Общие положения допроса несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выработка практических и теоретических навыков по производству допроса несовершеннолетних.
Задачи научного исследования:
изучить общие положения законодательства и криминалистической теории проведения допроса несовершеннолетних;
изучить тактические особенности производства допроса несовершеннолетних путем выявления тактических приемов, используемых на каждом этапе допроса несовершеннолетних;
проанализировать психологические особенности несовершеннолетнего, которые необходимо учитывать следователю при производстве допроса.

Вложенные файлы: 1 файл

0673299_27D44_taktika_doprosa_nesovershennoletn.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение.

 

В уголовно – процессуальном и  криминалистическом аспекте допрос – процессуальное действие, заключающиеся  в получении органом расследования  в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законом, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по уголовному делу1. О значительной роли допроса также свидетельствуют данные, полученные в ходе изучения следственной практики: на производство всех видов допроса уходит более 60 % всего рабочего времени следователя2, что позволяет сделать вывод о центральном месте данного следственного действия, без которого не обходится ни одно производство по уголовному делу.

Несмотря  на то, что доля несовершеннолетних в общем массиве лиц, допрашиваемых в ходе расследования, относительно невелика, как показывает анализ следственной и судебной практики, в ряде случаев они оказываются единственными свидетелями, а нередко и жертвами преступлений, располагая ценной для следователя криминалистически значимой информацией. В силу этого полнота и достоверность получаемой информации на допросе несовершеннолетних зависит не только от соблюдения установленных процессуальным законом правил, но и от осведомленности следователя в психологических механизмах формирования представлений в памяти и их реконструкции, а также в какой степени учитываются их возрастные и интеллектуальные особенности, от уровня достижения психологического контакта следователя с допрашиваемым. Таким образом, сущность допроса данной категории участников уголовного процесса раскрывается через процессуальные, тактические и психологические основы его производства. Для умелого производства допроса несовершеннолетнего следователь должен обладать совокупностью тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего, без знания которых допрос несовершеннолетнего может оказаться неэффективным, неполным, безинформационным.

Объектом изучения курсовой работы являются общественные отношения, возникающие по поводу допроса несовершеннолетних и разработки тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего.

Предметом изучения является практический опыт органов следствия, уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, учебная литература по изучаемой теме, мнения  ученых по поводу методов, приемов и особенностей проведения допросов несовершеннолетних.

Цель курсовой работы – выработка практических и теоретических навыков по производству допроса несовершеннолетних.

Задачи научного исследования:

    • изучить общие положения законодательства и криминалистической теории проведения допроса несовершеннолетних;
    • изучить тактические особенности производства допроса несовершеннолетних путем выявления тактических приемов, используемых на каждом этапе допроса несовершеннолетних;
    • проанализировать психологические особенности несовершеннолетнего, которые необходимо учитывать следователю при производстве допроса.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из трех глав, вторая глава разделена на два параграфа.

При написании курсовой работы использовались следующие методы: сравнение при соотношении общих положений производства допроса  и  допроса несовершеннолетних, анализ при рассмотрении особенностей отдельных этапов допроса несовершеннолетних, индукция при установлении единых тактических приемов, выработанных следственной практикой в результате производства определенного количества уголовных дел, синтез при формулировании выводов.

Глава I. Общие положения допроса несовершеннолетних.

 

Допрос относится к числу  наиболее распространенных процессуальных средств, с помощью которого получают наибольший объем доказательственной информации, устраняют противоречия в системе доказательств. Рассматриваемое следственное действие является как наиболее распространенным, так и наиболее сложным3.

Общие положения проведения допроса  как следственного действия регламентированы статьями 164, 173, 187, 188, 189, 190, 191 Уголовно-процессуального кодекса РФ4. Рассмотрим основные из них.

Допрос - это следственное действие, состоящее в получении показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и эксперта.

