Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 10:00, контрольная работа
Рассмотрим по порядку: что же значит исторически изменчива? Это значит, что состояние преступности неодинаково так же, как и социально-экономическое развитие. Ее уровень и структура изменяются в зависимости от определения государством круга деяний, объявляемых преступными, и от формы правления в этом государстве (нравов общества, в том числе). Изменчивость преступности четко отражается в истории уголовного законодательства.
1. Уголовно-социологические
Теория социальной дезорганизации. Эта школа называется еще Чикагской или экологической. Ее возникновение связывается с началом исследований в 20-30-х годах города Чикаго и его окрестностей. Группа исследователей- Роберт Парк, Эрнест Берджест и Родерик Маккензи рассмотрели город как живой социальный организм. Они исследовали взаимоотношения людей и природы. И в результате своих наблюдений вот, что они выявили:
- наиболее высокая
- по мере удаления от центра и промышленных районов делинквентность падает; самая низкая- в жилых городских кварталах, за исключением бедных перенаселенных районов, где население составляют преимущественно эмигранты
- мелкие преступления против
собственности могут
Теория аномии. Социолог Эмиль Дюркгейм (Франция) считает преступность нормальным и даже полезным явлением. Она выполняет две функции:
во-первых, отклонение индивидуального сознания от коллективного представляет собой условие изменений и прогресса. Полное единообразное поведения членов данного общества означает, что оно переживает застой и не развивается;
во-вторых, преступление может быть фактором интеграции общества, укрепления социальных связей. Негативная реакция на преступное деяние усиливает коллективное сознание и делает наглядной границу между моральными и правовыми нормами.
По мнению Дюркгейма “чем больше человек имеет, тем больше он хочет, поскольку полученные блага лишь стимулируют, а не удовлетворяют потребности”.
Теорию аномии дополнили и развили американские социологи, и, прежде всего, Роберт Мертон. Он определяет состояние аномии как надлом в культуре, возникающий в ситуации резкого расхождения между культурными нормами и целями, с одной стороны, и созданными обществом возможностями поступать в соответствии с ними, с другой стороны. Существуют разные типы адаптации в такой ситуации. Тип первый - конформизм - это поведение, направленное на достижение определенных культурных целей с помощью легальных средств. Второй тип - ритуализм - заключается в отказе от стремления к достижению более высокой позиции либо понижении его уровня до такой степени, что по поводу неосуществленных намерений напряженного состояния не наступает. Эти два типа не порождают девиантных поступков. Третий тип - инновация - это принятие целей, определенных культурой, при одновременном отказе от установленных способов их достижения. То есть люди хотя и реализуют ценности, принятые в данном обществе, но делают это с помощью нелегальных средств. Четвертый тип - ретритизм - заключается в одновременном отказе как от целей, стремление к которым в данном обществе обязательно, так и от средств, которые служат достижению этих целей. И, наконец, пятый тип - мятеж - это также отказ от целей и средств, принятых в обществе, но уже с программой замены их новыми целями и новыми средствами их достижения.
Теории субкультуры. Культура вообще это комплекс ценностных представлений, сложившихся в каком-то обществе, в границах известной территории и в рамках определенного периода истории. Ее синонимом можно считать “цивилизацию”, которая соответственно включает в себя стиль жизни, образ мыслей, чувствование и поведение, выражающееся в характере питания, одежды, в обычаях и нравах, в религии и языке. Культура усваивается и передается из поколения в поколение. Ее можно также представить как совокупность определенных форм поведения, но постоянно изменяющихся, смешивающимися с другими культурами, с другими формами поведения и ценностными представлениями. Под субкультурой понимают систему общественного поведения и ценностей, существующую отдельно от господствующей системы поведения и ценностей и являющуюся все же частью этой центральной системы. Субкультурные группы делят часть элементов с господствующей культурной традицией (цивилизацией), но при этом сохраняют и собственные нормы поведения, и ценности, отличающиеся от ведущей цивилизации.
В теориях субкультуры предпринимаются попытки объяснить подростковую преступность, и в особенности бандитизм.
Теории Альберта Коэна (1955) и Ричарда Клоуарда и Ллойда Олина (1960), рассматривающие причины этого явления, подчеркивают значение конфликта между ценностями и целями преобладающего в обществе среднего слоя, с одной стороны, и возможностями подростков из низших слоев, неспособных придерживаться этих ценностей и преследовать эти цели, - с другой. В тоже время Уолтер Миллер (1968) отмечал, что подростковая делинквентность строится на системе ценностей низших слоев, на собственной, насчитывающей столетия традиции, отличающейся своей особой целостностью. Эти теории субкультуры связаны с особенностями определенных общественных слоев.
