Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – выработка практических и теоретических навыков по производству допроса несовершеннолетних.
Задачи научного исследования:
изучить общие положения законодательства и криминалистической теории проведения допроса несовершеннолетних;
изучить тактические особенности производства допроса несовершеннолетних путем выявления тактических приемов, используемых на каждом этапе допроса несовершеннолетних;
проанализировать психологические особенности несовершеннолетнего, которые необходимо учитывать следователю при производстве допроса.
Важно учитыватиь фактор продолжительности допроса. Продолжительность допроса не может быть одинаковой для всех детей, она определяется с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка. В большинстве случаев продуктивно давать показания дети 3-5 лет могут около 15-20 мин.; дети 5-7 лет – около 20-25 мин.; дети 7-10 лет – от 25 до 35 мин. Если за это время следователь не успел выяснить интересующие его вопросы, то желательно сделать перерыв (после двух периодов допроса продуктивность интеллекта детей заметно снижается). Психологическая характеристика, описанная выше, обеспечивает и эффективность допроса несовершеннолетних более старшего возраста42.
Использование рассмотренных выше тактических приемов значительно повышает эффективность допросов несовершеннолетних на предварительном следствии, способствует получению от них в течение одного допроса достоверной и исчерпывающей информации и делает излишними их повторные допросы.
Фактические данные, содержащиеся в свидетельских показаниях несовершеннолетних, становятся доказательствами по уголовным делам только после их фиксации в установленной законом форме. Процессуальное оформление хода и результатов допроса свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, имеет свои особенности, причем, в большей степени это касается фиксации показаний малолетних. При составлении протоколов их допроса значение требования ч. 2 ст. 190 УПК РФ о полноте и точности фиксации свидетельских показаний (они «записываются от первого лица и по возможности дословно») особенно велико.
Показания детей нередко своеобразны по форме: они отрывочны, расплывчаты, ответы даются не всегда в плане поставленных вопросов, отдельные слова употребляются не в их общепринятом значении, некоторая часть информации передается ребенком не в речевой форме, а посредством жестов, мимики, интонации. Все это создает предпосылки для многозначного толкования высказываний детей. Истинный смысл сообщения ребенка иногда открывается только после тщательного обдумывания и анализа его показаний43.
С учетом того, что внимание несовершеннолетних легко рассеивается, к протоколированию допроса, по мнению Г.М. Миньковского, следует приступить после окончания определенного его этапа либо составлять протокол после окончания следственного действия. Это целесообразно потому, что несовершеннолетнего может испугать или насторожить факт фиксации его показаний.
Письменная фиксация показаний несовершеннолетнего производится на специальном бланке протокола допроса, где обязательно указывается время начала и окончания следственного действия, продолжительность перерывов, если они делались.
При оформлении показаний малолетнего заполнение анкетной части протокола должно быть направлено на выяснение лишь некоторых вопросов, связанных с несложной биографией ребенка (применительно к возрасту допрашиваемого). Главное - получить сведения, необходимые для правильной оценки даваемых им показаний44.
В протокол рассматриваемого следственного действия следователю необходимо включить подробное описание обстановки допроса (место, присутствующие лица, особенности установления контакта с несовершеннолетним). Целесообразной представляется запись точной формулировки задаваемых вопросов и участников допроса, от которых они исходили.
При фиксации непосредственно показаний нужно стремиться как можно полнее сохранить обороты речи несовершеннолетнего, его небогатый, но своеобразный лексикон, характеризующий уровень развития допрашиваемого, окружающую его среду и привычки. Следователь не должен употреблять не свойственные несовершеннолетнему выражения и термины, поскольку это снижает значение его показаний, вызывая сомнение в объективности проведенного допроса45. На практике следователи нередко пренебрегают этим требованием и подвергают показания несовершеннолетних (особенно, малолетних) обработке, состоящей в отборе информации, ее переструктурировании, редактировании отдельных выражений. Последние излагаются трафаретным «казенным» языком, присущая им индивидуальность стирается. Так, например, несовершеннолетний свидетель Б., судя по содержанию протокола его допроса, своих приятелей называет «ребятами, ведущими сомнительный образ жизни»46.
