Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 02:30, курсовая работа
Изучение процессов, происходящих в настоящее время, является очень актуальным. В связи с этим, перед исследователем поставлена следующая цель – изучить библиотеку в жизни небольшого поселка. Исходя из цели, выделены следующие задачи:
определить и дать характеристику основным направлениям деятельности библиотеки на селе;
изучить формы и методы предоставления информации;
дать характеристику основным формам деятельности библиотеки на селе.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления деятельности библиотеки на селе …….5
Помощь учащейся молодежи как одна из форм работы с населением………………………………………………………………..………………….5
1.2. Правовое информирование населения в рамках деятельности сельской библиотеки……………………………………………..……………………..….20
Глава 2. Приоритетные формы деятельности в библиотеке на селе…....33
2.1. Краеведческая работа……………………………………………………….40
2.2. Школа и библиотека – сотрудничество и союз……… …………………..43
Заключение ……………………………………………………………………..50
Список использованной литературы ……………………………………….52
Среди других услуг по организации общения читателей в сельских библиотеках распространены, как и прежде, читательские конференции, лектории, викторины, вечера, литературные гостиные и т.п.10 В последнее время во все большем числе городских библиотек стали возникать такие формы общения, как «телефон доверия», «кабинеты психологической помощи», «кабинеты доверия «, «телефон поддержки» и т.д. Эти формы – реакция библиотеки на реальную потребность читателей, испытывающих сложности в процессе общения, в сущности – попытка библиотеки помочь ему в прохождении социализации. В сельских библиотеках эта потребность реализуется, конечно, тоже, но, как правило, в непосредственном общении с библиотекарем.
Слабее, но все же достаточно широко в библиотечном обслуживании сельских учащихся представлены услуги информирования. Среди них – информирование о наличном фонде (тематические выставки, тематические обзоры литературы). В последние годы библиотеки стали стремиться проводить циклы мероприятий такого рода. В процессе библиотечного обслуживания сельского населения значительное место занимают услуги текущего информирования, когда библиотека постоянно предоставляет информацию по интересующему вопросу кому-либо: учителю-предметнику, директору школы, директору хозяйства, предпринимателю и т.д. Ряд сельских библиотек постоянно публикуют информационные списки новой литературы (как правило, ежеквартальные), бюллетени новинок («Новинки издательств», «Читайте в журналах» и т.д.).
Заметное место в работе, как городских библиотек, так и библиотек работающих в сельской местности занимают учебно-консультационные услуги. Их можно разделить на библиотечные и не библиотечные. Обе эти ипостаси представлены в библиотеках довольно ярко.
Библиотечные учебно-
Услуги не библиотечного обучения, это: кружки иностранных языков, всевозможных поделок (вязания, рисования), а так же кукольный, театральный и другие. Во многих случаях они органически вошли в жизнь сельской библиотеки. Такой симбиоз придает дополнительную окраску деятельности библиотеки, делает ее более привлекательной и способствует ее авторитету в сельском социуме.11 В городских библиотеках целый ряд услуг предоставляется за особую плату, т.е. оказывает т.н. платные услуги.
В число платных услуг, как правило, входят: ксерокопирование, абонемент выходного дня, особо сложный поиск литературы, оформление библиографических списков к дипломным и курсовым работам, ночной прокат книг, подбор текстов к юбилейным датам, возможность переписать музыкальное произведение или курс иностранного языка на дискету, а также просмотр журналов мод, снятие выкроек и др.
Надо заметить, что плата за услуги невелика, кроме того, как правило, платная услуга имеет бесплатный аналог. В сельских библиотеках, как в муниципальных, так и в школьных, платные услуги, практически, не оказываются. Прежде всего, потому, что платежная способность сельских читателей невысока, а также и потому, что реализация такого подхода противоречит общинной морали, которая на селе до сих пор сильна. Кроме того, сельская библиотека зачастую и не имеет возможности оказывать такие информационно емкие услуги.
