Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 19:10, контрольная работа
Религия и органично связанная с ней мифология были основой основ мировоззренческой системы древних египтян, их Геродот считал наиболее набожным из всех известных ему народов. Высказывалось мнение, что философии как таковой в Древнем Египте вообще не существовало, что египтяне воспринимали окружающий мир исключительно сквозь религиозно-мифологическую призму.
Введение 2
1. Роль религии и мифологии в развитии культуры Египта 3
2. Обожествляемые животные 8
3. Вера в загробную жизнь 10
4. Заупокойный культ. "Книга мертвых" 11
Заключение 13
Но нужно было сохранить умершему не только тело, но и богатство: рабов, скот, семью. Художники своим творчеством обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие: множество небольших статуэток заменяли слуг, на стены гробницы наносились росписи и рельефы с изображением земной жизни умершего. Таким образом, искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было обеспечить продолжение жизни в загробном мире.
В культуре Древнего Египта заупокойный культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу. Не было, наверное, в мире народа более серьезно относящегося к своей будущей смерти.
Крайне запутанной была сама система заупокойного культа. Сразу после смерти человека, родственники несли его в храм, где его длительное время бальзамировали. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян человек может получить воскрешение только в случае, если его тело – Сах, будет в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего, на случай если тело погибнет. В этом случае эти скульптурки должны были стать заменой и жилищем для души умершего. Затем делались специальные фигурки – ушебти, которые должны были стать рабами умершего в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле умершего ложили оружие, орудия труда, посуду - все, что могло понадобиться ему в будущей жизни.
Родственники умершего часто навещали гробницу, оставляли на ней пищу, молились за умершего, иногда просили у него помощи. Египтяне относились к своим умершим родственникам почти как к живым людям, которые далеко уехали. У гробниц они оставляли им письма, чтобы те смогли их прочитать.
Однако для благополучной
Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в этот чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с великим богом Ра. Здесь присутствует бог преисподней Осирис, а также 42 сверхъестественных существа, каждое из которых отвечает за особый грех. Умерший произносил речь, в которой он утверждал, что не совершал ни одного из этих грехов. Для того, чтобы судьи не смогли уличить его во лжи, умерший называет имена всех 42 существ и они не смогут ему противостоять. Затем боги Тот и Анубис взвешивают сердце умершего. Если человек совершил больше хороших дел – он попадает в загробный мир, если больше плохих, то его душу тут же съедает пожирательница душ. Здесь не играли роли общественное положение человека, его богатство, а только его дела.
Заключение
Египетское общество обладало сложной
символической системой мировосприятия.
Эти мифические воззрения и являлись базисными
для цивилизации Египта и ее идеологии.
А идеология в Египте, как и в других восточных
деспотиях, превалировала над всеми прочими
отношениями в обществе, заставляя людей
работать не по принуждению или в силу
какой-либо необходимости, а по убеждению,
согласно законам мирового порядка.
Представления
о первобытном Хаосе свойственны многим
народам (китайцы, шумеры, эллины, и т.д.).
Египетские мифы содержат также в себе
ряд оригинальных мотивов и особенностей,
отличающих их от мифов других народов.
Так, у египтян
бог может быть заменен другим богом. В
мифах других цивилизаций этого нет, бог
может иметь несколько сущностей (Шива),
но меняться местами боги не могут. В древнеегипетской
мифологии полностью отсутствуют героические
мифы. Существуют только боги и люди. Фараон,
как результат медиации, – посредник между
ними – является богом и человеком одновременно,
а не переходной ступенью – героем, т.е.
сыном бога и человека.
Духовная сущность человека имеет очень сложную структуру. В других мифологиях у человека обычно есть только душа (даймон, дух, и т.д.). Наиболее интересная особенность древнеегипетских мифов – загробный суд Осириса – психостасия. В других мифологиях этого также нет.
1. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: "Советская Энциклопедия", 1980. – т.1. А – К. 672 с.
2. Религии мира. Новейший словарь / А.И. Богомолов. – Ростов н / Д.: Феникс, 2005. – 672 с. - (Словари).
3. Силичев Д.А. Культурология – М.: Приор, 1998. – 576 с.
4. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / М.: Гуманитар. из. центр ВЛАДОС, 2005. - 735 с. с илл.