Абсурд в понимании Эжена Ионеско

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:09, дипломная работа

Краткое описание

Двадцатый, а теперь уже 21 век, по праву можно назвать веком абсурда, время, когда человечество ощущает бессмысленность и нелепость той жизни, которую они ведут. Невозможность найти в ней смысла, потому что старые ценности и традиции нарушены, а новые если и появились, то далеко не всех удовлетворяют. К примеру, Эжен Ионеско был противником какой-либо идеологии, особенно в некоторых своих антидрамах он критикует фашизм, хотя в середине века, пожалуй, Италия, Германия и др. свято верили в идеи фашизма и жили ими. Как бы странно это не звучало, но фашизм был неизбежен.

Содержание

Глава 1. Театр абсурда во французской культуре XX века

1.1. Возникновение и значение термина "абсурд"
1.2. Истоки и генезис театра абсурда

Глава 2 Мир абсурда в пьесах Эжена Ионеско
1.1. Эжен Ионеско об абсурдности человеческого существования
1.2. Абсурд в пьесах Эжена Ионеско

Вложенные файлы: 1 файл

диплом .docx

— 81.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ПЛАН

 

Глава 1. Театр абсурда  во французской культуре XX века

 

1.1. Возникновение и значение  термина "абсурд"

1.2. Истоки и генезис  театра абсурда

 

Глава 2  Мир абсурда  в пьесах Эжена Ионеско

1.1.  Эжен Ионеско об абсурдности человеческого существования

1.2. Абсурд в пьесах  Эжена Ионеско

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Двадцатый, а теперь уже 21 век, по праву можно назвать веком  абсурда, время, когда человечество ощущает бессмысленность и нелепость  той жизни, которую они ведут. Невозможность найти в ней  смысла, потому что старые ценности и традиции нарушены, а новые если и появились, то далеко не всех удовлетворяют. К примеру, Эжен Ионеско был противником какой-либо идеологии, особенно в некоторых своих антидрамах он критикует фашизм, хотя в середине века, пожалуй, Италия, Германия и др. свято верили в идеи фашизма и жили ими. Как бы странно это не звучало, но фашизм был неизбежен.

 

Новое время истории –  научные открытия и технический  прогресс; все бегут, спешат. Куда бегут? Зачем торопятся? На бегу, схватывая  льющиеся потоки информации, мы не успеваем все это осознать  и обдумать. Вот и получается, что наша жизнь: «Утро. Ноги. Тапки. Кран. Завтрак. Деньги класть в карман. Пиджак. Дверь. Работа. Транспорт. Крик. Начальник. Шум. Башка. Упасть. Лежать. Ноги. Руки. Дом. Кровать. Плохо. Ночь. Темно. Дурман. Утро. Ноги. Тапки. Кран»,  а в результате человек превращается в робота, живущего по шаблону и говорящего сплошными штампами и клише. А может все давно уже сказано и просто невозможно не повторяться? Или все же есть что сказать? Грустно все это и нелепо, а вот Ионеско так не считает. В ответ на то, что его театр называли «театром абсурда», он говорил: «Я бы предпочел называть этот театр «театром насмешки». Действительно, персонажи этого театра, моего театра, ни трагические, ни комические, они — смешные. У них нет каких бы то ни было трансцендентальных или метафизических корней. Они могут быть только паяцами, лишенными психологии, во всяком случае, психологии в том виде, как ее до сих пор понимали. И, тем не менее, они, конечно же, станут персонажами-символами, выражающими определенную эпоху». И действительно, читаешь трагедию жизни, а вместо того, чтобы плакать - смеешься тому, например, как приличной даме отрывают руки и ноги, и она такая растрепанная уходит со сцены.

Театр абсурда возник во Франции в середине ХХ века. Это  драма, стремящаяся в первую очередь  поразить зрителя, тяготеющая к парадоксам и неожиданностям, экзотическому  языку.

 

Театр абсурда берет свои традиции из творчества Ницше,  Достоевского, Камю, Сартра. Фразы героев абстрактны, случайны, беспричинны... И тем не менее все, кто любит театр абсурда, могут сказать вам, как увлекает это, сколько открывается подтекстов, в какой задумчивости люди уходят после пьес. Театр абсурда - это театр беспрерывного поиска.

 

Пожалуй, главная мысль, которую  его создатели хотели донести  до зрителя, - это мысль о безвыходном  одиночестве человеческой души, о  мире людей, которые говорят о  погоде, но не слышат задыхающегося  сердца того, кто рядом, о том, что  все мы привязываемся к формам, но забываем или уже давно потеряли содержание... Это полет сознания через хаос, через бездны к какой-то невидимой истине.

