Владимир Святославович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 15:08, реферат

Краткое описание

Вероятно, трудно найти среди политических деятелей европейского средневековья личность, более противоречивую, чем великий князь киевский Владимир Святославович. Нелёгкая ему выпала судьба, долгим и тернистым был путь к власти. Переломным моментом в жизни Владимира стало приобщение в 988 г. к Вере Христовой и крещение подвластных ему земель. До принятия христианства «Повесть временных лет» изображает князя ярым язычником, жестоким убийцей, пьяницей и насильником, после - ревностным христианином, просветителем Руси, защитником бедных и голодных, мудрым и справедливым правителем одного из сильнейших государств тогдашнего мира. Таким остался Владимир и в памяти последующих поколений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1 Первые времена правления.…………………………………………….4
1.1 Утверждения Владимира на Великокняжеском престоле .……...…4
1.2 Внешняя политика……………………………………………………5

Глава 2 Крещение Руси…………………..………………………..……………...8
2.1 Преимущества христианства…………………………………...…...…8
2.2 Крещение князя Владимира…………………………...………………9
2.3 Христианизация Руси…………………………………………...……11
2.4 Значения христианства для Руси………………………………….…12


Заключение…………………………………………………………………...…..14

Литература…………………………………………………………………….....15

Вложенные файлы: 1 файл

_vladimir_svyatoslavovich_krasnoe_solnyshko.docx

— 33.75 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Нижегородский  государственный архитектурно-строительный университет»

(ННГАСУ)

_____________________________________________________________________________

 

 

Гуманитарно-художественный факультет

 

Кафедра культурологи

 

Дисциплина: «История 1»

 

Реферат по теме: Владимир Святославович

 

 

Выполнила:        студентка

группы КЛ 1.11

М. И. Мочалова

 

 

Проверила:                                                                         доцент

                    канд. филос. наук

С. А. Гаврилова

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород – 2011

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………...…3

 

Глава 1 Первые времена правления.…………………………………………….4

          1.1 Утверждения Владимира на Великокняжеском престоле .……...…4

1.2 Внешняя политика……………………………………………………5

 

Глава 2 Крещение Руси…………………..………………………..……………...8

2.1 Преимущества христианства…………………………………...…...…8

2.2 Крещение князя Владимира…………………………...………………9

2.3 Христианизация  Руси…………………………………………...……11

2.4 Значения  христианства для Руси………………………………….…12

 

 

Заключение…………………………………………………………………...…..14

 

Литература…………………………………………………………………….....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью своей  работы я обозначила роль Владимира Красное Солнышко в истории становления Киевской Руси и принятии христианства в качестве государственной религии.

Вероятно, трудно найти среди политических деятелей европейского средневековья личность, более противоречивую, чем великий  князь киевский Владимир Святославович. Нелёгкая ему выпала судьба, долгим и тернистым был путь к власти. Переломным моментом в жизни Владимира стало приобщение в 988 г. к Вере Христовой и крещение подвластных ему земель. До принятия христианства «Повесть временных лет» изображает князя ярым язычником, жестоким убийцей, пьяницей и насильником, после - ревностным христианином, просветителем Руси, защитником бедных и голодных, мудрым и справедливым правителем одного из сильнейших государств тогдашнего мира. Таким остался Владимир и в памяти последующих поколений. Князь, прозванный в народе Красное Солнышко, стал излюбленным персонажем многочисленных былин так называемого киевского цикла.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Первые времена правления

 

    1.  Утверждение Владимира на Великокняжеском престоле

 

Еще до своего второго похода в  Болгарию Святослав принял решение  о разделе владений между сыновьями: на Киевское княжение был посажен  старший, Ярополк; среднему, Олегу, досталась  Древлянская земля; младший Владимир, сын Ольгиной ключницы Малуши был  отправлен в Новгород. Владимира, еще ребенка, сопровождал его  дядя и наставник Добрыня.

И первое время  после смерти Святослава никто из братьев  не пытался оспорить отцовское завещание. Черная кошка  пробежала между Святославичами после того, как Олег во время  охоты убил сына могущественного  воеводы Свенельда. Отец не простил  гибели сына и употребил все свое влияние, чтобы руками Ярополка наказать своего врага. В 977 г. киевская рать совершает  поход в Древлянскую землю, который  закончился победой киевлян. Юный Олег погиб в суматохе, образовавшейся после отступления его войска (воины торопились укрыться за стенами  города Овруга и многие из них попадали в ров; такая участь постигла и  Олега). Владимир, опасавшийся, что он может стать следующим, поспешил бежать из Новгорода "за море", т.е. в Скандинавию. Но через три года, в 980 г., он возвращается с варяжской  дружиной и прогоняет посадников Ярополка. Затем, явно ища ссоры со старшим братом, он сватается к  Рогнеде, дочери полоцкого князя  Рогволда, уже обещанной Ярополку. Отказ, облеченный к тому же в оскорбительную форму (Рогнеда назвала Владимира "робичичем", т.е. сыном рабыни), решил судьбу Полоцкого княжества: "И приде Володимер на Полотеск и уби Рогволда и сына его два  и дчерь его поя жене"[4].

