Влияние конфуцианства на развитие культуры Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:49, реферат

Краткое описание

Цель реферата: изучить влияние конфуцианства на развитие культуры Китая.
Задачи реферата: проанализировать, почему именно конфуцианство стало ведущей религией Китая.

Содержание

Введение…………………………………………………….…………. 3
1. Древнекитайское конфуцианство……………………..………....… 4
1.1 Кун Фу-цзы……………………………………………………. 4
1.2 Мэн-цзы………………………………………………………... 9
1.3 Сюнь-цзы……………………………..………………………... 11
2. Культ конфуцианской цивилизации……………………………... 13
3. Культ конфуцианства……………………………………………... 16
4. Эволюция конфуцианства в средневековом Китае……………... 18
Заключение…………………………………………………………… 21
Список использованных источников……………………………… 23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат(конфуций).docx

— 72.06 Кб (Скачать файл)

3

 



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЕВА

ИНСТИТУТ  МЕНЕДЖМЕНТА И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РЕКЛАМЫ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу: «Культурология»

тема: «Влияние конфуцианства на развитие культуры Китая»

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     
     

 

 

 

 

 

Красноярск 2006

 

                                            СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………….…………. 3

1. Древнекитайское  конфуцианство……………………..………....… 4

      1.1  Кун Фу-цзы……………………………………………………. 4

      1.2 Мэн-цзы………………………………………………………... 9

      1.3 Сюнь-цзы……………………………..………………………... 11

2. Культ конфуцианской цивилизации……………………………...    13

3. Культ конфуцианства……………………………………………...    16

4. Эволюция  конфуцианства в средневековом  Китае……………...    18

Заключение……………………………………………………………                   21

Список использованных источников………………………………                     23

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сложившиеся в чжоуском Китае религиозно-этические  и социально-политические идеи и  институты, которые на тысячелетия определили существо, характер и формы социальной: структуры, государственного устройства, идеологии, психологии, словом, всего «китайского образа жизни», принято именовать конфуцианскими. Основы этой грандиозной системы этики, политики, идей и культов были заложены еще в начале Чжоу, задолго до Конфуция. Сам Конфуций подчеркивал, что он не «создавал», а лишь «передавал» потомкам традиции великих мудрецов древности. «Я передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее», — сказано в сборнике изречений и бесед Конфуция «Луньюй». Однако, поскольку именно Конфуцию принадлежит заслуга строгого отбора и внедрения важнейших норм и традиций раннечжоуского Китая, их называют конфуцианскими.

Из истории  известно, что все великие идеологии  и религии обычно возникали в  периоды великих кризисов и социальных сдвигов и были знаменем и платформой выдвигавшихся на авансцену новых  социальных сил. В этом смысле конфуцианство не составляет исключения. В сложный период история Китая оно сыграло роль великого социального интегратора, способствовавшего сплочению страны, упрочению ее будущего.

Конфуцианство как учение, как осознанная и четко  сформулированная доктрина оформилось в середине 1 тысячелетия до нашей эры. В ту сложную эпоху социально-экономических сдвигов и административно-политических перемен, когда многое из старых норм и традиций уходило в прошлое и подлежало замене новыми идеями и институтами, свойственными уже вполне развитой социальной структуре.

 

 

 Цель  реферата:  изучить  влияние конфуцианства на развитие культуры Китая.

 

Задачи реферата:  проанализировать, почему именно   конфуцианство стало ведущей  религией  Китая.

 

 

1. Древнекитайское конфуцианство

 

1.1 Кун Фу-цзы

Конфуцианство - философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем  конфуцианства  был Кун - Цю ( Конфуций ). 

Крупнейший ученый своего времени, он одним из первых заинтересовался  человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь объяснить их , он , руководствуясь собственным опытом , предложил ряд интереснейших идей . Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного , ради чего и живет человек .

 Конфуций родился в 551 году  до нашей эры. отцом его был  великий воин своего времени , прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ . Шу Лянхэ в момент появления Конфуция был уже немолод.

