Общие положения допроса несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выработка практических и теоретических навыков по производству допроса несовершеннолетних.
Задачи научного исследования:
изучить общие положения законодательства и криминалистической теории проведения допроса несовершеннолетних;
изучить тактические особенности производства допроса несовершеннолетних путем выявления тактических приемов, используемых на каждом этапе допроса несовершеннолетних;
проанализировать психологические особенности несовершеннолетнего, которые необходимо учитывать следователю при производстве допроса.

Вложенные файлы: 1 файл

0673299_27D44_taktika_doprosa_nesovershennoletn.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Для успешного допроса необходимо располагать основными данными о несовершеннолетнем: об условиях его жизни и воспитания, уровне развития, связях, интересах, особенностях характера и т.д. Таким образом, согласимся с мнением А.Н. Васильева и Л.М. Карнеевой, считающих, что изучение личности несовершеннолетнего занимает центральное место в организации его допроса15.

При изучении личности несовершеннолетнего в первую очередь следователю требуется выяснить, способен ли несовершеннолетний дать достоверные показания по важным для дела обстоятельствам (особенно это касается малолетних). Для этого следователи нередко прибегают к специальному экспертно-психологическому исследованию. Обязательным назначение и производство судебно-психологической экспертизы следует считать в отношении несовершеннолетнего потерпевшего, если его способность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания вызывает сомнения в силу возрастных и индивидуально-психологических особенностей (ст. 196 УПК РФ)16.

Также следователь выясняет следующие характеристики личночти несовершеннолетнего:

– в каких условиях живет и  воспитывается ребенок (состав семьи, отношения между родителями, отношение  родителей к ребенку, с кем  ребенок проводит свободное время, посещает ли детские учреждения);

– каковы уровень и особенности  интеллектуального развития ребенка  в отношении сверстников – степень овладения речью, умеет ли рассказывать о том, что слышал или видел; легко ли вступает в общение со сверстниками и взрослыми; легко ли запоминает сказки, стихи; каким практическим умениям обучается, легко ли он их усваивает;

– наблюдателен ли ребенок, насколько  он сообразителен, точен ли в рассказах  и любит ли их дополнять вымышленными подробностями; какие игры предпочитает; в отношении детей школьного возраста, кроме названного, – как усваивает учебный материал, какие испытывает трудности в учении; адаптирован ли к школьному режиму; о чем предпочитает читать, чем увлекается;

– насколько ребенок информирован об определенных сторонах жизни (в зависимости от содержания дела и цели предполагаемого допроса ребенка);

– каковы основные черты характера  ребенка (общителен он или замкнут, застенчив, легко ли вступает в контакт  с незнакомыми людьми, пуглив или  смел; находчив или склонен теряться в незнакомых ситуациях; активен или пассивен; уравновешен или легко возбудим; упрям или уступчив; насколько самолюбив и раним, часто ли плачет; скромен или любит быть в центре внимания; способен ли контролировать свое поведение; часто ли ссорится со сверстниками и что является причиной ссор; какое место занимает в своем коллективе; как к нему относятся сверстники; имеет ли дурные наклонности или вредные привычки и какие именно;

– как развит физически; страдает ли хроническими заболеваниями; имеются ли дефекты органов чувств, в первую очередь зрения и слуха (эти сведения могут быть получены от медицинских работников школы или детского сада);

– имеются ли у ребенка дефекты  речи (заикание, плохое произношение) или  другие физические недостатки, которых он стыдится, какие темы разговора неприятны ему или могут сильно взволновать;

– в каком эмоциональном состоянии  находился ребенок в момент восприятия интересующих правоохранительные органы событий (был ли, в частности, напуган, взволнован и т.п.); чем был занят в этот момент, принимал ли сам участие в событии или мог только наблюдать его, было ли это событие в центре его внимания;

– чем занимался, как проводил время  в период между воспринимавшимся событием и допросом (это важно  для установления возможности «наслоения» последующих впечатлений);

– рассказывал ли ребенок о событиях, о которых его предполагается допросить, и если рассказывал, то кому и что именно;

– обсуждали ли взрослые эти события  в присутствии ребенка.

Указанные данные могут быть получены от родителей и учителей, друзей и соседей, коллег а также в результате отвлеченной беседы перед допросом. Особое место в изучении личности несовершеннолетнего занимает определение особенностей его темперамента и характера, что значительно упрощает установление психологического контакта с допрашиваемым, позволяет правильнее понимать особенности его поведения, дает возможность варьировать нужным образом тактические приемы допроса17.

