Содержание
Введение 2
Преступное
поведение 3
1.1. Понятие и общая
характеристика механизма преступного
поведения…...3
1.2. Психологическая
характеристика преступного поведения. 5
1.3. Предпосылки
преступного поведения 13
1.4. Стадии
механизма преступного поведения 15
Заключение 18
Список используемой
литературы 19
Введение
При криминологическом
анализе причин совершения преступления
важно учитывать роль социально-психологического
механизма поведения личности. Под
таким механизмом понимается последовательность
и продуманность вариантов поведения,
из которых выбирается наиболее предпочтительный.
Этот процесс чрезвычайно сложен, он затрагивает
всю совокупность качеств и особенностей
личности, проявляющихся во взаимодействии
с внешней средой.
Тема
данной контрольной работы: "Механизм
преступного поведения. ". Актуальность
данной темы обусловлена тем,
что в конкретном преступлении
и его причинах в большей
степени, чем это происходит
на общем уровне, проявляется
их взаимосвязь с личностными
особенностями индивида.
Основной
целью данного исследования является
изучение механизма индивидуального
преступного поведения, его стадий
и звеньев, а также взаимодействия
личности и ситуации как основных
причин, движущих личностью при
совершении преступления.
Преступное
поведение
1.1. Понятие
и общая характеристика механизма
преступного поведения.
Одной из составных частей
общего причинного комплекса
преступности являются причины
и условия индивидуального преступного
поведения. Изучение существующей
между ними взаимосвязи является
важной криминологической задачей.
Однако если причины преступности
в целом обусловлены противоречиями
социальной среды, то причины
и условия совершения конкретного
преступления в большей степени
подвержены влиянию непосредственного
окружения человека и той микросреды,
в которой происходит его формирование.
Таким образом проявляется сложный
комплекс причинных зависимостей
- от индивидуального преступного
поведения и его непосредственных
детерминант до общих причин
преступности, поскольку в конечном
счете преступления совершают
конкретные представители общества,
являющиеся носителями его устоев
и условий его жизнедеятельности
во всем их многообразии и
реальных проявлениях. Да и
сама микросреда, оказывающая прямое
воздействие на формирование
конкретного индивида, производна
от более широкой общественной
среды и в определенном смысле
является ее порождением. В конкретном
преступлении и его причинах в большей
степени, чем это происходит на общем
уровне, проявляется их взаимосвязь
с личностными особенностями индивида.
Тем не менее, признавая индивидуальность
каждого преступления и его причин,
следует выделить те механизмы, которые
являются едиными для всех преступлений.
В общем виде причинами конкретного
преступления является криминогенная
мотивация личности, базирующаяся на ее
антиобщественной установке. Она складывается
у лица постепенно под влиянием двух групп
условий. К первой относятся те из них,
которые формируют потребности, интересы,
ценностные ориентации личности. Искажения
и деформации в них образуют основу криминогенной
мотивации и ее внутреннюю содержательную
сторону. Условия второй группы непосредственно
относятся к процессу совершения преступления,
создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя
с личностными особенностями, они вызывают
намерение и решимость совершить преступление1.Таким образом, совершение
конкретного преступления является результатом
взаимодействия образовавшихся под воздействием
неблагоприятных жизненных условий негативных,
нравственно-психологических свойств
личности внешних объективных обстоятельств,
образующих криминогенную ситуацию. На
уровне неблагоприятных условий нравственного
формирования личности создаются предпосылки,
рассматриваемые как возможность совершения
преступления конкретным лицом. На уровне
конкретной ситуации сложившаяся у лица
криминогенная мотивация реализуется
в действительность. Это положение
имеет не только теоретическое, но и практическое
значение. Так, правоохранительные органы,
осуществляя профилактическую деятельность
на обоих указанных уровнях, выявляют
условия, отрицательно влияющие на формирование
нравственно-психологических свойств
личности в семье, учебном или производственном
коллективе, бытовом окружении, сфере
общения и в других областях социальной
жизни, с тем чтобы принять соответствующие
меры по их устранению, при необходимости
взаимодействовать с другими учреждениями,
предприятиями и общественными организациями
для оздоровления обстановки и нейтрализации
возникших криминогенных ситуаций.
Дальнейшее изучение структуры преступного
поведения требует раздельного анализа
каждой из линий причинной цепочки,
ведущих к волевому акту. Ему предшествует
постановка цели и предвидение результатов
своих действий. Все это откладывается
в сознании индивида и базируется на уже
существующих элементах, в первую очередь
таких, как прошлый опыт, интересы,
взгляды, психические особенности
лица. Сюда же следует добавить влияние
существующей внешней ситуации. Таким
образом, с точки зрения причинности преступлениеидолжно
рассматриваться как результат взаимодействия
личности и внешней конкретной ситуации.