Будущий основоположник эстетического течения абсурдизма, Эжен Ионеско, о котором пойдет речь в моей работе, планировал стать учителем французского языка и литературы, но не сложилось. Подростком Ионеско перешел на румынский язык, и даже первые литературные опыты будущего писателя были на румынском, и, как следствие, начал забываться французский. Нет, он мог говорить на французском языке, но разучился писать на нем, забыл литературный язык. Потом, когда Ионеско вернулся во Францию, язык пришлось учить заново. Впрочем, это не пошло Ионеско во вред: как замечал Жан-Поль Сартр, «Ионеско рассматривает наш язык словно на расстоянии. Он обнажает в нём общие места, рутину. Если исходить из «Лысой певицы», то возникает очень острое представление об абсурдности языка, настолько, что не хочется больше разговаривать. Его персонажи не разговаривают, а имитируют в гротескном ключе механизм жаргона, Ионеско «изнутри» опустошает французский язык, оставляя только восклицания, междометия, проклятия. Его театр — это мечта о языке».

 

Во Франции Ионеско работал над докторской диссертацией «Мотивы греха и смерти во французской поэзии после Бодлера», которую успешно защитил в Сорбонне, хотя от этого ни философом, ни филологом в прямом смысле не стал, предпочтя художественное творчество в виде драматургии.

 

11 мая 1950 года состоялась  первая премьера Ионеско в  «Театре полуночников» - «Лысая  певица». Как говорил сам Ионеско,  к написанию этой пьесы его  побудило занятие английским  языком: «Я добросовестно переписывал  фразы, взятые из моего руководства.  Внимательно перечитывая их, я  познавал не английский язык, а изумительные истины: что в  неделе семь дней, например. Это  то, что я знал и раньше. Или:  «пол внизу, потолок вверху»,  что я тоже знал, но, вероятно, никогда не думал об этом  серьёзно или, возможно, забыл,  но это казалось мне столь  же бесспорным, как и остальное,  и столь же верным…». Забавно,  что никакой лысой певицы по  ходу пьесы на сцене не появляется, мало того, в первоначальном варианте  пьесы она даже не упоминалась.  Есть театральная легенда, согласно  которой лысая певица в пьесе  появилась совершенно случайно, из-за оговорки актера во время  первой репетиции – вместо «слишком светлая певица» он произнес «слишком лысая певица». Ионеско это так понравилось, что он не только закрепил лысую певицу в тексте, но и поменял название пьесы.

 

Сам Ионеско «Лысую певицу»  не любил, считал ее слишком ученической, хотя Жан Ануй, видный деятель французской литературы  ХХ века, называл эту пьесу шедевром.

 

После «Лысой певицы» были еще пьесы: «Урок», «Стулья», «Новый жилец» и другие, но наибольшую известность  Ионеско принесла драматическая  тетралогия: «Бескорыстный убийца», «Носороги», «Воздушный пешеход», «Король  умирает» - написанная в период с 1959 по 1962 годы. Хотя, если верить словам самого Ионеско, славу ему принесли не успехи постановок, а их провалы: «Прошло  семь лет с того момента, когда  в Париже сыграли мою первую пьесу. Это был скромный успех, посредственный скандал. У моей второй пьесы провал был немного более громким, скандал несколько покрупнее. И только в 1952 г., в связи со “Стульями”, события начали принимать более широкий разворот. Каждый вечер в театре присутствовало восемь человек, весьма недовольных пьесой, но вызванный ею шум был услышан значительно большим количеством людей в Париже, во всей Франции, он долетел до самой немецкой границы. А после появления моих третьей, четвёртой, пятой… восьмой пьес слух об их провалах стал распространяться гигантскими шагами. Возмущение перешагнуло Ла-Манш… Перешло в Испанию, Италию, распространилось в Германии, переехало на кораблях в Англию…»

 

Эжен Ионеско считается одним из основоположников театра абсурда, но так ли абсурдно его творчество? Сам Ионеско был совершенно не согласен с этим и абсурдным свое творчество не считал. Он считал его не более абсурдным, чем мир, в котором мы живем: «Наша жизнь, как и мой театр, абсурдна, смешна, ничтожна и несчастна». Хотя в какой-то момент Ионеско начал подыгрывать критикам, причислявшим его к абсурдистам, например, не опровергал неверную дату своего рождения, по ошибке появившуюся в печати, а затем и в справочниках – 1912 год.

