Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:08, курсовая работа
При совершении убийства человек лишается жизни-блага, которое дается ему только один раз. Невозместимость утраты человеческой жизни, обуславливается важность профилактической работы и предупреждения убийства. В тех случаях, когда преступление уже совершено, перед органами дознания, следствия, прокуратуры и суда встает задача привлечения к уголовной ответственности и наказания виновного. Решение этой задачи требует правильного применения уголовного закона-квалификации убийства в соответствии с его точным смыслом. Убийство относится к числу тех преступлений, при квалификации которых встречаются нередко значительные трудности, обусловленные многообразием различных ситуаций совершения этих преступлений, с одной стороны, и определенной сложностью признаков, характеризующих различные виды убийства, - с другой.
Введение
При совершении убийства человек лишается жизни-блага, которое дается ему только один раз. Невозместимость утраты человеческой жизни, обуславливается важность профилактической работы и предупреждения убийства.
В тех случаях, когда преступление уже совершено, перед органами дознания, следствия, прокуратуры и суда встает задача привлечения к уголовной ответственности и наказания виновного. Решение этой задачи требует правильного применения уголовного закона-квалификации убийства в соответствии с его точным смыслом.
Убийство относится к числу тех преступлений, при квалификации которых встречаются нередко значительные трудности, обусловленные многообразием различных ситуаций совершения этих преступлений, с одной стороны, и определенной сложностью признаков, характеризующих различные виды убийства, - с другой.
Настоящая работа представляет исследования квалификации убийств по действующему законодательству на базе следственной и судебной практики.
Кроме этого рассматривается понятие убийства и наказания в различные исторические эпохи.
I. Понятие убийства в различные эпохи времени
Уголовное законодательство устанавливает ответственность за преступление против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Наибольшую опасность среди преступлений, направленных против личности, представляли собой убийство.
Убийство неразрывно связано с жизнью и смертью человека, поэтому без понятия жизни и смерти нельзя говорить об определении убийства.
«Жизнь, - писал Ф.Энгельс, - есть способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения».
Это высказывание имеет значение для определения понятия жизни человека, которая с биологической точки зрения состоит в непрерывном обмене веществ, питании и выделении. С прекращением этих функций прекращается жизнь человека.
Человеческая жизнь в биологическом смысле слова имеет значение для определения границ жизни человека. Возникновение жизни связано с началом процесса физиологических родов, что необязательно связывается с отделением плода от утробы матери, с началом самостоятельного дыхания. Следуя этому взгляду, умерщвление еще не отделившегося от утробы матери плода уже представляет собой посягательство на жизнь нарождающегося человека. Однако стоит считать, что у данного подхода есть недостаток: без начавшегося дыхания ребенка, наличия в его легких воздуха проблематично установить, был плод в момент посягательства на него живым или мертвым.
Еще большую сложность вызывает определение в теории и на практике конечного момента жизни.
Естественное и неизбежное завершение жизни - физиологическая смерть человека вследствие старения организма. Как и начало жизни, ее окончание – это не одномоментный акт, а процесс, имеющий протяженность во времени и способный протекать по разному. Одни ученые склонны определять наступление смерти (и, следовательно окончание жизни) по остановке дыхания и прекращения сердцебиения, отсутствию пульса, понижению температуры тела (клиническая смерть). Другие считают эти показатели недостаточными. Бывают случаи, что после клинической смерти удается восстановить дыхание и сердцебиение и вернуть человеку жизнь.
В настоящее время большинство ученых связывают наступление смерти, а следовательно, и окончание жизни с биологической смертью – когда прекращается снабжение тканей организма кислородом, кровь не поступает в головной мозг, происходят процессы распада клеток центральной нервной системы, исчезает активность мозга. Однако некоторая часть людей умирает в результате патологической, преждевременной смерти, вызванной болезнью или насильственными действиями.
К патологической смерти относится и убийство – род насильственной смерти. Следовательно, насильственный характер смерти один из признаков убийства, но насильственная смерть может носить и правомерный характер (например, приведение в исполнение приговора к смертной казни).
Насильственная смерть может свидетельствовать не только об убийстве, но и о несчастном случае и самоубийстве. В связи с этим возникает вопрос об их разграничении. В отличие от правомерного лишения жизни, убийство преследуется как противоправное деяние, предусмотренное Особенной частью уголовного кодекса. Следует дать некоторую характеристику данному виду преступления.
