Правовые основы следственных действий в уголовном судопроизводстве Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:10, дипломная работа

Краткое описание

Общая цель дипломной работы заключается в том, чтобы, опираясь на анализ действующего законодательства и некоторых зарубежных стран, научных концепций, материалов практики и эмпирических данных, исследования сущности, специфики, содержания следственных действий, проводимых с санкции прокурора, - разработка на этой основе мер по совершенствованию процессуального порядка проведения следственных действий и оптимизации предварительного расследования.
Цель исследования предопределила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
• исследование сущности и содержания понятия «следственные действия», определение характерных признаков, отличающих их от других процессуальных действий;
• теоретическое обоснование понятия «следственные действия, проводимые с санкции прокурора» и классификации следственных действий, проводимых с санкции прокурора;
• анализ теоретических и практических проблем принятия решения прокурором и судом о проведении следственных действий и на этой основе разработка рекомендаций, направленных на оптимизацию порядка подготовки и осуществления следственных действий, проводимых с санкции прокурора;
• изучение процессуальных проблем отдельных видов следственных действий, проводимых в жилище и в отношении охраняемой законом тайны в целях совершенствования порядка их осуществления;
• обоснование выводов и предложений, направленных на совершенствование законодательства, регламентирующего порядок производства следственных действий, проводимых с санкции прокурора с учетом результатов исследования в целях оптимизации предварительного расследования.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовые основы следственных действий в уголовном судопроизводстве Республики Казахстан
1.1 Понятие и сущность следственных действий, их виды в системе процессуальных действий
1.2 Основания, общие правила и условия проведения следственных действий
Глава 2. Полномочия прокурора в уголовном процессе
2.1 Правовая сущность санкции прокурора
2.2 Понятие, система и процессуальные особенности осуществления следственных действий, санкционируемых прокурором
Глава 3. Проблемные вопросы производства следственных действий, санкционируемых прокурором
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_09_01_13.doc

— 499.30 Кб (Скачать файл)

Схожее определение дает Г.В. Дроздов. Он, в частности, пишет: «Следственное действие - это производимое следователем в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона действие, направленное на обнаружение и закрепление фактических данных, имеющих значение для установления обстоятельств уголовного дела...

Специальная направленность следственных действий на собирание доказательств при расследовании уголовного дела отличает их от других процессуальных действий, производимых следователем»33.

Наименее строгое определение дано у М. Дьяченко: «Действия по собиранию доказательств именуются в законе следственными действиями...» Учебник уголовного процесса. М.: Спарк, 1995. С. 173.

Уголовный процесс: Учебник для вузов. М.: Юрист, 1995. С. 260..

Для приведенных точек зрения общими являются такие моменты, как направленность на формирование доказательственной базы, целевое назначение в виде собирания, проверки и закрепления доказательств, подчинение процедуры их производства общим правилам, наличие специфических признаков, отличающих их от иных процессуальных действий, возможность их производства только и в исключительно предусмотренных законом формах и после возбуждения уголовного дела

Перечень следственных действий может быть определен двумя способами: 1) исходя из прямых указаний закона; 2) путем логического вычленения.

Применение первого способа позволяет относить к следственным действиям следующие процессуальные действия:

  • осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание, допрос (ч. 1 ст. 200 УПК);
  • опознание, осмотр, получение образцов для экспертного исследования, эксгумацию трупа человека (ст. 225 УПК);

- прослушивание и запись переговоров (ч. 3 ст. 237 УПК).

Второй способ может быть применен в тех случаях, когда нормы, регламентирующие порядок производства процессуального действия содержат ссылки на те статьи УПК, которые закрепляют общие правила производства следственных действий. В качестве таковых выступают ст. 201 и ст. 203 УПК (об общих правилах производства следственных действий, о протоколе следственного действия соответственно).

Со ссылкой на ст. 201 и 203 УПК регламентированы следующие процессуальные действия:

  • допрос (ч. 1 ст. 218 УПК);
  • очная ставка (ч. 7 ст. 220 УПК);
  • осмотр, освидетельствование, эксгумация (ч. 1 ст. 227 УПК);
  • опознание (ч. 13 ст. 229 УПК);
  • обыск, выемка (ч. 1 ст. 234 УПК);
  • проверка и уточнение показаний на месте (ч. 8 ст. 238 УПК);
  • следственный эксперимент (ч. 6 ст. 239 УПК);

- получение образцов для экспертного исследования (ч. 2 ст. 264 УПК).

