Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 06:10, реферат
Коррупция как вид преступности тесно переплетается с другими видами антиобщественных проявлений и, прежде всего, с организованной преступностью, теневой экономикой и терроризмом, «подпитывает» их и «питается» от них. Это обусловливает необходимость рассмотрения данного явления не как совокупности отдельных фактов воздействия на принятие управленческого решения посредством подкупа чиновников, а как складывающуюся и развивающуюся систему, которая является серьезным вызовом современности, реальной угрозой национальной и экономической безопасности стран, в том числе и в первую очередь России
Коррупция является одним из наиболее опасных факторов в общественной жизни, деструктивно влияющих на состояние не только национальной безопасности государства в целом, но и всех ее составных частей. Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества. Прежде всего это обусловлено тем, что деятельность коррумпированных государственных чиновников направлена на получение различного рода личных или узкокорпоративных благ (в основном материальных), а не на обеспечение устойчивого и эффективного развития государственного устройства. Подобное положение дел ведет к снижению эффективности права и функционирования государства, напрямую противодействует его интересам в различных сферах деятельности, а в ряде случаев создает непосредственную угрозу безопасности граждан, общества, государства. Особую опасность коррупционные процессы представляют в политической, правовой, социальной и экономической сферах общественной жизни.
Как в России, так и в других странах мира масштабы коррупции, возрастающая степень ее негативного влияния на развитие национальных экономик требуют новой оценки данного феномена в современных условиях.
Коррупция как вид преступности тесно переплетается с другими видами антиобщественных проявлений и, прежде всего, с организованной преступностью, теневой экономикой и терроризмом, «подпитывает» их и «питается» от них. Это обусловливает необходимость рассмотрения данного явления не как совокупности отдельных фактов воздействия на принятие управленческого решения посредством подкупа чиновников, а как складывающуюся и развивающуюся систему, которая является серьезным вызовом современности, реальной угрозой национальной и экономической безопасности стран, в том числе и в первую очередь России. Коррупция начинает всерьез влиять на снижение темпов экономического роста, снижение потенциала институтов гражданского общества, нарушение прав человека, оказывает другие негативные воздействия на правовую систему. Все вышеуказанные факторы обуславливают необходимость законодательного закрепления уголовной ответственности за совершение действий, имеющих коррупционную направленность.
Представителями высшей государственной власти был предпринят ряд мер, направленных на разработку нормативной базы противодействия коррупции, а также на предупреждение и пресечение актов коррупционного поведения.
Очередной шаг в этом направлении сделан 19 мая 2008 г., когда Президент России Д. А. Медведев подписал Указ № 815 «О мерах противодействия коррупции». В качестве первостепенной меры в плане указана разработка до 1 октября 2008 г. проекта Федерального закона «О противодействии коррупции», который впоследствии был принят. Нормы антикоррупционного содержания содержатся также в следующих нормативных правовых актах:
- Федеральном
законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ (с изм. и
дополн.) «О противодействии коррупции»1
- Федеральном
законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ (с изм. и
дополн.) «О полиции» (статья 30.1. Взыскания
за несоблюдение ограничений
и запретов, требований о предотвращении
или об урегулировании
- Федеральном
законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ (с изм. и
дополн.) «О государственной
-Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ ( с изм. и дополн.) «О Следственном комитете Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2012) (статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции)4;
-Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ (с изм. и дополн.) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (статья 27.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции)5;
- Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 (с изм. и дополн.) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.02.2012) (статья 41.8. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции)6;
- Уголовном кодексе Российской Федерации (изм. от 27.08.2012).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что преступления коррупционной направленности представляют собой особую общественную опасность, борьба с данными преступлениями ведется во всех современных государствах. Противодействию преступности посвящено множество нормативных правовых актов международного и национального характера. Российская Федерация также ведет активную борьбу с данными преступлениями, о чем свидетельствует большой массив нормативных правовых актов, регламентирующих ответственность за коррупционные проявления.
Важнейшую роль в вопросах противодействия коррупции играет эффективное взаимодействие государственных органов исполнительной власти с правоохранительными органами.