К тому времени у него уже было девять дочерей, что делало его очень  несчастным . Ему нужен был достойный продолжатель древнего аристократического рода . Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения и воин не решался сделать его своим наследником . Поэтому когда его третья жена забеременела , Шу поспешил совершить богослужение в глиняном гроте ( по представлениям китайцев , глиняный грот священен ) . В этом гроте и родился Учитель одного из самых многочисленных философских течений. Счастливый отец назвал его Цю ( в переводе с китайского - "холм" ) и дал прозвище Чжун Ни ( Чжун - второй из братьев, Ни - глина ). Ребенок унаследовал родовое имя Кун и был известен позднее как Кун Цю или Чжун Ни. Когда мальчику было два года и три месяца ( китайцы считают возраст ребенка с момента зачатия ) , Шу Лянхэ скончался. Две предыдущие жены Шу Лянхэ, ненавидевшие молодую мать наследника , не стали сдерживать свою ненависть к ней , и , вырвав сына из атмосферы дрязг и скандалов , женщина вернулась в свой родной город .

Однако родители не согласились  принять ее в дом, который она  опозорила, выйдя замуж раньше двух старших сестер, да еще за человека намного старше. Поэтому мать с  маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех. Жили они очень замкнуто, однако мальчик рос веселым и общительным, много играл со сверстниками. Уже тогда он отличался от них обостренным восприятием несправедливости, чувством особой любви к родителям, знанием многих религиозных обрядов (его мать, выполняя долг жены, каждый день читала молитвы по усопшему мужу). Несмотря на бедность , мать растила его достойным преемником знаменитого отца. Конфуций знал историю своего рода, насчитывающую не одно столетие. Узнав об опыте своих предков , среди которых были талантливые люди , проявившие себя во многих областях человеческой деятельности , он сделал вывод , что одной военной доблести недостаточно для достижения желаемого , нужны  и другие достоинства . Когда Конфуцию было семнадцать лет , умерла его мать , которой в ту пору едва исполнилось тридцать восемь лет . Это был жестокий удар судьбы .

С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца (ни его, ни даже его мать старшие жены не пустили проводить  Шу Лянхэ в последний путь) и  в соответствии с религиозными обрядами похоронил рядом мать.

Выполнив свой сыновний долг, юноша возвращается домой и живет один. Из-за бедности он вынужден был делать даже женскую работу, которой раньше занималась его умершая мать. О том , как Конфуций относился к работе , не соответствовавшей его происхождению , разные источники сообщают по-разному , но мне кажется более вероятным , что отвращения к "низкому" труду он не испытывал . В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим слоям общества и был подвергнут огромному унижению на одном обеде. В то время в Китае разбогатевшие мещане всячески старались наладить дружественные отношения  с представителями низших слоев аристократии и давали для них званые обеды . На один из таких обедов пришел и Конфуций , однако был остановлен стражем , который сказал юноше , что ему не место среди знатных людей . Этот случай Конфуций запомнил на всю жизнь. В то время Конфуций усиленно занимается самообразованием. Судьба , словно в компенсацию за неудачно начавшуюся жизнь наделила его здоровьем , недюжинной силой , природным умом . В девятнадцать лет он женится на девушке , которая сопровождала его всю свою жизнь , и вскоре у них рождается сын , названный Ли ( карп ) . Выполняя обязанности отца семейства , Конфуций поступает на службу  богатому аристократу Цзи, сначала управляющим складов , затем домашним слугой и учителем . Здесь впервые убедился Конфуций в необходимости образованности .

Служил Конфуций до обретения зрелости, чувство которой пришло к нему в возрасте тридцати лет. Позднее  он скажет : " В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность . В сорок лет я освободился от сомнений.

В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят  лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала. К тридцати годам сложились и основные его этико-философские концепции , в основном касающиеся управления государством и  обществом . Более четко сформулировав эти концепции , Конфуций открывает частную школу , появляются первые ученики , некоторые из них сопровождали своего Учителя в течении всей своей жизни . Желая использовать свои учения в практической деятельности , Конфуций присоединяется к изгнанному высшей аристократией царю и бежит в соседнее царство . Там он знакомится с советником могущественного царя Цзин Гуна Янь Ином и, беседуя с ним, производит очень хорошее впечатление. Воспользовавшись этим , Конфуций добивается встречи с самим царем , и ,разговаривая с ним , потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний , смелостью и необычностью суждений , интересностью взглядов , высказывает свои рекомендации по управлению государством .

Возвратившись в родное царство, Конфуций становится известным человеком. По личным мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником . Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна и , продвигаясь по служебной лестнице , занимает пост сычкоу ( главного советника самого царя ) . На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями . Вскоре обеспокоенное его увеличивающимся влиянием окружение царя вынуждает его "добровольно" покинуть свой пост . После этого для Конфуция наступает пора странствий.

