Местные налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:36, реферат

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности местных налогов и сборов.
Задачи работы: 1) изучить понятие налогов и сборов; 2) рассмотреть общую характеристику местных налогов и сборов; 3) охарактеризовать земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………3
1. Понятие налогов и сборов………………………………………..……….4
2. Общая характеристика местных налогов и сборов……………..………13
3. Земельный налог …………………………………………………….……15
4. Налог на имущество физических лиц…………………………….…….20
Заключение………………………………………………………………..……23
Список литературы……………………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФ МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ.docx

— 52.83 Кб (Скачать файл)

 

 
Тип работы: Реферат 
Тема: Местные налоги и сборы 
объем текста реферата в пределах 16-20 страниц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….………3

  1. Понятие налогов и сборов………………………………………..……….4
  2. Общая характеристика местных налогов и сборов……………..………13
  3. Земельный налог …………………………………………………….……15
  4. Налог на имущество физических лиц…………………………….…….20

Заключение………………………………………………………………..……23

Список литературы……………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Становление и развитие местного самоуправления в формах, отвечающих общедемократическим стандартам и принципам, признанным в цивилизованном мире, - одна из наиболее актуальных проблем для России. Насколько будет развито местное самоуправление, в том числе и в финансово-экономическом плане, настолько будет сильна российская государственность. От этого специфического уровня власти зависит успех всех реформ в стране, стабильность в обществе, будущее государства. Без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти в целом невозможно,  именно здесь, на местном уровне есть огромный ресурс контроля за властью.

Положение местного самоуправления в системе российской государственности  и гражданского общества требует  от государства законодательных гарантий и закрепления обязанности органов государственной власти обеспечить надлежащие условия его развития, что, в свою очередь, предполагает право муниципальных образований на достаточные собственные финансовые ресурсы. Наличие достойного финансового обеспечения является важнейшим практическим воплощением конституционных гарантий самостоятельности и независимости любых публично-правовых образований, в том числе и муниципальных.

Цель работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности  местных налогов и сборов.

Задачи работы: 1) изучить  понятие налогов и сборов; 2) рассмотреть общую характеристику местных налогов и сборов; 3) охарактеризовать земельный налог и налог на имущество физических лиц.

 

 

 

  1. Понятие налогов и сборов

 

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого — одно из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

В ст. 8 НК РФ1 приводятся понятия налога и сбора.

Согласно п. 1 ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Данное определение позволяет  выявить следующие признаки налога:

1) обязательность платежа;

2) индивидуальная безвозмездность;

3) денежная форма налога;

4) отчуждение принадлежащего на  праве собственности (или ином  вещном праве) имущества (денежных  средств) в пользу публичного  субъекта;

5) публичная цель — финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Основные отличия сборов от налогов сводятся к следующему.

  • Индивидуальная возмездность. Налоги индивидуально безвозмездны. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован.
  • Свобода выбора. Речь, конечно, идет не об абсолютной свободе, а о существенных субъективных правах (например, права на судебную защиту, на осуществление предпринимательской деятельности), которая в ряде случаев невозможна без участия государства и обременена платежом сборов.
  • Взнос, а не платеж. В отличие от налога, который всегда выступает в виде денежного платежа, сбор может быть внесен различными способами. Поэтому в определении сбора, закрепленного в ст. 8 НК РФ, упоминание о денежной форме платежа отсутствует.
  • Цель. Согласно ст. 8 НК РФ, цель налогообложения — покрытие совокупных расходов публичной власти, в то время как целевое назначение — компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.
  • Состав элементов. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается законно установленным лишь в том случае, когда определены все элементы налогообложения. При установлении сборов, согласно п. 3 ст. 17 НК РФ, элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. Следовательно, не все элементы, необходимые для исчисления и уплаты налога, могут оказаться востребованными при установлении конкретного сбора.
  • Нерегулярный характер. Одним из элементов налога является налоговый период, поэтому уплата налога предполагает определенную регулярность и систематичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.
  • Порядок уплаты. Объект налога как юридический факт возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, объект сбора — после.
  • Соразмерность. В ст. 3 НК РФ предусмотрено, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, то есть с изменением налоговой базы размер налога изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков и определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.
  • Штрафные санкции. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения санкций2.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о  налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком. Таким образом, помимо шести элементов, указанных  в п. 1 ст. 17 НК РФ, существует еще один элемент — налоговая льгота, — который иногда именуют факультативным элементом, подчеркивая тем самым, что отсутствие данного элемента в законодательстве не означает, что налог не установлен.

