Глобализация СМИ и ее влияние на мировую общественность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 12:57, реферат

Краткое описание

Возможность осуществления этих процессов была подготовлена фундаментальными физическими открытиями, такими, как фотоэлектрический эффект (Г.Герц, А.Г.Столетов), электромагнитные волны (Дж.Максвелл, Г.Герц), «светоносные явления» - преобразование электричества в свет (В.В.Петров и др.). Как яркое и непревзойденное явление культурной и духовной жизни современного общества телевидение несет человечеству великие блага свободы, просвещения, возможности обмена информацией, мнениями, сближает народы.

Содержание

Введение………………………………………………2
Пришествие телевидения…………….………………3
Культура СМИ………………………………………..5
Влияние СМИ на поведение в обществе……………7
Глобализация СМИ и ее влияние на мировую общественность………………..………………………9
Особенности политического влияния СМИ…….....10
Политическое манипулирование и пути его ограничения...…………………………….12
Заключение…………………………………………....18
Список использованных источников…………….....19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Культурология.docx

— 61.77 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………2

Пришествие телевидения…………….………………3

Культура СМИ………………………………………..5

Влияние СМИ на поведение в обществе……………7

           Глобализация СМИ и ее влияние на мировую   

           общественность………………..………………………9

 Особенности политического влияния СМИ…….....10

           Политическое манипулирование

           и пути его ограничения...…………………………….12

Заключение…………………………………………....18

Список использованных источников…………….....19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ушедший XX в. подарил человечеству атомную энергетику, искусственные спутники, персональные компьютеры и множество других научно-технических достижений, крупных и мелких. Среди них важнейшую роль для решения информационных, культурных, пропагандистских и даже военных задач играет телевизионное вещание (помните, во время известных событий в Косово в апреле-мае 1999 г. телецентры Югославии были признаны «оборонными объектами» и поражены ракетами НАТО наряду с заводами, электростанциями, бензохранилищами и мостами).

Развитие идей электрической передачи изображений с самого начала было интернациональным. К началу ХХ в. в одиннадцати странах было выдвинуто не менее двадцати пяти проектов (из них пять - в России) под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и т.п. В основе их лежали три физических процесса:

1) деление передаваемой  картинки на элементарные участки  и последующее преобразование  их в последовательность электрических  сигналов;

2) передача этой последовательности  на приемный пункт;

3) восстановление из принятого  сигнала видимого изображения.

 Возможность осуществления  этих процессов была подготовлена  фундаментальными физическими открытиями, такими, как фотоэлектрический эффект (Г.Герц, А.Г.Столетов), электромагнитные волны (Дж.Максвелл, Г.Герц), «светоносные явления» - преобразование электричества в свет (В.В.Петров и др.). Как яркое и непревзойденное явление культурной и духовной жизни современного общества телевидение несет человечеству великие блага свободы, просвещения, возможности обмена информацией, мнениями, сближает народы. Благодаря земным и неземным - в буквальном смысле слова - возможностям телевидение доставляет на дом информацию с другого конца света, от близких и дальних соседей. Рождается новая эпоха общения между людьми.

О благах телевидения написано и сказано немало. Но серьезный исследователь этого феномена обязан разглядеть в его будущем развитии и социальные опасности, недооценка которых может нанести, и уже наносит заметный вред общественному прогрессу.

 

 

 

 

Пришествие телевидения

Пришествие телевидения в послевоенные годы явилось третьей аудиовизуальной революцией, если первой считать изобре-тение кинематографа в конце прошлого века, а второй -- приход синхронного зву-ка на рубеже 20 -- 30-х годов. Датировка этой революции связана, разумеется, не с техническим фактом изобретения виде-ния на расстоянии -- «телевидения» -- еще в довоенный период. Этот факт ско-рее относится к предыстории того явле-ния, которому суждено было сыграть ре-шающую роль в истории человечества в XX веке, ибо ТВ было знаменательно не столько самим фактом видения на рас-стоянии -- это был такой же трюк, как и раннее ярмарочное кино, -- и не своими чисто коммуникативными возможностя-ми, по сей день не реализованными (сколько все эти годы говорили о видеоте-лефонах, но они так и не вошли в быт, в отличие от многих других технических новинок), а фактом массового распро-странения, у истоков которого лежит не только, я бы даже сказал -- не столько, кинематограф, сколько периодическая печать

Социокультурная роль телевидения в полной мере обнаружила себя в тот период, когда телевизионная аудитория из точечной или экспериментальной превратилась достаточно быстро в массовую, а затем -- всеобщую. В США этот процесс «пошел» с начала 50-х годов, в Западной Европе -- во второй половине того же де-сятилетия. У нас в стране решающими; оказались годы 60-е, но истоки восходили ко все той же «оттепели».

