Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 19:32, доклад
10 декабря 2005 года исполнилось 163 года со дня рождения великого русского политического философа, публициста и естествоиспытателя Николая Яковлевича Данилевского, автора знаменитой книги «Россия и Европа». И сегодня, когда Россия находится в тяжёлом нравственном и экономическом положении, полезно всем нам прислушаться к голосу этого замечательного деятеля — патриота своей Родины.
Более того можно отметить и то, что, например, некоторые части «Войны за Болгарию», куда входит глава «Константинополь», вполне попадает под определение «геополитической работы». И в этом плане, «идея Константинополя», впервые выраженная у Ф.И. Тютчева, получила своё продолжение у Данилевского и у многих других консервативных мыслителей (в том числе у Ф.М. Достоевского, И.С. Аксакова, Н.Н. Страхова, К.П. Победоносцева, В.И. Ламанского, К.Н. Леонтьева ).
Своей страстной публицистикой Данилевский помог русскому обществу понять причины нелюбви Запада к России, причём любого Запада к любой России. Россия сама по себе огромна, а, следовательно, чужая и, в общем, другая. Поэтому в лагере ненавистников России оказались непримиримые её враги различных партий и идейных течений — от лорда Пальмерстона, Наполеона III до К. Маркса, Ч. Диккенса, орлеанистов и банкиров Сити. Произошло как бы своего рода объединение в ненависти к нашей стране всей Европы: начиная от «жидовствующей, спекулирующей до демократической, революционной, социалистической, начиная с народно-революционных партий ... до космополитической интернационалки» — так все сходились на нелюбви к исторической России. Это явление и отметил Данилевский в статье «Как отнеслась Европа к русско-турецкой распре».
Кроме этого, трагически воспринималась Данилевским потеря образованным русским обществом ясного понимания конкретных национальных задач, не говоря уже о метафизике национально-государственного бытия. Данилевский, как бы повторяя Ф.И. Тютчева, говорившего: «напрасный труд, нет их не вразумишь, чем либеральнее, тем они пошлее», отмечает у этой интеллигенции утрату твёрдой почвы отечественных преданий и, «повторяя, как попугаи, чужие слова и мысли», вся либеральная публика стала восприимчива к любым доктринам, вплоть до самых нелепых и разрушительных. Русские головы всё больше засорялись европейским идеологическим мусором, и подобная идеологическая грязь вызвала в России болезнь отречения от национальных корней, которую Николай Яковлевич и определял как европейничанье (а можно сказать и европобесие). Ныне же эта болезнь приняла у нас всё более опасный характер и её можно назвать американобесие или западобесие.
В эти же годы, как отмечает К. Султанов, укрепляется его тесная дружба с Н.Н. Страховым (кстати, другом Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого), который становится частым гостем Николая Яковлевича в Мшатке, крымском поместье, приобретённом им в 1867 году.
В 1861 году Данилевский женится на Ольге Александровне Межаковой. Вторая жена родила ему пятерых детей. И уже в 1864 году семейство отправляется на юг, в Мисхор, что находится в Крыму под Ялтой.
Н.Я. Данилевский умер 7\23
ноября 1885 года в Тифлисе на 63 году
жизни в конце своей
25 мая 1995 года бетон
был снят с могилы, поставлен
крест, а 22 мая 1997 года возле
места захоронения был устроен
камень с надписью: «На сём
месте 22 мая 1997 года в день
памяти Перенесения мощей
А.А. Фет отозвался на смерть Данилевского стихотворением, которое вошло во многие сборники его стихотворений. Помянем его и мы, вместе с Фетом:
«Если жить суждено и на свет не родиться нельзя
Как завидна, о странник почивший, твоя мне стезя!
Отдавайся мысли широкой, доступной всему,
Ты успел оглядеть, полюбить голубую тюрьму.
Постигая, что мир только, право, живущим хорош,
Ты восторгов опасных старался обуздывал ложь;
И у южного моря, за вечной оградою скал,
Ты местечко на отдых в цветущем саду отыскал».
Используемая литература:
1)Н.Я. Данилевский. Россия и Европа. – Сп-б:1995.
2) Н.Я. Данилевский. Россия и Европа. – М: 2003.
3) Н.Я. Данилевский. Горе
победителям. Политические
4)Б.П. Балуев. Споры о
судьбах России. Н.Я. Данилевский
и его книга «Россия и Европа».
5) Русская философия. Словарь. – М: 1995.
6) Л.Р. Авдеева. Русские
мыслители: А.А. Григорьев, Н.
7) К.В. Султанов. Социальная философия Н.Я. Данилевского: конфликт интерпретаций. – Сп-б: 2001.
8). И.Р. Шафаревич. Духовные основы кризиса ХХ века. – М: Сретенский монастырь, 2002.
9) Русско-славянская цивилизация.
Информация о работе Данилевский Николай Яковлевич: Россия не Европа