Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 01:23, контрольная работа
У народов Северной Азии (Сибирь, Дальний Восток) до недавнего времени сохранялись архаичные формы общественной жизни, а следовательно, и религии. Объясняется это тем, что условия исторического развития североазиатских народов были очень неблагоприятны. Обширные области Крайнего Севера и сейчас еще имеют очень редкое, разбросанное население. Удаленность от очагов высоких цивилизаций тоже содействовала сохранению застойных форм жизни. Все это особенно сказалось на населении Арктического и Субарктического Севера («малые народы Севера»): таковы палеоазиатские народы — ительмены, коряки, чукчи, юкагиры, гиляки; тунгусо-маньчжурские народы — эвенки, ламуты, нанайцы, ульчи и др.; самоедоязычные народы— ненцы, тавгийцы, селькупы; угроязычные — ханты, манси; енисейские кеты — народ, происхождение которого пока неясно. У них сохранилось преимущественно промысловое хозяйство, долго держались патриархально-родовые отношения с пережитками материнского рода.
Общие сведения……………………………………………………………..2
Древние верования и истоки шаманизма ………………………………….2
Вера в духов природы – основа религиозных представлений …………...3
Промысловые культы и праздники ………………………………………..3
Культ медведя ……………………………………………………………….4
Оленеводческие обряды ……………………………………………………5
Семейно-родовые культы …………………………………………………..5
Культ огня …………………………………………………………………...6
Культ мужских предков …………………………………………………….7
Шаманство у народов Сибири ……………………………………………..8
Место шаманизма в системе религиозных представлений народов Сибири ……………………………………………………………………….9
Изменения в верованиях народов Сибири с XVII в. …………………...…9
Список литературы……………………………………………………...11
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Красноярский институт железнодорожного транспорта –
филиал ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения» в Красноярске
кафедра «Гуманитарные дисциплины»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по культурологии
Верования и культы народов Сибири
Выполнил: ст-т гр. ЭЖД1.1-13-2
Шифр
Проверил: к.и.н.,
доцент
Красноярск 2014
Введение
Общие сведения
У народов Северной Азии (Сибирь, Дальний Восток) до недавнего времени сохранялись архаичные формы общественной жизни, а следовательно, и религии. Объясняется это тем, что условия исторического развития североазиатских народов были очень неблагоприятны. Обширные области Крайнего Севера и сейчас еще имеют очень редкое, разбросанное население. Удаленность от очагов высоких цивилизаций тоже содействовала сохранению застойных форм жизни. Все это особенно сказалось на населении Арктического и Субарктического Севера («малые народы Севера»): таковы палеоазиатские народы — ительмены, коряки, чукчи, юкагиры, гиляки; тунгусо-маньчжурские народы — эвенки, ламуты, нанайцы, ульчи и др.; самоедоязычные народы— ненцы, тавгийцы, селькупы; угроязычные — ханты, манси; енисейские кеты — народ, происхождение которого пока неясно. У них сохранилось преимущественно промысловое хозяйство, долго держались патриархально-родовые отношения с пережитками материнского рода.
Только для народов Южной Сибири — алтайцев, хакасов, тувинцев, бурят — исторические условия складывались более благоприятно: менее суровая природа, большая близость к культурным странам — Иран, Китай. У этих народов развились более прогрессивные формы хозяйства — скотоводство, местами земледелие; зарождались ранние формы классовых (патриархально-феодальных) отношений. К этой группе народов близки были якуты, хотя они живут значительно севернее.
Древние верования и истоки шаманизма
На территории Сибири и Дальнего
Востока сохранились древнейшие наскальные
рисунки и предметы, обнаруженные археологами,
изображающие животных, сцены ритуальной
охоты, фигуры колдунов, одетых в шкуры
животных и совершающих магические пляски
с целью умножения плодовитости животных
и людей. Представления о звере-предке
и матери-прародительнице, восходящие
к мифу о браке зверя и женщины, а также
о душе человека имеют палеолитические
корни. Мировоззрение, основывающееся
на вере в духов природы, душу человека
и духов-помощников шамана начинает формироваться
у народов Сибири еще в период неолита
(6 - 3 тыс. до н.э.).
Среди рисунков на священных скалах появляется
схема вертикальной (мировое дерево, мировая
гора как утроба матери) и горизонтальной
моделей устройства мира (мировая река),
отражавших развитие абстрактного мышления
древнего человека. В неолитическом искусстве
Сибири уже известны образы антропоморфных
фигур шаманов и их духов-помощников, связанных
с духами природы, а также изображения
ритуалов плодородия и проводов души в
мир предков, путешествий в верхний мир
с лечебной целью.