К тому же следует добавить, что личность
развивается на основе взаимодействия
психофизических данных индивида, а
также наследственных задатков во взаимодействии
с внешней средой. Из этого следует,
что у взрослого человека все социально
значимые воздействия внешней среды проходят
через его сознание и личностные особенности,
т.е. между человеком и средой существуют
сложные причинно-следственные зависимости.
Чтобы ответить на вопрос, в каком из звеньев
причинной цепочки коренятся причины
совершения конкретного преступления,
нужно рассмотреть их по существу,
используя материалы конкретных криминологических
исследований. Только тогда можно получить
данные о том, какие именно причины несут
в себе наибольшую степень криминогенности,
какие конкретно сферы внешней среды,
и на каком жизненном этапе индивида оказали
на него криминогенное влияние, какие
психофизические свойства и особенности
конкретного лица оказались наиболее
податливыми к такому воздействию.
1.2. Психологическая
характеристика преступного поведения.
Своеобразие индивидуального
преступного поведения состоит
в том, что наряду с факторами
внешней среды (причины и
условия), его обусловливают и
внутренние факторы (мотивы, цели,
форма вины). Факторы внешней среды
становятся побуждающими силами
поведения, только преломившись
в сознании личности. Будучи по
своему содержанию антиобщественным,
преступное поведение с точки зрения
его строения отвечает всем признакам
волевой деятельности в общепсихологическом
ее значении. С субъективной стороны оно
характеризуется волей, мотивированностью
и целенаправленностью, а с объективной
- физическими действиями или воздержанием
от них. Если в совершенном преступлении
воля лица не нашла своего выражения в
силу внутренних причин (расстройство
сознания, психическая болезнь и т. п.),
то лицо не подлежит уголовной ответственности.
Если же в преступлении воля лица не нашла
своего выражения в силу внешних причин
(принуждение, насилие и т. п.), то это является
обстоятельством, смягчающим уголовную
ответственность2. Понятия «преступное действие»
и «преступная деятельность» как единицы
психологического анализа не следует
смешивать с соответствующими уголовно-правовыми
понятиями. С психологической точки
зрения преступным действием считается
только одноразовый волевой акт, которым
достигается цель, не разлагаемая на
более простые. В уголовном праве под преступным
действием понимается как одноразовый
волевой акт, так и совокупность нескольких
волевых актов. Однако следует учитывать,
что несоблюдение правил психологического
анализа преступного поведения нередко
приводит к серьезным ошибкам. Кроме
содержания, преступное действие имеет
внутреннюю структуру, главными компонентами
которой являются:
1) мотив, цель действия
и форма вины лица (психологические
компоненты);
2) предмет действия, способ,
средства и условия его реализации
(физические и вещественные компоненты);
3) результат действия, т.
е. те последствия, которые
наступили от действия.
Прямой результат
- это тот, который входит в
цель лица. Он является реализацией
и непосредственным выражением
цели. При вмешательстве объективных,
не зависящих от воли действующего
лица сил прямой результат
может не совпадать по своему
объему с целью лица. При этом
цель реализуется не до конца,
и результат оказывается меньше,
чем намечавшаяся цель действия.
Несовпадение цели и результата
выступает в этом случае в
форме «невыполнения цели»3. Примером «невыполнения»
цели является покушение на совершение
преступления, когда цель преступления
не осуществляется до конца по причинам,
не зависящим от воли виновного.
Отношения между результатом и целью могут
выступать в форме «перевыполнения» цели.
В этом случае результат действия превосходит
предполагаемую цель и содержит сверх
ожидаемого неожиданный результат,
что не входило в субъективную цель данного
лица. Примером
перевыполнения цели является умышленное
причинение тяжких телесных повреждений,
которые повлекли за собой смерть потерпевшего,
хотя это и не входило в субъективную
цель действовавшего лица. На практике,
в частности в процессе оперативно-розыскной
деятельности, для смысловой характеристики
преступного действия недостаточно
знать только его цель. Кроме цели, каждое
действие имеет свой мотив. Совершая конкретное
действие, лицо может руководствоваться
различными побуждениями. Для правильного
понимания волевого действия очень
важно уяснить себе истинное соотношение
между побуждениями и целью волевого действия.
Осознанная цель, несомненно, играет существенную
роль в волевом действии, она должна
определять весь его ход. Но цель, которая
определяет волевой процесс, сама зависит
от побуждений, мотивов, которые являются
отражением в психике потребностей, интересов
и т. п. Всеми поступками людей руководят
их побуждения, т. е. определенные мотивы.
Возникновению мотива любой, в том числе
противоправной деятельности, как правило,
предшествует появление определенной
потребности. Вначале эта потребность
может существовать безотносительно
к тем объектам, с помощью которых
она может быть удовлетворена.
