Берестяные грамоты: появление, использование в славянской письменности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы ознакомиться с появлением берестяных грамот, дать им характеристику, при этом рассмотреть отдельные виды грамот.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
• ознакомиться с общими сведениями о берестяных грамотах;
• определить особенности берестяных грамот, в том числе и их язык;
• проанализировать Новгородские грамоты, их состав и значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ, ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ 5
1.1. Общие сведения о берестяных грамотах 5
1.2. Средства датирования берестяных грамот 11
ГЛАВА 2. ЯЗЫК БЕРЕСТЯНЫХ ГРАМОТ 14
2.1. Язык, диалекты, языковые формы берестяных грамот 14
2.2. Содержание берестяных грамот и проблемы интерпретации 16
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ НОВГОРОДСКИХ ГРАМОТ 20
3.1. Состав берестяных Новгородских грамот 20
3.2. Значение берестяных грамот 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая раб.docx

— 326.06 Кб (Скачать файл)

Остальная часть берестяных грамот складывается из следующих категорий:

а) официальные документы (или их черновики) — завещания, рядные, расписки, протоколы и т. п.

б) учебные — азбуки, перечни  цифр, склады, упражнения,детские рисунки, каракули;

в) литературные и фольклорные  — отрывки литературных сочинений, школьная шутка, заговоры,  загадка: грамота № 10. Это не письмо и не деловая записка, а ободок небольшого берестяного туеса. По ободку нацарапано: «Есть град межу нобом и землею, а к ному еде посол без пути, сам ним, везе грамоту непсану». Вот она в переводе: «Есть город между небом и землей, а к нему едет посол без пути, сам немой, везет грамоту неписаную». Эту загадку загадывали еще в прошлом веке, да и в начале нынешнего, когда библейские легенды были общеизвестны. Город между небом и землей это ковчег, в котором Ной спасался во время потопа. Немой посол — голубь, посланный узнать, не показалась ли земля. А грамота неписаная — масличная ветвь, которую голубь несет в клюве как знак, что земля близка.   

г) церковные — литургические  тексты, обрывки молитв и поучений, а также списки имен, представляющие собой заказы на иконы или церковные  поминания.

Следует учитывать, что палеографическое, филологическое и лингвистическое  изучение берестяных грамот обычно бывает сопряжено со специфическими трудностями, нехарактерными для традиционных древнерусских  источников. Эти трудности определяются целым рядом причин, в частности: в большинстве грамот текст частично оборван; идентификация букв в тексте грамоты иногда бывает очень трудна и не вполне надежна, особенно если сохранность бересты плохая; грамоты  нередко столь кратки, что при  анализе нет возможности опереться  на контекст; в языковом отношении  берестяные грамоты таят в себе много  неожиданностей, при разгадке которых  материал традиционных источников иногда не столько помогает, сколько вводит в заблуждение.

В этой ситуации нет ничего удивительного в том, что первоначальное прочтение и интерпретация грамоты  редко оказываются окончательными. Позднейшее дополнительное изучение грамоты (по оригиналу, по фотографии или даже по прописи) может давать поправки всех уровней — от идентификации букв и словоделения до синтаксической структуры и перевода. Очень помогают в этой работе новые находки: они часто проливают дополнительный свет на трудные места в ранее найденных грамотах. Ныне накоплено уже большое количество поправок, сделанных многочисленными исследователями; и ясно, что какие-то коррективы будут появляться и в дальнейшем.1

Берестяные грамоты, как  правило, предельно кратки, прагматичны, содержат только самую важную информацию; то, что автору и адресату и так  известно, в них, естественно, не упоминается. Те трудности интерпретации, с которыми из-за отсутствия контекста постоянно  сталкиваются современные исследователи — расплата за чтение «чужих писем». Бытовой и личный характер многих берестяных грамот Великого Новгорода (например, любовные послания незнатных молодых людей или хозяйственные записки-наказы от жены к мужу) свидетельствуют о высоком распространении грамотности среди населения.2

 

 

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ НОВГОРОДСКИХ ГРАМОТ

3.1 Состав берестяных Новгородских  грамот

 

Самые интересные берестяные грамоты - новгородские. Ведь Новгород-город  Александра Невского, Садко и Василия  Буслаева. Новгород был одним из крупнейших центров древней Руси, отличаясь тремя ещё не до конца  изученными особенностями. Он не был  монархией, княжеством, каким был  Киев, Владимир или Москва, а был  республикой. ”Великой русской республикой  средневековья ” называл его  Маркс. Город был теснейшим образом  связан с главными центрами международной  торговли и сам был одним из таких центров. И, наконец, в отличие  от большинства древнерусских столиц, он был центром громадной округи, где городская жизнь почти  полностью сосредотачивалась в  самом Новгороде. Все эти особенности  нуждались в тщательном изучении, которое до находки берестяных грамот было чрезвычайно сложным.

