Возникновение и развитие бальной культуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 13:42, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что XVIII век стал переломным для русской культуры, никогда ещё темпы её развития не были столь быстрыми, реформы столь всеобъемлющими.
Петр I и продолжавшую его политику Екатерина II вывели нашу страну из состояния застоя, наглядно продемонстрировали всю мощь и силу нашей страны, весь тот потенциал, который был глубоко погребен под вековой пылью консерватизма. Для современников эти события являются ярким примером безграничной силы желания кардинально изменить ситуацию в стране за минимальные сроки, любой хаос в стране возможно преодолеть, если приложить к этому максимальные усилия и иметь четко спланированные цели.

Содержание

Введение 2
1. Общая характеристика русской культуры 18 века. 3
2. Петровская эпоха (последние годы XVII – первая четверть XVIII столетия). 6
3. Западноевропейское влияние на Светскую жизнь русского дворянства. 12
4. Возникновение и развитие бальной культуры в России. 14
5. Появление маскарадов в России. 20
6. Театры в XVIII веке. 24
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение светского искусства в России.docx

— 54.54 Кб (Скачать файл)

Его сын, император Александр II, также любил балы и давал  их с той же регулярностью, как  и отец. Однако что-то неуловимое менялось в тональности придворных празднеств. В первую очередь отношение к  ним самой царской четы. Александр II, любивший женское внимание и веселье, растворялся в атмосфере праздника, а его жена, императрица Мария  Александровна, воспринимала балы, по словам графа С.Д. Шереметева, как  долгую и "скучную обязанность". 

Александр III, не успев открыть  бал, мечтал о его окончании, а  императрица Мария Федоровна  могла танцевать хоть до утра.

В царствование императора Николая II последний придворный бал  состоялся 19 января 1904 г., а через  несколько дней началась русско-японская война. Императрица Александра Федоровна  ждала ребенка. Это был долгожданный наследник престола. Но тогда она  еще не знала того, что ребенок  будет болен страшной болезнью - гемофилией. Узнав это, царица все  больше и больше стала замыкаться в узком семейном кругу, все дальше удаляясь от светских развлечений. Общество не простило Александре Федоровне отмену придворных балов. Ее не любили и не понимали. Двору, аристократии, сановникам нужна была императрица, олицетворявшая гостеприимную, приветливую, заботившуюся о своих подданных хозяйку страны.

Время по-своему разрешило  этот конфликт. Первая мировая война  и две революции 1917г. поставили  окончательную точку не только в  истории придворных балов, но и в  истории императорской России.

 

  1. Появление маскарадов в России.

Понятия "маскарад" и "маскарадность" довольно часто используются в широком  литературном контексте, оставаясь  при этом не более чем метафорой. В этом значении маскарадность естественным образом совмещается с театральностью, маской, игрой. В русле образно-метафорических смыслов формировалось и культурологическое понятие маскарада. В научном  словоупотреблении оно смешалось  с понятием карнавала, и в настоящее  время они едва ли различимы.

Между тем, несмотря на сходство многих элементов, суть маскарада и  карнавала совершенно различна, что  особенно отчетливо проявилось именно в русской культуре.

С точки зрения М. Бахтина, маскарад, переходя в сферы дворцовой  жизни, во многом опирался на карнавальные традиции, использовал многие формы  народно-праздничной жизни. Однако маскарад, по его мнению, не более  чем стилистическое вырождение карнавала. Сопоставление это, как известно, сделано на основе исследования западноевропейской культуры. В русской культуре карнавал "не состоялся":". различные  формы народно-праздничного веселия  как общего, так и местного характера (масленичного, святочного, пасхального, ярмарочного и т.п.) оставались необъединенными  и не выделили какой-либо преимущественной формы, аналогичной западноевропейскому  карнавалу"  Возможно, именно условность обозначения "карнавальности" применительно  к русской культуре определила условность обозначения "маскарадности".

Маскарад как явление  русской культуры Нового времени - не столько затухающая линия стилевого  вырождения карнавала, сколько самоценное направление, обладающее своими содержательными  и формальными признаками. Исследование исторической формы маскарада в  России позволяет прояснить истоки различия и, соответственно, уточнить понятийные и метафорические смысловые  оттенки данного словоупотребления.

Маскарады появились в  России в петровскую эпоху и первоначально  не выделялись в ряду нововведений, направленных на европеизацию русского общества. Однако в отличие от ассамблей  и других придворных увеселений доступ на них был более ограничен. Право  устраивать маскарад длительное время  оставалось привилегией царского дома и главных вельмож города. Первоначально  частные маскарады были запрещены  специальным указом. На маскарад являлись по особым билетам дворяне первых классов, прочие могли быть приглашены выборочно. Когда маскарады устраивали для широкой публики, царской  фамилии и ее приближенным отводилось особое место. В случае устройства публичных  маскарадов для высшего общества и простолюдинов той и другой сторонам отводились различные площадки. При этом уличные маскарады двор наблюдал с балконов и никогда  не смешивался с толпой.