Убийство – наиболее тяжкая разновидность посягательств на жизнь. В УК РФ в ч.1 ст.105 впервые в истории нашего уголовного законодательства дается определение понятия убийства. Убийством признается только умышленное причинение смерти другому человеку. Изложенное свидетельствует, что законодатель связывает понятие убийства лишь с умышленной формой вины. Неосторожное лишение жизни именуется причинением смерти по неосторожности и образует по новому УК самостоятельный состав преступления (ст.109).
Позиция УК 1960г. была иной, в ней термин «убийство» использовался как родовой применительно ко всем видам лишения жизни (с умыслом и по неосторожности).
Уголовный закон дифференцирует ответственность за убийство по степени общественной опасности, выделяя простой (ч.1 ст. 105), квалифицированные (ч.2 ст. 105) и привилегированные (ст.106, 107, 108) и их виды.
Если обратиться к истории, то можно увидеть, что понятие убийства не всегда было одинаковым. С появлением частной собственности, классов и государства понятие убийства ставилось в зависимость от того какой класс находился у власти. В эксплуататорских общественно экономических формациях закон всегда был средством защиты жизни представителей господствующего класса и совсем не защищал жизни представителей других классов либо защищал, но лишь формально, для видимости.
При рабовладельческом строе убийством признавалось только лишение жизни «свободного» человека. Рабовладелец мог убить раба безнаказанно. В.И. Ленин указывал: «Закон об убийстве, не говоря уже о других законах охраны человеческой личности, не относился к рабам… Всеми правами пользовались рабовладельцы, а рабы были вещью…, и над ними возможно было не только какое угодно насилие, но и убийство раба не считалось преступлением».1
Рабов относили к говорящим орудиям. Считалось, что в результате убийства раба, рабовладелец утрачивал свою вещь. Если же раба убивал «свободный», не являвшийся его господином, он отвечал перед последним за уничтожение имущества.2
При феодализме по существу ничего не изменилось. Феодалы имели неограниченную власть над крестьянами, чинили суд и расправу над ними по собственному усмотрению. Ф.Энгельс писал, что в эпоху феодализма господин «забивал крестьянина насмерть и, если хотел, мог приказать обезглавить его».3
На Руси в XI-XVII в.в. убийство «холопа» рассматривалось лишь как причинение имущественного вреда хозяину.4
Помимо крестьян в эпоху феодализма в ряде стран существовали отдельные категории лиц, убийство которых не наказывалось. В Испании, во Франции и в Германии в XVI-XVII в.в. убийство цыган не только не наказывалось, но и поощрялось. В Испании убийство цыган приравнивалось к охоте на лисиц и волков. 5 По каноническому праву не признавалось преступлением убийство «еретиков» и всех лиц, преданных «анафеме».6
В период разложения феодального строя и зарождения капиталистических отношений буржуазия боролась за власть под лозунгом «равенства и братства», утверждая, что нет преступления без наказания. В связи с этим, казалось бы, приход к власти буржуазии должен был способствовать усилению охраны личности. Ведь по закону буржуазных государств лишение жизни «каждого» человека признается убийством. За совершение этого преступления, особенно при отягчающих обстоятельствах, предусматривалось суровое наказание вплоть до смертной казни и пожизненного тюремного заключения. Это дает повод утверждать, что законодательство капиталистических государств целиком и полностью направлялось на охрану личности. Однако встает вопрос, действительно ли охранялось жизнь человека и человеческая личность? Нет, это не так. Уже в силу самого существа капитализма провозглашение в законодательном порядке ровной ответственности всех граждан за лишение жизни другого человека является фикцией. Капитализм не усиливает охрану личности по сравнению с феодализмом, он обрекает на физическое уничтожение гораздо большие число людей.
Победа капитализма, усилившая эксплуатацию и нищету трудящихся классов, сопровождалась ростом преступности и убийств в том числе. Анализ статистических сведений представляет, что при капитализме убийство имеет тенденцию к непрерывному росту. Об этом свидетельствуют и данные, характеризующие количество убийств в царской России.7
Дело не только в том, что за лишение жизни человека, которое буржуазное право признает убийством, виновные как правило, не наказываются по всей строгости закона. Необходимо учитывать и другое, не менее важное обстоятельство – классовую направленность буржуазного законодательства. Она ярко проявляется и в законодательстве об убийствах, формально не содержит каких либо ограничений, исключающих признаки лишения жизни другого человека убийством по классовому признаку или по расовой, национальной и религиозной принадлежности. В законодательстве тех стран, где делается попытка определить понятие этого преступления, убийством признается лишение жизни другого человека со ссылкой на форму вины лица, совершившего деяние. Такое определение понятия убийства дается в законе об ответственности за убийство, принятом в Англии в 1957 году.8
На мой взгляд, законодательство буржуазных государств в силу своего классового характера не может установить и не устанавливает ни фактически, ни юридически, равенства граждан перед законом и судом, в том числе и тех случаях, когда речь идет об охране человеческой жизни. Провозглашение «права народа» на охрану личности и жизни, законодательством об уголовной ответственности за лишение жизни, предусматривая строгие меры наказания, некоторыми исключениями вполне обеспечивает интересы господствующего класса.
