Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 03:20, контрольная работа
Эффективность предупреждения воинской преступности зависит от содержания уголовных законов, уровня правоприменительной деятельности, а также от качества работы органов военной юстиции. В борьбе с воинской преступностью прежде всего применяются общепредупредительные меры. Общество нуждается в четком формулировании национальных идеалов и концепции национальной безопасности, отраженной в законе. Идеологическое обеспечение престижности военной службы - необходимое условие оздоровления армии.
Введение…………………………………………………………………...3
Причины воинских преступлений……………………………………….7
Предупреждение воинских преступлений………………………...…….15
Заключение………………………………………………………………..23
Список используемой литературы………………………………………24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: «Причины и предупреждение воинских преступлений».
Выполнил:
ст. гр. АБВГД
Д.К. Иванов
Проверил: профессор кафедры УП и К, д.ю.н.
Н.К. Рудый
ЧИТА-2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Причины воинских преступлений……………………………………….7
Предупреждение воинских преступлений………………………...…….15
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………24
Введение
Основанием для специального выделения в УК интересов военной службы является особый характер военно-служебной деятельности. Согласно ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (принят 6 марта 1998 г.)1 военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженный Силах РФ, других войсках, службе внешней разведки, органах федеральной службы безопасности и других органах. В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» (1996) Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. К решению этих задач, осуществляемых с использованием средств вооруженной борьбы, могут привлекаться и другие войска и воинские формирования, предусмотренные законом.
Под воинскими преступлениями римские юристы понимали преступления, которые могут быть совершены только военнослужащим и представляют собой нарушение особых воинских обязанностей (например: бегство; нарушение; обязанностей караульной службы; нарушение обязанностей воинской подчиненности).
История же отечественного законодательства и отдельных его отраслей, включая военное и уголовное, охватывает обширный многовековой период, начиная с образования Киевского государства, и содержит богатый фактический материал.
Термин «воинское преступление» впервые встречается в военно-уголовном Уставе 1839 года. В котором сформулировано одно из первых в отечественном законодательстве определений преступления вообще, в том числе и воинского.
В соответствии с изданным 24 ноября 1917 года Декретом СНК «О суде» № 1 уголовное, в том числе военно-уголовное законодательство царской России, было отменено. Первая систематизация норм о воинских преступлениях была осуществлена в Положении о революционных военных трибуналах, утвержденном 20 ноября 1919 года.
Дальнейшее развитие понятия воинского преступления получает в Положении о воинских преступлениях 1927 года.
В 1958 году Верховным Советом СССР был принят Закон «Об уголовной ответственности за воинские преступления», который действовал вплоть до вступления в силу УК РФ 1996 года, в котором имеется самостоятельная глава, устанавливающая ответственность за воинские преступления, (по новой терминологии - преступления против военной службы).
Следует иметь в виду, что воинское преступление представляет собой деяние, характеризующееся общими для всех преступлений признаками: общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью и наказуемостью. Вместе с тем специфика военной службы наполняет указанные признаки особым воинским содержанием.
В систему общественной опасности деяния принято включать в качестве подсистем объект посягательства и специальный субъект преступления.
Особенностью специального субъекта является его общественное, служебное положение или профессия (например, судья, следователь, депутат, военнослужащий). При этом следует подчеркнуть, что признание определенных категорий лиц специальными субъектами обусловлено не только их положением, но и тем, что эти лица вследствие занимаемого положения могут совершить такие преступные деяния, которые не могут быть совершены другими лицами. Глава 33 УК РФ содержит перечень специальных субъектов2.
Их можно классифицировать следующим образом:
1. Признаки, характеризующие государственно-правовое положение лица (гражданин РФ, гражданин иностранного государства, лицо без гражданства). По контракту могут проходить службу в Вооруженных Силах РФ и граждане стран СНГ.
2. Признаки, характеризующие их профессиональное положение (военный врач, классный специалист и т.д.).
3. Признаки, характеризующие должностное положение, особые качества выполняемой работы (рядовой, командир отделения, командир взвода, командир роты, командир воинской части, командир корабля и др.).
4. Демографические признаки (пол, возраст, образование и т.д.).
Преступления против военной службы обладают специальной противоправностью, поскольку ими в соответствии со ст. 331 УК РФ могут признаваться лишь те, которые перечислены в главе 33 УК РФ. Другие преступления, совершаемые военнослужащими и причиняющие вред интересам военной безопасности, к числу воинских преступлений по формальному признаку не относятся и должны получать уголовно-правовую оценку по другим статьям.
На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что преступлениями против военной службы признаются виновно совершенные военнослужащими или гражданами, пребывающими в запасе во время прохождения ими военных сборов, деяния, посягающие на военную безопасность государства, запрещенные законом под угрозой наказания (гл. 33 УК РФ).
Среди преступлений против военной службы самым распространенным является нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК РФ). Квалифицирующим признаком данного преступления является способ его совершения, который выражается в унижении чести и достоинства, издевательстве над потерпевшим либо сопряженный с насилием.
Преступность военнослужащих — один из компонентов общей преступности в стране, совокупность преступлений, совершаемых особой категорией граждан — военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях страны (пограничных, внутренних, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны; инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях; в службе внешней разведки, органах ФСБ, федеральных органах государственной охраны).
