Городская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 12:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – раскрыть сущность происхождения городской культуры.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
2. Выявить сущность изучаемых понятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………................3
Глава 1. Зарождение городской культуры. Ее суть. …………………..................4
Глава 2. Городская литература…………………………………………………...5-6
Глава 3. Творчество жонглеров………………………………………..………..7-10
Глава 4. Зарождение театрального искусства…………………………………….11
Заключение ……………………………………..………………………...................12
Задание …………………………………………………………………………..13-14
Список использованной литературы………………………………........................15

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

        Судьба жонглера  − вечное кочевание "по землям дальним". Бродячие актеры скитались месяцами, боролись с усталостью, страдали от переходов и ночной стужи.

- 8 -

Неимущие и поэтому легкие на подъем, "дети большой дороги" ходили по городам и селам − от замка к замку, с ярмарки на ярмарку,  останавливаясь там, где их ожидал заработок. Они долго не задерживались на одном месте. Если жонглер оставался ночевать в доме, где его радушно приняли, то на другое утро он продолжал путь. Скоморошье искусство мобильно: зрелище не требовало хитрых приготовлений и могло состояться в любой обстановке.     Жонглеры подвергались всем опасностям кочевой жизни. Путешествия по трудным дорогам и тропам среди дремучих лесов, гор и ущелий требовали мужества и выдержки. Следовало быть готовым к рискованным встречам с разбойниками и всякими лихими людьми. С гистрионами случались и другие неприятные происшествия. Некий жадный вельможа натравил собак на жонглера, решив, что тот напрашивается на обед. Между тем, странник хотел только спросить дорогу и узнать новости.

Опасаясь случайностей, подстерегавших их на каждом шагу, хуглары перед дальней дорогой испрашивали совета у предсказателей судьбы.

Жонглеры поспевали везде, где скапливался падкий до зрелищ "добрый люд": на престольный праздник и ярмарку, выборы папы и коронацию, свадебное торжество или крестины в дворцовых покоях. Они − желанные гости на всех государственных и частных праздниках. Перед жонглерами опускали подъемные мосты замков, гостеприимно распахивали двери частных домов деревенских харчевен, куда их наперебой приглашали. Когда барабанная дробь и пение трубы возвещали о приближении "бесовских игрецов", торговцы закрывали лавки, ремесленники − мастерские. Все спешили увидеть и услышать тех, чей приход нарушал томящую монотонность будней. Принося любопытные вести и слухи, жонглеры приобщали слушателей к делам широкого мира, что раскинулся за пределами ближней округи. Появление бродячих потешников было радостным событием. Несмотря на протесты, аскетически настроенных ревнителей благочестия, они собирали многолюдную и пеструю аудиторию. Жонглеры встречали дружелюбный прием и у простонародья, и королевских апартаментах, и даже в домах священнослужителей и монастырях. Знатный барон щедро награждал сказителя, который на званом пиру достойно восхвалял подвиги его предков. На миниатюрах жонглеры выступают в тесном общении с благожелательными зрителями. Толпы зевак, мужчин и женщин, осаждают открытое со всех сторон место, где происходит спектакль. Поскольку при его оформлении применяли крайне незатейливый реквизит, все внимание непритязательной аудитории сосредоточивалось на актере − авторе, исполнителе и "режиссере" одновременно. Жонглеры, как находчивые мастера экспромта, остроумно отвечали. Подзадоривая публику, они втягивали ее в орбиту представления − так, по ходу действия, возникали искрометные импровизации с неожиданными выходками и проказами.  

        Французский  историк Э. Фараль сравнил жонглеров  с мотыльками, которые переносят  с места на место цветочную пыльцу. "Они были украшением общества, его поющей душой, анонимными, но могучими тружениками цивилизации". [2, 157]

 

- 9 -

        Не обласканные  судьбой, жонглеры дарили людям  радость. В течение столетий "низовые" актеры − единственные профессиональные представители светского театрально-зрелищного искусства. В их синкретичном творчестве были рождены начальные элементы тех искусств, которые обособятся и расцветут позднее: музыки, балета, комического театра, цирка, эстрады. От скоморохов вели родословную масленичные балаганные зрелища.