Вера в духов природы – основа религиозных представлений
В основе религиозных представлений народов Сибири лежит вера в духов природы. Весь окружающий мир представлялся населенным духами, которые принимали участие в жизни людей, в промысле. У нганасан и юкагиров сохранились древние верования о матерях природы - солнца, земли, травы, оленей. Большинство народов Сибири верили в духов-хозяев природы, населявших средний мир вселенной - горы, леса, реки, моря, огонь. Считалось также, что каждый вид животных имеет своего духа-хозяина. Народы Сибири верили, что от расположения духов-хозяев стихий и животных зависит благополучие в жизни, удача в промысле.
Промысловые культы и праздники
Промысловые обряды, нацеленные
на возрождение животных и обеспечение
удачной охоты, были повсеместно распространены
у народов Сибири. С этой целью проводили
особые праздники в честь животных лося,
медведя, кита, моржей, тюленей. У всех
народов Сибири был известен обычай сохранения
частей животных - кончиков носа, ушей,
губ, глаз, костяка, черепа и вера в их магическое
возрождение в других особях. Нивхи, например,
все кости промысловых зверей, добытых
осенью и зимой, собирали и хранили до
весны, а затем охотники уносили их в лес
и оставляли в дуплах деревьев. Юкагиры
бросали кости и чешую рыб назад в реку,
будучи уверенными, что рыбы оживут. Во
время охоты выполнялись магические действия,
связанные с верой в то, что звери понимают
человеческую речь и могут отомстить охотнику.
Магические обряды в целях умножения животных
являлись важной частью праздника медведя,
лося, кита и других промысловых животных.
У народов Сибири важная роль в жизни общества
отводится праздникам благодарения, связанным
с представлениями о возрождении зверя
и промысловым культом - обращении к духам-хозяевам
животных, посылающим зверей. Главный
годовой праздник благодарения чукчи
проводят осенью. К празднику готовились
в течение года, сохраняя головы убитых
животных - моржей, тюленей, нерп, дикого
оленя, зайца. Их складывали на землю в
центре яранги или подвешивали над дымовым
отверстием, а рядом ставили жирники -
лампы из вулканического камня с горящим
фитилем. Жертву духам приносили младшие
члены семьи, которые разбрасывали перед
ярангой мясо и кровяную похлебку в соответствии
с направлениями четырех сторон света.
В это время участники праздника веселились,
женщины танцевали под звуки бубнов и
пели импровизированные песни. Затем варили
головы животных, и начиналось пиршество.
Похожий праздник проводили и летом. В
конце летнего праздника все участники
совершали очистительный обряд: стряхивали
с себя все "болезни" и "несчастья"
над огнем большой лампы. Кости и крошки
пищи бросали в море, как бы возвращая
взятых у него зверей.
Эвенки и эвены, охотники-оленеводы горной
тайги, совершали специальные промысловые
обряды с целью обеспечить удачную охоту,
во время которых имитировали охоту: стреляли
в макет лося из дерева и еловых веток,
приносили жертвы огню и духам природы
- неба, леса, земли. Во время главного весеннего
годового праздника мужчины совершали
магические танцы для привлечения зверя.
У эвенков был известен промысловый обряд,
во время которого к березе подвешивали
полоски ткани и стреляли из лука в ее
вершину с просьбой к матери зверей послать
охотнику хорошую добычу.
Культ медведя
Культ медведя, выражающийся
в особом к нему отношении - почитании
и поклонении, был наиболее широко распространен
в Сибири. Считалось, что медведь раньше
был человеком - предком особого небесного
или горного происхождения и покровительствовал
охотникам. Ульчи, кеты, эвенки, ханты иносказательно
называли его "дедушка", "лесной
старик", "когтистый" Медведя считали
родственником, но боялись его как хозяина
зверей, верили, что он понимает человеческую
речь и за плохое отношение может отомстить
человеку, поэтому совершали умилостивительные
обряды в честь хозяина тайги.
Культ медведя у ряда народов Сибири был
связан с ритуалом охоты на медведя, который
сопровождался обрядовыми действиями,
нацеленными на принятие медведя в человеческий
коллектив и стиранием различий между
ними. Во время ритуала члены сообщества
совершали совместную трапезу мяса божественного
зверя-предка, затем проводили ритуальное
захоронение костей животного с целью
последующего возрождения.
Медвежий праздник с игрищами обычно длился
у разных народов от 3 до 15 дней и ночей
с перерывами. Эвенки и кеты днем исполняли
специальный охотничий танец, подражая
движениям медведя. Цель охотничьих плясок
- магическое привлечение промысловой
удачи. В полночь же устраивали тихое пиршество
- ели мясо и расходились. В последнюю ночь
праздника для мужчин отрезали мясо с
головы, лап, сердца, а женщинам доставалась
задняя часть туши. Кульминацией медвежьего
праздника после ритуального поедания
мяса медведя были обряды захоронения
костей и черепа животного.