Основанием для первичного допроса  подозреваемого или обвиняемого  является сам факт постановки их в  соответствующее процессуальное положение. Основанием для повторного допроса  подозреваемого или обвиняемого являются сведения о том, что им известны фактические данные об обстоятельствах, имеющих значение для дела, либо их ходатайство. Основанием для допроса лица в качестве потерпевшего является наличие фактических данных о причинении ему преступлением физического, имущественного или морального вреда. Сведения, которыми располагает потерпевший, во всех случаях имеют непосредственное значение для дела. Основанием для вызова и допроса любого лица в качестве свидетеля является наличие сведений (фактических данных), позволяющих полагать, что ему может быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела. В совокупность фактических данных для принятия решения о допросе входят как доказательства, так и сведения оперативно-розыскного характера. Закону не противоречит принятие решения о вызове лица для допроса в качестве свидетеля на основе одной лишь негласной оперативной информации5.

Вызов свидетеля и потерпевшего на допрос осуществляется повесткой. Вызов лиц, не достигших 16 лет осуществляется через законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы.

Обстановка допроса должна исключать  психологическое воздействие на допрашиваемого в виде угрозы применения насилия или иных незаконных мер. Следователь свободен при выборе тактики допроса. По инициативе следователя или по хадатайству допрашиваемого лица в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видезапись, киносъемка, материалы которых хранятся при уголовном деле

Протокол допроса свидетеля  или потерпевшего составляется в  соответствии с установленными законом  требованиями и является основным способом закрепления показаний. Однако самостоятельным  видом доказательства согласно ч. 2 ст. 74 УПК является не протокол, а показания свидетеля и потерпевшего, что очень важно помнить для целей обеспечения непосредственного исследования показаний в суде.

Пред допросом свидетели и потерпевшие, достигшие 16 лет, предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Общие правила производства следственных действий: а) удостовериться в личности допрашиваемого (желательно делать это на основе документов); б) назвать и прокомментировать его правовое положение, разъяснить права, обязанности (что допрашиваемый не вправе делать) и ответственность; в) довести до сведения допрашиваемого цель и основания вызова на допрос, предмет его показаний, порядок допроса, в том числе протоколирования и применения дополнительных средств фиксации показаний.

Допрос не может длиться непрерывно более 4 часов, перерыв должен составлять не менее одного часа, причем общая продолжительность допроса в течении дня не должна превышать 8 часов.

Подозреваемый, обвиняемый при  допросе имеют право пользоваться помощью защитника. Также если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе и пользуется правами, предусмотренными частью второй статьи 53 УПК РФ, то есть собирать и представлять доказательства, необходимые для представления юридической помощи6.

Каждый допрос в зависимости  от сложившейся следственной ситуации имеет свою специфику, однако, несмотря на это, существуют общие положения тактики производства допросов любого вида, которые реализуются при проведении рассматриваемого следственного действия.

К числу общих положений тактики  производства допроса относятся  следующие.

Активность – наступательность допроса, превосходство инициативы следователя в достижении объективных результатов, использование эффективных тактических приемов, которые не только  стимулируют мыслительную деятельность допрашиваемого, но и вынуждают его давать объективную информацию.

Целеустремленность – предполагает проведение следственного действия  с заранее определенной и проработанной целью, для получения конкретной информации, а не второстепенных, имеющих косвенное отношение к предмету допроса, сведений. Целеустремленность предполагает знание следователем предмета допроса, стремление к поставленной цели, умение реализовать тактические приемы в строго заданном направлении.

Объективность – непредвзятой, беспристрастной позицией следователя, отсутствием заинтересованности по собственному усмотрению сокращать полученные показания, изменять их содержание в соответствие с собственными убеждениями о расследуемом событии. Следователь не имеет право навязывать допрашиваемому свою собственную позицию, равно как и задавать наводящие вопросы.

Полнота – как общетактическое  положение состоит в том, что  следователь дословно, в высшей степени насыщено, с деталями воспроизводит показания допрашиваемого.

Перечисленные общие положения  тактики допроса осуществляются на всех этапах проведения допроса7.

Особенности  и процессуальный порядок допроса несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого регламентируется статьей 425 УПК РФ, несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля статьей 191 УПК РФ.