Субъект налогообложения — физическое или юридическое лицо, которое формально обязано уплатить налог или сбор. В ст. 19 НК РФ подчеркивается, что субъект права станет налогоплательщиком только после того, как на него будет возложена вполне определенная обязанность, а до этого момента лицо нельзя именовать налогоплательщиком, а только лишь субъектом налогового права. Обязанность уплатить налог рассматривается законодателем как элемент уже возникшего правоотношения между публичным и частным субъектом по поводу уплаты налога. Необходимо учитывать, что понятие «субъект налогового правоотношения» шире понятия «субъект налогообложения» (подробнее см. главу 3).

Понятие организации дано в п. 2 ст. 11 НК РФ. Организации  — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Филиалы и иные обособленные подразделения  российских организаций не являются юридическими лицами и, согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ, не участвуют самостоятельно в имущественных отношениях. Указанные подразделения российских организаций сами налогоплательщиками не являются, они не имеют обязанностей по уплате налогов и сборов, а только могут выполнять их по месту своего нахождения за юридических лиц, подразделениями которых являются.

В ст. 11 НК РФ также дано и понятие «физические лица» , под которыми понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Таким образом, статус физического лица в налоговых отношениях не зависит ни от гражданства лица, ни от рода деятельности, которую ведет это лицо.

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Таким образом, законодатель не дает легального определения объекта налогообложения, а лишь перечисляет возможные виды объектов налогообложения и указывает на обязательные для них свойства. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

Определение налоговой базы дано в  ст. 53 НК РФ, согласно которой налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Таким образом, налоговая база представляет собой количественную характеристику объекта, позволяет применить налоговую ставку при исчислении налога. Налоговая база должна определяться Налоговым кодексом РФ независимо от вида налога. Общие вопросы исчисления налоговой базы установлены в ст. 54 НК РФ.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (например, на доход физического лица). Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ. Абз. 2 п. 1 ст. 53 НК РФ устанавливает исключение из этого правила, в соответствии с которым ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ, но в порядке и пределах, установленных в НК РФ (например, пониженные ставки НДС по ряду товаров).

Ставки по региональным и местным налогам устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах, определяемых федеральным законодательством.

Выделяют следующие виды ставок:

1) твердые ставки (специфические ставки) — устанавливаются в абсолютных величинах к налоговой базе;

2) пропорциональные ставки (адвалорные ставки) — устанавливаются в едином проценте от налоговой базы;

3) комбинированные ставки (смешанные ставки) — объединяют два вышеназванных способа определения ставок и представляют собой единство двух частей: специфическую — абсолютную величину налоговых начислений и адвалорную — процент от налоговой базы.

Согласно п. 3 ст. 11 НК РФ, понятие «налоговый период» используется в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса. В соответствии с установленным п. 1 ст. 55 НК РФ правилом, под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Каждый налог имеет самостоятельный  налоговый период, определяемый в  соответствии с ч. 2 НК РФ. Как правило, налоговым периодом признается год, однако иногда и квартал, и месяц. Также, при установлении некоторых налогов законодатель устанавливает для разных налогоплательщиков различные налоговые периоды. Налоговый период относится к тем элементам налогообложения, которые определяются только на федеральном уровне, независимо от вида налогов, включая региональные и местные налоги3.

Необходимо различать понятия «налоговый период» и «отчетный период», под которым понимается временной промежуток, за который налогоплательщик обязан отчитаться перед налоговыми органами. Отчетный период не отнесен ст. 17 НК РФ к числу элементов налогообложения, и поэтому отсутствие законодательного закрепления отчетного периода не позволяет считать, что налог не установлен.

Общий порядок исчисления налога регламентирован ст. 52 НК РФ, закрепляет обязанность лица исчислить налог. Указанная статья устанавливает три способа исчисления налога:

1) самостоятельно налогоплательщиком;

2) налоговым агентом;

3) налоговым органом.

Выбор того или иного способа  принадлежит законодателю и зависит  от вида налога и статуса налогоплательщика.

Порядок уплаты налога представляет собой установленную актами законодательства о налогах и сборах определенную последовательность действий, которые налогоплательщик должен совершить, чтобы исполнить налоговую обязанность (ст. ст. 57, 58 Налогового кодекса РФ). Порядок уплаты налога определяет механизм перечисления денежных средств в виде налогового платежа. При этом законодатель определяет следующие особенности определения порядка уплаты:

  • уплата налога производится единовременно или по частям;
  • уплата налога производится самим налогоплательщиком или налоговым агентом.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно  к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается  Налоговым кодексом РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов  устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации  и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с  НК РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются  применительно к каждому налогу и сбору.

В необходимых случаях при установлении налога могут предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком. Под налоговыми льготами Налоговый кодекс РФ понимает предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Использование льгот является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Информация о работе Местные налоги и сборы