Первая новгородская берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года на археологических раскопках в  квартале на Дмитровской улице. В средние века эта улица называлась Холопьей. Грамота была найдена прямо на мостовой XIV века, в щели между двумя плахами настила. Впервые увиденная археологами, она оказалась плотным и грязным свитком бересты, на поверхности которого сквозь грязь просвечивали чёткие буквы. Если бы не эти буквы, берестяной свиток был бы без колебаний окрещён в полевых записях рыболовным поплавком.1

Первая грамота, безжалостно  изодранная и выброшенная на мостовую Холопьей улицы во второй половине  XIV века, все же сохранила большие  участки связанного текста. Это вообще одна из самых больших грамот когда - либо найденных в Новгороде. В  ней тринадцать строк - 38 сантиметров. Если вытянуть строки в одну линию, то получится пять метров! Правда, почти  все строки изуродованны. Но содержание документа улавливалось легко. В нем были перечислены села, с которых шли подробно обозначенные повинности в пользу какого-то Фомы.

Берестяные грамоты очень  разнообразны по содержанию. Ведь они  писались людьми разных социальных уровней  и занятий, разных наклонностей, охваченных разными заботами и разным настроением. Порой рукой писавшего водил гнев, порой - страх. Береста сохраняет всё - от первых робких шагов в овладении грамотой до духовного завещания и извещения о смерти.

Очень малочисленны грамоты, связанные с дальней торговлей  Новгорода и купечеством, как  особым сословием. Товары из далёких  стран были разнообразны. Это зендяца - хлопчатая ткань, которую в Новгород привозили с восточных рынков; соль, главными поставщиками которой были немцы, которые торговали не своей солью, а в основном вывезенной из Франции и Испании. В некоторых грамотах упоминается деревянное масло - худший сорт оливкового масла - в большом количестве сгорало в лампадках и употреблялось в некоторых обрядах.

В других грамотах предметом  купли - продажи является рыба. Редкие рыбы в Новгороде очень ценились. Ими иногда получали долги, ими расплачивались.

Распространённым средством  извлечения дохода из человеческой нужды  было в Новгороде ростовщичество.

Много ценных новостей сообщили берестяные грамоты о новгородской денежной системе XIII - XIV веков. В XII веке главной единицей была гривна серебра, слиток весом около 196 граммов. Он делился  на четыре гривны кун. Каждая гривна кун  делилась на двадцать ногат или на пятьдесят резан или на сто  пятьдесят веверну.

А в XV веке уже главной  единицей был рубль, который в  чистом серебре весил около 150 грамм. В рубле было 216 денег. Но как происходил переход от одной  денежной системы  к другой? Это предстоит выяснить.

Главная тема, которой посвящено  подавляющее большинство берестяных текстов XII века, - это деньги. Деньги в разных формах их применения –  при уплате долга и покупке, при  уплате штрафа и продаже собственности. Вероятно, на протяжении XII века исподволь  происходило накопление денежных ресурсов новгородскими феодалами, позволившее им затем осуществить решительное наступление на те земли, которые в большом количестве в XII веке еще принадлежали свободным новгородским общинникам.1

Также была найдена при  раскопках берестяная книжка XIII века. Известно, что в древней Руси рядом  с официальной книжной культурой, насквозь пронизанной элементами церковного мироощущения, развивалась светская культура, отразившаяся и на страницах  официальных летописей, и в рассказах  о святых сподвижниках, но,  в основном, жившая вне стен монастырских библиотек  и смыкавшаяся с поэтическим  устным творчеством. Но светская литература плохо сохранилась, так как она, в основном, бытовала в светской среде, т.е. в деревянном доме, и горели они в пожарах чаще, чем духовные книги.

Каждая грамота по-своему интересна (Приложение 1.4). Сколько еще  грамот будет найдено? О каких  неизвестных страницах прошлого расскажут они нам.2

 

 

3.2. Значение берестяных грамот

 

Несомненно, что открытие в Новгороде берестяных грамот сразу  же  обозначило новые  цели и перспективы  в изучении средневековой русской  истории.

Прежде всего, оно позволило  соединить метод реконструкции  исторического процесса по материальным остаткам прошлого со всем корпусом средневековых  письменных источников.

