Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:09, дипломная работа
Двадцатый, а теперь уже 21 век, по праву можно назвать веком абсурда, время, когда человечество ощущает бессмысленность и нелепость той жизни, которую они ведут. Невозможность найти в ней смысла, потому что старые ценности и традиции нарушены, а новые если и появились, то далеко не всех удовлетворяют. К примеру, Эжен Ионеско был противником какой-либо идеологии, особенно в некоторых своих антидрамах он критикует фашизм, хотя в середине века, пожалуй, Италия, Германия и др. свято верили в идеи фашизма и жили ими. Как бы странно это не звучало, но фашизм был неизбежен.
Глава 1. Театр абсурда во французской культуре XX века
1.1. Возникновение и значение термина "абсурд"
1.2. Истоки и генезис театра абсурда
Глава 2 Мир абсурда в пьесах Эжена Ионеско
1.1. Эжен Ионеско об абсурдности человеческого существования
1.2. Абсурд в пьесах Эжена Ионеско
Внезапно из-за кулис слышатся гул и фанфары — это пожаловал император. Старик, привыкший лебезить перед знатью и богачами, вне себя от восторга, перекрикивая толпу, он пытается поделится с императором пережитыми страданиями: враги пировали, друзья предавали, били дубинкой, всаживали нож, подставляли ногу, не давали визы, ни разу в жизни не прислали пригласительного билета, разрушили мост и развалили Пиренеи... тут он говорит он своей Миссии, о Вести, которую должен сообщить всем, всему миру, но, к сожалению, сам не может этого сделать, поэтому нужно подождать оратора.
Напряжение нарастает. Медленно открывается дверь и возникает Оратор — в широкополой шляпе и плаще, похожий на художника или поэта прошлого века. Никого не замечая, Оратор проходит к эстраде и начинает раздавать автографы невидимкам. Старик обращается к собравшимся с прощальным словом, Старушка эхом откликается на его слова. Всю свою жизнь Старик трудился во имя прогресса и на благо человечества, теперь ему предстоит исчезнуть вместе с верной подругой — они умрут, оставив по себе вечную память. Оба осыпают конфетти и серпантином Оратора и пустые стулья, а затем с возгласом «Да здравствует император!» выпрыгивают каждый в свое окно. Оратор спокойно наблюдает за самоубийством, затем решает все-таки что-то сказать, но получается лишь невнятное мычание, невнятное, как и сама жизнь. Берет мел, пишет на черной доске большие буквы ДРР... ЩЩЛЫМ... ПРДРБР... Оглядывая с довольной улыбкой невидимую публику, он надеется, что все поймут его, но никакой реакции не последовало, он затем мрачнеет, резко кланяется и удаляется.
Главным в пьесе «Стулья» становится не событие, а отсутствие его. Старик и Старуха тщетно пытаются заполнить пустоту бытия: Нои изобретают некую важную «Весть», созывают гостей, которых заменяют стулья, ведут с ними воображаемый диалог. Все это иллюзия, игра воображения, такой же иллюзией является «Весть»: Старик не умеет внятно излагать свои мысли, а приглашенный им Оратор оказывается глухонемым. они прожили ничтожную жизнь, бессмысленную, поэтому единственное ,что им остается - выброситься из окна, это будет их единственный настоящий поступок в жизни.
На самом деле пьеса ужасна, все люди ждут от Оратора сообщения о высшей мудрости – Истину, а он оказывается немым. Здесь, пожалуй, можно провести параллель с пьесой «Лысая певица», где идея о вечном одиночестве и разобщенности людей, передается через невнятные и нелепые реплики, а в пьесе «Стулья» язык вообще отсутствует. Также как и отсутствует единая истина. Возможно такая же катастрофа, которая случилась с этими стариками, ждет и все человечество.
Заключение
Таким образом, в своей работе я рассмотрела театр абсурда как феномен и театр абсурда в понимании Эжена Ионеско. Хоть сам театр абсурда прекратил свое существование, но тема «театра абсурда» актуальна и по сей день. В повседневной жизни и в театре. Пьесы Эжена Ионеско и остальных драматургов этого течения пользуются популярностью, ставятся в театрах, перерабатываются современными режиссерами. У Эжена Ионеско был своеобразный взгляд на вещи и на мир в целом. Многие темы для своих произведений он черпал из сновидений и воспоминаний из детства.