Первый указ о маскарадах относится к 1700 году. Специальными указами  оговаривались костюмы и сословная  однородность. Долгое время петровские маскарады отличались стилевой эклектикой. И дело тут не только в недостаточной  образованности или жанровой неопытности  их участников. Переодевание - самая  яркая черта маскарада - оставалось долгое время новшеством и в повседневной жизни общества. В этом смысле маскарад - двойное переодевание. В те же годы еще только осваивалась азбука ношения  европейской одежды: "Верхнее  платье должно быть саксонское и французское, а исподнее - камзол и штаны, сапоги и башмаки - немецкие". Женщинам и  детям, в том числе членам семей  духовенства, предписывалось носить "платья и шапки, и кунгуши, и бостроги, и юпки, и башмаки немецкие ж". На городских воротах были вывешены чучела, то есть образцы нового платья. С ослушников в воротах бралась  особая плата - с пеших по четыре гривны, а с конных по два рубля  с человека.   Менее всего  можно было ожидать от первых участников маскарада свободы и непринужденности в ношении маскарадного платья, предполагающего  и соответственный стиль поведения. Забавы, а частично и костюмы напоминали иногда народный праздник - ряжение. Такое стилевое смешение придавало петровским маскарадам причудливые экзотические черты. Иностранцы отмечали "печать вкуса грубого" на этих забавах двора.

Отметим характерную тенденцию  развития маскарада. Интересно, что  соотношение количества приглашенных с различным социальным статусом существенно не менялось даже в период массового распространения маскарадов, который приходится на первую четверть XIX в. Количество приглашенных зависело от того, кто, где и по какому поводу устраивал маскарад. Самыми многочисленными  были дворцовые маскарады, которые  проводились для широкой публики  по случаю празднования Нового года и  некоторых других общегосударственных  праздников. Так, "народный маскарад" для всех слоев общества, кроме  низших, проводился при Александре I первого января: "К определенному  часу весь дворец освещался, все двери  отпирались. Милости просим, кому угодно! Первого вошедшего гостя и  последнего выходящего записывали на память. Посетителей всех видов и  сословий собиралось более 30 000"

Императорская фамилия устраивала маскарады в основном для дворянского  сословия первых классов. Существовали и более интимные маскарады для  двора. Особенно увлекалась маскарадами  Елизавета Петровна. При ней маскарады  устраивались два раза в неделю: один - для придворных и других знатных  особ, другой - для военных не ниже полковничьего чина и для Гвардии  офицеров. В отдельных случаях  на маскарады было позволено приезжать  другим дворянам и купечеству первого  класса. При этом на маскараде присутствовало не более двухсот человек.

Известно, что Екатерина II любила развлекать своих приближенных неожиданными маскарадами. Они бытовали только в самом узком кругу. Придворные являлись к императрице и находили приготовленные для них маскарадные  костюмы. Сама Екатерина принимала  активнейшее участие в таких  развлечениях, и многие выдумки исходили непосредственно от нее.

Во второй половине XVIII в. маскарады становятся привилегией  не только царского дома и знатнейших вельмож. С этого времени они  устраиваются и в дворянских клубах, и в театре; купечество организовывало свои маскарады. В середине века Общество российских купцов "делало своим  иждивением в так называемом Аничковом  доме маскарад". Широко был известен в этой связи Аничков дворец, который  в 1790 г. арендовал известный антрепренер  конца екатерининского века француз  Лион. Он устраивал маскарады в  дворцовой галерее. "За вход, - говорилось в объявлении, - платить по 1 рублю. Тут же можно было достать всякие напитки, маскарадные платья, маски  и перчатки за сходную цену"

Расширяется и "география" маскарадов: все чаще они проводятся не только в столицах, но и в провинции. Во всех случаях, за исключением праздничных  публичных маскарадов (типа дворцового новогоднего), сохраняется замкнутость  сословного круга. Так, например, в числе  празднеств по случаю заключения мира с Турцией устраивались маскарады, о которых сказано так: "7-го ужин и маскарад для дворянства и  купечества". В сноске замечено: "Тогда  купечество имело особые залы и не смешивалось с дворянством". 

Со временем маскарад оформился  в определенное действо, имеющее  свою эстетику, сценарий, композиционное и смысловое единство.

 

  1. Театры в XVIII веке.

В XVIII веке продолжалось развитие театра. Большую роль в развитии театра начала века сыграл Петр I. В 1702 году по велению Петра I был создан Публичный общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в  Москве было построено здание –  «Комедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа во главе  с антрепренером И.Х Кунстом. Потом  на обучение к нему были направлены «русские ребята». В репертуаре были иностранные пьесы преимущественно  немецких драматургов XVII века, которые  были мало популярны и успеха у  публики не имели. В 1706г. театр прекратил  свое существование, так как не получал  субсидий. В 1706г. сестра Петра I Наталья  Алексеевна в Подмосковном селе Преображенском организовала театр, где пьесы ставились  на религиозные сюжеты.