По мнению Коэна, у делинквентного подростка существующая социальная структура вызывает реакцию отрицания и подростковая противоправность в отличие от преступности взрослых не имеет экономической направленности (кража вещей, которыми они не могут воспользоваться, отсутствие какого либо смысла в актах вандализма, ведение “бандитских воин”, применение насилия в отношении всех и всего). Подростки совершают деликты для того, чтобы добиться определенного статуса, социального положения и престижа. Они создают собственную культуру, свою, отделенную от господствующей цивилизации, независимую субкультуру с целью получить статус среди сверстников. Эта реакция проявляется уже в школе. Как считают взрослые - хороший ребенок в школе должен быть прилежным, послушным и смышленым. Эти теории называются: “случайных структур”, неравных шансов”, т.е. когда преграждается путь к легальным средствам (достижения своих потребностей) подростки обращаются (при наличии делинквентных задатков) к противоправным методам и средствам достижения этих целей.
Одни субкультуры (их типы) добиваются материального достатка и характеризуются имущественными преступлениями; конфликтные субкультуры ищут способа добиться статуса в обществе с помощью насильственных преступлений; субкультуры “ухода от мира” (отказа) предпочитают обычным ролям и целям уход в наркоманию и алкоголизм. Наиболее типичным “уходом от мира” является “кошачья субкультура”, сутью которой является постоянное стремление к “кику” (вызову), сенсации, удовольствию. “Кик” - это поиск экстатических переживаний, наслаждений, “улетов”, “запредельных эффектов”. Самым трудным делинквентным видом считается тот, в котором представлены подростки, не стремящиеся к статусу среднего слоя, но всеми средствами пытающиеся поправить свое экономическое (материальное) положение. Приведу Вам для наглядности схему, иллюстрирующую теорию субкультуры, предложенную Клоуардом и Олином:
Различные экономические условия существования среднего и низших слоев в западном индустриальном обществе.
Социальное расслоение общества.
Интернализация (усвоение) подростками из низшего слоя ценностей среднего слоя.
Блокирование доступа подросткам из низшего слоя к целям среднего слоя.
Развитие делинквентных альтернатив для достижения компенсирующего статуса.
С выше перечисленными теориями субкультур перекликается теория Уолтера Миллера (1968). Она также основана на расслоении общества, но в основу ее положено следующее положение, что системы ценностей и стиль жизни зависят от экономических факторов. То есть как человеку достаются деньги - получает он их откуда-то или (например, в наследство или по программе социальной помощи) либо зарабатывает их сам. С этим и связаны различные системы ценностей. Его теория представляется следующей схемой:
Собственный стиль жизни и однородная система ценностей низшего слоя, передаваемая из поколения в поколение.
Отсутствие сильной фигуры отца и женское начало в семьях низшего слоя.
Недостаточная возможность усвоения мужской роли в семьях низшего слоя.
Усвоение мужской роли в группе сверстников
Получение компенсирующего статуса путем демонстрации своей грубости, мужественности, находчивости, способности обманом добиваться более выгодного для себя положения в конфликтных ситуациях и при совершении деликтов.
Даже на слух, эта схема имеет “сбои” (например, она не учитывает преступность среди несовершеннолетних женского пола?...), а проверка на практике методом самоотчета, показывает, что преступность среди подростков из низшего слоя (как зарегистрированная, так и латентная) не отличается по объему и тяжести от преступности подростков из среднего и верхнего слоев.
В 1980 году Теодор Фердинанд разработал теорию субкультуры, которая не связана ни с расслоением общества, ни с экономикой. Он проводит различие между молодежными субкультурами развитых и развивающихся стран. Например, субкультуру развитых западных стран Фердинанд характеризует следующим образом:
- молодежь отстаивает свои
- молодые люди не желают брать
на себя тяготы обычной
-молодежь вырабатывает свою особую лексику, одежду и музыкальные увлечения;
-возникновение молодежной
-свое взросление молодежь
-в конце концов, создание молодежной субкультуры - это реалистическое приспособление к изначально безнадежной ситуации.
И последняя теория субкультуры - насилия, выдвинутая Марвином Фольфгангом и Франко Ферракути (1967) основывается на том, что насилие можно постичь, и эти знания и навыки, будучи зафиксированы в субкультуре, передаются из поколения в поколение. В этой системе ценностей и поведения у людей вырабатываются свои стиль жизни и взгляды, ориентированные в основном на насилие. Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насилием, и для них оно не является ни запретным, ни вызывающим ощущение вины. Субкультура насилия накладывает на людей особые черты.
Теория конфликта. Понятие “конфликт”(лат.) означает столкновение, борьбу или спор. Проблемами конфликтов занимаются психологи (психоанализ), социологи и юристы.
Первая теория конфликта (1938) была выдвинута Торстеном Селлином, которая называлась “конфликта культур”, где автор проводит различие между внешними и внутренними конфликтами ценностей. Например: противоречия между борющимися нормами поведения, присущими старой и новой культурами; разногласия между нормами поведения в сельской местности и в крупных городах; конфликты между нормами хорошо организованной общины и плохо организованным обществом. Примером конфликта культур является многолетний процесс иммиграции в Израиле, из-за которого происходит процесс постоянного пересмотра основных принципов и ценностей. Так, евреи - иммигранты из северной Африки имеют привычку решать споры с помощью насилия и в порядке самосуда. Евреи из Йемена не следуют запрету о многоженстве. Бедуины, для кого “городские законы” - это, прежде всего слухи, обращаются, как и прежде, к обычаю кровной мести, а уже о наших иммигрантах и говорить не приходится.