БЕЛКООПСОЮЗ
Учреждение образования
«Белорусский торгово-экономический
университет
потребительской кооперации»
Кафедра правоведения
Реферат на тему:
«Арабо-мусульманская культура»
Подготовила:
студентка гр. М-11
Тушинская Кристина
Гомель 2013
Распространение ислама сопровождалось
резким культурным подъемом в странах
этого региона.
В мусульманском Азербайджане
к XII в. сложились две архитектурные
школы: нахичеванская и ширвано-апшеронская.
Для нахичеван-ской характерны столпообразные
мавзолеи: восьмигранный мавзолей Юсуфа
(1162 г.), десятигранный — Моминехатуна
(1186 г.). Грани покрыты узором, напоминающим
ковровый. Основные линии орнамента выполнены
из бирюзового кирпича. К концу XII в. композиция
мавзолеев изменилась. Их центром стал
портал с глубокой сталактитовой нишей
(мавзолей в Иараге, 1167 г.). В XIV в. архитектура
стала более динамичной: мавзолей Карабагляр
состоит из двенадцати широких полуцилиндров
и был увенчан высоким конусом. Устемление
ввысь подчеркнуто диагонально расположенным
шрифтовым узором из кирпича бирюзового
цвета.
|
В отличие от нахичеванской
ширвано-апшеронская архитектура использовала
камень, а не кирпич. Особое развитие она
получила в XVe., когда государство Ширван
распростанилось на весь северный Азербайджан.
Для этого стиля характерны каменная резьба
и асимметрия. Выдающимся произведением
этого стиля является дворец Ширваншахов.
|
Архитектура, изобразительное
и декоративно-прикладное искусство. Искусство арабских стран сложно
по своим истокам. На Ю. Аравии они восходят
к культурам Сабейского, Минейского и
Химьяритского государств (1-е тыс. до н.
э. — 6 в. н. э.), связанным со Средиземноморьем
и Вост. Африкой. Древние традиции прослеживаются
в архитектуре башнеобразных домов Хадрамаута
и многоэтажных постройках Йемена, фасады
которых украшены цветным рельефным узором.
В Сирии, Месопотамии, Египте и Магрибе
стили средневекового арабского искусства
формировались также на местной основе,
испытывая некоторое воздействие иранской,
византийской и других культур.
Архитектура. Основным
культовым зданием ислама стала
мечеть, где собирались для молитвы
последователи пророка. Мечети, состоящие
из огороженного двора и колоннады
(положившие начало «дворовому»,
или «колонному», типу мечети),
в 1-й половины 7 в. были созданы
в Басре (635), Куфе (638) и Фустате (40-е
гг. 7 в.). Высокое художественное решение
арабская колонная мечеть получила в Дамаске
— столице Омейядов: строители дамасской
мечети (начало 8 в.) великолепно использовали
местные эллинистические и сиро-византийские
архитектурные традиции и украсили здание
полихромными мозаиками, изображающими
архитектурный пейзаж.
Величественны мечети в Кайруане
(Сиди-Окба, 7—9 вв.) и Кордове (8—10 вв.). Колонный
тип надолго остался основным в монументальной
культовой архитектуре арабских стран
(мечети: Ибн Тулуна в Каире, 9 в.; Мутаваккиля в Самарре,
9 в.; Хасана в Рабате и Кутубия в Марракеше,
обе 12 в.; Большая мечеть в Алжире, 11 в.,
и др.) и оказал воздействие на мусульманское
зодчество Ирана, Кавказа, Ср. Азии, Индии.
В архитектуре получили развитие также
купольные постройки, ранний образец которых
представляет восьмигранная мечеть Куббат
ас-Сахра в Иерусалиме (687—691). В дальнейшем
куполами завершают различные культовые
и мемориальные здания, чаще всего увенчивая
ими мавзолеи над могилами известных лиц.
При Омейядах велось большое светское
строительство: укреплялись города, возводились
загородные дворцы и замки халифов (Мшатта, Кусейр-Амра, Каср аль-Хейр аль-Гарби и Каср
аль-Хейр аш-Шарки, Хирбет
Аль-Мафджар), украшенные круглой скульптурой,
резьбой, мозаикой и стенными росписями.
При Аббасидах проводились большие
градостроительные работы. Багдад, заложенный
в 762, подобно Хатре и Ктесифону, был городом,
круглым в плане; в центре его размещались
дворец и мечеть, а периметр был охвачен
двойным кольцом оборонительных стен.
В Самарре (столице Халифата в 836—892), вытянувшейся
вдоль р. Тигр, преобладала прямолинейная
планировка; сохранились руины построенных
из кирпича огромных дворцов и домов знати,
имевших прямоугольные дворы и сводчатые
приёмные залы, стены которых были покрыты
резным орнаментом и полихромной живописью.
