Визуальная культура 13 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 08:42, реферат

Краткое описание

Медиакультура - особый тип культуры информационного общества, это часть общей культуры: мира книг, газет и журналов, кинематографа, радио- и телевещания, Интернет-ресурсов, CD-ROMов, DVD... Всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение людей. Идет формирование «планетарного», «глобального» мышления. Активной участницей этого процесса является медиакультура, формируется единое информационное пространство.

Вложенные файлы: 1 файл

иовизуальная культура.docx

— 46.05 Кб (Скачать файл)

“Инъекционная” теория медиаобразования (теория “магической пули”) утверждает, что медиа оказывает очень сильное прямое, в основном негативное, воздействие на аудиторию. Дети “внедряют” в жизнь приемы насилия, увиденные на экране. Главная цель медиаобразования в этом случае – смягчить негативный эффект чрезмерного увлечения медиа. На конкретных примерах, доступных для понимания учащихся (в основном начальной образовательной ступени), нужно помочь понять разницу между реальностью и медиатекстом.

Теория медиаобразования как источника “удовлетворения потребностей” говорит о том, что главной целью медиаобразования является стимулирование учащихся (в основном средней образовательной ступени) к извлечению из медиа максимума пользы в соответствии со своими потребностями.

“Практическая” теория медиаобразования направлена на то, чтобы обучать школьников (или учителей) использовать медиаппаратуру. Это адаптированная теория “потребления и удовлетворения” в области медиа (например, дети интересуются медиатехникой – надо удовлетворить их потребности: научить фотографировать, снимать фильмы, монтировать и озвучивать их и т. д.). Этот вид медиаобразования был особенно популярен в 30–50-е годы. Наверное, теорию “практического” медиаобразования можно считать разновидностью теории медиаобразования как источника “удовлетворения потребностей аудитории”.

Теория медиаобразования как формирования “критического мышления” ставит своей целью защитить учащихся от манипулятивного воздействия медиа с помощью анализа его влияния на индивида и общество, развитие “критического мышления” учащихся (в основном уровня колледжа и выше) по отношению к медиаинформации.

Марксистская теория медиаобразования (“идеологическая”) свидетельствует о том, что медиа способно очень сильно манипулировать общественным мнением, в том числе в интересах того или иного социального класса, поэтому считается, что основным содержанием медиаобразования являются политические, социальные и экономические аспекты. В 60-х – первой половине 80-х годов она существовала в виде двух основных вариантов – “западного” и “восточноевропейского”. В первом случае медиапедагоги уделяли основное внимание критическому анализу политических, социальных и экономических аспектов медиатекстов своих стран. Во втором случае медиапедагоги, например российские, полагали, что следует критически анализировать медиатексты, созданные на капиталистическом Западе. В настоящее время “идеологическая” теория медиаобразования трансформировалась, и на первый план стал выходить не классовый, а национально-религиозный и социально-политический подход к медиаинформации.

Семиотическая теория медиаобразования (Ж. Берже, К. Метц) говорит о том, что медиа часто стремится завуалировать многозначный знаковый характер своих текстов, что угрожает свободе потребления медиаинформации. Детская аудитория (уровень средней школы и ниже) слишком пассивно относится к “чтению” медиатекстов, а поэтому необходимо помочь детям “правильно читать” медиатекст, то есть обучить правилам декодирования медиатекста, описания его содержания, ассоциаций, особенностей языка и т. д.

Культурологическая (Бэзэлгэт, Э. Харт и др.) и эстетическая (Ю. Усов, О. Баранов, И. Вайсфельд, Г. Поличко, А. Спичкин и др.) теории медиаобразования ставят своей целью помочь учащимся понять, как медиа могут обогатить восприятие, знания, развить художественное восприятие и вкус, способности к квалифицированному анализу художественных медиатекстов. Во многих странах Восточной Европы эстетическая теория медиаобразования на протяжении многих десятилетий сочеталась с марксистской, однако сегодня она в значительной степени тяготеет к культурологической теории медиаобразования, поскольку имеет явное сходство в теоретической базе.

barabanschik

November 26th, 2010

 

Переходя от рассмотрения концептуальных оснований аудиовизуальной культуры, как предпосылок ее структурного анализа, мы будем руководствоваться положением М. С. Кагана: «сущностные силы человека делают его культурогенным субъектом» (102, с. 164). Следовательно, придание творческого характера всякой целенаправленной деятельности определяет их культуросообразную ценность. В этом процессе проявляет себя двухосновной характер культуры, которая «опирается на повторяющееся и претворяется в неповторимом обновлении, требующем взаимодействия традиционного с креативным» (102, с. 171).

