Византийская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:49, реферат

Краткое описание

Византийское государство возникло на рубеже двух эпох -крушение поздней античности и рождение средневекового общества.
В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Обособление восточной части Римской империи началось еще в III в. и было вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые формы. Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило императора Константина перенести политический центр на Восток.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1.Образование великой империи. ………………………………………4
2. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству ..………5
3.Империя в опасности. Натиск арабов. ………………………………..7
4.Подъём Византийского государства. ………………………………..9
5. Расцвет византийской культуры. ………………………… … ……..10
6.Поздняя Византия. Начало конца. …………………………………..13
Заключение…………………………………………………….……..….14
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

РефератВизантийскаяКультура.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Культурология»

на тему: «Византийская культура»

 
 
 
 

Курс: 3

Специальность: 080109 Бухгалтерский учет анализ и аудит

Руководитель: Сафаров М.А.

Исполнитель:

Соколова  Юлия Анатольевна

 
Москва

2010 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

1.Образование  великой империи.  ………………………………………4

2. Рождение новой  идеологии. От язычества к христианству  ..………5 

3.Империя в  опасности. Натиск арабов. ………………………………..7 

4.Подъём Византийского  государства.  ………………………………..9 

5. Расцвет византийской  культуры. ………………………… … ……..10 

6.Поздняя Византия. Начало конца.  …………………………………..13 

Заключение…………………………………………………….……..….14 

ЛИТЕРАТУРА      ……………………………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Византийское государство возникло на рубеже двух эпох -крушение поздней античности и рождение средневекового общества.

      В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Обособление восточной части Римской империи началось еще в III в. и было вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые формы. Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило императора Константина перенести политический центр на Восток.

      В 324-330 гг. Константин основал новую столицу империи, названную по его имени Константинополем. На европейском берегу Босфора, на высоких холмах, где некогда была расположена древняя мегарская колония Византии, с поразительной быстротой вырос огромный город, укрепленный с суши и моря непреступными стенами. Константинополь господствовал над проливами Босфор и Дарданеллы, контролировал торговые и военно-стратегические пути из Европы и Азию, из Эгейского моря в Черное. Древний Византий позднее дал название всей империи, но сами византийцы называли себя римлянами -по-гречески ромеями, а столица империи долгое время носила гордое название Новый Рим.

      Окончательное разделение Римской империи официально произошло в 395г., после смерти императора Феодосия.

Смещение  греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и Запада.

      Территория Византии превышала 750 тыс. кв. км. Это были преимущественно области с высокой земледельческой культурой. Здесь издавна выращивали зерновые, разводили оливковые рощи и виноградники. 
На степных просторах Сирии, Палестины, Киренаики, а также на плоскогорьях и высокогорных лугах Малой Азии и Балкан было развито скотоводство.

       Византия была богатой и природными ресурсами. Империя располагала залежами серебра и золотом, медь добывалась на Балканах.

      В ранней период этнический состав населения Византийской империи отличался большой пестротой. Наиболее многочисленную часть ее населения составляли греки и эллионизированные местные народности. Греческий язык стал самым распространенным, а греки - фактически господствующей народностью.

      Своеобразие общественного развития Византии ярко проявилось в области правовых отношений. В отличие от других стран средневекового мира Византия, особенно в ранний период своей истории, оставалась государством, где сохранялось единое и обязательное для всего населения империи действующее право. В основу законодательства этого времени были положены лучшие достижения римской юридической мысли. В нем была завершена разработка римской теории права, получили окончательное оформление такие теоретические понятия юриспруденции, как право, закон, обычай, уточнено различие между частным и публичным правом, определены основы регулирования международных отношений, нормы уголовного права и процесса.

      Византия оказала значительное влияние на политическое развитие народов Южной и  Восточной  Европы,  а  также  Закавказья.  Она  долгое  время  была хранителем  и  проводником  государственно-правового  наследия   античности.

      Восприятие феодальными  государствами  Болгарии,  Сербии,  Киевской  Руси  и Грузии   обширного   культурного    наследия    Византийского    государства способствовало их прогрессивному развитию. Процесс развития Византии был  не прямолинейным.  В  нем  были  эпохи  подъема  и  упадка,  периоды  торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки  нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни,  во  все времена.

      Все сказанное  позволяет  заметить,  что  культура  Византии  является

интереснейшим    культурно-историческим типом, обладающим весьма

специфическими  особенностями. 

1.Образование  великой империи. 

      Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым процессом. Византийская цивилизация в отличии от западноевропейской в тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом греко-римских традиций.

      Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV-Vвв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические - о природе Христа и тринитарные - о месте его в Троице. В этих спорах уже очень рано проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы - христианства. С течением времени эти разногласия будут усугубляться и приведут к обособлению восточной - православной и западной - католических церквей.

      В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием.

      Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает талантливых мыслителей, писателей, поэтов: Псевдо - Дионисий Ареопагит, Григорий Назианзин, Роман Сладкопевец.