В медвежьем празднике совершались и специальные ритуалы, связанные с магическим размножением животных и обеспечением плодовитости их потомства: танцы, песни, пантомимы эротического характера. В последнюю ночь праздника у хантов и манси происходили театрализованные действа встречи с верховными богами, маски которых надевали ряженые.
Оленеводческие обряды
Оленеводческие обряды совершали
для того, чтобы обеспечить здоровье оленей
и умножения их приплода. Оленеводческие
праздники чукчей и коряков совершались
в течение всего года. Они были связаны
с жертвоприношениями духам четырех сторон
света, с осенним и зимним забоем оленей.
Семейные охранители головы и шкуры убитых
оленей смазывали жиром и костным мозгом
оленя, а затем проводили обряд помазания
людей и нарт их кровью. Во время общественных
праздников молодежь устраивала соревнования
в беге, затем совершали обряд благодарения
духов.
Весной проводился особый праздник рогов.
Сброшенные оленьи рога складывали в большую
кучу, рядом помещали огневую доску. На
рога и сучья доски вешали духов-охранителей,
смазанных салом, после чего их присоединяли
к семейной связке охранителей.
У эвенков нередко целью оленеводческих
обрядов были не только обеспечение приплода
и здоровья стада, но и здоровья членов
семьи. Для этого оленя белой масти посвящали
хозяину верхнего мира, от которого, по
древним представлениям, магическая сила
плодородия переходила в посвященного
оленя. Такой олень считался священным
и обладающим чудодейственной силой. Для
жертвы убивали домашнего оленя обычной
масти.
Семейно-родовые культы
Народам Сибири известны разные
формы родового, семейно-родового и семейного
культа. Родовой культ имел общественную
форму поклонения, его ритуалы проводились
один или два раза в году, весной или осенью,
были приурочены к календарным периодам
и имели промысловый характер. У ряда народов
исполнителями родовых молений и жертвоприношений
были местные жрецы или шаманы.
У ненцев центром родового культа
служили священные места, где находились
камни причудливой формы, священное дерево,
деревянные изображения идолов покровителей
рода и помощников на промысле.
У нанайцев осенью каждый род устраивал
торжественное моление в честь своих покровителей
и посвящали его культу предков. Руководил
молениями старший в роде шаман. Главная
часть церемонии состояла в принесении
в жертву свиньи, мясо которой съедали
все участники моления, кроме женщин.
Семейный культ в отличие от родового
был нацелен на сохранение и передачу
традиций внутри одной семьи. Как правило,
он был связан с почитанием душ умерших
предков по женской линии.
Семейно-родовой культ у обских угров
- хантов и манси сохранил свое значение
и в настоящее время. На священных местах
в специальных культовых амбарах хранились
изображения духов-покровителей. В комплекс
семейных духов-покровителей у манси входили
духи различного происхождения: верховные
боги - покровители, тотемные предки, изображения
умерших, предки-богатыри, предки-покровители
селения, атрибуты медвежьего праздника.
В честь семейных и родовых покровителей
устраивали жертвоприношения, развешивали
им в подарок одежду, головные платки,
куски ткани с завязанными монетками в
уголках.
У ненцев изображения духов-покровителей
делали из дерева или камня и одевали в
сшитые из лоскутков ткани одежды. Женщины
почитали также старуху чума (иногда ее
называли - мать земли), помогавшую в деторождении
и охранявшую от болезней. Родовыми покровителями
у женщин считались изображения умершей
шаманки по роду матери, которые использовались
при родах и передавались из чума в чум.
У алтайцев особо почитались женские семейные
покровители бабушек. Их изображения в
виде тряпочных кукол передавали по женской
линии в каждой семье. Выходя замуж, женщина
забирала их с собой.
Культ огня
Всем народам Сибири было известно
особое поклонение огню. Считалось, что
огонь обладает очистительной силой. Верили,
что в огне живут его духи-хозяева - старик
со старухой и их дети, от которых зависит
благополучие в доме и удача на промысле.
Огонь считался посредником между миром
людей и миром предков духов вселенной,
поэтому к нему обращались в разных жизненных
ситуациях.
Каждая семья или род имели свой огонь,
который нельзя было смешивать с огнем
другой семьи или рода. Хранительницей
очага и всех семейных святынь была старшая
в доме женщина. Центральным объектом
культа у чукчей и коряков служила огневая
доска, которая представлялась чукчам
хранительницей и хозяйкой семьи, жилища
и оленьего стада. К огневым доскам крепились
связки амулетов-фетишей (изображений
предков).