Но это было для Владимира  лишь первой пробой сил. Из Полоцка он двинулся уже непосредственно на Киев. И здесь он проявил себя непревзойденным мастером политической интриги. Владимиру удается переманить на свою сторону киевского воеводу Блуда, который убедил своего господина без боя сдать Киев и бежать в город Родня. А когда в осажденной крепости начался голод, Ярополк, опять-таки по настоянию Блуда, решился идти на переговоры к Владимиру, где и был предательски убит его дружинниками.

Таким образом, Владимир сел на Киевский престол и стал единовластно княжить  во всей Руси. Как пишет Карамзин: "Владимир с помощью злодеяний  и храбрых варягов овладел  государством, но скоро доказал, что  он родился быть Государем великим".

Теперь, когда Киев был у его  ног, перед Владимиром встала необходимость  расплачиваться с наемниками-варягами. Но и тут он ловко вышел из положения. Владимир всячески затягивал сбор "окупа", пока варяги не потеряв терпение, не решили предпринять поход на Царьград. Владимир горячо  поддержал их в  этом намерении, но одновременно предупредил  греков о скором прибытии не прошенных гостей с тем, чтобы им была подготовлена "достойная" встреча. Проблема выплаты "окупа" была решена самым радикальным способом.

 

         1.2 Внешняя политика

 

К его княжению относится первое столкновение Руси с западными славянскими государствами  и окончательное подчинение русскому князю племен, живших на восток от великого водного пути. Олег наложил дань на радимичей, Святослав  -  на вятичей, но или не все отрасли этих племен пришли в зависимость от русского князя, или, что всего вероятнее, эти более отдаленные от Днепра племена воспользовались уходом Святослава в Болгарию, малолетством, а потом междоусобием сыновей его и перестали платить дань в Киев. Как бы то ни было, под 981 годом встречаем у летописца известие о походе на вятичей, которые были побеждены и обложены такою же данью, какую прежде платили Святославу,  -  ясное указание, что после Святослава они перестали платить дань. На следующий год вятичи снова заратились и снова были побеждены. Та же участь постигла и радимичей в 986 году: летописец говорит, что в этом году Владимир пошел на радимичей, а перед собой послал воеводу прозванием Волчий Хвост; этот воевода встретил радимичей на реке Пищане и победил их; отчего, прибавляет летописец, Русь смеется над радимичами, говоря: «Пищанцы волчья хвоста бегают». Кроме означенных походов на ближайшие славянские племена, упоминаются еще войны с чужими народами: с ятвягами; летописец говорит, что Владимир ходил на ятвягов, победил и взял землю их; но последние слова вовсе не означают покорения страны: ятвягов трудно было покорить за один раз, и потомки Владимира должны были вести постоянную, упорную, многовековую борьбу с этими дикарями. Встречаем в летописях известия о войнах Владимира с болгарами, с какими  -  дунайскими или волжскими -  на это разные списки летописей дают разноречивые ответы; вероятно, были походы и к тем и к другим и после перемешаны по одинаковости народного имени. Под 987 годом находим известие о первом походе Владимира на болгар; в древнейших списках летописи не упомянуто, на каких именно, в других прибавлено, что на низовых, или волжских, в своде же Татищева говорится о дунайских и сербах. Как бы то ни было, для нас важны подробности предания об этом походе, занесенные в летопись. Владимир пошел на болгар с дядею своим Добрынею в лодках, а торки шли на конях берегом; из этого видно, что Русь предпочитала лодки коням и что конницу в княжеском войске составляли пограничные степные народцы, о которых теперь в первый раз встречаем известие и которые потом постоянно являются в зависимости или полузависимости от русских князей. Болгары были побеждены, но Добрыня, осмотрев пленников, сказал Владимиру: «Такие не будут нам давать дани: они все в сапогах; пойдем искать лапотников». В этих словах предания выразился столетний опыт. Русские князья успели наложить дань, привести в зависимость только те племена славянские и финские, которые жили в простоте первоначального быта, разрозненные, бедные, что выражается названием лапотников; из народов же более образованных, составлявших более крепкие общественные тела, богатых, не удалось покорить ни одного: в свежей памяти был неудачный поход Святослава в Болгарию. В предании видим опять важное значение Добрыни, который дает совет о прекращении войны, и Владимир слушается; оба народа дали клятву: «Тогда только мы нарушим мир, когда камень начнет плавать, а хмель тонуть». Под 994 и 997 годами упоминаются удачные походы на болгар: в первый раз не сказано на каких, во второй означены именно волжские. Мы не будем отвергать известий о новом походе на болгар дунайских, если примем в соображение известия византийцев о помощи против болгар, которую оказал Владимир родственному двору константинопольскому. Важно также известие о торговом договоре с болгарами волжскими в 1006 году. Владимир по их просьбе позволил им торговать по Оке и Волге, дав им для этого печати, русские купцы с печатями от посадников своих также могли свободно ездить в болгарские города; но болгарским купцам позволено было торговать только с купцами по городам, а не ездить по селам и не торговать с тиунами, вирниками, огнищанами и смердами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Крещение Руси