      В христианской философии этой эпохи возвышается загадочная фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо - Дионисия Ареопагита. Его грандиозная религиозно - философская система соединяет неоплатонизм с христианством.

      Григорий Назианзин был не только выдающимся богословом, но и талантливым писателем и поэтом. Третьей яркой звездой в созвездии талантов ранней Византии был поэт Роман Сладкопевец. По силе таланта, самобытности поэтического мышления, искренности и глубине чувств знаменитому гимнографу по праву принадлежит первое место в церковной поэзии. В своих произведениях Роман выразил стихию народной поэзии и мироощущениях широких масс населения.

      VI век был богат выдающимися историческими сочинениями. Среди историков этого столетия первое место принадлежит Прокопию Кесарийскому. Прокопий - блестяще образованный ритор и юрист, посвятил себя дипломатической и придворной карьере. Советник и доверенное лицо полководца Велисария, он совершил со своим патроном многие дальние походы, участвовал в завоеваниях королевства вандалов, воевал против персов и других врагов империи. Свои огромные знания, жизненный опыт он вложил в созданные им исторические сочинения. Основной его работой считается "Тайная история", написанная в глубокой тайне, она с предельной откровенностью обнажает все пороки империи и ее правителя.  

2. Рождение новой  идеологии. От  язычества к христианству. 

      Значительные перемены происходили и в сфере искусства, и во всей художественной культуре византийского общества. В VI - VII в. византийские художники сумели не только впитать многообразие влияние Востока и античности, но и, преодолевая их, создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в православный художественный центр средневекового мира. 
Бурное строительство в городах ранней Византии стало мощным стимулом развития архитектуры.

      Непревзойденным шедевром византийского зодчества стал построенный в 532-537 гг. храм св. Софии в Константинополе. Воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. При Юстиниане весь купол был украшен мозаиками; в вершине купола был изображен огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным интерьером. Великолепие храму придавали мраморные колоннады, расположенные двумя ярусами вдоль центрального пространства храма. Нижняя часть стен и полы храма были покрыты разноцветными мраморами. Поэт Корипп называет св. Софию чудом света, которое затмевает все другие храмы и представляет точное отображение самого неба. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота мозаик и драгоценной утвари, сияние множества лампад, парение блистающего купола - все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства собора, превращало его в подобие космоса, символически приближало к образу Вселенной. В архитектуре и живописи св. Софии были заложены основы художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей дальнейшей истории византийского искусства.

      В ранней Византии создаются и другие шедевры византийского зодчества - храм 12 Апостолов в Константинополе, храм св. Димитрия в Салониках. Особенно поражает изысканностью архитектурных форм, плавностью и чистотой линий, элегантность декора храм св. Виталия в Равенне.

      Памятников светского искусства Византии сохранилось, к сожалению, не так уж много. Ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению, многое погибло в пламени пожаров. Но и то, что дошло до нашего времени, и чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. И в наше время поражают величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой. При Юстиниане была построена великолепная цистерна, настоящий подземный дворец, украшенный множеством колонн и наполненный прозрачной водой. Турки после завоевания Константинополя, пораженные красотой цистерны, назвали ее "Тысяча и одна колонна". Она до сих пор восхищает жителей. Еще в IV-V вв. Константинополь - Новый Рим украсился дворцами императоров и домами знати. На самом берегу Мраморного моря вырос Большой императорский дворец - целый комплекс роскошных зданий - превосходный архитектурный ансамбль дворцов с парадными залами, терм, жилых помещений, окруженный садами и фонтанами. Обширный столичный ипподром, сосредоточие общественной и культурной жизни, был украшен античными памятниками; среди них выделяется знаменитая колонна из Дельф, египетский обелиск Тутмоса и бронзовые колонны Лисиппа.

      Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства Византии - изумительной красоты ювелирные украшения из золота и драгоценных камней, диптихи и ларцы из слоновой кости, украшенные резьбой и инкрустациями, вышитые причудливыми рисунками шелковые ткани, утонченные изделия из цветного стекла- сосуды, бусы, светильники. Византийские художники в области живописи, мозаики, мелкой пластики, ювелирного дела, эмалей и тканей, книжной миниатюры долгое время оставались законодателями вкусов.  
 

3.Империя  в опасности. Натиск  арабов. 

       VII столетие было трудным временем в истории Византии. Раздираемая внутренними усобицами, теснимая грозными внешними врагами, империя переживала серьезный кризис. Самая страшная опасность грозила с Востока -со стороны могущественного Арабского халифата. В 634-640 гг. арабские войска покорили Палестину, Сирию и Верхнюю Месопотамию. В 636 г. они разгромили армию Ираклия на реке Ярмук. В последующие два года арабы завоевали Иерусалим и Антиохию, нанеся страшный удар империи. Очередь была за Египтом, который подчинился власти халифов почти без сопротивления. К 642 г. восточные провинции Византии, самые богатые области древней культуры, для нее были потеряны. К концу VII в. арабы лишили Византию последних владений в Северной Африке - Карфагена и Киренаики.

Информация о работе Византийская культура