Все четыре проанализированные пьесы Ионеско различны по содержанию, идеям. «Лысая певица» - трагедия языка, паралич сознания людей, «Урок» - разоблачение тоталитаризма и вообще любых форм подавления личности, в частности системы воспитания и обучения, «Носороги» - критика политической идеологии, отупляющей людей и превращающей их в стадо, «Стулья» - тошнота от бессмысленного бытия и обыденности. Тема смерти фигурирует во всех четырех пьесах, например, пустота мира и самоубийство стариков в «Стульях», убийство учениц, распад речи в «Лысой певице», потеря человеческого облика в «Носорогах».
С одной стороны кажется, что это совершенно разные пьесы, без какой-либо одной тематики и идеи. Но если мы обратимся к основным положениям «театра абсурда», то получится, что через раскрытие различных сторон жизни общества (политика, коммуникация и т.д.) автор пьес показывает бессмысленность бытия. Ведь задача театра абсурда, как ее понимал Э. Ионеско, состояла в том, чтобы доказать, что реальность – это всего лишь иллюзия, условность. Создавая абсурдную реальность автор не только развлекает и смешит нас комическими ситуациями, в которые попадают герои, но пытается читателя отучить от автоматизма мышления, клишированной речи, он разрушает привычные рамки и модели жизни. Вероятно, такие приемы были популярны во все времена. Ионеско писал в середине ХХ века и был актуален. Теперь на дворе уже ХХI век, на смену старым понятиям пришли новые, но в принципе, все осталось тоже самое, человечеству так и не удалось разрушить автоматизм мышления и перешагнуть через установленные нормы и рамки. А может и не стоит?
Список используемой литературы
1 О. Буренина. Что такое абсурд или по следам Мартина Эсслина. Абсурд и вокруг: Сб. статей / Отв. ред. О. Буренина. - М.: Языки славянской культуры, 2004, с. 9
2 БЭС. «Большая Российская энциклопедия» М. 1997г.
3 Взгляд на Ницше Н.Фёдоров. Статьи о Ницше. www.nietzsche.ru
4 Взгляд на Ницше Н.Фёдоров. Статьи о Ницше. www.nietzsche.ru
5 Рудановская С. В. "Опыт абсурда в экзистенциальной философии". http://humanities.edu.ru
6 БЭС. «Большая Российская энциклопедия» М. 1997г.
Взгляд на Ницше Н.Фёдоров. Статьи о Ницше. www.nietzsche.ru
Взгляд на Ницше Н.Фёдоров. Статьи о Ницше. www.nietzsche.ru
Рудановская С. В. "Опыт абсурда в экзистенциальной философии". http://humanities.edu.ru стр.139
7 О. Буренина. Что такое абсурд или по следам Мартина Эсслина. Абсурд и вокруг: Сб. статей / Отв. ред. О. Буренина. - М.: Языки славянской культуры, 2004,
8 О. Буренина. Что такое абсурд или по следам Мартина Эсслина. Абсурд и вокруг: Сб. статей / Отв. ред. О. Буренина. - М.: Языки славянской культуры, 2004,
9 Т.И. Магда «Гротеск как феномен культуры» СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.134-136
10 Э.Ионеско. Есть ли будущее у театра абсурда? Театр абсурда. Сб. статей и публикаций. СПб., 2005, с. 191
11 Э.Ионеско. Между жизнью и сновидением. Беседы с Клодом Бонфуа
12 Эжен Ионеско. Между жизнью и сновидением. Беседы с Клодом Бонфуа.
13 Эжен Ионеско. Между жизнью и сновидением. Беседы с Клодом Бонфуа.
14 Э.Ионеско «Урок».
15 Э.Ионеско. Между жизнью и сновидением. Беседы с Клодом Бонфуа.
16 www.anthropology.ru Э.Ионеско «Лысая певица» М. 1990г. «Известия»
17 Ревзина О., Ревзин И. Семиотический эксперимент на сцене. Нарушение постулата нормального общения как драматургический прием // Труды по знаковым системам. Т.5. 1971. С.245
18 Э.Ионеско «Носороги» www.lib-drama.narod.ru
19 Э.Ионеско «Носороги» www.lib-drama.narod.ru
20 www.anthropology.ru Э.Ионеско. Есть ли будущее у театра абсурда? Театр абсурда сборник статей и публикаций. СПб. 2001г.
21 www.theatre-studio.ru