Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 08:11, курсовая работа
С древних времен люди начали осознавать, что им необходимо особое пространство, которое будет поддерживать связь с высшими идеалами, помогать осмыслению и познанию мира, собственного места в нем, которое будет воплощать идеи наследия, преемственности традиций и обычаев. И тим пространством и хранилищем я является музей!!!
Введение
I. Возникновение мусейонов и коллекций в эпоху Античности
1.1 Мусейоны Древней Греции
1.2 Коллекционирование в Древней Греции
1.3 Коллекционирование в эпоху Эллинизма
1.4 Александрийский Мусейон
1.5 Частные и общественные коллекции Древнего Рима
II. Средневековье и Возрождение как важные этапы в становлении праформ музея
2.1 Коллекционирование в Средние века
2.2 Ренессансное коллекционирование
Заключение
Список литературы
Огромный импульс развитию коллекционирования
дали Великие географические открытия.
Экзотическая одежда и оружие, утварь,
образцы неведомой ранее флоры
и фауны, драгоценные камни стали
оседать в собраниях
В коллекциях эпохи Возрождения соседствовали друг с другом картины и минералы, античные древности и кокосовые орехи, астрологические приборы и скульптура. Такой универсализм отражал интеллектуальное стремление познать окружающий мир во всем его многообразии.
Именно в это время владельцы
собраний стали демонстрировать
отобранные ими предметы в соответствии
с определенной концепцией и с
учетом восприятия создаваемых экспозиций
зрителем. К этому привлекались художники,
архитекторы, гуманисты. Владельцы
ряда собраний стали демонстрировать
широкой публике отобранные ими
произведения искусства. Так, на базе частных
коллекций светской и духовной власти
стали создаваться особые социокультурные
институты – первые дворцовые
музеи. Родиной подобного
Так, род Медичи стал символом художественного меценатства, а также развитых форм коллекционирования. Собранные его представителями на протяжении XV – XVII вв. коллекции составили ядро крупных художественных собраний Европы. Их опыт организации собраний, методов хранения, описания, экспонирования, накопленный при создании и существовании первого дворцового музея, широко использовался в последствии во многих европейских странах. Самой уникальной галереей, основанной Медичи во Флоренции стала Уффици, в которой имелись: “Галерея статуй” со скульптурами Донателло, Микеланджело, залы с древним и современным оружием, помещение для научных приборов, зал Трибуна, где экспонировались самые ценные экземпляры коллекции Медичи – драгоценности, медали, природные редкости, геммы, парадное оружие.
Во Франции Франциск I в XVI в. превратил
свой замок Фонтенбло в “новый
Рим” - галерею, где разместились картины
и скульптуры его коллекции. Собранные
сокровища неистовых
Наряду со светской аристократией
большую роль в зарождении первых
музеев сыграли кардиналы и папы.
Они покровительствовали
Во Франции наиболее значимыми
для возникновения будущих
Помимо дворцовых коллекций существовали и другие виды собраний, которые в дальнейшем послужили богатейшим фондом для будущих музеев: кабинеты, кунсткамеры, студило, антикварии.
Кабинет - первоначально ларец с множеством маленьких выдвижных ящичков, в которых хранили античные монеты, геммы, драгоценности, затем помещение, где размещали редкости, образцы природы, произведения небольшого формата. Существовали мюнцкабинеты - с монетами и медалями; шатцкамеры – с изделиями из драгоценных камней и металлов: вундеркамеры – кабинет редкостей природы; кунсткамеры – кабинет искусства с необычными “творениями рук человеческих” и редкостями природы. Самой богатой коллекцией обладала Пражская кунсткамера, в которой хранились: природные редкости (чучела экзотических птиц, бивни, окаменелости), “магические” предметы (корень мандрагоры), мистификации и фальсификации (рог единорога), анатомические аномалии людей и животных, произведения в миниатюре (вишневая косточка с вырезанными на ней 180 человеческих лиц), научные приборы, оптические и механические устройства (компасы, подзорные трубы, часы).
Антикварии – собрание античных ценностей, в основном скульптур, место их демонстрации. Первоначально они были бессистемны и хаотичны, но со временем превратились в упорядоченную коллекцию. Первым из них был создан на Капитолийской площади в Риме, а самым знаменитым стал – антикварий Виттельсбахов, где статуи и скульптуры богов, бюсты римских императоров экспонировались в хронологическом порядке и под каждым прикреплялась плита с информацией об изображаемой личности.