К этому же способу относится такой логический прием, как экстраполяция. Суть его применительно к настоящему вопросу заключается в том, что такой институт, как «понятой» предназначен для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов (ч. 1 ст. 86 УПК). Участие понятого носит избирательный характер и обусловлено прежде всего заботой законодателя об обеспечении необходимыми гарантиями соблюдения прав и законных интересов граждан, вовлеченных в уголовный процесс. Понятой необходим при проведении наиболее сложных следственных действий, связанных с ограничением воли участника данного действия. Исходя из этого мы имеем возможность считать, что процессуальные действия, в производстве которых принимают участие понятые, относятся, безусловно, к следственным. Такими процессуальными действиями являются:

  • предъявление для опознания (ч. 10 ст. 229 УПК);
  • обыск, выемка (ч. 4 ст. 232 УПК);
  • осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений (ч. 4 ст. 235 УПК);
  • прослушивание и запись переговоров (ч. 5 ст. 237 УПК);
  • проверка и уточнение показаний на месте (ч. 3 ст. 238 УПК);
  • следственный эксперимент (ч. 2 ст. 239 УПК);
  • получение образцов для экспертного исследования (ч. 2 ст. 264 УПК).

Далее, для признания процессуального действия следственным важен учет такого обстоятельства, как его целевое назначение: проверка и закрепление доказательств, фиксация сведений, имеющих значение для дела Критерий целевого назначения позволяет расширить перечень следственных действий путем включения в него: наложения ареста на почтово-телеграфные отправления (ч. 1 ст. 235 УПК); перехвата сообщений (ст. 236 УПК); назначения и производства экспертизы (ст. 240-255 УПК).

Таким образом, исчерпание критериев, по которым из системы процессуальных действий выделены в самостоятельную группу следственные действия, дает основания полагать, что перечень последних также исчерпан. Для полноты раскрытия понятия и системы следственных действий приведем их полный перечень (последовательность совпадает с их расположением в УПК по нарастающей порядкового номера статьи УПК):

  1. задержание подозреваемого (ст. 132 УПК);
  2. допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта - ст. 213,214,216,217,253 УПК);
  3. очная ставка (ст. 220 УПК);
  4. осмотр места происшествия, местности, помещения, предметов, документов, живых лиц, трупов, животных (ст. 221, 224 УПК);
  5. эксгумация (ст. 225 УПК);
  6. освидетельствование (ст. 226 УПК);
  7. предъявление для опознания (ст. 228 УПК);
  8. обыск (ст. 230 УПК);
  9. выемка (ст. 231 УПК);
  10. наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (ст. 235 УПК);

11)перехват сообщений (ст. 236 УПК);

  1. прослушивание и запись переговоров (ст. 237 УПК);
  2. проверка и уточнение показаний на месте (ст. 238 УПК);
  3. следственный эксперимент (ст. 239 УПК);
  4. назначение и производство экспертизы (ст. 240-255 УПК);
  5. получение образцов для экспертного исследования (ст. 256-264 УПК).

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Представленная система следственных действий может быть сгруппирована по различным признакам: по особенностям круга участников следственного действия; по специфике его производства; по характеру направленности ожидаемых результатов; по характеру частной цели, достигаемой данным следственным действием; по характеру источника информации; обязательности и факультативности его производства и т.д. Все это является предметом самостоятельного научного исследования. Практическое значение имеет деление следственных действий на:

  1. неотложные и иные;
  2. проводимые до и после возбуждения уголовного дела.

К неотложным относятся: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос (ч. 1 ст. 200 УПК). Они могут быть произведены органом дознания, возбудившим уголовное дело, по которому производство предварительного следствия обязательно.

До возбуждения уголовного дела орган уголовного преследования вправе произвести: осмотр местности, помещений, предметов, документов, живых лиц, трупов, животных (ст. 221 УПК); назначение и производство экспертизы (ч. 2 ст. 242 УПК).

Все иные следственные действия не относятся к неотложным, а также производятся только после возбуждения уголовного дела.

 

 

1.2 Основания, общие правила и условия проведения следственных действий

Рассмотренная ранее система следственных действий говорит о том, что они, различаясь по предмету, характеру своей направленности, имеют различную регламентацию. Эти различия носят объективный характер. Дело в том, что многообразие обстоятельств, складывающихся при совершении преступлений, обилие методов и средств сокрытия следов противоправного деяния порождает такое же многообразие объектов, предметов и информации, могущих служить целям уголовно-процессуального доказывания. Вместе с тем множественность объектов, вызывающих интерес в процессе доказывания, не порождает такое же количество видов следственных действий. Собственно следственных действий по действующему УПК предусмотрено 16 видов. Расследование любого сложного, многоэпизодного преступления с большим количеством участников процесса сопровождается деятельностью по доказыванию путем производства только законодательно установленных следственных действий. Законность их применения, доказательственное значение сведений о фактах, добытых в результате следственных действий, ограниченность видов следственных действий предполагают определенную унифицированность в регламентации их производства.