 

         2.1 Преимущества христианства

 

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего  значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства. Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена предшествующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими причинами. Однако утверждение, что Владимир руководствовался исключительно пониманием государственной пользы христианства неверно. Очевидно, что без глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смог бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой державы.

Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеи присылали  своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры. Первыми  послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когда князь узнал  что по Корану правоверным полагается обрезание и нельзя пить вино, он сказал: ”Руси есть веселие пити”. Послы папы римского так же потерпели неудачу. Выслушав иудеев, Владимир спросил, где отечество их. Послы же ответили: ”В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим землям”. На что Владимир ответил: ”И вы, наказанные Богом, осмеливаетесь учить других, мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества”. Наконец греческий философ, опровергнув своей речью другие веры, рассказал князю Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В конце разговора он показал картину страшного суда с изображением участи праведных и грешников. Князь, пораженный, промолвил: ”Благо добродетельным и горе злым”. ”Креститесь и будете в раю первыми” - отвечал греческий мудрец.

Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались о всех религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили:”Мы не помнили, где мы находились на земле или на небе”.

 

         2.2 Крещение князя Владимира

 

Примерно в 987 г. Владимир со своей дружиной появляется на Балканах и в качестве союзника императора Василия II участвует в  подавлении мятежа Варды Фоки. Эти  события способствуют расширению его  политического кругозора и резкому  изменению отношения к христианству. Постепенно Владимир склоняется к решению  принять крещение. Но, будучи расчетливым  политиком, он видит, что в создавшейся  ситуации, когда от русской дружины  зависит судьба правящей династии, от византийцев можно потребовать  очень многого. Даже того, чего не удалось  добиться его предшественникам. В  обмен на военную помощь против мятежников император Василий II обещает выдать за русского князя свою сестру Анну.

Однако, когда войска Варды Фоки были разгромлены и русская дружина  возвратилась в Киев, византийцы стали  затягивать приезд порфирородной принцессы. Нарушение договора не было следствием прихоти или произвола императора Василия II. У князя Владимира было много языческих жен и десять сыновей от них, которые претендовали на киевский трон. Император не желал, чтобы его сестра пополнила гарем  языческого князя. Он мог отпустить  царевну в Киев при одном непременном  условии. Все предыдущие браки князя Владимира должны были быть расторгнуты с тем, чтобы христианский брак был признан единственно законным. Однако скандинавское семейное право оказалось несовместимым с христианским правом Византии. С точки зрения христианской религии, сыновья Владимира, рожденные вне христианского брака, были незаконнорожденными и не имели никаких прав на трон. Для Владимира такая точка зрения была неприемлема: старшие сыновья были опорой его власти. Переговоры о брачном контракте, по-видимому, закончились провалом, после чего Владимир разорвал союз с Василием II.

Чтобы принудить греков к соблюдению договора, Владимир собрав войско, пошел  на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Заняв  его, Владимир отправил послов к Василию  и Константину с предложением отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что  если князь крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив  сестру дать согласие, послали ее вместе со священниками к русскому царю. В  это время, по преданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд  крещения и дал ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты.

Киевскому князю было лестно породниться  с могущественным императорским  домом, но Владимир понимал и государственное  значение этого брака. Если бы он рассматривал его просто как династический  союз, вряд ли он затеял бы такое сложное  дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.

 

     

 

   2.3 Христианизация Руси

 

Вместе с Владимиром в Киев прибыли  священники корсунские и митрополит Михаил, назначенный Константинополем управлять новой русской церковью.

Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в  Днепр, а духовенству проповедовать  в городе новую веру. В назначенный  день произошло массовое Крещение киевлян  у места впадения в Днепр реки Почайны.

Информация о работе Владимир Святославович