Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:45, контрольная работа
Буддизм – самая ранняя по времени появления из «мировых» религий – играл и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем Востоке.
За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, искусство, систему образования - иными словами целую цивилизацию.
Оглавление
За два с половиной
Буддизм вобрал в себя
множество разнообразных
Многих верующих буддизм
привлекал именно тем, что не
требовал коренной ломки их
образа жизни и привычек, в
том числе и отказа от обрядов,
посвящённых местным богам. Буддизм
не относится ни к
Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то время шел процесс формирования рабовладельческих государств. Отправной точкой буддизма является легенда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Согласно этой легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и предпринял поиски путей избавления человечества от страданий. После семилетнего отшельничества он достигает пробуждения и постигает правильный жизненный путь, и он становиться Буддой (“пробужденный”, “достигшим прозрения”), проповедуя свои учения на протяжении сорока лет.
Центром учения становиться четыре истины. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Реальный мир есть сансара - круговорот рождений, смертей и новых рождений. Сущность этого круговорота является страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из “колеса” сансары, путем достижения нирваны(“угасание”), состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденного от желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник победивший желания.
Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”) - своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока1, рупалока2 и арупалока3.
В I в. н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна4 и Махаяна 5(“большая повозка”). Это разделение было вызвано прежде всего различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии.
Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество.
Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.
Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав - индивидов, уже способных войти в нирвану, но окрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мир призывом к воздействию на него.
Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Ее главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.
Распространение буддизма способствовало созданию культурных синкретических комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийское искусство.
Буддийское искусство—историческое течение в искусстве, возникшее в Индии после жизни Сиддхартхи Гаутамы в VI-V веках до н.э. в результате контактов с разными азиатскими культурами, буддийское искусство эволюционировало и распространилось по всей Азии.
Для поклонения божествам в Индии возводили храмы. Первые (бхагаваитские) появились III–II вв. до н.э. Зодчие в Индии вырубали храмы в монолитных скалах и пещерах, украшали скульптурными фризами открытые поверхности скал. В некоторых пещерных комплексах, например в Элоре, соседствовали буддийские, джайнские и индуистские святилища. В период правление династии Гуптов появилась новая архитектурная традиция, воплотившаяся в формах храмов. Сложилось два стиля храмовой архитектуры. Они отличались внешним видом башни перекрытия – шикхара. В северной индоарийской части страны отдавали предпочтение башне гладкой пирамидальной формы с округлой вершиной, увенчанной острым шпилем (калаша) на плоском каменном диске (амалака).
Внешний вид некоторых храмов напоминал колесницы богов, поэтому они назывались колесницами-ратхами. Истинный взлет зодчества – город Виджалнагар (XVI в).
Южная Индия – музей храмовой архитектуры. В каждой области есть храм, с которым связана какая-нибудь легенда или там хранится статуя божества, его символ, обладающий чудодейственной силой. Внутри и снаружи храмы покрыты скульптурной резьбой, орнаментами, фигурами богов, героев, танцоров и музыкантов. В реалистических картинках и символах показаны разные стороны жизни людей и богов. Храм, построенный с учетом всех требований ритуала, – олицетворение тела того божества, которому он посвящен. Изображение божества – джива (душа) храма. Алтарь – символ вселенной, состоящей из 5 элементов (панчабхута): земля, вода, огонь, воздух и эфир. В основе храма заложена мандала. Это условное изображение вселенной. Она бывает в форме летящего сокола, большой черепахи или языка огня. Сердцем храма является комната-святилище (гарбхагриха), где царит полумрак, там находится символ божества. Святилище может быть отдельно от зала для верующих (мандапа).
Архитектурные сокровища храмов – шедевры, рожденные вдохновением зодчего, имеющие совершенную планировку. Но главное здесь – множество воплощенных в камне влюбленных пар, существ небесной красоты. Это уникальные творения лучших мастеров средневековой Индии.
Ещё одной традицией в буддийской архитектуре стало возведение оград вокруг храмов и ступ. Ступа – ритуальное сооружение, известное во всех буддийских странах в миниатюрных и гигантских формах. «Ступа» в переводе с санскрита «вершина». Части ступы означают различные элементы: Основание – земля, лестница – вода, полушария – огонь, шпиль – воздух, навершие – пространство. Ступа является вертикальной моделью мироздания. Но возможно и другое толкование: фундамент – омраченное состояние человека, лестница и купол – начало движения к Просветлению, шпиль – состояние бодхисатвы, постигшего Истину, навершие – полное осознание природы Будды в себе. Ограды украшают скульптурой и рельефными композициями. Тораны ступы в Санчи (I в. до н.э.) широко известны своими рельефами, составляющими единое целое с архитектурой. На рельефах предстают не только люди, но и животные, часто встречается растительный орнамент. В многофигурных сценах поражает ощущение всепроникающей жизни и энергии, одушевляющей все формы. Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изобилием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях – основные темы индийского искусства.