Услуги по организации библиотечного комфорта также довольно широко предоставляются пользователю городских библиотек. Почти все они стараются приблизить временные параметры своей деятельности к реальным нуждам читателей, вводят новые возможности резервирования документов и т.д. Сельской библиотеке, в силу того, что зачастую там работает только один библиотекарь, да и то не всегда на полную ставку, оказать эти услуги труднее.
Сложно обстоят дела с обеспечением условий работы пользователей в библиотеках. У большинства сельских библиотек нет возможности иметь собственный буфет или столовую, место отдыха для читателей («курительную комнату»); некоторые библиотеки работают просто в стесненных условиях.
К услугам библиотечного
комфорта относятся и услуги приближения
обслуживания к пользователю и услуги
обеспечения
Что касается дифференцированного обслуживания, то в последнее время в сельских библиотеках стали выделять не только традиционные группы учащихся (школьники, студенты, учащиеся ПТУ и т.д.), но и такие группы, как «безработные», «подростки-инвалиды», «одаренные дети».12
К этим читательским группам сельская библиотека формирует особый подход. В основе библиотечного обслуживания этих групп читателей лежит не только оказание помощи в получении информации, но и желание информационными средствами помочь в жизненных, житейских проблемах. Существование такого подхода позволяет высказать мысль о том, что часть библиотекарей, в том числе, сельских, ощущает (как правило, спонтанно) библиотечное обслуживание как одно из условий социальной защиты формирующейся личности. Конечно, такая философия библиотечного обслуживания просматривается не везде.
Важнейшей сферой библиотечного обслуживания, где так же идут инновационные процессы, является сфера взаимоотношений пользователя и библиотекаря. Основой отношений с пользователями библиотекари, считают доброжелательность, умение вести беседу, уважительное отношение к читателю, эрудицию, такт.
Читатель, в том числе и сельский, тоже ценя в библиотекаре, прежде всего, доброжелательность, заинтересованную позицию, зачастую прощает библиотекарю его недостаточную эрудированность. Вместе с тем, безусловно, растет та часть пользователей, которая не склонна снисходительно относиться к непрофессионализму библиотекаря. Наибольшие претензии читателей относятся к глубине переработки информации, к полноте и оперативности представленной информации.
Пока, однако, таких примеров не много. Не много выявилось и тех сельских библиотек, где внедряется маркетинговый подход к обслуживанию читателей. Это и понятно, т.к. «маркетинг – это концепция, требующая пересмотра взгляда на публичную библиотеку, предлагающая новое понимание ее предназначения, механизма функционирования и побудительных факторов развития»13, а библиотекарь, прежде всего, сельский, в массе своей, не готов пока к осознанию изменившейся философии библиотечного обслуживания, пониманию своей деятельности как служения читателю, чего требует маркетинговый подход.
Следует отметить, все же, что отдельные очаги такого подхода есть. Это, как правило, те библиотеки, которые хорошо усвоили этическую основу библиотечного обслуживания – суверенность личности, и видят свою задачу в оказании помощи, «усилении» личности через предоставление полной и своевременной информации.14
Как правило, это библиотеки хорошо оснащенные технически: имеют компьютеры, принтеры, ксероксы и др. Однако, изучение их деятельности показывает, что эта техническая база является не причиной изменения всей деятельности библиотеки, но результатом, пришедшим вслед за осмыслением библиотекарями роли библиотеки в новой социально-культурной, экономической и информационной ситуации.
Таким образом, одно из основных направлений деятельности сельской библиотеки – помощь учащейся молодёжи – является основной, базовой формой работы библиотеки на селе,
1.2. Правовое информирование населения в рамках деятельности сельской библиотеки.
Предоставление правовой информации населению стало сегодня важнейшим направлением работы муниципальной библиотеки, в том числе и сельской.
Становление правового государства, к чему стремится Россия как равноправный член международного сообщества, невозможно без формирования правовой культуры ее граждан.
Политические и экономические изменения в жизни страны, возникновение новой правовой ситуации практически во всех сферах жизнедеятельности личности, привели к необходимости проведения реформы всей системы действующего законодательства.