Антикварий Юлиана II имел такие шедевры, как скульптурная группа “Лаокоон” и статуя Аполлона Бельведерского. С создания его “Антиквария статуй” началась концентрация античных памятников в помещениях и садах папского дворца и оформилась база для будущих известных ватиканских музеев.
Студиоло – кабинет для занятий, в котором вместе с библиотекой располагались коллекции гемм, рукописей, скульптур и картин. Здесь вели беседы о философии или созерцали произведения искусства. Это место воспринималось современниками эпохи как возрожденная форма античного мусейона. Одной из известнейших стала студиоло герцога Франческо I Медичи, созданная архитектором Вазари. Она напоминала декоративную сокровищницу, олицетворяла “мир в миниатюре”, так как в оформлении декора лежала сложная система аллегорий и символов, призванная выразить определенную идею18.
Заключение
Весь путь развития культурного мировоззрения человека говорит об изначальной его потребности сохранять, оберегать и передавать следующим поколениям предметы как носителей социальной памяти, которые наряду с сакрально-религиозным содержанием, обладали и эстетической ценностью.
В зависимости от того, чем жил человек и его окружение, каково было его сознание и мироощущение, идеалы времени и приоритеты общества, такова была “магия” вещей, их функции и ценность, и пространство для них.
Наскальные “картинные галереи” и сакральные пещеры, священные рощи греков и мусейоны с вотивными подношениями богам, философские мусеи как цитадель эллинистической мудрости, языческие храмы с сокровищницами, загородные виллы римской элиты с художественными и скульптурными собраниями, средневековые церковные реликварии с религиозной атрибутикой – символами веры и Бога, дворцовые коллекции королевских династий эпохи Возрождения с их стремлением вернуть античные представления красоты и эстетики, воплощенные в произведениях искусства – все они служили посредниками в общении с иными, невидимыми мирами, с Богом и вечностью.
В ходе проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1) Уже на ранней ступени
2) В Античную эпоху собирание предметов культуры и природы возникло в мусейонах, древнегреческих храмах, мусеях. На начальном этапе оно носило сакральный, культовый характер в виде даров богам, когда все предметы культа, через которые сохранялась связь с высшими божественными силами, считались особенными, которые следовало почитать в священных рощах и оберегать для потомков для непрерываемой связи времен, дабы не нарушить нерушимый порядок Космоса. Так появлялись первые коллекции, каждая вещь которых освящалась через мифологически-религиозное сознание, а первыми хранителями-коллекционерами стали особые служители - жрецы.
Далее, с развитием
Таким образом, античный мусейон выполнял ряд функций: культовую, как место поклонения божествам, где скапливались первые “экспонаты” - дары и подношения; просветительскую, когда мусейон становится местом проведения творческих состязаний, а также частью философских школ; коллекционную, когда в стремлении прикоснуться к древнегреческой культуре появляются древнеримские храмовые и частные собрания.
Что касается Древнего Рима, то здесь сложилась система управления, охраны, экспозиции, реставрации и других элементов “музейного дела” в отношении произведений искусства. А как явление, целенаправленное собирательство возникает лишь в эпоху эллинизма, на фоне которой начинается процесс формирования института частного коллекционирования.
3) В Средние века в основе
появления первых коллекций
4) В эпоху Возрождения
Таким образом, понятие “музей”
вернули вновь благодаря
Так с самых древних времен появился импульс тому, что во всей последующей истории человечества будет называться вначале ритуальным и религиозным собранием, затем коллекционированием, и, наконец, музеем.
Таким образом, возникновение музея как феномена культуры изначально связано с оформлением двух элементов – пространства и предмета. Пространства, как особой среды вне времени, соединяющей материальное и духовное, священное и мирское; предмета – как символа сакральности, воплощения культурных представлений человечества о Красоте, Гармонии и Идеале.
Список литературы
исследования. - М.: СОЦИС, 2004. - №10. - С. 89-93.
Пиотровский М.Б. Философия музейного дела // Вестник Санкт- Петербургского университета. - СПб.: ФИИ, 2006. - №1. - С.
1 См.: Ломако О.М. Идея музея в генезисе культурного пространства // Symposium. - СПб.: Философское общество, 2001. - № 11. - С. 72.
2 См.: Там же - С. 73.
3 См.: Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. - М.: Искусство, 1987. - С 72.
4 См.: Сотникова С.И. Музеология. – М.: Дрофа, 2004. – С. 44.
5 См.: Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. - М.: Искусство, 1987. - С. 92-93.
6 См.: Кузьмина Е.Е. Музееведение: музеи мира. - М.: Приор, 1993. – С. 57.
Информация о работе Возникновение музея как феномена культуры