Как правило, приступая к действию, лицо
мысленно создает его модель в своем
уме. Подготовка преступного действия
в сознании лица (его мотивация) составляет
первый подготовительный этап, который
состоит из осознания мотива и цели
действия, борьбы мотивов и принятия
решения действовать. Побуждения сами
по себе не могут явиться источником
действия. Чтобы стать таким источником,
они должны быть осознаны лицом в качестве
мотива. Лишь став мотивом, психическая
энергия побуждения превращается в
волевую энергию и порождает определенные
действия. В этом смысле мотив является
«двигателем» поведения и активно
стимулирует волевую активность лица
''.На стадии мотивации преступного
действия может обнаружиться расхождение
между целью действия и его нежелательными
последствиями, между намеченной целью
и трудностями ее осуществления в данных
условиях и т. д. На этом основании нередко
возникает внутренний конфликт противоречивых
побуждений, называемый борьбой мотивов,
который состоит в столкновении нескольких,
достаточно несовместимых между собой
побуждений лица. Как правило, конкурирующие
мотивы являются побуждениями разного
психологического и социального уровня.
Ими могут быть, например, низменные
чувства и доводы разума, чувство мести
и интересы дела, органическая потребность
и служебный долг, корыстный интерес и
должностная обязанность и т. д. В содержание
борьбы мотивов входит не просто борьба
двух несовместимых побудителей к действию,
а борьба мотивов должного социально полезного
поведения и мотива, противоречащего
праву, мотива антиобщественного, преступного
поведения4. Иногда борьба мотивов идет
довольно длительное время, вызывая у
лица определенные психические состояния
(замкнутость, подавленность, неразговорчивость,
скрытность и т. д.). Принятие решения
о совершении преступления может осуществляться
в различных формах:оно может выделяться
в сознании действующего лица как особая
фаза и сводиться в этом случае к осознанию
цели преступления оно может наступить
в стадии борьбы мотивов само по себе,
как ее разрешение.
Как особый этап в подготовке преступления
принятие решения выступает тогда, когда
каждый из мотивов сохраняет для лица
свою силу и значимость. Решение в пользу
одного мотива принимается потому, что
остальные мотивы подавляются и лишаются
роли побудителей действия. Мотив-победитель
становится доминирующим и определяет
содержание предстоящего действия.
Лицу, совершающему преступление, приходится
принимать решение в различных психологических
условиях:
1) это могут быть простые условия
(без стрессов и возбужденного состояния,
при достаточности времени на его обдумывание,
что характерно, например, для принятия
решений расхитителями собственности,
совершения актов терроризма и т. д.), в
котором порождается, как правило, расчетливое
преступное поведение;
2) сложные психологические
условия: в виде сильного возбуждения,
недостатка времени на продумывание решения,
наличия конфликтной ситуации, когда одному
лицу противостоит воля другого лица,
- ведут к принятию недостаточно продуманных
решений, вызывающих т. н. нетрензитивное
преступное поведение, т.е. поведение,
основанное не столько на строгом расчете,
сколько на порыве, что характерно для
принятия решений, например, при совершении
преступлений против личности (в частности,
при совершении убийств на эмоциональной
основе, причинении умышленных телесных
повреждений, изнасилований и т. п.)5.
Как правило, после принятия
решения наступает главный этап:
реализация сформированной мотивом
и целью воли лица в действиях.
Практически же на стадии мотивации
осуществляется, образно говоря, проектирование
преступного поведения. На стадии исполнительной
этот проект воплощается в реальные
действия и их результаты. Исполнение
преступления требует волевых усилий,
которые «питаются» силой мотива
и цели действующего лица. На этой стадии
психическая деятельность лица проявляется
в регулировании осуществляемого
действия в соответствии с его
целью. Затраченная лицом психическая
и физическая энергия воплощается
в результате действия. Поэтому содержание
преступного действия должно рассматриваться
прежде всего с результативной стороны,
т. е. как процесс реализации цели
в результатах действия. Достижение цели
означает окончание действия как волевого
акта. Лицо оценивает достигнутый результат,
сопоставляя его с намеченной целью. При
этом оно констатирует его удачу или неудачу,
успех или неуспех.
Таким образом, следует различать
функции, выполняемые мотивом и
целью на стадиях подготовки (мотивации)
и исполнения преступного действия.
На подготовительной стадии мотив и
цель формируют решение и порождают
волю лица. В стадии исполнения преступления
они определяют содержание уже сформированной
воли лица, выступая ее смысловой стороной.
Свою функцию мотив и цель в
дальнейшем выполняют путем корректировки
направленности совершаемых действий.
Благодаря этому обеспечивается
их претворение в действие и через
него в реальных фактах действительности.