С расширением раскопок, учитывая возможность обнаружения  все новых и новых источников, значение этого открытия будет увеличиваться.

Берестяные грамоты в  качестве важнейшего исторического  источника оценены были уже их первооткрывателем А. В. Арциховским.

Берестяные грамоты являются одновременно и вещественные и письменные источники.

Огромную роль берестяные грамоты сыграли в изучении генеалогии боярских родов Древнего Новгорода, позволили выявить политическую роль ряда деятелей. Факты эти недостаточно были отражены в летописи. Примером может служить видный деятель боярской олигархии 12 века  Пётр-Петрок Михалкович.

В берестяных грамотах имеются  представляющие особую историческую ценность сведения о землевладении в Новгородской земле, об экономических связях новгородцев  с Псковом, Кучковом, Полоцком, Киевом, даже с Сибирью.

Различного рода челобитные крестьян, купчие и завещания   свидетельствуют о закреплении крепостного права, о развитии судебной бюрократии и делопроизводства, о военных конфликтах и внешней политике Новгорода, о сборе дани с покорённых земель.  

В берестяных грамотах имеются  данные и по истории церкви, а  именно, засвидетельствована древность  некоторых литургии, информация о  взаимоотношениях членов клира с  жителями окормляемых ими усадеб, а упоминание грамотах Бориса и Глеба в списке святых, практически совпадает со временем их канонизации.

Известны такие грамоты, которые, повествуя о заговорах, имея в своем составе другие фольклорные  тексты, позволяют судить о древности  памятников фольклора.13

Берестяные грамоты ценны прежде всего как документы древнейшего этапа письменной истории русского языка, относящиеся к 11-15 векам, и в отличие от большинства других древних текстов они дошли до нас не в списках, а в оригиналах.

Считается, что в конце 11 века новгородские волхвы переписали ее с еще более древних источников. Она представляла собой дощечки, скрепленные с помощью шнура, одна часть их скреплялась как  как книга, другая – как календарь. На них были нарисованы прямые параллельные линии, под которыми располагались окрашенные втертой краской письмена, которые были вдавлены без интервалов в древесину острым стило.

Представляется, что и  ранее, т.е. до 11 века – времени, которым  датируются самые ранние берестяные грамоты, грамотные русичи использовали бересту для письма.      

Причин того, что официальное  датирование грамот начинается лишь с 11 века может, очень много, и самой простой является та, что более древние берестяные грамоты существуют, но пока не найдены.

Другой является сохранность, срок которой у бересты не велик.

Еще одна причина - целенаправленное уничтожение православием грамот с  дохристианскими письменами как  «бесовских». 

Конечно, нельзя исключать, что какая-то часть грамот уцелела, так как была спрятана. 

             Таким образом, поскольку славяне имели собственную письменность, они просто не могли не использовать этот природный материал для письма.

Официальная наука выдвигает  положение о том, что до крещения славяне не имели собственной  письменности, что не выдерживает  никакой критики.

Этому противоречит масса  самых разных источников, которые  непосредственно относятся  к  истории славянских государств.  

Есть все основания  полагать, что дохристианские рукописи после крещения Руси просто сжигались14.

Существует несколько  подтвержденных фактов, свидетельствующих  о существовании у славян собственной  письменности еще в дохристианской Руси.

Прежде всего, в соответствии с житием официальных изобретателей  азбуки, Кирилл, будучи в Корсуни, познакомился там с «русскими письменами». А затем, уже на основе этого письма он создал свой алфавит.

Кроме того, есть известный текст некоего черноризца Храбра о том, что славяне до крещения использовали греческие и латинские буквы «без устроения», и «читали и гадали» при помощи «черт и рез». 

Черты и резы обычно сравнивают со скандинавскими рунами. В основе этого слова «руна» лежит корень, означающий понятие «резать». Учитывая, что руны вырезались на камнях, кости, дереве, подобная версия имеет место  быть.

О существовании собственной  письменности у руссов пишут и  византийцы, в источниках которых  сообщается о том, что при составлении  торговых договоров между Русью  и Византией в первой половине 10 века, они были записаны в двух экземплярах, что подтверждает наличие  у славян уже в тот период развитой системы собственных письменных обозначений и понятий. 

С официальной точки зрения, славянское письмо (кириллица) разработано путем добавления к 24 буквам византийского греческого письма 19 букв для специфических славянских фонем.

Информация о работе Берестяные грамоты: появление, использование в славянской письменности