И если сам следователь, проводивший допрос, имеет возможность подойти к оценке показаний несовершеннолетнего с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, то остальные участники процесса, которые в силу тех или иных причин могут ознакомиться с указанными показаниями только по протоколу, такой возможности лишаются. Да и проводивший допрос следователь может оказаться в таком же положении, если по делу проходит не один, а несколько, например, несовершеннолетних свидетелей, показания которых он стремился записать гладкими и отшлифованными по одному стандарту. В тех же случаях, когда вызов в суд свидетеля или потерпевшего, допрошенного на предварительном следствии, по каким-либо причинам невозможен, гладкость, «взрослость» показаний, употребление не свойственных возрасту допрашиваемого оборотов (тем более, одинаковых у нескольких свидетелей) могут быть расценены судом как данные под чьим-то влиянием.
Допрошенным подросткам, как правило, протокол дается на подпись. Вопрос с малолетними решается в зависимости от степени их развития: либо протокол дается им на подпись, либо подписывается только взрослыми участниками допроса. Если малолетний не умеет читать или читает плохо, следователь медленно прочитывает ему все записанное, и, убедившись со слов допрашиваемого в том, что запись показаний произведена правильно, делает соответствующую отметку в протоколе.
Все заявления, поступившие перед началом, в ходе либо по окончании допроса от участвующих в следственном действии лиц обязательно фиксируются в протоколе, также как и замечания к нему.
Звукозапись показаний несовершеннолетних способствует совершенствованию процесса проверки и оценки доказательств, включающего не только исследование фактов, о которых сообщил допрашиваемый, но и анализ условий, методов, средств получения от него сведений. Прослушивание фонограммы предоставляет возможность проверить, что говорил несовершеннолетний допрашиваемый, как он говорил, в ответ на какой по содержанию и форме вопрос последовало то или иное высказывание. Аудиозапись допроса малолетних позволяет осуществлять контроль за правильностью истолкования следователем детских высказываний с их характерными особенностями.
Сразу же по окончании допроса необходимо предоставить возможность малолетнему свидетелю (потерпевшему), конечно, если он не слишком утомлен допросом, прослушать фонограмму. Иногда это способствует оживлению в памяти дополнительных деталей события, о которых ребенок забыл упомянуть, выявлению самим допрашиваемым ошибочных высказываний, неудачных формулировок, искажающих смысл сообщения, и, соответственно, своевременному их исправлению.
Что касается видеозаписи допроса несовершеннолетних, то это, на наш взгляд, наиболее оптимальный вариант фиксации следственного действия (в дополнение к протоколу). Видеофиксация их допросов дает возможность запечатлеть не только смысловую, но также интонационную, эмоциональную, образную информацию47.
Таким образом, фиксация хода и результатов проведения допроса несовершеннолетнего имеет важные отличительные особенности, которые необходимо учитывать следователю при составлении протокола с целью более полного, объективного и результативного отражения показаний несовершеннолетнего и дальнейшего их использования при производстве по делу. Применение аудио- и видеозаписи для фиксации допроса несовершеннолетних не только полно и точно отражает их речевые особенности, но и сводит на нет вымышленные заявления заинтересованных лиц о якобы применявшихся к допрашиваемым в ходе следствия незаконных приемах. Также наличие аудио- и видеозаписи позволяет на любом этапе расследования проверить правильность тактики проведения рассматриваемого следственного действия, а также предоставляет суду возможность объективно оценить полученные от несовершеннолетних показания.
Следователь должен хорошо знать психологические особенности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических приемов при проведении допроса. Данные особенности прежде всего связаны с возрастом несовершеннолетнего.
В.В. Романов считает, что в отечественной психологической науке на базе огромного педагогического опыта определился следующий подход к возрастной периодизации не достигших совершеннолетия: младенческий возраст (от рождения до 1 года); раннее детство (от года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет); младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12 лет); подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет); старший школьный или ранний юношеский возраст (от 14-15 до 17-18 лет). Переход от одного возрастного периода к следующему сопровождается известными «кризисами» развития, обусловленными возникающими противоречиями между новыми потребностями и условиями их удовлетворения48. Охарактеризуем психологические особенности несовершеннолетних перечисленных возрастных групп, которые являются криминалистически значимыми при производстве допроса.