В ходе деятельности мотив
может остаться
1) неизменным и стать
действующим мотивом. Иногда мотив,
сформировавший действие, в ходе
исполнения исчезает,
2) заменяется другими
или осложняется добавлением
нового, дополнительного мотива. Изменение
мотива может происходить путем
его отпадения и прекращения
преступной де-ятельности лица. В
стадии исполнения может произойти
также
3) переосмысливание мотива
путем замены его социально-положительным
мотивом поведения. Примером подобного
переосмысливания мотива может
служить добровольный отказ от
дальнейшего совершения преступления,
явка с повинной (когда преступление
уже окончено), способствование предупреждению
наступления вредных последствий,
а также самооценка преступления
в ходе расследования, чистосердечное
раскаяние в содеянном и активное
способствование его раскрытию.
Важно понять, что между
мотивом и целью лица и его
преступным поведением существуют два
вида связей — прямая и обратная.
Прямая связь выражается в том, что
мотив и цель преступления порождают
преступное поведение. Обратная связь
между ними заключается в том,
что преступное поведение в соответствии
с конкретными ситуациями и условиями
оказывает обратное влияние на мотив
и цель как путем корректировки
их самих в ходе совершения преступления,
так и путем применения лицом
определенной тактики и отдельных
приемов по их реализации.
Хочется проиллюстрировать
это следующим примером. Вор с
целью совершения хищения идет в
ночное время в магазин, чтобы
проникнуть туда путем взлома висячего
замка на двери служебного входа.
Прибыв к магазину, он видит, что
дверь служебного входа закрыта
не на висячий замок, а изнутри. Тогда
преступник изменяет свое решение, корректируя
его в соответствии с поставленной
целью, и решает проникнуть в магазин
с центрального входа. Здесь он видит
спящего сторожа. Поскольку цель
его может быть достигнута лишь осложненным
путем, т.е. путем убийства сторожа,
лицо вновь в соответствии с поставленной
целью корректирует свое преступное
поведение и решает проникнуть в
магазин с чердака. Реализуя свой
план, он проникает в магазин с
чердака, сделав пролом в потолке, и
совершает хищение товаров.
Заметное место в мотивации
преступных действий может принадлежать
состоянию опьянения лица. Роль алкоголя
в мотивации преступления состоит
в том, что он снимает процессы
торможения. Под влиянием алкоголя
человек перестает смотреть на себя
глазами других. Вначале создается
иллюзия внутренней легкости и желания
общения, потом возникает нарушение
обычной мотивации поведения. Пьяному
человеку кажется, что он ведет себя
весьма логично. Фактически же у него
нарушается привычная мотивация
и организация поступков и
поведения.
Следует отметить, что роль
мотива и цели как структурных
и функциональных компонентов преступного
поведения наглядно выступает в
патологических случаях, когда один
из них или они оба бывают нарушены.
При патологических аффектах и импульсивных
состояниях, когда побуждение непосредственно
дает стремительную, неосознанную разрядку
в преступном действии, последнее
теряет характер волевого поведения
и выступает как акт поведения
душевнобольного человека, что имеет
место при клептомании (импульсивное
воровство), пиромании (импульсивное поджигательство),
дромомании (импульсивное бродяжничество)
и т. д.*
Существенным звеном исполнения
действия являются его предметно-вещественные
компоненты, т. е. орудия, средства и
условия, благодаря которым достигается
цель действия. Внешние условия могут
благоприятствовать или препятствовать
достижению цели. В качестве средств
совершения преступления выступают
предметы, вещи, орудия, инст-рументы, механизмы,
приборы, устройства и т. п., потому что
они могут «служить цели лица». Предметно-вещественные
элементы преступного поведения
выбираются лицом в соответствии
с их субъективной значимостью. Их назначение
в том, что они используются и
управляются субъектом как средства
достижения своей цели. Средства есть
способность предмета служить цели*.
Сувенирка Уфа.
Особо следует указать
на документы как средства совершения
преступлений. Сюда относятся фиктивные,
поддельные и разорванные служебные
документы и другие записи о преступных
комбинациях. Являясь средством
совершения или «прикрытия» преступления,
они выступают объективными показателями
мотивационной стороны преступления.
Обнаружение подобных документов, а
также выявление повода, назначения,
автора и обстоятельств их изготовления
проливают свет на мотив и цель
совершения преступления.
1.3. Предпосылки преступного поведения
Одной из распространенных
психологических предпосылок преступного
поведения является отчуждение личности.
Психолого-криминологические исследования
свидетельствуют о том, что значительная
часть преступников находится на
определенной социально-психологической
дистанции от общества и его нравственно-правовых
ценностей. Они отчуждены и от
общества в целом, и от малых групп
(семья, трудовой коллектив, друзья и
т. д.) или существенно ослабили связи
с ними. В психологическом плане
отчуждение представляет собой как
бы уход человека из межлич-ностного взаимодействия,
который имеет существенные психологи-ческие
и социальные последствия, в том
числе и криминогенного характера.