Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:12, контрольная работа
Цель работы - исследование некоторых вопросов истории изучения и теории мифа, комплекса мифологических представлений древних греков, проблемы соотношения религии и мифологии.
Задачи работы:
- представить общую характеристику древнегреческой мифологии;
- охарактеризовать мифы о богах;
- выявить специфику мифов о героях.
Введение……………………………………………………..........…………………….3
1. Общая характеристика древнегреческой мифологии…………..…………….….4
2. Мифы о богах………………………………………………………….........………6
3. Мифы о героях……………………………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………….......……………18
Список литературы………………………………………………….......……………...19
Содержание
Введение……………………………………………………..
1. Общая характеристика древнегреческой мифологии…………..…………….….4
2. Мифы о богах…………………………………………………………...
3. Мифы о героях………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
За последние годы
в нашей стране возрождается
интерес к классике. Новая роль
церкви в обществе
Роль религиозного
фактора в жизни древних
Актуальность и значимость
данной темы определяется и тем, что
история мифологии и степень
ее влияния на развитие политической
и других сфер жизни общества в
различные исторические эпохи является
одной из центральных проблем
современного гуманитарного знания.
Неоценима также та роль, которую
сыграла древнегреческая
Цель работы - исследование
некоторых вопросов истории изучения
и теории мифа, комплекса мифологических
представлений древних греков, проблемы
соотношения религии и
Задачи работы:
- представить общую
- охарактеризовать мифы о богах;
- выявить специфику мифов о героях.
1. Общая характеристика древнегреческой мифологии
Представления и религиозный
быт древних греков находились
в тесной связи со всей их
исторической жизнью. Уже в древнейших
памятниках греческого
В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).
Можно различить, далее,
культы государственные и
Это правило не везде,
однако, могло быть проведено
с безусловной
Древнегреческая религия
имела своё сложное
Сущность хтонического периода развития греческой мифологии заключается в следующем. Во время создания первых мифов люди всецело зависели от природных условий. Все непонятное представлялось им проявлением божественной силы, спастись от гнева которой невозможно. Процесс жизни воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно нагроможденном виде, все окружающее материализуется, одушевляется, наделяется непонятными слепыми силами. Земля представляется живой, все из себя рождающей. Поэтому древнейшая мифология и называется хтонической. Средоточие силы – фетиш, и вся мифология представляла собой фетишизм. Духовная жизнь человека тоже отождествляется с фетишизмом. Первые боги – ужасные создания, нередко выглядящие как люди с головами или туловищами животных. Однако к олимпийским богам иногда можно было обращаться с просьбами и надеяться на их выполнение.
В мифологии олимпийского
периода появляются герои,
2. Мифы о богах
В греческой мифологии
проявляются представления
Прежде всего остального
в мире существовал
Их было 12 - шесть сыновей и дочерей Урана и Геи. Океан и Тефия породили все реки. Гипперион и Тейа стали предками Солнца (Гелиоса), Луны (Селены) и розоперстой зари (Эос). От Иапета и Асии произошел могучий Атлант, держащий ныне небесную твердь на своих плечах, а также хитроумный Прометей, недалекий Эпиметей и дерзкий Менетий. Еще две пары титанов и титанид произвели на свет горгон и другие удивительные существа. Но будущее принадлежало детям шестой пары - Крона и Реи.
Не понравилось Урану его потомство и он сбросил циклопов и сторуких великанов в Тартар, ужасную бездну (которая одновременно являлась и живым существом и имела шею). Тогда Гея, вознегодовав на супруга, уговорила титанов восстать против Неба. Все они напали на Урана и лишили его власти. Владыкой мира отныне стал Крон - самый хитрый из титанов. Но он не выпустил из Тартара прежних пленников, опасаясь их силы.
Греки называли период
правления Крона золотым веком.
Когда Зевс стал
взрослым, он сумел хитростью
освободить своих братьев и
сестер, и они начали борьбу
с Кроном и титанами. Десять
лет они сражались, но победа
не давалась ни той, ни другой
стороне. Тогда Зевс по совету
Геи освободил томящихся в
Тартаре сторуких и циклопов.
Отныне циклопы стали ковать
Зевсу его прославленные
Считаем целесообразным
охарактеризовать некоторые,
Зевс олицетворяет переход к патриархату поскольку воспринимается как верховное божество отец богов и людей, главу олимпийской семьи богов. Его появление символизирует переход к олимпийскому периоду, поскольку Зевс для утверждения в качестве верховного бога вынужден бороться с чудовищами – Тифоном и гигантами. В то же время Зевс близок людям и, как нам представляется, лишь номинально обладает всеобщей властью. Он порой борется за власть с другими богами (Герой, Посейдоном, Афиной), периодически у него появляются дети от смертных женщин(Геракл, Персей, Минос, например). Верховенство Зевса проявляется также в насаждении им моральных устоев и государственности(именно Зевс вложил в людей стыд и совесть как предвестники морали; мораль – предтеча права, а право возникает одновременно с государством).
Во внешнем облике
перечисленные и другие
Культовые праздники
в честь Зевса немногочисленны,
Тем не менее, некоторые
элементы в образе Зевса
Афина Паллада –
в греческой мифологии богиня
справедливой войны и победы,
а также мудрости, знаний, искусств
и ремесел; воительница,
Метида была первой женой Зевса. Зевс проглотил ее, так как по предсказанию мойр (либо по словам самой Метиды) после Афины она должна была родить сына, который станет властителем неба. Но через некоторое время он почувствовал страшную головную боль и приказал Гефесту разрубить себе голову. Из расколотого черепа Зевса и вышла в полном вооружении, в шлеме, с копьем и щитом воительница Афина Паллада.
Являлась одной из
наиболее почитаемых богинь
Афина изображалась
в образе Паллады (
Атрибуты - олива, сова (символ мудрости) и змея (рудименты хтонической мифологии, когда все живое пугало человека и представлялось ему олицетворением могущества). Являлась покровительницей змей (в храме в Афинах обитала огромная змея - страж Акрополя).