Самые удивительные трюки гистрионов приписывали их общению с потусторонними силами и прямому вмешательству дьявола. Как и языческих жрецов-волхвов, посредников между людьми и духами народное воображение наделяло скоморохов чертами ведунов, знахарей − знатоков магических формул-заговоров, "присушных" слов, тайных лечебных снадобий. "Всем скорбям знатоки" не только преграждали путь нечистому и изгоняли его, но охотно заключали с ним союз. Чудодейственными заклятьями они призывали слуг князя тьмы, сея вокруг себя сатанинское наваждение. О жонглерах рассказывали небылицы: эти "иудины дети" и "бесовы рассказчики" лживой прелестью заклинаний способны вызвать полчища духов, населявших небесную и земную твердь. Колдовскими свойствами обладали музыка и ритуальная песня-заговор − "играние бесовское". Основой для множества поверий и сказок стала легенда о "крысолове", владевшем магической дудочкой.

Однажды, когда город Хамельн заполонили полчища крыс, в нем объявился незнакомец в диковинном пестром наряде. Пообещав избавить жителей от напасти, таинственный пришелец заиграл на дудочке. Привлеченные ее звуками крысы вылезли из нор и устремились вслед за музыкантом к реке Везер, где и утонули. Но когда горожане отказались заплатить чужеземцу, тот снова заиграл. Завороженные роковой мелодией толпы детей пошли за "крысоловом" по направлению к горе, расположенной возле Хамельна, где бесследно исчезли навсегда.

Жонглеры – первые профессиональные танцовщики средневековья. В эпоху средних веков не приходится долго разыскивать носителей профессионального танца. Жонглер не только обслуживал все потребности общества в художественном слове, пении, инструментальной музыке, забавлял своих зрителей и буффонной шуткой, и акробатикой, и жонглированием, показывал ученых зверей и марионеток, т.е. служил заменой театра для всего феодального общества. Кроме всего этого жонглер танцевал как профессионал, руководил танцами то в замке, то на селе, организовывал процессии и шествия при дворе и на церковных торжествах, обучал танцам знатную молодежь.

Если бы этот жонглер был историческим лицом, его можно было бы назвать первым гением танца. Сделать из профессии, служившей только потехой зрителю, унизительным «ломаньем» из-за куска хлеба, средство для выражения вершин средневековой мысли (а поклонение богоматери – высший порыв средневековой души) – это гениально своей неожиданной новизной. И жонглер был бы первым профессионалом, поднявшим свой танец до уровня «полного человеческого достоинства». Но этот жонглер – лишь поэтический вымысел, и до появления профессионального танца, способного воплощать передовую идеологию своего времени, должно было пройти еще много веков.

- 10 -

Глава 4. Зарождение театрального искусства

 

     К XIII в. относится возникновение городского театра.

     Народный средневековый  театр своими корнями уходит  в литургическую драму католической  церкви. Ко времени позднего средневековья в ней стали превалировать развлекательность и зрелищность, и церковь была вынуждена перенести драматические представления на городскую площадь, что еще более усилило светский элемент в них.

     Приблизительно в  тот же период распространяются светские фарсы − юмористические сцены, в которых реалистически изображается жизнь горожан. Позднее фарсом стали называть самостоятельную форму средневекового спектакля − сатирического, не редко фривольного содержания, действующие лица которого представляли определенные социальные типы. Фарс стал главным народным жанром средневекового театра. В это время появляются народные пьесы и пасторали, преимущественно анонимных авторов.

     С XIII в. широкое распространение  получает особый жанр драмы в стихах − моралите − аллегорической пьесы, имеющей нравоучительный характер. Персонажи пьесы-моралите олицетворяли христианские добродетели и пороки. К XV в. пьесы-моралите претерпели большие изменения. Хотя сюжет их оставался основанным на христианских темах, они стали аллегорическими драмами, исполняемыми профессиональными актерами. Прямолинейность и назидательность морали сохранились, но усиление комического элемента, введение в представление музыки создавало форму народной драмы.

Театральное искусство активно развивалось и в Англии. Одновременно здесь начинает развиваться и драматический жанр − моралите, назидательная аллегорическая драма, главное в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и качества − Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и другие. Новым и чрезвычайно важным явлением было создание в городах нецерковных школ; это были частные школы, материально от церкви не зависимы. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. [5, 376]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 11 -

Заключение

 

        Основными представителями городской культуры являются жонглеры. Жонглеры − хранители коллективной памяти народа, носители художественного слова для не умевших читать, но любивших слушать. "Это была эпоха слуха... Поэзия кружила по свету чаще в живом слове, нежели в форме книжки. Книжки были редки и дороги. Подручную библиотечку, избранное из любимых поэтов хранили в памяти". В средневековой Европе, где знание ученой латыни монополизировала просвещенная элита, и грамотность оставалась привилегией избранных, эпическая и лирическая поэзия на народных диалектах циркулировала в устной передаче. Профессиональные певцы и рассказчики не только распространяли фольклорные произведения, выполняя важную общественную миссию: они могли быть и безымянными авторами песен, поэм, повестей, в которых история причудливо переплеталась с легендой.

