Новые проблемы,
возникшие в межнациональных
отношениях в нашей стране, выдвигают необходимость
гармонического развития национальных
культур и языков на основе многоцветия.
Такое развитие может пойти двумя путями
[5, с.359]. Первый — самоизоляция от общей
многонациональной культуры и движение
к мировой культуре в одиночку. Второй
— ориентация на то прогрессивное общее,
что уже создано в период существования
наций в рамках Союза, его развитие и интеграция
через это общее в культуру мировую. Второй
путь проще, продуктивнее, предпочтительнее.
Но чтобы идти по нему, надо проделать
гигантскую работу по отсечению всего
чуждого подлинной культуре в наработанных
межнациональных культурных связях и
по восстановлению доверия между нациями.
Развитие
многонациональной культуры может
быть продолжено на новой основе
благодаря прогрессивным изменениям в социальной
жизни, создавшимся условиям для решения
качественно новых задач в этнонациональных
отношениях. Это развитие могло бы быть
полезным, так как многонациональная культура
наших народов, имеющая, несмотря ни на
что, немало достижений и освобожденная
от всего наносного, пошло-официозного,
идеологизированного, могла бы стать посредствующим
звеном между культурами наших народов
и общемировой культурой. Но для этого
необходим и более высокий уровень политической
культуры, культурной политики. Отечественная
культура тем богаче, чем ярче и красочнее
каждая входящая в нее национальная культура.
Отсюда нравственный облик содружества
государств определяется уровнем его
отношения к культуре любой нации. Без
доброго и уважительного отношения к «чужой»
культуре создать цивилизованное общество
практически невозможно. Уроки прошлого
напоминают, какую большую опасность представляет
«замкнутый мир», когда народ живет за
«железным занавесом», в самоизоляции,
в закрытом социальном пространстве. Взаимное
сотрудничество культур столь же важно
и необходимо, как и соревнование между
ними. Но самыми выносливыми и «приспособленными»
оказываются именно те национальные культуры,
которые помогают другим. Спасительный
путь здесь — содружество национальных
культур. Оно должно осуществляться на
основе свободы, открытости, честности,
гласности, взаимного уважения, но без
демагогической трескотни, поверхностной
риторики и вульгарного «учительства».
Содружество
национальных культур помогло
бы становлению у разных народов общих черт цивилизованного
облика, порождению нового типа общественных
отношений. Для некоторых национальных
культур, к примеру славянских, этот процесс
взаимодействия особенно примечателен
и органичен, так как близки и родственны
их корневые исторические истоки, гибки
национальные границы и грани, но его нельзя
представлять механически, вне учета противоречивых
и кризисных явлений.
Сближение и
взаимодействие национальных культур
— диалектически многостадийный
процесс, не лишенный своих «болевых
точек». Так, на различных этапах
общественного движения проявлялась определенная
закономерность: отделяясь друг от друга,
изолируясь от общего культурного потока,
национальные культуры заметно ослаблялись.
Наибольших же успехов и духовного обогащения
они добивались, вступая во взаимодействие,
в процесс взаимообогащения. Этот процесс
шел всегда, для него нет границ государственных
и временных. Есть весьма значительный
и все еще неоцененный резерв: широкое
открытие друг другу национальных ценностей,
широкий обмен ими — но, конечно, обмен
реальный, а не декларативный, как было
в прошлом, когда создавалась ситуация
видимого или ложного, мнимого сотрудничества.
Взаимодействие национальных культур
на новой и обширной географической сцене
привело бы к их серьезным изменениям,
как в содержании, так и в форме, а главное,
в их исторической судьбе [1, с.482].
Взаимодействие
Запада и Востока в современном
мире
Исторические
корни этих вопросов уходят
в эпоху колониальной экспансии
европейских стран и создания
могучих колониальных империй (XVII-XX вв.).
Колонизация большинства восточных государств,
проникновение в них иностранного капитала,
культурных образцов, моделей поведения
деформировали традиционные структуры,
но, как показывают исследования, не только
не уничтожили их, но в какой-то мере усилили.
