Древнегреческая мифология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - исследование некоторых вопросов истории изучения и теории мифа, комплекса мифологических представлений древних греков, проблемы соотношения религии и мифологии.
Задачи работы:
- представить общую характеристику древнегреческой мифологии;
- охарактеризовать мифы о богах;
- выявить специфику мифов о героях.

Содержание

Введение……………………………………………………..........…………………….3
1. Общая характеристика древнегреческой мифологии…………..…………….….4
2. Мифы о богах………………………………………………………….........………6
3. Мифы о героях……………………………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………….......……………18
Список литературы………………………………………………….......……………...19

Вложенные файлы: 1 файл

Текст.docx

— 51.27 Кб (Скачать файл)

 Персей победил горгону  Медузу.

 Прометей похитил огонь  с Олимпа, принес его людям  в тростнике и научил людей  пользоваться огнем. Правда, своего  дара предвидения он не дал,  поэтому люди, получив огонь, стали  стремиться к повседневному труду,  забывать горести и постоянно  надеяться на лучшее.

 Не узнав Тесея,  Эгей отправил сына на верную  смерть – охотиться на марафонского  быка, в течение многих лет  наводившего ужас на местных  жителей. Тесей, однако, не погиб,  а убил быка.

 Что касается Сизифа, тот и вовсе пытался победить  смерть, заточив в заключение  бога смерти Таната.

 Многие герои мифов  насаждают среди людей элементы  культуры.

 Например, Прометей дает  людям огонь как символ технического  прогресса. А поскольку Прометей  упоминается и как один из  создателей людей, распределявший  способности, именно он наделяет  смертных разумом, учит их строить  дома, корабли, заниматься ремеслами,  носить одежды, считать, писать  и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. За активное участие в культурной  жизни человечества Зевс наказывает  Прометея, так что герой еще  и принимает на себя муки  людей.

 Геракл приносит людям  такое полезное изобретение, как  использование почти что в промышленных масштабах воды для очистки загрязненных территорий. Его можно по праву назвать изобретателем первого унитаза.

 Немало полезных изобретений  дарит миру Дедал. Он – автор  первого в мире летательного  аппарата, изобретатель лабиринта.

 Орфея тоже можно  назвать культурным героем. Пусть  он не распространяет полезные  механические изобретения, зато  он способствует знакомству людей  с шедеврами музыкальной культуры, поскольку его музыкой заслушиваются  не только смертные, но и боги.

 Вероятно, практически  каждого героя можно считать  «культурным», поскольку, совершая  свои подвиги, все они помогали  людям справляться с трудностями  и находить выход из любой  сложной ситуации, не бояться  трудностей и успешно противостоять  врагам, то есть наиболее важным  их культурным предназначением  является вселение надежды в  тех, кто впоследствии прославил  их.

 В мифах о героях последние часто борются со злом не грубой физической силой, а при помощи ума.

 Например, Прометей обманом  похищает у богов огонь, чтобы  отдать его людям.

 Геракл, зная о том,  что немейский лев неуязвим  для стрел, душит его. Чтобы  убить лернейскую гидру, у которой на месте отрубленных голов вырастали новые, он придумал прижигать раны огнем. Эриманфского вепря Геракл поймал, загнав в снег. Стимфалийских птиц Геракл сначала напугал трещотками, изготовленными Гефестом, после чего без труда перебил. Путь к Гесперидам Геракл узнал, захватив во время сна всеведующего морского бога Нерея. Наконец, он придумал, как очистить авгиевы конюшни при помощи мощного потока воды.

 Персей узнал, как  добраться до нимф, обладавших  крылатыми сандалиями и шапкой-невидимкой, от грай. У них герой украл единственный на троих глаз и зуб, а в обмен граи были вынуждены указать ему дорогу. Горгону, на которую нельзя было смотреть, чтобы не превратиться в камень, он победил, глядя на ее отражение в блестящем щите, а морское чудовище и тирана Полидекта – превратив их в камнипри помощи головы Медузы.

 

 

 Сизиф дважды избежал  смерти, сначала обманом заточив  в подземелье бога смерти Таната, а потом велев своим близким не приносить богам жертвы по поводу его кончины. Аид был вынужден выпустить Сизифа из царства мертвых, куда добровольно тот уже не вернулся.

 Дедал смог скрыться  от Миноса, изготовив крылья из  скрепленных воском птичьих перьев.

 Тесей обманул Прокруста,  заставив последнего улечься  на ложе, которое жестокий разбойник  приготовил для убийства своих  жертв. Герой выбрался из лабиринта  после победы над Минотавром  благодаря хитрости – он использовал  нить клубка, который дала ему  Ариадна.