Первая группа, относящаяся к младенческому возрасту от момента рождения до одного года, нами рассматриваться не будет в силу её незначимости.
Следственной практике известны крайне редкие случаи допроса детей второй возрастной группы (от 1 года до 3 лет). Допросы таких детей, как уже упоминалось, целесообразно заменить игрой, беседой или опросом.
В пример можно привести следующее уголовное дело. У воспитательницы детского сада пропали два золотых кольца и кошелек с деньгами, которые она положила на шкафчики с верхней одеждой трехлетних детей. Следователь предположил, что кражу мог видеть один из детей, когда его одежду вешали в шкафчик. Следователь каждого из них отдельно в присутствии педагога подводил к месту кражи и после достижения психологического контакта , указывал на шкафчик и спрашивал: «Что там лежит?». Дети, полагая, что идет интересная игра, отвечали:
- Там сидит зайчик.
-На шкафчике Буратино и т.п.
Опрошенные дети изолировались и не могли контактировать с неопрошенными. Вызванный седьмым трехлетний мальчик, приведенный его 16-летним братом, на вопрос следователя ответил: «там лежали два колечка и кошелек». Затем было установлено, что его брат находился на учете в детской комнате милиции и в настоящее время проходит практику на производственном заводе. Следователь выехал на данный завод и на рабочем месте мальчика обнаружил украденные золотые кольца и кошелек49.
Допрос несовешеннолетних третьей группы, представляющих дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) составляет особую сложность. Следует учитывать, что эти дети при восприятии действительности плохо разбираются в причинных связях, сложное событие воспринимают не целиком, а фрагментально. При воспроизведении наблюдавщегося события дети этой группы более подробно описывают второстепенные его стороны, дополняют фантазией увиденное, легко поддаются влиянию старших, в силу большой внушаемости.
Экспериментальные данные указывают, что уже в раннем возрасте (до трех лет) дети почти в каждой ситуации ориентированы на восприятие людей и их действий либо объектов вызывающих повышенное внимание своей яркостью, необычностью. Относительно рано на собственном опыте дети знакомятся с такими действиями, как ударить, толкнуть, драться и обучаются замечать эти действия в поведении окружающих их людей. Поэтому многие характерные для конфликтных ситуаций действия могут быть восприняты и в дальнейшем названы свидетелями, даже в возрасте до пяти лет. Описание совершенного действия – более сложная для ребенка задача, нередко дети заменяют описание показом.
Например, свидетель Т., пяти лет, сообщает: «Сначала они разговаривали, а потом он ударил его вот так» (показывает). Следователь: «Как вот так?». – Свидетель: «Вот так» (повторяет жест).
Обычно дети дошкольного возраста
выделяют в ситуации центральное
действие, которое в их памяти мало
связывается с другими
На практике не является редкостью допрос детей о действиях людей и совершавшихся при этом движениях, подменного значения которых дети не понимают, например, показания относительно сексуальных (гомосексуальных) посягательств. Запоминанию и точному воспроизведению детьми в той или иной форме действий, имеющих сексуальную направленность, способствуют два важных психологических обстоятельства.
Во-первых, в три-четыре года у детей
начинает проявляться чувство
Во-вторых, подвергаясь сексуальным посягательствам, ребенок вовлекается в определенную деятельность. Ребенок вынужден каким-то образом реагировать на происходящее, он часто сопротивляется, ищет возможность прекратить посягательства, нередко испытывает боль и другие неприятные ощущения. За счет вовлечения ребенка в эмоционально окрашенную (как правило, отрицательно) активность происходит прочное запоминание действий, истинного смысла которых ребенок может и не понимать50.
В результате проведенного М.М. Коченовым и Н.Р. Осиповым исследования было установлено, что содержание показаний малолетних свидетелей чаще всего составляют:
Информация о работе Общие положения допроса несовершеннолетних