моделируемого объекта (человека, животного или механизма). В сфере криминалистической деятельности формой их реализации могут быть: кино- и видеофильмы (а не отдельные статистические изображения), фонограммы голоса и иные звуковые явления, а также всевозможно действующие макеты (механизмов, приборов, орудий и других объектов.)

Мысленные модели (образные и образно-знаковые)

1. Образные (иконические) модели. Эти  модели реализуются в двух  формах - в виде материального  фиксирования следов и форм  образов в сознании людей или, иными словами идеальных представлений объективной реальности.                 Характерная особенность последних состоит в том, что они являются результатом не только не посредственного чувственного отражения, но и деятельности абстрактного мышления, благодаря которому чувственные характеристики отображаемого объекта выступают внутренне взаимосвязанными и взаимообусловленными.11 Но следует иметь ввиду, что далеко не любое представление обладает всей совокупностью свойств и функций присущих моделям другого вида. Практика расследования преступлений показывает, что иконические модели - это весьма распространенный вид идеальных моделей, т.к. любой элемент криминалистической деятельности прямо или косвенно связан с формированием таких моделей и оперирование ими.

Информация о работе Моделирование при расследовании преступлений