Мечети Самарры имели зиккуратообразные
минареты.
Особую школу арабского зодчества
представляют постройки фатимидского Каира (осн. в 969).
Воздвигнутые из камня городские стены
образуют в плане квадрат; сохранилось
несколько ворот 11 в., к которым вели главные
улицы города. Крепостная архитектура
отличалась выразительностью простых
монументальных форм. Фатимидский Каир
украшали дворцы, каравансараи, бани, лавки,
жилые дома, а также здания мечетей, из
числа которых до нас дошли грандиозные
аль-Хаким и аль-Азхар, а также украшенные
изящной резьбой по камню аль-Акмар и ас-Салих-Талаи.
С 13 в. до начало 16 в.
зодчество Египта и Сирии было тесно взаимосвязано.
Велось большое крепостное строительство:
цитадели в Каире, Халебе (Алеппо) и др.
В монументальной архитектуре этого времени
пространственное начало, доминировавшее
на предшествующем этапе (дворовая мечеть),
уступило место грандиозным архитектурным
объёмам: над гладью мощных стен и большими
порталами с глубокими нишами вздымаются
высокие барабаны, несущие купола. Строятся
величественные здания четырёхайванного
типа (известного до этого в Иране): маристан
(госпиталь) Калауна (13 в.) и мечеть Хасана
(14 в.) в Каире , мечети и медресе (духовные
школы) в Дамаске и других городах Сирии.
Мечеть Хасана (14 в.) в Каире
Сооружаются многочисленные
купольные мавзолеи, подчас образующие
живописный ансамбль (Кладбище мамлюков
в Каире, 15—16 вв.). Для украшения стен снаружи
и в интерьере наряду с резьбой широко
применяется инкрустация разноцветным
камнем.
В Ираке в 15—16 вв. в декоре
используются цветная глазурь и
позолота (мечети: Мусы аль-Кадима в Багдаде,
Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе).
Высокий расцвет пережила
в 10—15 вв. арабская архитектура Магриба
и Испании. В крупных городах (Рабате,
Марракеше, Фесе и др.) строились
касбы — цитадели, укрепленные мощными
стенами с воротами и башнями, и медины
— торговые и ремесленные кварталы. Большие
колонные мечети Магриба с многоярусными,
квадратными в плане минаретами отличаются
обилием пересекающихся нефов, богатством
резной орнаментики (мечети в Тлемсене,
в Таза и др.) и пышно украшены резным деревом,
мрамором и мозаикой из разноцветных камней,
как и многочисленные медресе 13—14 вв.
в Марокко. В Испании, наряду с мечетью
в Кордове, сохранились и другие выдающиеся
памятники арабской архитектуры:
Минарет «Ла Хиральда» , воздвигнутый в Севилье зодчим
Джебером в 1184—96, ворота в Толедо.
Декоративно-прикладное и
изобразительное искусство. В арабском
искусстве получил яркое воплощение
свойственный художественному мышлению
средневековья принцип декоративности,
породивший богатейший орнамент, особый
в каждой из областей арабского мира,
но связанный общими закономерностями
развития. Арабеска (См.
Арабески), восходящая к античным мотивам,
— это созданный арабами новый тип узора,
в котором математическая строгость построения
сочетается со свободной художественной
фантазией. Получил развитие также эпиграфический
орнамент — каллиграфически исполненные
надписи, включенные в декоративный узор.
Орнамент и каллиграфия,
широко применявшиеся в архитектурном
декоре (резьба по камню, дереву,
стуку), характерны и для прикладного
искусства, достигшего высокого
расцвета и особенно полно
выразившего декоративную специфику
арабского художественного творчества.
Красочным узором украшалась
керамика: поливная бытовая посуда
в Месопотамии (центры — Ракка,
Самарра); расписанные золотистым, разных
оттенков люстром сосуды, изготовленные
в фатимидском Египте; испано-мавританская
люстровая керамика 14—15 вв., оказавшая
большое влияние на европейское прикладное
искусство. Мировой известностью пользовались
также арабские узорные шёлковые ткани
— сирийские, египетские, мавританские;
изготовлялись арабами и ворсовые ковры.
Тончайшими чеканкой, гравировкой и инкрустацией
из серебра и золота украшены художественные
изделия из бронзы (чаши, кувшины, курильницы
и другие предметы утвари); особенным мастерством
отличаются изделия 12—14 вв. г. Мосула в
Ираке и некоторых ремесленных центров
Сирии. Славились сирийское покрытое тончайшей
эмалевой росписью стекло и украшенные
изысканным резным узором египетские
изделия из горного хрусталя, слоновой
кости, дорогих пород дерева.