Что же сделало возможным качест-венный, абсолютно неосознанный совре-менниками скачок в сфере массового соз-нания?

Во-первых, это генерализация непо-средственного (неопосредованного пе-чатным текстом и неподвижными фото-графиями газет) общения с множеством самых разных людей в самых различных обстоятельствах Конечно, неопосредо-ванность эта была иллюзорной, между зрителем и телевизионным изображени-ем стояла сложнейшая техническая струк-тура, но она, как таковая, не осознава-лась и выводилась за скобки. Если обра-титься к классической и, пожалуй, по сей день оставшейся единственной в своем роде книжке Владимира Саппака «Теле-видение и мы», то в центре феномена те-левидения на ее страницах мы находим именно межличностное общение со все-ми вытекающими отсюда эмоциями, вплоть до очевидной влюбленности авто-ра в Валентину Леонтьеву Конечно, вза-имность этих чувств была условной, од-нако достаточно обратиться к эволюции образов телевизионных ведущих, вплоть до Светланы Сорокиной или нынешних «медиатических» политических деятелей, чтобы убедиться в том, какой сильной подчас бывает магия личности с экрана, личности, делающей вид, что она любит именно тебя.

Вторым, несколько более поздним открытием было расширение границ ми-ра. Конечно же, для узкого круга читаю-щей и пишущей публики в советской Рос-сии заграница всегда существовала если не реально, то виртуально. Особенность эта была не только нашей. В свое время, еще в 20 -- 30-е годы, американские со-циологи заметили, какую решающую роль в изменениях обычаев, нравов, даже тра-диции, не говоря о манере поведения, сыг-рал голливудский кинематограф, обра-щенный к жителям замкнутых мирков провинциальных городов США.

В случае телевидения это воздействие было еще сильнее, и как бы ни «причесы-валась» действительность внутренняя и ни форсировалась неприглядность жизни «на стороне», главным был глобальный эффект существования большого мира, не сводившегося отныне к литературным образам и набившим оскомину идеологи-ческим прописям.

Речь в данном случае идет не только о процессах внутри нашей стра-ны, но о некоторых глобальных сдвигах в мировосприятии значительных масс на-селения земного шара Дело в том, что пришествие телевидения нарушило мо-нополию элит и интеллигенции (той са-мой читающей и пишущей публики) на широту кругозора. Отныне ребенок, под-росток, юноша или девушка, любой чело-век, в том числе и даже в первую очередь не имеющий никакого отношения к ин-теллектуальному труду, мог без особых усилий вырваться в широкий мир

В пределах нашей системы этот про-цесс многократно усиливался за счет не-скольких факторов. Первый из них -- от-носительная либерализация политиче-ского режима, позволившая расширить контакты с внешним миром «Оттепель» для телевидения пришлась очень кстати

Нельзя забывать и о том, что первым шагом в освоении дальнего тогда еще за-рубежья явилось победное шествие Советской Армии по Европе. Опасность для сталинского режима представлялась столь могучей, что он вынужден, был тут же поставить преграду на пути «космопо-литизма» И, думается, если бы не было телевидения, эта плотина просуществова-ла бы значительно дольше.

Не будем забывать о том, что сенатор Маккарти пытался сделать практически то же самое в США, и в те же 60-е годы его победа обернулась угрозой тотального поражения, из которой, правда, капита-листическая система вышла окрепшей, а наша -- еще более уязвимой.

По сути же своей речь шла о встреч-ных процессах, в совокупности приводя-щих к ощущению своеобразного единства мира, вне зависимости от социального происхождения людей, от их пола, возрас-та, сферы занятий и мало ли там чего еще. Именно с помощью телевидения массовая культура стала всеобъемлющим общемировым явлением, по отношению к которому могли теперь самоопределять-ся самые различные общественные и ху-дожественные течения.

Этот «переворот в мозгах» имел дале-ко идущие последствия и с точки зрения форм художественного мышления, и с позиций глобального соотношения сил.

Телевидение постепенно, на протя-жении 50 -- 60-х годов, превращалось в общий фон всего того, что происходило у тебя на глазах. Хотел ты этого или не хо-тел, ты соотносил свои непосредственные жизненные ощущения с телевизионной еще не картиной, но картинкой мира. В силу этого и художественные направле-ния стали самоопределяться по отноше-нию к этой картинке. Кинематограф час-тично был ассимилирован телевидением, а частично пытался оттолкнуться от него, уходя в зрелищность сначала, в 50-е годы, неудачно, затем в 70 -- 80-е -- с триумфом или в интеллектуализм, обращаясь к мо-лодежи и интеллигенции, к той самой чи-тающей и пишущей публике, которая де-монстративно презирала малый экран.