Особенности формы ступы в разных районах Индии определялись местными традициями, но в плане она должна быть обязательно круглой с круглым или квадратным основанием. В системе буддийской символики ступа рассматривалась как вертикальная модель вселенной (квадрат – символ порядка и устойчивости, круг – символ движения и развития).
Храм-пещера Ломаса Риши (3 век до н.э.) имеет овальное в плане святилище (5,2х4,3 м) и прямоугольный зал-вестибюль (6х10,3 м при высоте 2,3 м). Камень стен и входа тщательно отполированы. Фасад воспроизводит форму двускатной крыши из досок с острым хребтом и концами продольных брусьев, несущих перекрытие. По сторонам ниши входного проема, слегка расширенного книзу, находятся пилястры, а над ее полукруглым сводом – две люнеты в виде поясов. Верхний пояс украшен решеткой, а нижний – рельефным фризом с фигурами слонов, поклоняющихся ступам. Объектом поклонения сангхи школы адживика здесь была ступа, занимающая центральное место в святилище.
Буддийский пещерный храм называется «Чайтья». Понятие «Чайтья» первоначально не имело значения определенной архитектурной конструкции. Слово происходит от «чити» или «чита» («огненный алтарь», «костер»), что в древности относилось в Индии ко всякому месту, где находился предмет культа. Над священным местом сооружали специальные временные навесы или павильоны, которые и назывались «Чайтья». Впоследствии понятие «Чайтья» закрепилось за буддийскими сооружениями, возводимыми над ступой.
Изначально Чайтья имела пропорции однокомнатного индийского дома, ее длина составляла две ширины, а высота равнялась ширине. В более поздние времена (2-1 век до н.э.) длина была увеличена за счет прибавления апсиды, но высота продолжала оставаться равной ширине. Ранние Чайтьи делали из дерева, но когда в Индии развилась практика скального зодчества, Чайтьи-пещеры стали высекать в скалах.
Чайтья (1 век до н.э.) в Карле, штат Махараштра, вырублена в скалах на возвышенности. Храм хорошо сохранился за исключением входной части, которая почти разрушена. Реставрация показала, что перед пещерой со стороны фасада возвышались две шестнадцатигранные колонны, высотой 15 м, а в вестибюле была деревянная музыкальная галерея. Боковые стены вестибюля были сплошь декорированы: внизу – протомами слонов, выше – фигурами людей и Будды, а также подковообразными ложными окнами в пять ярусов. Храм освещался огромным подковообразным «солнечным окном»6 с килевидным наружным очертанием и ложными концами брусьев стропил по внутреннему контуру.
В собственно чайтью вели три входа: средний, слегка приподнятый, в центральный неф, и два боковых, для паломников и рядовых членов буддийской общины. Перед боковыми входами были устроены неглубокие бассейны для ритуального омовения.
Чайтья в Карле – самый большой храм среди буддийских пещер: его длина 37,8 м, ширина – 14,2 м и высота – 13,7 м. Колонны (по 15 в ряд) делят зал на три нефа. Семь колонн расположены вокруг ступы в апсиде. Базы восьмигранных колонн решены в виде горшка для воды, капители колоколовидные, абаки, ступенчато расширяясь кверху, увенчаны рельефными группами. Капители близко расставленных колонн образуют в целом почти непрерывный скульптурный фриз.
Помимо ступы и чайтьи для обслуживания буддийского культа создавались архитектурные сооружения типа вихара. Вихарой или сангха-рамой называли в Древней Индии здание монастырского общежития, которое представляло собой застройку одноэтажными однотипными, примыкающими друг к другу объемами монашеских келий, что расположены были по трем сторонам прямоугольного двора со ступой в центре. С четвертой стороны, открытой для входа, ставилась ограда с воротами. Наружные фасады вихар обычно оставались глухими. Каждый объем кельи имел свое, чаще всего сводчатое перекрытие.
Пещерные вихары имели, как правило, один этаж, но встречались и многоэтажные скальные общежития для монахов-буддистов, где помещения вырубались друг над другом в 3-4 этажа, сохраняя при этом по фасаду пирамидно-ярусную композицию в подражание наземным вихарам. Подобное можно видеть в Удайагири.
В Аджанте сохранилось до наших дней около 20 скальных вихар-пещер, созданных между 400 и 642 годами.