Традиционно под взаимодействием понимается основанная на законах и подзаконных нормативных актах, согласованная по целям, месту и времени деятельность различных исполнителей по совместному решению поставленных перед ними задач.
Федеральный закон
от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции» в ч. 4 ст. 5 устанавливает, что
федеральные органы государственной власти,
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления осуществляют противодействие
коррупции в пределах своих полномочий;
также указанный закон в качестве одного
из основных принципов противодействия
коррупции определяет комплексное использование
политических, организационных, информационно-
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, определяет, что главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом и др. (ст. 38). Реализация указанной Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества, направленных на отстаивание национальных интересов Российской Федерации путем комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации (ст. 98);
Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, определен ряд мер по профилактике коррупции, предполагающих взаимодействие органов исполнительной власти с правоохранительными органами.
В качестве наиболее существенных признаков взаимодействия различных субъектов обычно выделяют следующие: наличие общей цели, задач; согласованность их действий по продвижению к цели, а в ряде случаев – по месту и времени; сотрудничество, взаимопомощь в интересах решения общих задач; совместность действий. При взаимодействии правоохранительных органов с органами исполнительной власти в качестве основания, объединяющего их в совместной деятельности, выступает единая для этих субъектов цель – противодействие коррупции.
В процессе взаимодействия на участников, как правило, не налагаются какие-либо обязанности по выработке и применению единых мер, по распределению сил и средств, по установлению контроля за исполнением рекомендуемых мероприятий, а главное – не выделяется специальный участник, имеющий полномочия по организации взаимных действий. Именно в таком значении понимается взаимодействие правоохранительных органов с федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, под взаимодействием правоохранительных органов с органами исполнительной власти в сфере противодействия коррупции понимается совместная деятельность федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов в пределах их полномочий по противодействию коррупции, а также минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Анализ сложившейся практики позволяет рекомендовать субъектам взаимодействия следующие формы взаимодействия:
проведение координационных совещаний;
проведение межведомственных совещаний руководителей правоохранительных органов с руководителями федеральных органов исполнительной власти;
проведение совместных мероприятий правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
организация постоянно действующих рабочих групп из числа представителей субъектов взаимодействия;
межведомственный информационный обмен;
организация совместных проверок по исполнению законодательства о противодействии коррупции в конкретном органе исполнительной власти;
совместная учеба, повышение квалификации, приглашение специалистов из числа участников взаимодействия для оказания методической, консультационной и иной помощи другому субъекту сотрудничества в рассматриваемой сфере;
организация совместных семинаров, конференций, в том числе научно-практических;
организация совместных научных, мониторинговых исследований, социологических опросов.
Различные формы взаимодействия могут быть реализованы участниками как в двустороннем, так и в многостороннем формате.
Указанный перечень возможных форм сотрудничества не является исчерпывающим. Продолжающийся процесс совершенствования законодательства в сфере противодействия коррупции требует от всех заинтересованных участников углубления сотрудничества, интенсивного поиска и внедрения в практику новых подходов к организации данного взаимодействия.
Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (далее – Указ от 21 сентября 2009 г. № 1065) предусматривает создание в федеральных государственных органах подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений с конкретным кругом полномочий.
В развитие положений Указа от 21 сентября 2009 г. № 1065 было принято Типовое положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа, утвержденное Аппаратом Правительства Российской Федерации 18 февраля 2010 г. № 647п-П16, которое определило порядок создания, основные задачи и функции соответствующих подразделений.
В соответствии с п. 3 Указа от 21 сентября 2009 г. № 1065 на подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб, ответственных за эту работу) возложен ряд функций, в числе которых функция по взаимодействию с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.
Предмет этого взаимодействия вытекает как из целей и задач самих подразделений кадровых служб, так и из компетенции правоохранительных органов.
Исходя из задач, возложенных на подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, можно выделить следующие направления их взаимодействия с правоохранительными органами:
взаимодействие при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иных сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими;