Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:00, контрольная работа
Значение достигнутого всегда лучше осознается, когда увидишь, с чего все начиналось. Это касается социального опыта, вообще истории научного знания. Относится это и к криминологии, которая исходя из своего предмета, исследует становление, движение, развитие криминологической мысли. Данную науку интересует далеко не описание накапливаемых сведений, без которых, разумеется, она невозможна, но опыт криминологического знания, обобщение пути, пройденного ею. Познание истории криминологии способствует осмыслению не только происшедшего, но и происходящего, творческому развитию теории. При этом обязательно должна быть выдержана связь с практикой. Поэтому квалифицированный знаток криминологии должен быть образован, как говорится, и исторически, знать историю криминологии. Это дает ему право именоваться поистине юристом - исследователем, хорошо знающим историю, современное состояние и перспективы развития изучаемой нами криминологии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
Глава 1. РАЗВИТИЕ КРИМИНОЛОГИИ КАК НАУКИ: ИСТОКИ, ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ………………………………………………………………….5
1.1 Развитие криминологии в России. Дореволюционный период…......6
1.2 Российская криминология в 20-30-х годах XX в.…………..……....10
1.3 Российская криминология в 60-х годах XX в……………………….12
1.4 Современное развитие криминологии…………………………..…..14
Глава 2. ДИСКУССИИ О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КРИМИНОЛОГИИ КАК НАУКИ……………………………………………………………………..17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
Выполнила: студентка 3 курса, гр. ЮЗС-101
Васюкова Александра Юрьевна
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Криминология»
На тему: «Развитие криминологии как науки: истоки, этапы становления. Дискуссии о самостоятельности криминологии как науки»
Проверила: к. ю. н. доцент
Писаревская Е.А.
Новокузнецк 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. РАЗВИТИЕ КРИМИНОЛОГИИ КАК
НАУКИ: ИСТОКИ, ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ…………………………………………………
1.1 Развитие криминологии в России. Дореволюционный период…......6
1.2 Российская криминология в 20-30-х годах XX в.…………..……....10
1.3 Российская криминология в 60-х годах XX в……………………….12
1.4 Современное
развитие криминологии………………………
Глава 2. ДИСКУССИИ О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
КРИМИНОЛОГИИ КАК НАУКИ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ
АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
Введение
Значение
достигнутого всегда лучше осознается,
когда увидишь, с чего все начиналось.
Это касается социального опыта,
вообще истории научного знания. Относится
это и к криминологии, которая
исходя из своего предмета, исследует
становление, движение, развитие криминологической
мысли. Данную науку интересует далеко
не описание накапливаемых сведений,
без которых, разумеется, она невозможна,
но опыт криминологического знания, обобщение
пути, пройденного ею. Познание истории
криминологии способствует осмыслению
не только происшедшего, но и происходящего,
творческому развитию теории. При
этом обязательно должна быть выдержана
связь с практикой. Поэтому квалифицированный
знаток криминологии должен быть образован,
как говорится, и исторически, знать
историю криминологии. Это дает ему
право именоваться поистине юристом
- исследователем, хорошо знающим историю,
современное состояние и
Современная криминология далеко ушла от своего первоначального образа. Когда мы думаем о том большом пути, который она прошла, о трудностях, которые пришлось преодолеть всем, кто создавал эту науку, особенно первопроходцам, то перед нашим мысленным взором встают факты, события, люди, личности огромной духовной силы. Вспоминая об этом, можно назвать много ярких талантов, проявивших себя в различных сферах общественно-политической и научной мысли. Ясно ведь, что современная криминология возникла не на пустом месте, что она в известной мере, не может быть ориентирована на предшествующую научную мысль и традицию.
Обращаясь
к богатому социально-историческому
опыту прошлого, мы получаем дополнительную
возможность для адекватного
понимания современной
Цель данной работы заключается в особенности развития криминологии как науки.
Задачи работы:
Для раскрытия содержания каждой из поставленных задач использована учебно-методическая литература по криминологии, а также ряд статей периодических изданий, имеющих отношение к изучению данной темы.
Глава 1. РАЗВИТИЕ КРИМИНОЛОГИИ КАК НАУКИ: ИСТОКИ, ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ
Современная
российская криминология далеко ушла
от своего первоначального образа.
Обращаясь к богатому социально-историческому
опыту прошлого, мы получаем дополнительную
возможность для адекватного
понимания современной
Надо
отметить, что в дореволюционной
России вопросам изучения преступности
и воздействия на неё уделялось
достаточно большое внимание. Вопросам
причин преступности много внимания
уделяли наши революционные демократы:
Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов,
Писарев. Они считали, в отличие
от других авторов, особенно зарубежных,
что преступность порождается социальными
явлениями и что дело не в личности
человека, а в социальных условиях,
господствующих общественных отношениях,
что они несовершенны, что они
создают объективные
Если
же попытаться при анализе тенденций
преступности в СССР (России) за все
время его существования
Более объективно тенденции преступности в России могут быть выявлены по четырём периодам:
1. Дореволюционный период;
2. 20-30-е годы XX в.;
3. 60-е годы XX в.;
4. Современный этап.
Существенно
отличаясь друг от друга по направленности
уголовной политики, содержанию уголовного
и уголовно-процессуального
Проблемы преступности, причины и условия ее развития, характеристики личности преступника и эффективность защиты от преступности личности, общества и государства привлекали к себе внимание философов, юристов, социологов и ученых других смежных отраслей знаний. Особое значение для развития отечественной криминологии дореволюционного периода имели научные труды Ч. Беккариа. Основная его идея - предупредительное воздействие наказания. Наказание должно быть публичным, своевременным и справедливым, перечень наказуемых деяний должен быть доведен до всех граждан.
Проблемы преступности, причины и условия ее развития, характеристики личности преступника и эффективность защиты от преступности личности, общества и государства привлекали к себе внимание философов, юристов, социологов и ученых других смежных отраслей знаний. Особое значение для развития отечественной криминологии дореволюционного периода имели научные труды Ч. Беккариа. Основная его идея - предупредительное воздействие наказания. Наказание должно быть публичным, своевременным и справедливым, перечень наказуемых деяний должен быть доведен до всех граждан.
Екатерина II считала, что количество преступлений будет снижено, если среди населения удастся распространить тексты уголовных законов.
Влиянию этих идей был подвержен А.Н. Радищев, но причины преступности связывал с крепостническим строем, чем вызвал недовольство императрицы1.
В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский связывали преступность с явлениями социального, экономического характера2. Выдающиеся мыслители XX в. П.А. Сорокин и И.А. Ильин, не отвергая социальной природы преступности, утверждали, что преступление, по сути, - явление психическое3. И.А. Ильин отмечал в преступлении, прежде всего, состояние сознания лица как результат его волевого акта. Работы М.В. Духовского и И.Я. Фойницкого, последователей социологической школы уголовного права, обуславливают постепенное становление криминологических исследований в России в рамках существующих уголовно-правовых доктрин.
Аналогичной точки зрения придерживался А.А. Пионтковский4. Другие авторы выступали против такого объединения (например, Н.С. Таганцев).
______________________________
1, 2, 3 Долгова А.И. Криминология: учебник. М., 2005. С. 105.
4 Вандышев В.В. Криминология: учебник. М., 2003. С. 27.
Впервые преступность в России систематически начала изучаться в рамках социологической школы уголовного права. Первым криминалистом, призвавшим своих коллег включить в науку уголовного права исследование причин преступности, был профессор Московского университета М.В. Духовской, он прочел лекцию «Задачи науки уголовного права», в которой указал, что эта наука должна изучать преступление как явление общественной жизни и его причины5. Главной причиной преступлений Духовской считал общественный строй, «дурное экономическое устройство общества, дурное воспитание и целая масса других условий». Заслугой Духовского было активное использование материалов уголовной статистики в изучении причин преступности. Характерной чертой социологической школы уголовного права было рассмотрение преступления не только как юридического понятия, но и как социологического явления. Представители этого направления (М.Н. Гернет, П.И. Люблинский, М.П. Чубинский, И.Я. Фойницкий) ставили перед собой задачу всестороннего изучения взаимосвязи, существующей между социальной средой и преступностью. В своих научных трудах главное внимание они сосредоточили на отыскании факторов преступности и на определении вероятности, с которой тот или иной фактор способен вызывать нарушения уголовно-правовых запретов. Сводя причины преступности к действию многочисленных отдельных и влияющих с разной силой факторов, социологическая школа в качестве мер воздействия на преступность предлагала отдельные, подчас незначительные реформы. Провозгласив преступность явлением социальным, теоретики социологической школы тем не менее не дали полного, развернутого определения основного предмета своего исследования. Важнейшим методом исследования закономерности развития преступности социологическая школа считала статистический анализ.
__________________________
5Вандышев В.В. Криминология: учебник. М., 2003. С. 27.
Сравнивались
количественные показатели преступности
с учетом особенностей страны, региона,
времени года или суток, психологических
и образовательных
Направлением, которое перешло на новые методологические позиции в изучении преступности, было левое крыло социологической школы уголовного права России (М.Н. Гернет, М.М. Исаев, Н.Н. Полянский и др.).
Представители
этого направления, показав методологическую
ограниченность теории факторов, ее неспособность
вскрыть действительные причины
преступности, сделали вывод о
том, что только на основе диалектического
метода можно дать адекватное теоретическое
описание преступности. Криминалисты-социологи
левого крыла не только ясно осознавали,
что преступность есть определенное
состояние социального
Антропологическое
направление уголовного права не
нашло в России такого распространения,
как на Западе. Из известных юристов,
тяготеющих к антропологам можно
назвать Д.А. Дриля. В учении антропологов
его привлекала главным образом
неудовлетворенность