В отличие от установленного ст.ст. 46, 47, 76, 164, 173, 187-190 УПК РФ общего порядка  допроса, при допросе несовершеннолетнего необходимо соблюдать следующие отличительные особенности:

  1. Допрос несовершеннолетнего не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день;
  2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участвует защитник, который вправе задавать вопросы несовершеннолетнему, по окончанию допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей, подписать протокол допроса. А при допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.
  3. Обязательно должен участвовать педагог или психолог в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, находящегося в возрасте от 14 до 16 лет, а также в случаях, когда несовершеннолетний страдает психическим расстройством или отставанием в психическом развитии. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля закон называет три случая участия педагога: если свидетель (потерпевший) не достиг возраста 14 лет (обязательный случай участия); если свидетель (потерпевший) не достиг возраста 18 лет и имеет физические или психические недостатки (обязательный случай участия); если свидетель (потерпевший) достиг возраста 14, но не достиг возраста 18 лет (по усмотрению следователя)8.

Закон не определяет, что такое психические недостатки. В литературе они, как правило, исследуются применительно к подозреваемым и обвиняемым в контексте защиты их прав и законных интересов. По указанному вопросу существует разъяснение Пленума Верховного Суда СССР, но опять же только в отношении лиц, совершивших преступления. Согласно п. 8 постановления N 5 "О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому право на защиту" от 16 июня 1978 г. под "лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту", следует понимать, в частности, лиц, хотя и признанных вменяемыми, но страдающих постоянным или временным расстройством душевной деятельности, существенным дефектом речи, зрения, слуха или другим тяжелым недугом9.

С.П. Щерба отмечает, что под расстройством  психики подразумевается, например врожденный дефект центральной нервной системы, органические поражения мозга или его остаточные явления, сенсорные дефекты зрения, слуха, речи, когда психические аномалии являются вторичными, производными от физических недостатков10.

Независимо от того, кто заявил ходатайство об участии педагога или психолога в допросе, следователь  обязан еще до начала допроса решить вопрос о привлечении педагога или психолога к проведению допроса. Закон не определяет, в каких случаях в допросе принимает участие педагог, а в каких – психолог, это решение принимает следователь11.

Таким образом, процедура производства допроса несовершеннолетнего в основном подчиняется общим процессуальным положениям проведения рассматриваемого следственного действия, за исключением отдельных отличительных черт, касающихся организации и хода допроса. Что касается тактики проведения допроса несовершеннолетнего, то в данном случае необходимо использовать совсем другой комплекс тактических приемов и операций, так как несовершеннолетние – это особые участники уголовного судопроизводства, к которым необходим иной подход, чем ко взрослым лицам.

Глава II. Тактические особенности производства допроса несовершеннолетних.

 

Допрос как следственное действие в криминалистической теории подразделяется на несколько этапов. Шурухнов Н.Г. предлагает следующие этапы: подготовка к допросу, установление психологического контакта с допрашиваемым, свободный рассказ допрашиваемого, постановка вопросов допрашиваемому, ознакомление допрашиваемого протоколом и (или) видеозаписью его показаний12. В данной главе перед нами стоит задача охарактеризовать перечисленные этапы при допросе несовершеннолетнего и выявить характерные особенности и тактические приемы проведения данного следственного действия.

    1. Подготовка к проведению допроса.

Признав необходимым допросить несовершеннолетнего следователь должен надлежащим образом подготовиться к этому. Подготовка заключается: в тщательном изучении личности подлежащего допросу несовершеннолетнего и круга его близких и знакомых; в разрешении вопроса о том, кто, кроме следователя, будет участвовать в следственном действии; в выборе места для производства допроса; в подготовке и формулировании вопросов, которые следует задать допрашиваемому, и, наконец, в определении способа вызова несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего на допрос13.

СВ. Матвеев предложил следующую систему наиболее значимых и необходимых элементов подготовки к допросу несовершеннолетних: 1) тщательное изучение лицом, производящим допрос, материалов уголовного дела; 2) изучение следователем личности допрашиваемого; 3) определение места допроса; 4) определение круга лиц, в нем участвующих; 5) способы вызова на допрос; 6) составление плана допроса14.

Информация о работе Общие положения допроса несовершеннолетних