В состав правовой реформы, осуществляемой в нашей стране, входит четыре компонента: разработка законодательных и нормативных актов; судебная реформа, информатизация; юридическое образование и правовое воспитание населения.
Очевидно, что одной из важнейших задач правовой реформы является решение проблемы обеспечения доступа граждан к правовой информации на уровне местного самоуправления, в том числе. В настоящее время в стране складывается система обеспечения населения правовой информацией.
Важным импульсом к созданию государственной системы правовой информации послужила «Концепция правовой информатизации России», которая определила головных исполнителей – Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) и Научно-технический центр «Система». Позже, в результате сотрудничества Минкультуры России, ФАПСИ и Российского фонда правовых реформ (РФПР) было принято решение об использовании в качестве опорной базы для формирования сети центров правовой информации библиотечной системы.15 Это решение позволило привлечь потенциал и ресурсы, учесть многолетний опыт работы библиотек разного уровня с населением.
В 1998 г. была принята межведомственная программа «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек». В реализации программы принимали участие также Министерство образования РФ, администрации субъектов Российской федерации, другие государственные и неправительственные организации (Агентство по распространению юридической и правозащитной литературы, Институт муниципальной правовой защиты, Молодежный союз юристов, Национальный институт прессы и др.).
Большую помощь оказали производители информационно-правовых систем (Гарант-Сервис, Кодекс, Консультант-Плюс и др.), издательства «СТАТУТ», «ЮРАЙТ» и др. Информационную поддержку программе оказали центральные и региональные средства массовой информации.
Основополагающими документами
реализации этой программы стали
«Соглашение о порядке
Обозначенные стороны
приняли на себя обязательства:
– организовать взаимодействие региональных
органов культуры с центрами правительственной
связи в субъектах РФ в целях создания
и последующей эксплуатации на базе главных
универсальных научных библиотек субъектов РФ
публичных центров правовой информации;
– обеспечить последовательное создание
и функционирование сети публичных центров
правовой информации (ПЦПИ) в субъектах РФ,
содействовать постоянному совершенствованию
организационной структуры и деятельности
ПЦПИ в целях улучшения качества обслуживания
юридических и физических лиц, организовывать
и проводить конференции, семинары и круглые
столы для специалистов, работающих в
области создания сети центров;
– планировать совместно с органами культуры
субъектов РФ в дальнейшем развитие сети
ПЦПИ за счет включения библиотечных систем
муниципальных библиотек.
Таким образом, изначально планировалось создание самой широкой сети библиотек различного уровня, от республиканских до сельских, которые были бы включены в процесс предоставления правовой информации своим пользователям. Понятно, что создание такой сети началось с крупных библиотек, уже имеющих хорошую информационно-правовую базу.
В рамках действия данной программы первый публичный центр правовой информации был открыт 9 июня 1998 г. на базе Смоленской областной универсальной публичной библиотеки. Следующий – 27 января 1999 г. при Брянской областной универсальной библиотеке им. Ф.И. Тютчева. В его создании активное участие принимала администрация Брянской области и мэрия города, а также региональная общественная организация «За гражданское образование».
В этом же году были открыты еще 14 центров правовой информации: в Москве (РГБ и ВГБИЛ), Орле, Туле, Тамбове, Рязани, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Краснодаре, Ставрополе, Красноярске, Липецке, Санкт-Петербурге (РНБ и Центральная городская библиотека). Создание правовых центров в столицах и областных городах вызвало процесс создания их на районном уровне. Активно развивается этот процесс в Смоленской области, Краснодарском крае, Рязанской, Тульской и других областях.
Создавались также публичные пункты доступа к правовой информации на местах. Так, администрацией Смоленской области был инициирован проект «Правовая информатизация Смоленской области», в ходе которого в районах области на единой программно-технической основе было создано около ста таких пункта в сельской местности. Активно идут эти процессы и в Брянской области, где много сделано, чтобы укрепить сельскую библиотеку, придать ей функции информационно-правового центра.