Степень унификации регламентации следственных действий затрагивает те формы складывающихся правоотношений, когда их соблюдение не противоречит целям конкретного вида следственных действий, создает определенную гарантию целостности прав и законных интересов личности, вовлеченной в процесс. Таким образом, регламентация порядка производства следственных действий условно подразделяется на два уровня:

  • общие предписания, правила, одинаково значимые для производства любого вида следственных действий (в этом заключается унифицированность регламентации - от лат. unifacere - приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию);
  • специальные предписания, отличающие один вид следственного действия от другого.

В соответствии со ст. 201 УПК одинаково значимыми для производства любых видов следственных действий являются пять общих правил.

Первое правило. Удостоверение в личности участников следственного действия. В целях исключения подлога, фальсификации сведений о фактах следователь должен быть убежден в том, что в следственном действии принимает участие надлежащее лицо, т.е. именно то лицо, которое вызвано следователем для этих целей, а не какое-либо иное. Установление надлежащего лица осуществляется на основании официального документа, удостоверяющего личность его обладателя (паспорт, удостоверение личности, служебное удостоверение, военный билет и т.п.).

Участнику следственного действия, привлеченному для этого следователем, последний обязан разъяснить его права и обязанности, связанные с производством данного действия. Это предписание УПК приобретает достаточную значимость в связи с тем, что участники разных следственных действий исполняют разные роли. Отсюда, они обладают разными правами и обязанностями. Понимание участником следственного действия делегируемых ему прав и возлагаемых обязанностей является сильной гарантией законности хода и результатов следственного действия. Кроме того, соблюдение данного требования предотвратит отказ лица от участия в следственном действии в силу превратного понимания своей роли в деле, упорядочит последовательность операциональных действий иных участников, обеспечит необходимую сохранность следов преступления, создаст благоприятный контактный фон между следователем и участником следственного действия, исключит негативные последствия нежелательной активности, которую могут проявлять участники данного действия вследствие незнания своих обязанностей или добросовестного заблуждения относительно объема предоставляемых им прав.

Права и обязанности участников видов следственных действий устанавливаются в законе дифференцированно в том объеме, в котором это отвечает целям, достигаемым в результате данного следственного действия. То есть права и обязанности тесно взаимосвязаны непосредственно с порядком производства того или иного следственного действия. Права участника следственного действия не должны противоречить общей схеме его производства, правовой логике регламентации последовательности этапов следственного действия. Обязанности участника следственного действия должны также корреспондировать с общей схемой производства действия и быть согласованными с правами следователя, руководящего ходом данного действия. Те или иные обязанности в любом случае возникают на основе регламентации порядка производства следственного действия. Поэтому разъяснение участнику данного действия его прав и обязанностей одновременно предполагает разъяснение порядка производства следственного действия.

Нарушение этого правила может повлечь утерю доказательства по делу, признание его незаконным в ходе судебного разбирательства

Второе правило. Недопустимость производства следственных действий в ночное время. В соответствии с п. 43 ст. 7 УПК «ночное время» - это промежуток времени с двадцати двух до шести часов по местному времени. Законодательное наложение запрета проведения следственных действий в обозначенном временном отрезке в пределах астрономических суток объясняется следующими обстоятельствами:

  • это время отдыха. Широкое толкование ч. 4 ст. 24 Конституции РК о праве каждого на отдых позволяет относить интересующий отрезок суток ко времени, конституционно гарантированному как период, в течение которого лицо отдыхает после рабочего дня. Это время не может быть прервано никем;
  • во взаимосвязи с ранее изложенным обстоятельством находится необходимость привлечения к следственному действию иных участников, на которых также распространяется конституционное положение о праве на отдых, ограничения в части продолжительности рабочего времени. Иными словами, следователь волен распоряжаться своим личным временем в пользу служебных обязанностей, но это не должно распространяться на иных участников следственного действия.

Вместе с тем данное правило содержит исключение. В случаях, не терпящих отлагательства, следственные действия могут быть произведены и в ночное время. Если возникает опасность уничтожения или сокрытия следов преступлений, доказательств либо лицо, подозреваемое в совершении преступления, может скрыться от следствия и суда, либо промедление повлечет неотвратимые негативные последствия (например, реализация преступного плана, утеря следов из-за нежелательных погодных условий, ликвидация свидетелей и т.д.), то следователь вправе принять решение о производстве любого следственного действия в ночное время. При этом следственные действия, производимые в случаях, не терпящих отлагательства, и неотложные следственные действия - не одно и то же.

Необходимость в безотлагательном проведении может возникнуть по любому виду следственных действий. И каких-либо ограничений законом не установлено ни в перечне таких действий, ни в участниках их производства.

Что же касается неотложных следственных действий, то из смысла ч. 1 ст. 200 УПК вытекает, что осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей должны быть произведены органом дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Третье правило. Применение технических средств при производстве следственных действий носит частично факультативный характер и означает, что решение о применении технических средств зависит, во-первых, от характера и направленности самого действия, во-вторых, от целесообразности применения названных средств.

Информация о работе Правовые основы следственных действий в уголовном судопроизводстве Республики Казахстан