Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:32, реферат
Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.
Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.
Введение
Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.
Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.
Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м - 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и отваживались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китайской культуры: высокий уровень строительного искусства, традиционность построек и религиозных обрядов, культ предков, рационалистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.
В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.[1]
1.Династии в Древнем Китае
1.1Династия Шан-Инь
История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э.
В середине 2-го тысячелетия до н. э.
в долине реки Хуанхэ возникло первое
китайское государство под
Многие черты материальной культуры шан-иньского периода указывают на её генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н. э. Немалое сходство мы наблюдаем в керамике, характере земледелия и применения сельскохозяйственных орудий. Однако, по крайней мере, три важнейших достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности.
Шанское общество находилось на грани меднокаменного и бронзового веков. В так называемом Иньском Китае происходит общественное разделение труда на земледельцев и специализированных ремесленников. Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда. Скотоводство также играло значительную роль в жизни иньцев. Самым главным ремесленным производством было бронзолитейное. Существовали довольно крупные ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т. д.
В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное строительство и, в частности, градостроительство. Города (размером примерно в 6 кв. км) строились по определённому плану, с монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими.
При династии Шан-Инь достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные гадальные кости, на которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления, и бронзовые сосуды.[2]
1.2Династия Чжоу
Чжоу, название китайской династии и эпохи в истории Древнего Китая [1027—256 (по другим данным, 249) до н. э.]; делится на Западную Чжоу (1027—771 до н. э.) и Восточную Чжоу [770—256 (по другим данным, 249) до н. э.]. Династия Чжоу была основана У. Ваном, вождём племени чжоусцев. Для управления страной был использован метод выделения уделов, власть в которых предоставлялась родственникам, сподвижникам и союзникам вана (царя). Чжоуская аристократия, опиравшаяся на чжоусцев-дружинников, в ряде пожалованных ей уделов составляла чужеродный элемент, и поэтому её господство имело своим следствием не только социальный, но и племенной гнёт.
В период Чжоу с 6 в. до н. э. началось распространение железа, что привело к резкому подъёму производительных сил, улучшению обработки почвы. Эпоха Чжоу ознаменовалась образованием ряда философских школ (конфуцианства, даосизма, фацзя и др.), развитием литературы, изобразительного и музыкального искусства.[3]
1.3Династия Цинь и Хань
В 221 г. до н. э. период «воюющих царств» завершился
объединением Китая под властью могущественной
династии Цинь. Государство Цинь было
первой централизованной империей на
территории Китая. В этот период начинается
строительство Великой китайской стены.
При ее возведении использовали только
камень. Толщина стены у основания достигала
восьми метров, наверху - не менее пяти
метров; высота стены большей частью составляла
шестнадцать метров, а ее общая протяженность
- 2450 км. Окончательно строительство этого
величайшего в мире оборонительного сооружения
было завершено в XV в. н. э. в правление
династии Мин. С тех пор и до нашего времени
сохранность стены поддерживается регулярными
ремонтными работами.
Дворцы циньских и ханьских правителей,
возведенные на платформах и окруженные
садами из деревьев редких пород, поражали
своей многоцветностью и роскошью отделки.
Для их строительства использовали породы
ценного дерева. О конструкции и размерах
домов городской знати и дозорных башен
можно судить по глиняным моделям, обнаруженным
в погребениях. Встречаются многоярусные
стройные башни, двух- и трехэтажные дома
с крытыми воротами и угловыми башенками.
Широкие четырехскатные крыши домов обычно
были прямыми, но к концу периода Хань
их тяжелые концы стали слегка приподниматься
по углам кверху, что придало им легкость
и изящество, делая похожими на крылья
летящей птицы.
Империя Цинь просуществовала только
14 лет, а затем пала в результате народного
восстания.[4]
2.Культ предков
Культ предков восходит
к истокам религиозных
Это не означает, что обожествлялся
каждый покойник. Простые люди жили
и умирали в древнем Китае,
как и во всем мире, в лучшем случае
они оставляли по себе память в
сердцах и умах своих близких.
Но правители и знатные аристократы, число которых
в чжоуском Китае резко увеличилось по
сравнению с Инь, как правило, претендовали
на родство с правящим домом и на божественный
статус своих умерших предков.
Считалось, что человек наделен двумя
душами - материальной и духовной. Первая
после смерти уходит вместе с телом в землю
- и именно для ее ублаготворения с покойным
отправляли на тот свет его вещи, женщин,
слуг (после эпохи Инь людей, как правило,
с покойным не сопогребали). Вторая душа
отправлялась на небо, где занимала место,
строго соответствовавшее статусу ее
обладателя. В домах правителей и чжоуских
аристократов в честь умерших предков
сооружались специальные храмы, в которых
на алтарях устанавливались таблички
с именем покойного.
Существовал даже табель о рангах, согласно
которому чжоуский ван имел право на семь,
удельный князь - на пять, а знатный аристократ
на три таблички в храме его предков. Принося
жертвы в честь этих предков, правители
и аристократы чжоуского Китая уже не
ожидали, как было в Инь, непосредственного
божественного вмешательства покойников
в их жизнь (хотя подчас в чжоуских хрониках
встречаются записи и такого рода, как,
например, о появлении духа предка, дающего
советы или делающего выговоры). Гораздо
большее значение этот культ имел для
практических потребностей на этом свете.
Престиж человека, его место в обществе,
степень и близость его родства с правителем,
т. е. знатность его,- все это было, как и
в других аналогичных обществах древности
и средневековья, связано с его происхождением.
А происхождение, фиксируемое через посредство
культа предков, обусловливало не только
место человека в чжоуском Китае, но и
его право на руководство многочисленными
менее знатными сородичами и другими людьми,
прежде всего содержавшими его крестьянами-общинниками.[5]
3.Основные идеологические направления
3.1Учение Конфуция
Величайший китайский философ Кун-цзы, известный в европейской литературе под именем Конфуция (551 -- 479 гг. до н. э.), в качестве социального идеала выдвинул благородного человека, обладающего высокими моральными качествами, готового пожертвовать собой во имя истины, с высоким чувством долга, гуманиста, соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми и глубоко уважающего старших. Конфуций призвал современников следовать древней китайской традиции почитания предков. Предложив начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье («пусть отец будет отцом, а сын - сыном»), он выдвинул тезис о том, что государство - та же семья, только большая. Тем самым Конфуций распространил принципы отношений долга, почтительности и человечности на административную практику и государственную политику. Китайскому философу принадлежит также идея разумного управления государством, конечной целью которого он видел создание этически безупречного и социально гармоничного общества. Именно для осуществления этой идеи Конфуций и готовил в созданной им школе кандидатов на должности чиновников.[1]
3.2Расцвет Конфуцианства при династии Хань
Правление династии Хань стало временем расцвета и господства конфуцианства, приправленного, правда, изрядной порцией легистских и даосских идей. Представители элиты при занятии государственных должностей были обязаны сдавать экзамен по конфуцианской философии. Однако после падения династии Хань в Китае надолго воцарился хаос. Конфуцианство эпохи Хань в Китае рассматривается как проявление высокой мудрости. С гордостью и тоской об утраченном китайцы называют себя наследниками блестящей эпохи Хань, а Конфуция почитают как величайшего национального гения.
Начиная с ханьской эпохи конфуцианский императорский Китай, несмотря на постоянные взлеты и падения, смену периодов централизации и децентрализации, катастрофические кризисы, мощные крестьянские восстания и набеги северных кочевников, продолжал существовать почти в неизменном виде и после кризисных ситуаций возрождался из пепла таким же, с незначительными изменениями. Были найдены устойчивые образ жизни и система государственного управления, в основе которой лежала идеология «синтезированного» конфуцианства, вобравшего в себя элементы легизма, даосизма и других древних китайских философских учений.[6]
3.3Даосизм
Вторым по степени влияния в Китае было философское учение о Великом Абсолюте, даосизм, оформившееся примерно в IV в. до н. э. Китайское слово «дао» многозначно; оно означает «путь», «мировую основу бытия», «первооснову всякого бытия». Главный канон даосизма - «Дао де цзин» - приписывают китайскому философу Лао-Цзы, легендарному современнику Конфуция, имя которого в переводе означает «мудрый старец». Есть основания полагать, что это не реально существовавшая личность, а мифическая, созданная позже самими даосами.
Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи - все понятия и ценности относительны. Все в мире подчинено естественно выбранному небом закону, в котором скрыто бесконечное разнообразие и вместе с тем порядок. Человек должен стремиться взаимодействовать с вещью или миром как целым, поэтому синтез предпочтительнее анализа.
Даосизм наставлял человека на непосредственное постижение любого целого, будь то предмет, событие, явление природы или мир как целое. Он учил стремиться к спокойствию души и интеллектуальному пониманию всякой мудрости как какой-либо целостности. Для достижения такой позиции полезно абстрагироваться от всяких связей с обществом. Полезнее всего размышление в одиночестве. Основная идея практической философии или этики Лао-Цзы - принцип неделания, бездействия. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.
Идеалы даосизма вдохновляли китайских поэтов и художников на изображение природы, а многих китайских мыслителей, стремящихся к познанию мира, побуждали покинуть общество и жить в уединении на лоне природы.[7]
3.4Проникновение буддизма
Буддизм начал проникать в Китай из Индии в I в. н. э. Как религия страдания, надежды, утешения и вознаграждения буддизм широко распространился в Китае в V в., став в некоторых царствах почти официальной религией.
Буддизм начал распространяться в Китае примерно в то же время, что и христианство в Европе. Буддизм не вступил в оппозицию к конфуцианству и даосизму. Он с самого начала выступил как дополнение к ним, как практическое учение, наставляющее личность на путь нравственной и интеллектуально возвышенной жизни. Взаимовлияние буддизма, конфуцианства и даосизма привело к появлению особого, китаизированного, варианта буддизма, значительные элементы которого сохранились в Китае и в настоящее время.
Вместе с буддизмом из Индии в Китай проникает скульптурное изображение человека. В пещерных храмах Юнкана и Лунмыня сохранились величественные памятники китайской монументальной скульптуры VIII-V вв. до н. э. В Китае, начиная со II в. до н. э. существовала и поощрялась историческая и портретная живопись. Некоторое представление об этом искусстве дают шаньдунские рельефы, украшающие гробницы. На них изображены: скачущая конница, выезды на колесницах, торжественные приемы у императора.[8]
4.Китайский ренессанс
Во второй половине VIII в. в культурной жизни Танской империи возникло движение, получившее название китайского ренессанса. Оно вызвало к жизни свою философию и эстетику, художественную литературу и искусство, свою науку и публицистику. Его крупнейшими представителями были выдающиеся поэты, писатели, публицисты, философы, историки, общественные и государственные деятели. Развивалось это движение под лозунгом обращения к «древнему просвещению», т. е. к культуре древнего царства Чжоу и династии Хань.
5.Три великих поэта
Поэзия первой возвестила о новых веяниях в интеллектуальной жизни Китая. Новую эру в китайской поэзии открыли три великих поэта - Ли Бо, Ван Вэй и Ду Фу.
Ли Бо (701-762) - первый поэт китайского возрождения, жил в горах с даосскими отшельниками. В его лирике звучала тоска по ушедшим временам, он пел об изменчивости человеческой дружбы и противопоставлял ей верность животных своему хозяину. Ли Бо писал лирические стихи о природе, своей стране, радостях и горестях жизни. Они проникнуты жизнелюбием, стремлением к радости и воле.
Совсем иным - и человеком, и поэтом - был Ван Вэй (699-759). Чиновник высокого ранга, он писал прекрасные стихи о природе, полные глубоких человеческих переживаний. Кроме того, Ван Вэй был и превосходным живописцем, мастером пейзажа.