Долгие четырнадцать лет он в  окружении учеников путешествует по Китаю, прославившись еще больше. Однако его желание вернуться  на родину усиливается , и вскоре при содействии одного из бывших учеников Конфуций с большими почестями возвращается домой как очень уважаемый человек . К его помощи прибегают цари , многие из которых зовут его к себе на службу . Но Конфуций прекращает поиски "идеального" государства и все больше внимания уделяет своим ученикам. Вскоре он открывает частную школу . С целью сделать ее более доступной Учитель назначает минимальную плату за обучение . После нескольких лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом году жизни Конфуций умирает . Произошло это в 478 году до нашей эры .

 

Родоначальник древнекитайской философии Кун  Фу-цзы (по-русски – Конфуций) жил  в 551-479 гг. до н.э. Его родина – царство  Лу, отец – правитель одного из уездов этого второстепенного царства. Род Конфуция был знатен, но беден, в детстве ему пришлось быть пастухом, и сторожем, и только в 15 лет он обратил свои помыслы к учебе. Основал же свою школу Конфуций в 50 лет. У него было много учеников. Они записывали мысли как своего учителя, так и собственные. Так возникло главное конфуцианское сочинение «Лунь юй» («Беседы и наставления») – произведение совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник в основном нравственных поучений, в котором очень трудно увидеть философское сочинение. Эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть еще в детстве, ею он руководствовался в течение всей своей жизни. Сам Конфуций преклонялся перед стариной и перед древними книгами. Особенно восхвалял он «Ши цзин», говоря своим ученикам, что эта книга сможет вдохновить, расширить кругозор, сблизить с другими людьми, научить, как сдерживать свое недовольство, она способна показать, «как дома надо служить отцу, а вне дома – государство, а также сообщить названия животных, птиц, трав и деревьев».

Небо и духи. Небо для него – высшая сила. Небо следит за  справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. Судьба учения самого Конфуция зависит от воли неба. Сам он познал волю неба в 50 лет, тогда-то он и начал проповедовать. Однако небо у Конфуция отличается от неба «Ши цзин» с его шанди своей отвлеченностью. Небо Конфуция – судьба, рок, Дао.

Разделяя  культ предков, Конфуций вместе с  тем учил держаться от духов подальше и ставить живых раньше умерших, ибо, «не научившись служить людям, можно ли служить духам?».

Общество. Конфуцианцы – общественники. В центре внимания конфуцианства проблемы взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания, проблемы управления. Кун Фу-цзы, как это и полагается социальному реформатору, был недоволен существующим. Однако идеалы его не в будущем, а в прошлом. Культ прошлого – характерная черта всего древнекитайского исторического мировоззрения. Сравнивая свое настоящее с прошлыми временами, и идеализируя их, Кун Фу-цзы говорил, что в древности на мелочи не обращали внимания и вели себя достойно, отличались прямотой, учились, чтобы совершенствовать себя, избегали людей с грубыми выражениями и некрасивыми манерами, сторонились общества, где нет порядка.

Теперь же «Людей, понимающих мораль, мало», принципам  долга не следуют, недоброе не исправляют, учатся ради известности, а не ради самосовершенствования, занимаются обманом, срывают свой гнев на других, устраивают ссоры, не умеют и не хотят исправить свои ошибки и т.д.

Однако, идеализируя  древность, Кун Фу-цзы рационализирует  и учение о нравственности. Льстя  себя надеждой, что он воскрешает старое, Кун Фу-цзы создает новое.

Этика. Конфуцианство - прежде всего учение о нравственности. Конфуцианская этика опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» (Дао), по которому должен следовать всякий, кто желает жить счастливо, тоесть в согласии с самим с собой, с другими людьми и с Небом. «Золотая середина» (чжун юн) – середина в поведении людей между крайностями, например такими, как осторожность и несдержанность. Умение находить середину всем не дано. В нашем примере большинство людей или слишком осторожны, или слишком несдержанны. Основа человеколюбия – Жень – «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям». «Тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла». Что касается «взаимности», или «заботы о людях» (шу), то это основная нравственная заповедь конфуцианства. В ответ на пожелание одного из своих учеников «одним словом» выразить суть своего учения Кун Фу-цзы ответил: «Не делай другим того, чего не желаешь себя».

Цзюнь-цзы. Кун Фу-цзы дал развернутый образ человека, следующего конфуцианским моральным заповедям. Это цзюнь-цзы – «благородный муж». Кун Фу-цзы противопоставляет этого «благородного мужа» простолюдину, или «низкому человеку». Это сяо-жизнь. Это противопоставление проходит через всю книгу «Люнь юй».

Информация о работе Влияние конфуцианства на развитие культуры Китая