Так, Э.А. Черных, описывая выбор тона, которым следователю рекомендуется допрашивать несовершеннолетнего, отмечает, что «строгий тон следователя при допросе несовершеннолетних сангвинического, флегматического темпераментов может оказать на них дисциплинирующее влияние, будет способствовать их собранности, сосредоточенности при даче показаний. На несовершеннолетних же холерического и особенно меланхолического типов темперамента, характеризующихся повышенной эмоциональной уязвимостью, строгий тон может оказать, наоборот, вредное воздействие: затормозит их настолько, что они потеряют уверенность в возможности вспомнить необходимое, не смогут дать полные показания или вообще заупрямятся и замолчат18.

На практике зачастую изучение личности несовершеннолетнего обстоит совсем иначе. Так, все ознакомление с личностью несовершеннолетнего свидетеля Т. свелось лишь к ответам на заданные следователем в начале допроса вопросы: с кем живет несовершеннолетний; где учился; состоит ли на учете у нарколога и психиатра. А то, что свидетель Т. близорук и по обстоятельствам дела попросту не мог видеть действий обвиняемого, выяснилось лишь в конце допроса.19

Разрешая вопрос о том, в чьем присутствии производить допрос несовершеннолетнего, следователь должен помнить, что общего правила здесь нет. Например, малолетних в большинстве случаев целесообразнее допрашивать с участием родных, хорошо относящихся к ним людей, которым дети вполне доверяют, так как нередко малолетние, особенно застенчивые, не желают разговаривать с незнакомым им следователем и отвечать на его вопросы. Присутствие в таких случаях при допросе близких для детей лиц успокаивает детей и облегчает следователю вступление с допрашиваемым в психологический контакт20. Г.М. Миньковский вообще лишь допросом малолетних ограничивает необходимость участия законного представителя в данном следственном действии21. А.Н. Васильев и Л.М. Карнеева подчеркивают важность правильного решения о целесообразности участия родителей несовершеннолетнего в его допросе22.

Однако существуют мнения, что в некоторых случаях следователю необходимо воздержаться от приглашения родителей несовершеннолетнего, если их присутствие при допросе способно затруднить получение правдивых показаний и причинить нравственные страдания им либо допрашиваемому.

Так, например, следователь возбудил уголовное дело по обвинению С. в совершении развратных действий по отношению к своим несовершеннолетним дочерям и в попытке изнасилования старшей из них - Л. Для участия в допросе Л. в качестве потерпевшей следователь пригласил педагога и мать Л. На допросе Л. охотно рассказывала следователю о своих увлечениях, о занятиях в школе, но как только следователь задавал вопрос об обстоятельствах преступного посягательства, она замолкала или с большим трудом произносила отдельные фразы. Следователь заметил, что Л. каждый раз перед ответом на вопрос, касающийся преступной деятельности ее отца, украдкой бросала взгляд на мать, которая в этот момент покашливала или делала какой-нибудь жест. Следователь удалил мать потерпевшей из кабинета и продолжил допрос при активном участии педагога. Спустя некоторое время Л. детально рассказала следователю обо всех подробностях совершенного ее отцом преступления и даже сообщила, что мать велела ей не рассказывать правду потому, что «папу посадят в тюрьму»23.

Решая вопрос о приглашении педагога для участия в допросе несовершеннолетнего, необходимо учитывать целесообразность вызова того или иного конкретного лица. Естественно, предполагается незаинтересованность педагога, отсутствие неприязненных отношений, а отсюда и предвзятости, как со стороны педагога, так и допрашиваемого. В ряде случаев в связи с характером дела, ролью в нем несовершеннолетнего, его индивидуальными особенностями должно учитываться мнение самого допрашиваемого о вызове на допрос определенного педагога. Бывают случаи, когда вызов знакомого педагога не только не содействует успешности допроса, но и оказывается вредным, так как несовершеннолетний стесняется рассказывать при близких и хорошо знакомых ему людях об известных ему фактах24. Бывает и наоборот.

Так, ученик 5 класса С, допрашиваемый в присутствии педагога-женщины из другой школы, давал явно ложные показания об обстоятельствах избиения его старшим братом потерпевшего Б. На повторный допрос следователь пригласил учителя истории (мужчину) - руководителя военно-исторического кружка, в котором занимался С. Присутствие знакомого педагога, не раз рассказывавшего и приводившего детям примеры рыцарства, воинской чести, доблести и т.п., положительным образом повлияло на С. Он подробно описал события, очевидцем которых стал, и объяснил, что ложные показания давал под влиянием родственников.25

При подготовке к рассматриваемому следственному действию необходимо продумать время и особенности вызова допрашиваемых.

