Византийская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:49, реферат

Краткое описание

Византийское государство возникло на рубеже двух эпох -крушение поздней античности и рождение средневекового общества.
В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Обособление восточной части Римской империи началось еще в III в. и было вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые формы. Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило императора Константина перенести политический центр на Восток.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1.Образование великой империи. ………………………………………4
2. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству ..………5
3.Империя в опасности. Натиск арабов. ………………………………..7
4.Подъём Византийского государства. ………………………………..9
5. Расцвет византийской культуры. ………………………… … ……..10
6.Поздняя Византия. Начало конца. …………………………………..13
Заключение…………………………………………………….……..….14
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

РефератВизантийскаяКультура.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

      Особенно  впечатляет многофигурная    миниатюра    «Вознесение    Христа». Сцена    Вознесения развертывается в колоннаде огромного византийского храма, увенчанного  пятью куполами и отделанной мозаикой и разным камнем.  Фигуры  Марии  и  апостолов изображены в живых смятенных  позах,  фигура  Христа  помещены  в  медальон, уносимый   в   небеса   ангелами.   Высокое   художественные   качества    и исключительное мастерство создателей этих памятников выдвигают их на  видное место  среди  произведений  книжной   миниатюры   средневековья.   Достойные

параллели они находят в Европе, пожалуй, лишь во французских рукописях XIII- XIV вв.

      X-XII века  — период  нового  подъема византийского монументального

искусства и архитектуры —  были  ознаменованы  также  расцветом  прикладного искусства: ювелирного дела, резьбы по кости и  камню,  производства  изделий из стекла, керамики и художественных  тканей.

      Художественное  творчество в Византии  было   подчинено единой системе миропонимания, философско-религеозного мировоззрения, единым эстетическим принципам. Поэтому все  виды искусств были тесно  связаны  между собой единой системой художественных ценностей, общностью сюжетов,  стилистических  и  композиционных  принципов.

       Книжная миниатюра и прикладное  искусство так  же подчинялись этим общим законам, хотя в  разной  степени.  Их  эволюция  шла  в  русле  качественных изменений всей художественной системы византийского общества.

      В Византии, как ни где в средневековом мире, наблюдался органичный художественный синтез зодчества, живописи, скульптуры, прикладного искусства. Прикладное искусство в Византии, помимо практических функций, имело часто сакральное, репрезентативное, символическое назначение. Отсюда высочайшие эстетические требования, предъявляемые к искусству малых форм.

      Церковная  утварь, императорские регалии, одежда церковных иерархов и

придворной  знати, реликварии и ларцы  императоров  и  императриц, роскошные ювелирные украшения, которые носили не только придворные дамы, но и императоры, высшие чиновники, духовенство, все  эти украшения  часто становились недосягаемым образцом для художников других стран.

      В X-XII  вв.  центром  производства  драгоценных  изделий  прикладного

искусства по-прежнему оставался Константинополь. Изделия столичных мастеров славились рафинированностью  куса и техническим совершенством.  Предметы роскоши украшали дворцы васисилевсов, особняки и имения знати, интерьеры храмов. В это время начинается рост провинциальных городов, где не только подражают столичным образцам, но и создают свои художественные  ценности (Фессалоника, Эфес, Коринф, Афины). Произведения византийского  прикладного искусства высоко ценятся далеко за  пределами  империи.  Высочайшего  уровня развития  достигла  византийская  торевтика -изготовление  художественных изделий из золота, серебра, бронзы и  других  металлов. Предметы  культа -реликварии, лампады, паникадила, кованные с рельефами врата храмов, складни с образцами святых, оклады икон и книг и множество  видов  церковной  утвари были истинными  произведениями искусства. Огромное  распространение имели изделия из металла в быту императоров и высшей византийской аристократии.

      Музыкальные инструменты, ларцы, разнообразная посуда, блюда, чаши, кубки из золота и серебра составляли необходимую часть придворной жизни империи и императорского дворца.

      Рассвет прикладного искусства в X—XII вв. был связан с торжеством внешнего блеска, церемониала, парадности, культа императора. Пышность церемоний, утонченный придворный этикет, праздничное великолепие, блеск и элегантность придворной жизни, ритуал процессий, культовая обрядность-

происходившие в атмосфере торжественности  и блеска, несомненно, подогревали особую любовь византийской аристократии к изделиям из драгоценных материалов, камням, блестящей утвари, златотканым одеждам и  роскошному убранству дворцов и храмов. 

6.Поздняя  Византия. Начало  конца. 

      Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду Византийской империи. По словам писателя XIV в. Никифора Григоры, держава ромеев, подобно судну, подхваченному злыми ветрами и волнами, раскололась на множество мелких частей. Но постепенно в этом хаосе феодальных княжеств выделились три центра греческой государственности: Никейская империя в северо-западном углу Малой Азии, Эпирское царство на Балканах и Трапезупдская империя на земле древнего Понта, на южном берегу Черного моря. Нестабильность экономики, территориальные потери, нескончаемые феодальные усобицы и возрастающая турецкая угроза - вот что характеризует последние столетия существования некогда великой империи.

      Последнее столетие истории Византии было наполнено драматическими событиями. Могущество грозного врага Византии турок-османов росло из года в год. Политическая раздробленность; внутренние междоусобицы; враждебность соседних Балканских государств - Сербии, Болгарии, а также Венгрии; выжидательная позиция Запада делали положение Византии крайне опасным. Решающий удар империи был нанесен утверждением турок-османов в Европе.

     Штурм Константинополя произошел 29 мая 1453 г. Войска нападавших турок по численности значительно превосходили оборонявшихся. После многочасового боя Константинополь был взят штурмом.

Византия  прошла трудный, но насыщенный яркими событиями общественной и культурной жизни тысячелетний исторический путь. Ей по праву принадлежит видное место в прогрессивном развитии Европы и всего средневекового мира.  

Заключение 

      В заключение необходимо отметить, что в XI- XII вв. культура Византийской еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Но в художественной жизни общества несмотря на силу традиции, начинают пробивать себе дорогу некоторые, пусть еще слабые, предренессансные явления. В литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции, в ней зарождается критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу и проскальзывают религиозные сомнения. Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство. Несмотря на его каноничность и унификацию эстетических ценностей, и в нем пробиваются ростки новых предренессансных веяний, нашедших дальнейшее развитие в византийском искусстве эпохи Палеологов.

      Каков же вклад византийской цивилизации в культуру средневековья? Византийская культура - это закономерный этап развития европейской и всей мировой культуры, этап, имевший свои специфические, неповторимые типологические особенности. Для их выявления важным ориентиром могут служить такие факторы: в Византии существовала языковая и конфессиональная общность в рамках единого государственного образования (при всей многоэтничности Византийская империя имела одно главное этническое ядро - греков, в ее культурной жизни преобладал греческий язык); в Византии господствовала христианская религия в ее особой православной форме; в Византийской империи всегда сохранялась устойчивая государственность и централизованное управление; византийскую культуру отличало от культуры стран Западной Европы наличие элементов восточных цивилизаций; как по своему географическому, этническому и экономическому положению Византия была своеобразным "золотым мостом" между Востоком и Западом, так и в культурном развитии Европы она была связующим звеном между западной и восточной культурами. При этом происходил плодотворный синтез культур Востока и Запада. На различных этапах культурного развития Византии в этом синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Не меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию и культуру Византии. В отличие от раздробленной средневековой Европы Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества. Это составляет, на наш взгляд, еще одно важное типологическое отличие византийской культуры по сравнению с западноевропейской. В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и светское художественное творчество. Необычайный расцвет Константинополя - этого крупнейшего центра средневекового мира, превосходившего вплоть до XIII в. богатством и блеском своей цивилизации современные ему Лондон, Париж, Венецию и Флоренцию, способствовал сохранению светской городской культуры. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. В Византии всегда жила полнокровной жизнью светская культура и образованность, связанная, с одной стороны, византийской аристократией и городской интеллигенцией, а с другой - черпавшая могучие импульсы из народной культуры. Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью.

      Византийская  империя  просуществовала  на  1000  лет  дольше  Великой

Римской империи, но  была  таки  завоевана  в  XIV  в.  турками- сельджуками.

      Несмотря на свое исчезновение, Византия внесла  огромный  вклад  в  развитие мировой культуры. Ее  основные  принципы  развития  и  направления  культуры перешли к соседним государствам, и характерно то, что  средневековая  Европа развивалась на основе достижений последней.

      Византийскую империю,  с  полным правом можно назвать «вторым Римом», т.к.  ее  вклад  в  развитие  Европы  и всего мира (скажем создание крупнейшей правовой кодификации  всех  времен  – свода законов стиниана) ничем не уступает самой Римской империи.

      Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии Европы. Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю. Поэтому византийская цивилизация вызывает живой интерес у людей современной эпохи. 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Клишина  Е.М. Культурология. Учебник.1996.

2. Крупина  В.В. Культура Византии (исторический  очерк). Москва. 1986.

3. Удальцова  В.И. Византийская культура. Москва. 1991.

4.Крутских  А.В. Всемирная история государства  и права. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 2001.

5. Иванов  С. Византия. Слово. 2001.

Информация о работе Византийская культура