Последовавшая после Второй мировой войны
деколонизация принесла политическое
освобождение странам Востока, но не ослабила
западного влияния. О его роли и возможных
результатах в современной науке высказываются
разные точки зрения. Приведем три из них[2,
с.205].:
- западное влияние на страны Востока с неизбежностью включает их в общемировой процесс модернизации, обеспечивает переход от традиционного общества к современному («западному»), стирает, в конечном счете, различия между Востоком и Западом;
- западное влияние на страны Востока порождает серьезные и острые конфликты, оно привносит некоторые элементы «западной модели», но оказывается бессильным против традиций, ценностей, своеобразия восточных социальных структур;
- восток реагирует на вызовы современного мира по-разному. Можно выделить три группы стран с точки зрения перспектив их развития:
а) Япония
и часть стран Дальнего Востока
уверенно сближаются с развитыми
государствами западного мира, утрачивая
собственно «восточную» специфику;
б) Индия,
страны Юго-Восточной Азии, Турция,
Пакистан, Египет и др. переживают
своеобразные процессы: с одной
стороны, сложились свойственные
индустриальному обществу экономические
и политические структуры, с
другой - значительная часть населения никак не связана с ними и
живет в традиционном мире сохраняющих
силу обычаев и стереотипов;
в) большинство
африканских стран, часть азиатских
государств (Бангладеш, Бирма, Камбоджа
и др.) реагирует на западное
влияние нарастанием кризисных
тенденций. Углубляется экономическое отставание,
нарастает политическая нестабильность,
усиливается нищета населения.
Что касается
вопроса о превосходстве того
или иного цивилизационного типа,
то ответ, по-видимому, должен
состоять в том, что разговор
о Западе и Востоке, переведенный в такую плоскость,
малопродуктивен. Сегодня очевидна несостоятельность
тех социологических концепций, которые
исходят из безусловного превосходства
Запада над Востоком. Конечно, «традиционное
общество» существенно ограничивает научно-технический
прогресс, обладает выраженной тенденцией
к застою, не рассматривает в качестве
важнейшей ценности автономное развитие
свободной личности. Но и западная цивилизация,
добившись впечатляющих успехов, сталкивается
в настоящее время с рядом сложнейших
проблем: представления о возможностях
неограниченного промышленного и научно-технического
роста оказались несостоятельны; баланс
природы и общества нарушен; темпы технологического
прогресса непосильны и грозят глобальной
экологической катастрофой. Многие ученые
обращают внимание на достоинства традиционного
мышления с его акцентом на приспособление
к природе, восприятием человеческой личности
как части природного и социального целого
[2, с.221]..
Следзевский
И.В. считает, что современному
диалогу культур присущи следующие факторы:
- исчерпанность двухполюсной организации глобального геополитического пространства как фактора стабилизации межцивилизационного диалога «Восток – Запад»;
- ослабление регулирующей роли универсальных институтов международных взаимодействий (международного права, ООН),
- информационная революция в средствах массовой коммуникации – виртуальное упразднение пространства и времени, формирование особого типа коммуникативной практики, далекой от диалога (внушение образов отсутствующей действительности и правдоподобия подобия),
- рост культурного разнообразия мира и формирование массовых поликультурных сообществ,
- прогрессирующая десекуляризация мира и распространение фундаменталистских идеологий,
- повышение роли этнической, конфессиональной и цивилизационной принадлежности в качестве источника самоиндентификации индивида.
В этих
условиях колоссально возрастают
масштабы и результативность
информационного обмена, снимаются
многие барьеры межкультурного
общения, унифицируются социокультурные
уклады жизни и т.п. Но вот что важно:
интеграция, снятие культурных барьеров
достигаются больше за счет институтов,
действий и структур, ориентированных
на результат (деньги, власть, ресурсы),
а не на взаимопонимание.
Место России в диалоге
культур
Культура
России давно вошла в культуру
Запада, что относится к христианству,
социальному утопизму, просветительству,
элементам авангардизма и рационализма.
При этом в России есть элементы
всех цивилизаций, кроме того,
есть целые регионы, чисто западные
или чисто восточной культуры, типа бурятов.
Элементы азиатчины - община и коллективистский
дух тяготение к деспотическому государству,
религиозность и мистичность, при этом
особое значение придается духовной сфере,
нравственному совершенствованию человека.
Существует
несколько концепций [8, с.305].:
- Россия идет самобытным путем, узловые точки ее культуры, менталитета, исторического поведения не имеют ничего общего ни с западным, ни с восточным типом.
- Россия по своим биокультурным истокам и своему менталитету тяготея к западу, это просто недоразвитая часть западной культуры, должна ориентироваться только на нее. Все положительные и прогрессивные моменты в истории, то, что принимается положительным, всегда связано с вестернизацией, проведением реформ западного типа. Но при этом эта позиция приводит к некритическому перениманию как хорошего, так и плохого, отрицательного в развитии. Сбрасывается со счетов колоссальное обратное воздействие России на западный мир, особенно в нравственном аспекте. Игнорируются наличие восточных моментов в развитии.