Для расширительного анализа всего  пространства аудиовизуальной культуры мы будем исходить из посылки, что преобладающим видом деятельности в аудиовизуальной культуре является художественная, затем идут техническая и коммуникативная. В связи с этим в основу членения аудиовизуальной культуры можно положить традиционное деление художественной    деятельности на мусическую    и пластичес-

по отношению к аудиовизуальной  культуре, в которой преобладает, как мы это выяснили, художественный аспект, мы можем, представив аудиовизуальную деятельность как часть культурогенного процесса, аналогичным образом разделить ее (см. рис. 4).

Структура аудиовизуальной  деятельности

Рис. 4 

 

 

АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

ВИЗУАЛЬНАЯ

 

АУДИО ДЕЯ-

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

ТЕЛЬНОСТЬ


Три разнородных вида деятельности способны к творческому  освоению мира  и многосферной  коммуникации, позволяют

выработать соответствующие ценностные ориентации и в то же время отражают в себе определенное своеобразие  познавательного процесса в зависимости  от развертывания той или иной системы восприятия. Здесь мы опираемся  на положение М. С. Кагана о видах  человеческой деятельности (99). Каждый из представленных видов аудиовизуальной  деятельности в широком понимании  этого слова способен порождать  определенный компонент аудиовизуальной  культуры.

Структура аудиовизуальной  культуры (онтологический признак)

Рис   5

АУДИО -КОМПОНЕНТ


ИНТЕГРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ                                 

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Взаимовлияние представленных компонентов  складывается в единое целое — аудиовизуальную культуру. Соотнесем данные компоненты с видами человеческой деятельности и получим четыре ряда структурных образований, отражающих характер взаимодействия с аудиовизуальной культурой.

Отражение видов  деятельности в структуре аудиовизуальной культуры

Рис. 6.

АУДИО-КОММУНИКАЦИЯ 

АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ


ВИЗУАЛЬНАЯ

КОММУНИКАЦИЯ \

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ   АУДИО-

технические, художественные и эстетические ценности 

 

АУДИОВОСПРИЯТИЕ

АУДИОТВОРЧЕСТВО


ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ


ВИЗУАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

\

ЛЬНОЕ

аудиовизуатворчество


ВИЗУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Следовательно, каждый из компонентов  аудиовизуальной культуры  складывается  из соответствующих элементов коммуникации, культурных,  технических  и социально-художественныхценностей, видов восприятия, опосредующих познавательный процесс и творческую деятельность, выраженную в звуке, изображении или их синтезе. При этом следует выделить аксиологический аспект, имеющий отношение к аудиовизуальной культуре общества, который основан на ценностях. культуры эстетического, художественного и технического порядка и личностный, в котором сконцентрированы коммуникация,, восприятие и собственно, творческая  деятельность.

В связи с этим обозначим социосферу аудиовизуальной культуры, которая спроецирована в социально-культурных, культурно-технических и социально-художественных ценностях, могущих принимать аудио-, визуальную или аудиовизуальную форму.

Личностная сфера аудиовизуальной  культуры включает в себя коммуникативный, перцептивно-познавательный и креативный аспекты, также проявляющиеся в аудио-, визуальной   и аудиовизуальной форме.

 

Аудиоигровая коммуникация в сфере этнокультурного сознания опирается преимущественно на традиционные фольклорные (аутеничные) средства вербализации художественного содержания, поэтому практически здесь речь может идти о столкновении, модификации и видоизменении различных игр, их функционировании в техногенном опосредовании с сохранением присущего им изначальноэтногентического содержания.