При отсутствии привычных нам средств связи и техники и информации, странствующие актеры служили посредниками в культурном общении между народами. Велико значение жонглеров в развитии литературы и упрочении литературных контактов. Благодаря этим "первым учителям литературного вкуса" на протяжении средневековья осуществлялись межэтнические фольклорные связи, совершался обмен идеями сюжетами и жанровыми формами между литературами разных народов, в особенности говоривших на родственных языках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 12 -

Задание

 

( Назовите известные вам жанры  средневековой литературы. Объясните, в чем их отличие. Каким из  них вы отдаёте предпочтение, почему?)

 

Для средневековой литературы характерно многообразие жанров: героический эпос, рыцарская литература (романы и поэзия), солнечная поэзия трубадуров и миннезингеров, басни (фаблио), поэзия вагантов и многие другие.

Важнейшей составной частью формирующейся письменной культуры стал героический эпос. В героическом эпосе Западной Европы существуют две разновидности: исторический эпос (сказания, имеющие реальную историческую основу) и фантастический эпос (более близкий к фольклору, сказке). Эпические произведения ХII в. получили название «Поэмы о деяниях». Вначале они представляли собой устные поэмы, исполнявшиеся бродячими певцами  - жонглерами. Самыми знаменитыми эпическими произведениями были «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде» (Испания) и «Песнь о Нибелунгах» (Германия), в которых главными являются патриотические мотивы и чисто рыцарский духа.

Важной частью средневековой культуры была рыцарская литература.

Понятие «рыцарь» в Западной Европе стало синонимом знатности и благородства и противопоставлялось, низшим сословиям — крестьянам и горожанам. Рост сословного самосознания рыцарства усиливал их резко отрицательное отношение к простолюдинам. Росли также их политические амбиции, их претензии на то, чтобы поставить себя на недосягаемую социальную и моральную высоту.

Постепенно в Европе складываются образ идеального рыцаря, и кодекс рыцарской чести, согласно которому «рыцарь без страха и упрека» должен происходить из благородного рода, быть отважным воином, постоянно заботиться о приумножении своей славы, совершать подвиги, о которых должен был знать весь «христианский мир». Также идеальный рыцарь должен был хранить безусловную верность своим обязательствам перед сеньором или равным себе, быть щедрым по отношению к вассалам, защищать слабых и угнетенных. От рыцаря требовались обходительность, умение играть на музыкальных инструментах и сочинять стихи, участие в турнирах и, наконец, соблюдение всех правил «куртуазии» — безупречного воспитания и поведения при дворе (светскости). Еще рыцарь должен был быть преданным возлюбленным избранной им «дамы сердца». В кодексе рыцарской чести этика военных дружин переплеталась с нравственными ценностями христианства и эстетическими нормами феодальной среды. Конечно, образ идеального рыцаря нередко расходился с действительностью, но все же он играл большую роль в западноевропейской средневековой культуре.

В рамках рыцарской культуры в ХII в. появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. Термин «роман» обозначал первоначально только стихотворный текст на живописном романском языке в отличие от текста на латыни.

- 13 -

А затем он стал использоваться для названия определенного жанра.

Первые рыцарские романы появились в англо-нормандской культурной среде. Зачинателем легенд о подвигах короля древних бриттов — Артура, о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе с англосаксами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе цикла романов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Герои его — Ланселот и Персеваль, Пальмерин и Амадис — воплощали высшие рыцарские добродетели. Распространенным мотивом рыцарских романов, особенно бретонского цикла (Бретань — область во Франции), были поиски святого Грааля — чаши, в которую, по преданию, была собрана кровь распятого Христа.

В бретонский цикл романов входит и прекрасная «Повесть о Тристане и Изольде» — поэма о вечной, неумирающей страсти, которая возгорается главных героях после того, как они по ошибке выпивают любовный напиток.

Информация о работе Городская культура