- Россия представляет собой специфический тип евразийской культуры, связанный с ее географическим положением и национальным составом населения, историей развития и взаимодействия, как с восточными, так и с западными соседями. При этом в разные этапы развития России на авансцену выходили разные моменты и социокультурные ориентации: Киевская Русь - византийское влияние, татаро-монголы - восточное, Петр - западное. При этом русская культура не только впитывала, но и обогащала и перерабатывала эти элементы. Она синтезировала их в целостность. Особое место отводится азиатскому элементу, а именно централизованно-деспотическому государству, подчинение общества государству, стремление к экспансии, бытовой уклад Востока, психологическая установка на коллективность.
Заключение
Взаимообогащение
национальных культур в плане
восприятия инонациональных ценностей
происходит на неодинаковом уровне.
В одном случае предполагаемое
инонациональное произведение культуры воспринимается
как инонациональное и не становится фактором
национального сознания, самосознания,
не входит в ценностную систему духовного
мира личности. На более высоком уровне
взаимообогащения национальных культур
не ограничивается просто ознакомлением
с инонациональным произведением искусства,
а происходит творчество нового на основе
собственно национального и познания
инонационального. В таких случаях инонациональные
ценности входят в национальное самосознание,
обогащают духовный мир личности.
Чем более
развита национальная культура,
тем более она способна к
включению в сферу духовного
общения ценности культуры различных
наций и тем большие возможности
она представляет для духовного
обогащения личности. Характер восприятия
зависит как от содержания ценностей культуры,
так и от комплекса индивидуально-личностных
особенностей воспринимающего. Восприятие
ценностей культуры осуществляется на
основе сравнения прежнего опыта и нового.
При этом
познание происходит не только
на рациональном, но и на иррациональной основе. Чувства
стимулируют понимание или препятствуют
пониманию, устанавливают его границы.
Восприятие инонационального осуществляется
посредством сравнения элемента культуры
другой нации с аналогичным в собственной
национальной культуре. Сравнение - есть
основа всякого понимания и всякого мышления.
Чужая культура усваивается только в процессе
какой-либо деятельности практической,
учебной или иной. Осмысление нового, усвоение
невозможны без мыслительных процессов,
связанных с языком. Язык содействует
взаимному познанию наций, усвоению культурного
наследия. Человек достигает высшего культурного
развития тогда, когда большая духовная
работа происходит в нем самом. Но прийти
к этому он может лишь благодаря общению.
Познание духовной культуры другой нации
предполагает эмоционально-интеллектуальную
активность субъекта восприятия, систематичности
накопления знаний о содержании инонациональных
культурных ценностей.
В данной работе
выделена типология культур «Запад
– Восток – Россия». Существует
несколько точек зрения на взаимодействие
между собой западной и восточной культуры.
Ряд ученых считает, что западная культура
подавляет восточную. Другие эксперты
высказывают мнение, что происходит ассимиляция
культур. Наконец, высказывается точка
зрения, что различные страны Востока
по-разному поддаются влиянию Запада.
Имеется
также несколько концепций места
России в диалоге культур: «самобытность»
исторического и культурного
пути России; Россия – недоразвитая
часть западной культуры; Россия
– специфический тип евразийской культуры. Наиболее
оптимальным для нашей страны является
достижения успеха в диалоге культур через
диалог конфессий.
Список литературы
- Власенко О.И., Зайончковский Ю.В. Культурология: учеб.пособие.-Х.: Парус, 2006.-512с.
- Гуревич П.С. Культурология: учеб. пособие. - М.: Проект, 2003. — 336с.
- Ермишина Н.Д. Культурология: учеб. пособие.- М.: Академ. Проект; Трикста, 2006.– 432 с.
- Кармин А. С. Культурология: учеб. пособие 2-е изд., пер. и доп. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 784 с.
- Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект, Трикста, 2003. — 496 с.
- Культурология: учеб. пособие/ под ред. Багдасарьян Н.Г.-3-е изд., испр.. и доп. — М.: Высшая школа, 2001. — 511 с.
- Культурология: учебн. пособие/ под ред. Г.Драча. - Ростов-н/д.; Издательство “Феникс” , 1998. -572с.
- Культурология: учебн. пособие/ под ред. Г.Драча.- М.: Альфа-М, 2003. — 432 с.