У нанайцев также сохранилось особое отношение
к огню. Домашний очаг считался семейной
святыней. Огню приносили жертвы перед
каждой едой, бросая в очаг кусочки от
каждого блюда. К матери огня обращались
перед отправлением на охоту и приносили
жертвы во время промысла.
Культ мужских предков
Наряду с семейно-родовым культом
и культом огня, связанными с женским началом,
у народов Сибири было распространено
почитание мужских предков.
Почитали отцов, дедов, прадедов и особо
уважаемых людей - удачливых охотников,
искусных мастеров, знаменитых шаманов.
Иногда предки выступали в качестве личных
охранителей, тогда их изображения вырезали
из дерева, металла или кожи и носили как
амулет-оберег.
Эскимосы и чукчи около яранг устанавливали
изображения предков патриархальной общины
в виде нижней челюсти кита или камня,
им приносили в жертву рога оленей. Обычно
в одном поселке стояло несколько таких
памятников. Более 200 лет стоят культовые
памятники в Уэлене на Чукотке, посвященные
старику и старухе - предкам-основателям
селения. Жертвы предкам приносили и во
время производственных праздников.
У эвенков важное место в составе семейно
родовых охранителей занимали предки
шамана, их изображения входили в состав
шаманских амулетов. Считалось, что они
покровительствуют членам рода, семьи,
помогают на промысле, охраняют от злых
духов, помогают при болезнях.
У народов Сибири существовала практика
изготавливать скульптурные изображения
умерших людей после их смерти в виде антропоморфных
фигур из дерева или железа. С ними совершали
обряд кормления и хранили как семейные
и родовые святыни. В доме могли накапливаться
изображения нескольких поколений предков
- покровителей дома. Их хранили на почетном
месте в доме, на чердаках, в специальных
амбарах, на священных местах.
Шаманство у народов Сибири
Шаманство в системе традиционных
верований народов Сибири играло важную,
централизующую роль в обществе. Шаманство
основывалось на вере в душу и духов, и
сохранило целостное мифологическое мировосприятие,
отождествляющее человека и природу, часть
и целое, живое и мертвое.
Шаманство как форма традиционного мировоззрения
и культа было известно народам Сибири
в различных формах. У чукчей, коряков,
эскимосов была распространена семейная
форма шаманства, когда каждая семья имела
один или несколько бубнов и все члены
семьи использовали шаманские приемы
в общении с духами-предками (били в бубен,
плясали, пели). Профессиональных шаманов
у них было мало, и они считались слабыми,
предпочитали приглашать более сильных
шаманов эвенков. Развитое профессиональное
шаманство, поглотившее промысловый, родовой
и погребальный культ являлось доминирующим
элементов в религиозных
верованиях большинства народов
Сибири - нганасан, кетов, ненцев, селькупов,
эвенков, нанайцев, удэгейцев. Некоторые
исследователи этот тип шаманства иногда
называют родовым.
Христианизация народов Сибири, начавшись
на западе региона в XVII веке, активизировалась
позже. В центральной Сибири якуты, эвенки,
ненцы были подвергнуты христианизации
в XVIII - середине XIX века, а народы Южной
Сибири и Дальнего Востока - только во
второй половине XIX века. У ряда коренных
народов Сибири христианство привилось
в значительной степени (эвены, камчадалы,
якуты), а среди чукчей, коряков, эскимосов,
удэгейцев, орочей оно практически не
имело силы. Христианское влияние отразилось
в мировидении и культовой практике. В
мифологию эвенков, юкагиров, алтайцев
включены имена Христа и Сатаны как двух
творцов мира, в сюжеты мифа вплетены мотивы
о вавилонской башне, сюжеты о рае и аде,
отдельные фрагменты о потопе и творении
мира, земли, человека.
Основная масса народов Сибири после христианского
крещения продолжала практиковать шаманство,
и, по сути, являлось двоеверцами. Внешнее
использование христианских атрибутов
трактовалось по-своему. Крещеные эвенки,
якуты, эвенки, манси, ханты носили поверх
одежды христианские кресты и воспринимали
их как обереги. Христианские иконы и их
подобие в виде металлических маскеток
с изображением Христа, Святого Николая,
Архангела Михаила вошли в обиход народов
Сибири, но восприятие их было близким
к шаманскому, как духов-покровителей
вселенной.
В настоящее время шаманство в Сибири
переживает процесс известного возрождения
в тех регионах, где в прошлом имелось
влияние белой религии и буддизма (Тува,
Алтай, Хакассия, Якутия, Бурятия). Современное
шаманство функционирует в сфере традиционного
целительства и предсказаний, но утратило
то общественное значение, которое имело
в прошлом. Сибирское шаманство сегодня
воспринимается как символ традиционной
культуры, один из элементов традиционных
верований.