Искусство в странах ислама
развивалось, сложно взаимодействуя
с религией. Мечети, а также священная
книга Коран украшались геометрическим,
растительным и эпиграфическим
узором. Однако ислам, в отличие
от христианства и буддизма, отказался
широко использовать изобразительное
искусство в целях пропаганды
религиозных идей. Более того, в
т. н. достоверных хадисах, узаконенных
в 9 в., содержится запрещение изображать
живые существа и особенно
человека. Богословы 11—13 вв. (Газали и др.) эти изображения
объявили тягчайшим грехом. Тем не менее,
художники на протяжении всего средневековья
изображали людей и животных, реальные
и мифологические сцены. В первые века
ислама, пока богословие ещё не выработало
свои эстетические каноны, обилие реалистических
по трактовке живописных и скульптурных
изображений во дворцах Омейядов свидетельствовало
о силе домусульманских художественных
традиций. В дальнейшем изобразительность
в арабском искусстве объясняется наличием
антиклерикальных по своему существу
эстетических воззрений. Например, в «Посланиях
братьев чистоты» (10 в.) искусство художников
определено «как подражание образам существующих
предметов, как искусственных, так и естественных,
как людей, так и животных».
Высокий расцвет пережило
изобразительное искусство в
Египте 10—12 вв.: изображения людей
и жанровые сцены украшали
стены зданий г. Фустата, керамические блюда
и вазы (мастер Саад и др.), вплетались в
узор резьбы по кости и дереву (панно 11
в. из дворца Фатимидов в Каире и др.), а
также льняных и шёлковых тканей; изготовлялись
бронзовые сосуды в виде фигур животных
и птиц. Аналогичные явления имели место
в искусстве Сирии и Месопотамии 10—14 вв.:
придворные и другие сцены включены в
изысканный чеканный с инкрустацией орнамент
изделий из бронзы, в узор росписей по
стеклу и керамике.
Видное место в истории
мирового искусства занимает
арабская книжная миниатюра. В
Египте миниатюра 9—10 вв. (происходящая
из Файюма) и 11—12 вв. стилистически
связана с коптским искусством. В живописи
сирийских миниатюр заметно византийское
влияние. Большой высоты искусство книжной
миниатюры достигло в Ираке в 12—13 вв. Здесь
существовало несколько стилевых направлений.
Одно из них (возможно, северо-иракское)
отличается пышными и красочными придворными
сценами; другое представлено лаконичными
по характеру иллюстрациями в научных
трактатах (например, листы из «Фармакологии»
Диоскорида, переписанной Абд аллахом
ибн Фадлем в 1222, хранящиеся в разных музеях
мира). Подлинной гордостью иракской школы
миниатюристов являются полные живых
наблюдений, переданных выразительным
образным языком, звучной по краскам живописью
иллюстрации к «Макамам» Харири, дошедшим
в нескольких рукописях (выделяются миниатюры
рукописи 1237, художник Яхья ибн Махмуд
из Васита, Парижская национальная библиотека,
и рукописи начала 13 в., принадлежащие
Ленинградскому отделению института востоковедения).
Новый подъём миниатюра в Ираке пережила
в конце 14 в., когда в Багдаде работал выдающийся
художник Джунаид Султани, автор миниатюр
рукопией «Хамсе» Хаджу Кермани 1396 (Британский
музей, Лондон).
Изобразительное начало было
менее развито в искусстве
стран арабского Запада. Однако
и здесь создавались декоративная
скульптура в виде животных, узоры
с мотивами живых существ, а
также миниатюра (рукопись «История Байяд и Рийяд», 13 в., Ватиканская
библиотека).
Арабское искусство в целом
было ярким, самобытным явлением
в истории мировой художественной
культуры эпохи средневековья.
Его влияние распространялось
на весь мусульманский мир
и выходило далеко за его
пределы.
Первоначально на Востоке
культовые здания строились в
форме арабской колонной мечети. Но
быстро появились иные, различные
в разных странах и областях типы
архитектурных сооружений. Одной из
наиболее распространенных стала четырехайванная
постройка, развивавшаяся как в культовом
(мечеть, медресе), так и в гражданском
зодчестве (дворец, караван-сарай). Это
обычно большое сооружение с прямоугольным
внутренним двором, с каждой стороны которого
возвышается высокий стрельчатый айван
— сводчатый зал, открытый с одной стороны
во двор. Мощные пилоны айванов, поддерживающих
арки, образуют величественные прямоугольные
порталы. Самый крупный по размерам портал,
украшенный по бокам стройными минаретами,
возведен на главном фасаде здания. Наряду
с четырехайванной композицией распространение
получили и простые портально-купольные
постройки, сочетающие портал и замкнутый
куб здания, увенчанный куполом. Воздвигались
также стройные круглые минареты, мавзолеи
с шатровым покрытием.