 Орфей покорил Кербера и Аида при помощи своего чудесного музыкального дара и даже получил от владыки царства мертвых разрешение забрать погибшую жену Эвридику – герою это почти удалось.

 Условно типы героев, встречающихся в мифах, можно  разделить на две категории:  те, которые благодаря своим сверхъестественным  способностям приносят пользу  людям, порой жертвуя при этом  собой, и те, которые заботятся  исключительно о личных интересах.  Вторых, как правило, жестоко наказывают  боги, первых, даже идущих наперекор  воле высших сил, в итоге  прощают.

 К первым относятся следующие герои.

 Прометей похищает  для людей огонь, учит их  ремеслам, цивилизованному образу  жизни. За это его приковывают  к скале и подвергают страшным  мукам: его печень клюет орел. Но в итоге Зевс прощает  непокорного.

 Персей спасает мир  от Горгоны Медузы, избавляет  Андромеду от чудовища, за что  ему содействуют боги и в  итоге вознаграждают.

 Геракл совершает подвиги,  чаще всего убивая чудовищ,  вредящих людям (немейского льва, гидру, птиц и других), за что после мучительной смерти от яда возносится в сонм богов.

 Тесей по пути к  отцу избавляет сограждан от  ряда жестоких разбойников, затем  убивает чудовище Минотавра в  лабиринте(созданном Дедалом).

 Орфей доставляет людям  эстетическое удовольствие своим  пением и игрой на музыкальных  инструментах, за что даже удостаивается  возможности спасти жену Эвридику. Попытка проваливается, но после смерти муж с женой воссоединяются.

 Ко второй категории  героев относятся Сизиф и Дедал.  Первый дважды обманывает богов,  чтобы избежать смерти и даже  пленяет бога смерти Таната. За это он вынужден после смерти бесконечно вкатывать на гору валун, который каждый раз скатывается с вершины вниз. Дедал использует талант для личного обогащения и для того, чтобы сбежать вместе с сыном от тирана, но боги наказывают его смертью единственного сына Икара. Тем не менее, даже это горе не заставляет Дедала служить людям. Даже после этой трагедии он использует способности лишь в своих интересах(в частности, строит лабиринт для Минотавра).

 

 Кроме героев в греческих  мифах действуют и другие персонажи.  Как мы только что показали  на примерах, в первую очередь  это боги – то сочувствующие  героям и помогающие им(Гефест умоляет Зевса простить Прометея, Персею и Тесею помогает Афродита, Геракл находится под покровительством своего отца Зевса, Орфею содействует Аид), то препятствующие им и наказывающие(Прометея наказывает лично Зевс, Гераклу мешает из ревности к его матери Гера, Сизифа наказывают все боги, оскорбленные им). Кроме богов, с героями взаимодействуют другие люди, порой тоже обладающие особыми качествами (например, колдунья Медея, одна из жен Геракла, сурово отомстившая ему за измену). И, конечно, речь идет о персонажах, с которыми сражаются герои и которых они побеждают – чудовища, о которых речь шла выше.

 Типовой портрет греческого  героя представляется нам следующим  образом. Это, как правило, человек  молодой(за исключением Прометея и Дедала все перечисленные герои совершали свои подвиги с юности), физически развитый(для борьбы с чудовищами это качество незаменимо). О последнем свидетельствуют такие моменты: Прометей сумел похитить огонь у самих богов. Персей смог справиться с Медузой Горгоной. Сизиф после смерти вынужден постоянно вталкивать на гору огромный камень – слабому человеку придумали бы другое наказание. Геракл побеждает целые полчища опасных чудовищ вроде Лернейской Гидры или Немейского льва.

 Герой – человек  или полубог(обычно – сын бога, иногда он получает бессмертие в награду за подвиги или, как Геракл, даже причисляется к сонму богов).

 Все герои обладают  незаурядными умственными способностями  или каким-то исключительным талантом  в определенной области. Например, Персей использует в качестве  зеркала щит, чтобы, посмотрев  на Медузу Горгону, не превратиться  в камень. Сизиф обманывает бога  смерти Таната и даже лишает его свободы. Дедал – выдающийся изобретатель, а Орфей – замечательный музыкант.

 Герои часто противопоставляют  себя богам, вступают с последними в противодействие и нередко побеждают. Тесей, в частности, спустился даже в царство мертвых, чтобы добыть в жены своему другу Персефону, супругу Аида. Орфей также побывал в Аиде, чтобы спасти свою возлюбленную Эвридику, но при этом не бросал богам столь откровенный вызов, а покорил Аида и других обитателей царства мертвых своим пением. Особенно примечателен подвиг Прометея, решившегося ради людей на самопожертвование и похитившего священный огонь у богов. Поступок Сизифа, сумевшего сбежать из Аида, -- тоже проявление противодействия героев богам.