Не меньше, чем в семейных делах, царевна Наталья Алексеевна прославилась на поприще культуры. Для того времени она была весьма начитанна. Ей принадлежали книги историко-литературного  содержания, а также учебники: Троянская  история, повествования об Александре Македонском, о Полтавском сражении, об освобождении Ливонии, Хронограф, Грамматика и др. Но главное, Наталья страстно увлекалась театром. Известно, что уже  в 1690г. в ее хоромах в Кремле устраивались театральные постановки. Позже энергичная подвижница театрального искусства  организовывала действа в царских  резиденциях – в Преображенском и Измайлове. По распоряжению Петра  в Москве на Красной площади было построено театральное помещение  для широкой публики, где ставились  спектакли по пьесам, в том числе  и современных европейских авторов.

В начале XVIII в. продолжал  свою деятельность школьный театр при  Славяно-греко-латинской академии, а также Хирургической школы. Ставились спектакли, прославляющие  дела Петра I. В 1719г. Петр I в Петербурге открыл городской театр с посредственной немецкоязычной труппой. И этот театр в 1723г. прекратил существование. Петровский официальный театр распался на несколько театров. Театральные труппы продолжали свою деятельность в столицах и провинциях. С начала 30-х гг. XVIII в. в Петербурге снова появился официальный театр.

К середине XVIII века в России приобрели популярность различные  представления. Был даже издан указ императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) о порядке произведения спектаклей. Она «указать соизволила», чтобы «по прошениям здешних  обывателей, которые похотят русские  комедии иметь, в том позволение им давать и воспрещения не чинить». Спектакли устраивались горожанами, которые снимали подходящее помещение  и играли пьесы.Театры сохраняли  связь с искусством скоморохов, но постепенно переходили на профессиональную драматургию.

Театральные представления  давались не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах. В  середине XVIII века во многих городах  выступали иностранные актерские  труппы – французские, немецкие и  др. Но среди публики рос интерес  к русскому театру, связанный с  общим подъемом национального самосознания.

В 40—50-х годах возникает  и складывается в литературе и  театре классицизм (от лат. classicus — образцовый) — литературно-художественное направление, которому было суждено сыграть боль­шую роль в формировании и развитии русского национального теат­ра XVIII и начала XIX века.

Классицизм ставил своей  задачей воспитание идеального чело­века  — героя, могущего подчинить свои страсти и личные интересы законам  рассудка и велениям долга.

Классицизм возник на Западе в послеренессансный период и  наиболее полное воплощение получил  в литературе и искусстве Франции. Мировоззрение классицизма и  его эстетика неотделимы от мировоззрения  Ренессанса. От культуры Возрождения  классицизм унаследовал гуманистические  идеалы, веру в человека, глубокий интерес  к его духовному миру, освобожденному от гнета церковно-аскетической морали средневековья.

В России, как и во Франции, классицизм выражал прогрессивные  идейные устремления эпохи и  являлся рупором передовой общественной мысли. Как во Франции XVII века, так  и в России XVIII века идейный пафос  классицизма — утверждение примата  долга и рассудка, призыв к подчинению личных интересов зако­нам общества и государства — сближал классицизм с идеологией просвещенного абсолютизма  на определенном этапе его историче­ской  жизни.

Русский классицизм был одним  из национальных вариантов общеевропейского классицизма. Но в России в силу особенностей ее исторического развития миссию западного  третьего сословия выполняло передовое  дворянство. Создатели русского классицизма  не были революционерами (как не были ими и Корнель, и Расин, и даже Вольтер), их политическое мировоззрение  было ограничено иллюзиями «просвещенного абсолютизма».

Среди родоначальников классической драматургии в России можно с  полным правом назвать А.П. Сумарокова и М.В. Ломоносова.

В творчестве Сумарокова большое  место занимала драматургия. Он написал  девять трагедий, двенадцать комедий, тексты для двух опер и одного балета, пролог и драму. В 1747 году была написана первая трагедия «Хорев». Вслед за ней: «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Артистона» (1750), «Семира» (1751), «Димиза» (1758), позднее получившая название «Ярополк и Димиза», «Вышеслав» (1768), «Димитрий  Самозванец» (1771) и «Мстислав» (1774). Оперы, балет, пролог и драма написаны Су­мароковым во второй половине 50-х годов: опера  «Цефал и Прокрис» (1755), опера «Альцеста» (представлена в 1759 году), балет «Прибежище добродетели» (1759), пролог «Новые лавры» (1759), драма «Пустынник» (1757).

Информация о работе Возникновение и развитие бальной культуры в России