Огромная роль принадлежала орнаменту,
покрывавшему большие архитектурные плоскости.
Первоначально орнамент, исполненный
из кирпича и резных терракотовых плиток,
был монохромным. Но с 12 в. стали применять
облицовку ни красочной керамической
мозаики и ярко расписанных глазурью плиток.
Архитектурный декор отличался обилием
мотивов и форм растительного и геометрического
узора, богатством ритма, звучностью цвета,
где преобладали своеобразно претворенные
в искусстве топа сине-голубого неба и
золотисто-охряной земли.
Израиль. Мечеть Скалы в Иерусалиме
— одна из главнейших святынь мусульманства
— расположена на месте, которое имелo
огромное религиозное значение еще задолго
до возникновения ислама. Когда в начале
I тысячелетия до н.э. в Иерусалиме воцарился
Давид, он попробовал провести перепись
населения, но вызвал этим гнев Господень.
Яхве наслал на народ эпидемию, и во искупление
своего греха царь Давид построил на этой
скале алтарь. Он был сооружен на том месте,
где Авраам готовился принести в жертву
своего сына Исаака. Скала — вершина горы
Мориа — издревле почиталась многими
как центр мира. Позже царь Соломон воздвиг
на этом месте огромный Храм, в котором
хранился Ковчег Завета. Еще и сегодня
можно увидеть часть каменного основания,
на котором стоял этот храм, пока его не
разрушили войска Навуходоносора. В VII
веке арабский завоеватель Иерусалима
Омар ибн-Хатиб восстановил скалу в прежнем
виде и построил рядом мечеть. Позже халиф
Абдуль эль-Малик объявил ее местом паломничества
мусульман, ибо здесь будто состоялась
«ночная скачка» Мухаммеда: его разбудил
архангел Гавриил и на крылатом коне перенес
в Иерусалим. Здесь пророку дозволено
было вознестись на небеса, где Господь
доверил ему заветы мусульманской веры.
«Куполом Скалы» отмечено то место, с которого
Мухаммед вознесся на небо. Паломники
могут видеть здесь отпечаток его ноги
и три волоска из бороды пророка.
Мечеть «Купол Скалы» была выстроена между
688 и 692 годами. Она является самой древней
в мире из сохранившихся мусульманских
построек, хотя ее и называют «немусульманской»,
потому что в ее форме чувствуется влияние
архитектуры раннего христианства. Мечеть
Скалы является не только третьей по значимости
святыней ислама, но и самым величественным
архитектурным памятником Ближнего Востока.
И действительно, мечеть, воздвигнутая
над скалой, является как бы куполом, прикрывающим
это священное место. Говорят, что изначально
купол мечети был сделан из золота, но
исторические документы рассказывают,
что купол был покрыт свинцовой крышей,
а наружная поверхность листами позолоченной
меди. Свинцовая крыша сохранялась вплоть
до 1964 года, когда в ходе произведенного
в мечети ремонта покрытие купола сделали
из алюминиевых листов, которым химическим
путем придали цвет золота. Диаметр его
составляет 20 метров, а высота купола —
34 метра, он хорошо виден почти со всех
точек Иерусалима. Расположен купол на
основании, поддерживаемом каменными
колоннами. Внешние стены мечети представляют
собой восьмигранник и выполнены с аркадами.
Изначально они были покрыты стеклянной
мозаикой, но в XVI веке ее заменили на плитки
в мусульманском стиле. Внутри мечеть
двумя рядами колонн делится как бы на
три круга, что позволяет паломникам целыми
процессиями свободно двигаться вокруг
находящейся в центре скалы. Под камнем
расположена пещера, в которую ведут одиннадцать
ступеней. А в потолке пещеры имеется отверстие,
через которое стекала кровь жертвенных
животных.
Мечеть Скалы имеет четыре двери, ориентированные
по четырем частям света. Северный вход
называется Вратами рая, восточный — Вратами
Давида. Южный вход считается центральным,
а напротив него высится фасад другой
мечети — Аль-Акса. Внутри мечети Скалы
находится изумительная мозаика с узорами,
которые выполнены под явным влиянием
византийского искусства. Стены ее украшены
орнаментами с письменами — непременным
декоративным элементом исламской живописи.
Одна из надписей напоминает о строителе
мечети — халифе Абдуль аль-Малике из
династии Омейядов. Живший позднее халиф
из династии Аббасидов поставил строительство
мечети в заслугу себе и изменил надпись. |
|