Эстетские и художественные авангардистские направления, начиная с поп-арта, подражали формам популярной культуры, а в конце 60-х -- начале 70-х го-дов и вовсе растворились в постмодернистском море, образцом для которого, ес-тественно, стало телевизионное вещание. Хочется подчеркнуть, что все эти про-цессы проходили как бы вне собственно телевидения. Само по себе, за редкими прозрениями, оно воспринималось как средство массовой информации и пропа-ганды, политическое оружие («четвертая власть») или же просто как источник све-дений об окружающем мире, пусть на но-вом уровне достоверности. Реально в хао-тическом брожении того, что можно было бы назвать причудливой смесью общест-венного сознания и коллективного бес-сознательного, наличие экрана-зеркала стремительно меняло многие ориентиры, причем происходило это вне, помимо и даже против воли корпорации вещателей. Существовавшая в те годы в боль-шинстве стран мира, за исключением США, государственная монополия на те-левизионное вещание, казалось бы, долж-на была свести «на нет» подрывной эф-фект малоуважаемого «ящика». Однако сегодня очевидно, что именно он стал ка-тализатором стремительной трансформа-ции множества взаимосвязанных соци-альных, культурных и художественных процессов, которые привели к принци-пиально новому соотношению сил в ми-ровой культуре. Одним из признаков этих изменений стал кризис чтения, когда письменное слово впервые за несколько веков уступило часть своих функций зву-козрительному ряду. То, что лишь наме-чалось в кинематографе, оказалось воз-можным с пришествием телевидения, по-ставившего коммуникативный процесс с головы на ноги. Если в кино возобладал игровой полнометражный фильм как форма вымысла и преимущественно ху-дожественное явление, то на телевидении во главу угла стала коммуникация как та-ковая, допускающая и художественные формы, но отнюдь не сводимая к ним. И нынешняя структура телевизионных про-грамм в многоголосии экранов свиде-тельствует о том, что расширение функ-ций звукозрительного ряда идет стреми-тельными темпами, буквально в геометрической прогрессии, «заглатывая» все новые и новые сферы действия естественного языка.

Культура СМИ

 

Культура общества представляет собой совокупность идей, связанных с существованием человека в мире, поэтому она отражается не только в деятельности сознания, но и в человеческих взаимоотношениях в обществе, в религиозных и научных представлениях о мире, в тех художественных образах, которые запечатлели этот мир во всем богатстве. Тотальная информатизация сегодня это всепроникающая черта современной цивилизации. Тезис "тот, кто владеет информацией, владеет миром" в информационном обществе становится всё более актуальным. В современную эпоху глобализации поражения и победы свершаются на невидимом фронте информационно-психологической войны, использующей коммуникативные технологии с долговременными и кратковременными целями. В подобных условиях роль СМИ в формировании общественного сознания значительно возрастает. Средства информации в современном мире представляют собой важную часть духовного производства. СМИ являются комплексом институтов и учреждений общества, порождающих единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение. С отменой цензуры в стране слово "свобода" стало одним из самых употребляемых в философском лексиконе. Все демократические конституции развитых стран закрепляют понятие свободы, видя в нем основу свободы печати оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Очень трудно дать оценку влиянию СМИ на человека, на его мнение сегодня, ведь недооценка влияния средств массовой информации на человека и манипуляция общественным сознанием становятся одной из главных причин вырождения культурных ценностей человека и общества, искусства и науки, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего поколения. Необходимо научиться четко оценивать информационную зависимость общества. Для того соблюсти гармонию между законом и реальной жизнью, необходимо переместить акцент философского знания и общественного мировоззрения с внешнего на внутренний мир человека, на его высшие социальные и духовные чувства. Средства массовой информации стали настолько влиятельными и значимыми, что создают единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение.            

Соответственно становятся первоначальным источником информации, прежде всего об окружающем мире. Особенно для младшего поколения. Это следует учитывать при работе над информацией, потому что СМИ сегодня создают значительный пласт культуры в ментальности общества. Недооценка влияния средств массовой информации на жизнь человека и общества становится причиной крушения устоявшейся системы ценностей человека и общества, искусства и науки, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего поколения. В условиях трансформации российского общества остро встала проблема изменения не только экономической, политической, социальной сфер общества, но и сферы духовной, что во многом обусловлено деятельностью средств массовой информации. Преобладающие в пространстве СМИ информационные технологии сегодня создали особую коммуникативную среду, в рамках которой происходит нивелирование традиционной российской системы ценностей и формирование новой системы по западному образцу.

Информация о работе Глобализация СМИ и ее влияние на мировую общественность