Восприятие ребенка, если объект не имеет для него резкого эмоционального значения, поверхностно, поэтому образы воспринятого быстро стираются под воздействием новых впечатлений. Также дети, обмениваясь мнениями со своими сверстниками, подвергаясь расспросам взрослых, довольно легко поддаются внушению и могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями лиц, беседовавших с ними. В подобных случаях необходимо организовать допрос как можно быстрее.

С другой стороны, несовершеннолетние остро реагируют на эмоциональное воздействие. При восприятии событий, способных вызвать у допрашиваемого сильные переживания, может наступить психологическая заторможенность, затрудняющая правильное воспроизведение (особенно это касается потерпевших). В этих случаях необходимо отложить допрос, пока ребенок не успокоится.

Согласно ч. 4 ст. 188 УПК РФ лица, не достигшие возраста шестнадцати лет, вызываются на допрос через законных представителей либо через администрацию по месту работы или учебы допрашиваемых. Последний вариант предпочтительнее, когда допрос, во избежание нежелательного влияния на несовершеннолетнего, нужно произвести тайно от родителей и других родственников. Однако следователю необходимо осторожно подходить к реализации на практике данного положения, так как подростку может быть неприятно разглашение факта вызова в следственные органы, что может повлиять на отношение несовершеннолетнего к самому допросу.

Когда допрашиваемый вызывается вместе с родителем, по мнению Э.А. Черных, следователь, естественно, в зависимости от обстоятельств дела, может рекомендовать родителям побеседовать с сыном или дочерью, вызываемыми на допрос. Цель этих бесед - успокоить несовершеннолетнего, устранить излишнюю его нервозность и ориентировать на дачу правдивых и полных показаний. Если следователь не разъяснит родителям этой их обязанности, они, получив повестку о явке к следователю с несовершеннолетними и не будучи подготовлены к тому, чтобы правильно воздействовать на психику несовершеннолетнего, неизбежно будут проводить «предварительный допрос» сами. При этом не исключается применение педагогических мер, что может привести к серьезным отрицательным последствиям.26

Важным вопросом, подлежащим разрешению при подготовке к рассматриваемому следственному действию, является выбор места производства допроса. В каждом конкретном случае он должен определяться характером совершенного преступления, психологической атмосферой расследования и собранными сведениями о лице, которое предстоит допросить. Так, например, малолетних, а также застенчивых подростков целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке, в условиях, наиболее приближенных к их повседневному окружению: в школе, дома или в детском саду. В помещении полиции или прокуратуры указанные лица теряются, начинают бояться, перестают доверять даже близким взрослым. Незнакомая обстановка может затормозить процессы мышления у малолетних, что будет препятствовать даче ими исчерпывающих показаний. Малолетних, легкомысленно относящихся к случившемуся, а также подростков с развязным, дерзким поведением, наоборот, целесообразно вызывать для дачи показаний в помещение полиции или прокуратуры и допрашивать в официальной обстановке, которая подчеркнет важность выполняемой ими функции. При этом необходимо убрать вещи, которые могут отвлечь внимание допрашиваемого, посадить его в стороне от окна, исключить присутствие посторонних лиц, телефонные разговоры и т.д., чтоб несовершеннолетний мог сосредоточиться на предмете допроса.27

Итогом подготовки к рассматриваемому следственному действию должно явиться составление достаточно ясного письменного плана. При этом недостаточно лишь наметить обстоятельства, подлежащие выяснению, то есть содержание вопросов. Следователю необходимо точно сформулировать вопросы, продумав, насколько та или иная форма будет доступна для понимания допрашиваемого. Главное же требование, предъявляемое к вопросам, заключается в том, чтобы они не носили наводящего, внушающего характера. При этом необходимо отметить, что внушающими могут быть не только существо и форма вопроса, но и место его среди других вопросов28.

Таким образом, перечисленные нами группы тактических приемов, последовательно реализуемых в ходе стадии подготовки  к  допросу, способствуют обеспечению и пополнению информационной базы допроса (в первую очередь, получении достаточных сведений о личности несовершеннолетнего),   а также процессуальной и тактической организации следственного действия.

    1. Тактика получения показаний от несовершеннолетнего.

Тактика рассматриваемого следственного действия строится с учетом общих положений, относящихся к получению показаний. Однако это вовсе не означает, что при проведении допроса несовершеннолетних следователь должен использовать те же тактические приемы, что и при допросе взрослых. В каждом конкретном случае общие тактические приемы должны существенно дополняться и конкретизироваться применительно к возрастным и психологическим особенностям данной категории лиц.  Специфика тактических приемов, реализуемых в ходе рассматриваемого следственного действия, отчетливо проявляется еще на стадии подготовки к допросу29.

Информация о работе Общие положения допроса несовершеннолетних