 

Вот что говорил Ионеско  о театре абсурда в одном из своих выступлений: «Я с трудом принимаю этот термин, но теперь, раз уж он стал обиходным для определения некоего  театра и употребляется по отношению  к театральным произведениям, к  театральному течению эпохи, раз  уж этот термин и этот театр принадлежат  литературной истории, то я имею основание  называть абсурдным — театр абсурда. Я бы предпочел, как и Эммануэль  Жакар, называть этот театр “театром насмешки”. […] Я так и не знаю толком, что означает слово “абсурд”, за исключением тех случаев, когда оно вопрошает об абсурде; и повторю, что те, кто не удивляются тому, что существуют, кто не задают себе вопросов о бытии, кто полагают, что все нормально, естественно, в то время как мир прикасается к сверхъестественному, эти люди ущербны. Я не знаю, стоит ли их жалеть, нужно ли приходить от них в изумление или радоваться за них. Но способность удивляться вернется, вопрос об абсурдности этого мира не может не вставать, даже если на него и нет ответа».

 

Эжен Ионеско скончался от долгой и тяжелой болезни 28 марта 1994 года в Париже, кроме пьес оставив после себя сборники рассказов, эссе и дневников, статьи об искусстве, воспоминания и размышления о театре и один роман.

Цель нашей работы - анализ пьес антидраматурга Эжена Ионеско и выявление проблем самого театра абсурда в контекасте современной культуры . А задача - выявить функцию абсурда в произведениях Эжена Ионеско, а также способы создания абсурдных и комичных ситуаций. В первой главе мы охарактеризуем само понятие «абсурд», и ознакомимся с эстетикой «театра абсурда».

 

 

Глава 1. Театр абсурда во французской  культуре XX века

    1. Возникновение и значение термина "абсурд"

Итак, прежде чем приступать непосредственно к анализу антидрам Эжена Ионеско и проблеме генезиса и возникновения театра абсурда, следует объяснить значение термина «абсурд», проследить историю возникновения этого понятия, узнать как трактуют его различные философские течения (экзистенциалисты, например).  

Сам термин в европейские  языки приходит из латыни: ab – «от», surdus – «глухой», ab-surdus – «неблагозвучный, нелепый, причудливый». Это мир наоборот, наизнанку, антимир. Понятие «абсурд» возникло еще у ранних греческих философов и означало в их построениях логический абсурд, когда рассуждение приводит рассуждающего к очевидной бессмыслице или противоречию. Абсурд противопоставлялся Космосу и Гармонии, в принципе, у античных философов абсурд сравнивался с Хаосом. Таким образом, под абсурдом понималось отрицание логики, несогласованность поведения и речи. Затем оно перекочевало в математическую логику. Также это понятие относилось к области музыки и акустики, и его значение связывалось с   несообразным, неблагозвучным, нелепым или просто еле слышным звучанием.  Кроме того, в латинском языке понятие абсурда начинает осмысляться как философско-религиозная категория.

Таким образом, понятие абсурда, начиная с античности, выступало  в трех значениях. «Во-первых, как  эстетическая категория, выражающая отрицательные  свойства мира. Во-вторых, это слово  вбирало в себя понятие логического  абсурда как отрицание центрального компонента рациональности — логики, а в-третьих — метафизического  абсурда (т. е. выход за пределы разума как такового). Но в каждую культурно-историческую эпоху внимание акцентировалось на той или иной стороне этой категории»1

К примеру, Фридрих Ницше, рассуждая о роли хора в древнегреческой  трагедии, поднимает проблему абсурда. Ницше проводит параллель между  греческим хором и Гамлетом  и приходит к выводу о том, что  их объединяет способность с помощью  рефлексии (рефлексия- «форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов»2 ) раскрыть и познать в момент кризиса истинную сущность вещей3.   Вследствие этого познания человек оказывается в трагической ситуации утраты иллюзий, видя вокруг себя ужас бытия, который Ницше сравнивает с абсурдом бытия. Философ показывает, что абсурд порождает особый театрально-художественный прием «зритель без зрелища», «зритель для зрителя», который станет одним из основополагающих для эстетики театра абсурда, при этом абсурд еще не рассматривается им как искусство. Само же искусство, согласно Ницше, представляет собой «правдивую» иллюзию, сила воздействия которой способна обуздать ужас и, соответственно, абсурд бытия4.

Информация о работе Абсурд в понимании Эжена Ионеско