Наиболее массовым способом совершения убийств при капитализме является нещадная эксплуатация трудящихся. Ф.Энгельс писал: «Если один человек наносит другому физический вред, и такой вред который влечет за собой смерть потерпевшего, мы называем это убийством: если убийца заранее знал, что вред этот будет смертельным, то мы называем его действия предумышленным убийством. Но если общество ставит сотни пролетариев в такое положение, что они неизбежно обречены на преждевременную, неестественную смерть, на смерть насильственную в такой же мере, как смерть от меча или пули; если общество лишает своих членов необходимых условий жизни, ставит их в условия, в которых жить невозможно, если оно «рукой» закона удерживает их в этих условиях, пока не наступит смерть, как неизбежное следствие; если оно знает, что тысячи должны пасть жертвой таких условий, и не устраняет эти условия, - это равносильно убийству, в такой же мер как убийство, совершенное отдельным лицом, но только убийство скрытое, коварное, от которого никто не может себя оградить, которое не похоже на убийство, потому что никто не видел убийцу, потому что убийца – это все и никто, поэтому смерть жертвы носит характер естественной смерти».9
С тех пор как Ф.Энгельс дал эту характеристику капиталистическому способу производства как способу, при котором совершается организованные убийства, положение трудящихся в эпоху империализма ухудшилось более; усилилась эксплуатация, которая дополнилась массовой безработицей. Убийства при котором «смерть жертвы носит характер естественной смерти, не только не наказуема по буржуазному законодательству, но и вполне узаконена и закреплена возможными средствами, находящимся в руках эксплуататоров. В обществе где господствует частное и дух наживы; жизнь человека не ценится.
Таким образом, если говорить о понятии убийства при капитализме, то в него нельзя не включать помимо лишения жизни, за которое предусмотрена ответственность по буржуазному уголовному законодательству, такие убийства в результате нещадной эксплуатации, массового травматизма трудящихся в результате не соблюдения правил техники безопасности которые считаются «несчастными случаями», кроме этого следует учитывать политические убийства по указанию правительств и организаций, преднамеренное истребление отдельных групп населения, убийства совершаемые полицейскими «На законных основаниях», и укрываемых полицией,
На мой взгляд, только в обществе, свободном от эксплуатации нужды и безработицы, жизнь человека признается самым ценным благом, а человеческая личность находится в центре внимания всего общества. Необходимо создать все условия для защиты личности, не только равной защитой законом жизни любого человека, но и уничтожением причин, вызывающих убийства, и условия, способствующие их совершению.
II. Понятие личности по Уголовному Законодательству
В соответствии с произошедшей в 90-е годы XX столетия переоценки ценностей, личность, ее права и свободы приобрели приоритетное значение в триаде «государство – общество – личность»: человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). При конструировании норм УК 1996 года осуществлен ряд нововведений.
Во-первых, в ч.1 ст.2 важнейшей задачей УК объявлена охрана прав и свобод человека и гражданина.
Во-вторых, ч.2 ст.2 личность как объект уголовно-правовой охраны поставлена на первое место.
В-третьих, при построении системы Особенной части УК строго учтена идея о приоритете упомянутого объекта и это обусловило последовательность расположения разделов внутри О.ч.: в начале дано описание преступлений против личности, затем преступлений против общества и государства.
Личность как объект уголовно-правовой охраны – понятие собирательное; выступая в качестве межродового объекта, она охватывает такие родовые объекты, как жизнь и здоровья, свободу, честь и достоинство, половую неприкосновенноть и половую свободу, конституционные права и свободы, интересы семьи и несовершеннолетних. Такая структура соответствует конкретным положениям зафиксированных в ст. 20-24, 38, 41 Конституции РФ.
В структуре личности, важнейшей составляющей выступают жизнь и здоровья человека. Не случайно именно глава о преступлениях против этих объектов открывает раздел VII, так и всю Особенную часть УК.
Однако ошибочно было бы считать, что нормы только этой главы направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья: просто в преступлениях описанных в этой главе, они служат основными, главными объектами посягательства, под которыми понимаются те общественные отношения, - «тот интерес, который в первую очередь ставится под охрану уголовного закона».