 Тем не менее, важную  роль в греческих мифах играет  Судьба.

 Так, судьба Прометея  после того, как он похитил  у богов для людей огонь,  изменена Зевсом. Отныне герой  в течение многих веков прикован  цепями к скале, его печень  клюет железный орел, и изменить  это положение до момента, указанного  богами, когда должно прийти избавление  Прометея от мук, не может  даже сам верховный бог.

 

 Персей независимо  от собственной воли нечаянно  убивает диском своего деда  Акрисия во время состязаний. Акрисий знал о том, что примет смерть от руки внука, и пытался воспрепятствовать этому. Сначала запер свою дочь Данаю в медный терем, чтобы она не смогла познакомиться с мужчиной и родить будущего убийцу отца, а потом, когда в терем проник Зевс в виде золотого дождя и все же овладел девушкой, бросил новорожденного внука и дочь в ящике в море, надеясь избежать злой участи. Это Акрисию не помогло.

 В мифе о Сизифе  показано, что попытка уйти от  судьбы может быть жестоко  наказуема. Хитрец небезуспешно  попытался обмануть смерть, заточив  самого бога смерти Таната у себя. Это Сизифу не помогло. Кончина все равно настигла его, а в царстве Аида он вынужден бесконечно катить в гору тяжелый камень, который на вершине горы все время скатывается вниз. Наказание же кончится лишь тогда, когда камень останется на пике горы.

 Геракл по воле судьбы, предсказанной Зевсом, и по воле  Геры, ненавидевшей сына своего  могущественного супруга, родился  позднее, чем предполагал его  отец, и стал не царем, а слугой  у трусливого царя Микен Эврисфея. Однако, совершив знаменитые двенадцать подвигов, он получил избавление от унизительной службы и возможность после смерти попасть в сонм олимпийских богов.

 Не избежал наказания  за убийство и Дедал. Мастер  завидовал своему ученику и  племяннику Талосу за то, что тот превзошел учителя в искусстве создания архитектурных шедевров. Дедал заманил Талоса на вершину горы и сбросил вниз. После этого Дедал был вынужден долгие годы скрываться у царя Миноса, но расплата настигла его. Сын Дедала Икар, когда они с отцом решили бежать от Миноса, изготовив крылья из перьев, скрепленных воском, взлетел слишком высоко к солнцу, воск растаял, и юноша упал в море и утонул.

 Тесей родился после  того, как дельфийский оракул  дал его земному отцу Эгею  предсказание, что его потомки  будут править Афинами. В действительности  отцом Тесея был Посейдон. Рок  проявляется не только в течение  всей жизни героя, но и в  момент его смерти. Одним из  подвигов Тесея была победа  над злым сыном Посейдона Скироном, которого герой сбросил со скалы. Но точно так же от рук царя Скироса Ликомеда погибает и сам герой.

 Миф об Орфее и  Эвридике – тоже проявление уверенности древних греков в неотвратимости судьбы. Несмотря на то, что Орфею удалось уговорить самого Аида отпустить жену из царства мертвых, с этой задачей он не справился. Не смог преодолеть желание оглянуться и посмотреть, идет ли Эвридика следом за ним. После этого герой потерял жену навсегда и вскоре погиб сам, чтобы наконец воссоединиться с ней.

 Небезынтересно, что многие  герои пытаются победить смерть.

 Греческая мифология  понимает бытие человека после  смерти следующим образом. За  человеком прилетает бог смерти  Танат и сопровождает его душу в Аид – царство мертвых. У входа в Аид течет священная река Стикс. Душу новоприбывшего на ладье перевозит в Аид Харон. Попавший в царство мертвых не сможет выбраться обратно: Аид окружает река забвения Лета, путь обратно преграждает трехглавый пес Кербер. Смерти боятся, поскольку она неизбежна, но всячески пытаются победить ее.

 Именно с последним  положением связаны сюжеты о  героях, побывавших в царстве  мертвых. 

 Наиболее показателен  миф о Сизифе, обманом покорившем  Таната, благодаря чему люди перестали умирать вообще. Потом Сизиф приказал своим близким не приносить подземным богам необходимые жертвы, а когда боги отпустили его из Аида с тем, чтобы Сизиф решил этот вопрос, герой в очередной раз обманул их. Правда, за свою дерзость Сизиф поплатился вечным наказанием. Не менее известен миф об Орфее, своим чудесным пением заставивший Аида и других обитателей царства мертвых отпустить на землю Эвридику. Правда, Аид поставил при этом условие, которое герой не выполнил, а потому не смог спасти свою возлюбленную, но сюжет мифа показывает: с богами можно договориться!

Информация о работе Древнегреческая мифология