Этнокультурные формы визуально-игровой  коммуникации опираются на особую предрасположенность  к национальным выражениям невербальных контекстов в процессе различных  бытовых, досуговых игр, праздничных танцевальных игровых действий. Здесь могут быть техногенные и внетехнические формы самовыражения. Специфика первых из них заключается в отрыве от фольклора и большей приверженности к культурным инновациям.

Аудиовизуальная этноигровая культура сконцентрирована в основном в форме телеигр, имеющих национальный характер. Здесь также проявляется большая свобода от канонов, меньшее следование традиционным подходам.

Перцептивная коммуникация в аудиовизуальной этноори-ентированной культуре не может осуществляться без национального образа, картины мира, которая задается языком, традицией, воспитанием, всей общественной практикой людей (68; 59). Синкретизм национально сложившихся архетипов в общественном сознании сказывается на формировании видения в процессе становления слушательской этнокультуры. Национальные особенности аудиовизуальной коммуникации проявляются в языке, речи, механизмах понимания, вербализации, перевода, других механизмах межкультурного взаимодействия. Этнокультурная специфика аудиотворческой коммуникации сказывается на контекстном выражении национально-личностных смыслов до предела вербализованных в самых ярких, образных смыслах и в определенной степени является   современной формой фольклора.

Этновизуальная   перцептивная   коммуникация   определяет мути формирования  национально ориентированного зрителя, умеющего ценить ментальные художественные проявления  в творчестве,   знающего   совокупность   архетипов,   складывающихся в национальный образ мира.

Информационная этнокультурная коммуникация может также нести в себе особенности  языка, речи, невербальных стимулов и  выражений, сконцентрированных в совокупности приемлемых с точки зрения этнокультурного  понимания и готовности к межкультурным взаимодействиям. Выражение этнокультурной информации в аудиоформе показывает ее тесную связь с современными наслоениями в фольклоре, в визуальной — в следовании изобразительным традициям и формировании новых, в аудиовизуальной — в выражении ментального содержания и духовного подтекста информации, означенной с точки зрения ее этнокультурного содержания.

Творческая этнокультурная коммуникация связана в аудиоформе — по существу, с формированием особой области техногенного фольклора (аудиофольклора), в котором аккумулируются новые формы собирательства, вариативности и интерпретации текстов. В визуальном способе воспроизведения этнокультуры, направленном на творческую самореализацию, заложен громадный потенциал невербальных образов-архетипов, передающихся через коллективное бессознательное. В аудиовизуальном выражении этнокультурное вза-

— 106—

 

имодействие, направленное на творчество, являет собой многообразие способов презентации и самопрезентации традиционных игр, праздников, обрядов, фестивалей, которые становятся частью своеобразного этнокультурно коммуиицируемого творчества.

Наконец, духовная составляющая этнокультурных коммуникаций, сопровождает и пронизывает все виды деятельности. В аудиопространстве это проявляется в конструировании духовно-нравственных императивов, в визуальном контексте — это связано с выражением этноэстетического сознания. Наконец, аудиовизуальная сфера предоставляет возможности для раскрытия всей духовно-психологической картины народного мироощущения, духа национального характера.

Таким образом, этноориентированный компонент аудиовизуальной культуры как различные формы национально опосредованной коммуникации может быть представлен в виде следующей схемы.

 

аудиоигровая культура культура использования аудиосредств слушательская культура интеллектуальная аудио-культура

культура аудиотворчества

АВ игровая культура

культура использования АВ средств аудиовизу альная зрительская культура аудиовизуальная интеллектуальная культура культура аудиовизуального творчества

визуально-игровая культура культура использования низ. средств внзуально-зрительская культу |. а

 

Исходя из данной схемы, следует  укрупнить ряд элементов аудиовизуальной культуры в более сложные образования: компоненты аудиовизуальной культуры, взятые без относительного деления по признаку преобладающей деятельности. В результате получаем следующую структуру.

Информация о работе Визуальная культура 13 века