Преступность военнослужащих включает две группы совершаемых ими преступлений:
Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования страны- не изолированный социальный механизм, а органическая и неотъемлемая часть нашего общества со своими социально-экономическими, демографическими, организационно-управленческими и правовыми особенностями, которые позитивно или негативно отражаются на преступности военнослужащих и ее причинах.
Одной из криминологических характеристик этой преступности является ее особая общественная опасность, связанная не только с характерными для преступных деяний гражданских лиц нарушениями общественного порядка, посягательствами на личность, собственность, но и с ослаблением военной дисциплины, нарушением порядка прохождения военной службы, т.е. с важнейшими условиями боеготовности воинских соединений и частей. Поэтому преступность военнослужащих — опасный дестабилизирующий фактор, крайне негативно воздействующий не только на Вооруженные Силы, но и на государство в целом, ибо положение дел в армии является одним из индикаторов, по которому общество оценивает состояние своей безопасности.
Преступности военнослужащих присуща относительная стабильность состояния и уровня. Ежегодно военнослужащими совершается 20—30 тыс. преступлений, что составляет от 0,8 до 1,3% всей преступности в стране. Однако в отдельные периоды, связанные с обострением социально-экономических и политических противоречий, дезинтеграционными процессами, резким падением престижа воинского труда, наблюдался значительный рост числа правонарушений и преступлений военнослужащих всех категорий — от рядового до генерала. Так, после распада Советского Союза одним из наиболее пострадавших государственных институтов оказались Вооруженные Силы. Единое оборонительное пространство оказалось разорванным. Такое положение усугублялось поспешным и во многом непродуманным выводом войск из стран Восточной Европы. В результате была нарушена взаимозависимость различных родов войск, средств связи, системы ПВО и т.д., что самым негативным образом сказалось на криминогенной обстановке среди военнослужащих. Многие из них просто сбежали из армии, другие занялись откровенным воровством, грабежами, разбоем, совершали иные преступления. Если в 1991 г. количество зарегистрированных преступлений военнослужащих составило 31 260, то в 1992 г. (при сокращении числа военнослужащих!) -40 315, т.е. за год оно увеличилось почти на одну треть. Следует также подчеркнуть, что на преступность военнослужащих в 90-х годах существенное (хотя и опосредованное) влияние оказала и общая криминогенная ситуация в России. Так, в 1994 г. на фоне сокращения всей преступности наблюдалось снижение и показателей зарегистрированной преступности военнослужащих, а в 1995-1996 гг., наоборот, - их увеличение. Проводимое в последние годы реформирование армии, улучшение ее финансирования привели и к некоторым положительным результатам, в частности к сокращению объема преступности военнослужащих. В последние годы стабилизировался и ее уровень, который в настоящее время в 2-2,5 раза ниже, чем в целом по стране (около 700 преступлений на 100 тыс. военнослужащих).
В то же время отмеченные тенденции стабилизации преступности военнослужащих не в полной мере отражают ее реальное состояние в связи с достаточно высокой латентностью. Помимо общих причин латентности преступности на сокрытие от регистрации преступлений военнослужащих негативно влияют высокая степень закрытости воинских формирований и объектов, а также строгая ответственность командного состава за противоправное поведение подчиненных, среди которых преобладают мужчины молодого возраста, отличающиеся повышенной криминальной активностью.
Определенными особенностями обладает и структура преступности военнослужащих. Удельный вес специфических воинских преступлений колеблется в пределах 50—70% от общего количества преступлений военнослужащих. Среди них преобладают (и имеют тенденцию к росту) преступления против порядка прохождения военной службы: самовольное оставление части или места службы, дезертирство, членовредительство. Следующую по количеству группу составляют преступления против порядка подчиненности и воинской чести (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, насильственные действия в отношении начальника, оскорбление военнослужащего, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (так называемая дедовщина). Особые группы составляют преступления, связанные с эксплуатацией военной техники; преступления против порядка несения боевого дежурства, пограничной караульной и внутренней служб; воинские должностные преступления.
В структуре общеуголовных преступлений военнослужащих наибольшее распространение имеют их посягательства на собственность, личность, общественный порядок и общественную безопасность. Достаточно высока в структуре преступности военнослужащих доля совершения тяжких и особо тяжких преступлений, достигающая 40%. Значительное количество преступлений совершается военнослужащими в группе (около 20%), в состоянии алкогольного, наркотического опьянения (около 10%). Особенностью современной криминальной ситуации в войсках и воинских формированиях является проникновение в их среду организованной преступности. Основным источником получения оружия многими организованными преступными группами становятся армейские склады. При этом военнослужащие зачастую сами являются расхитителями оружия и другого военного имущества, сбываемого ими преступным группировкам. Таким образом, преступность военнослужащих при многих общих чертах с общеуголовной преступностью обладает определенными специфическими чертами, отражающими особенности как самой военной службы, так и личности преступника. Кстати, об этом еще в 1905 г. говорил князь С.А. Друцкой, активно занимавшийся проблемами военного строительства: «Войско, живущее среди граждан и соприкасающееся с ним всеми сторонами своего существования, не может быть чуждо влиянию тех процессов, которые происходят в гражданском обществе. Но помимо этого есть основание предполагать, что преступность в армии зависит от факторов добавочных, не имеющих места в быту гражданском».
Информация о работе Причины и предупреждение воинских преступлений