Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 08:38, контрольная работа
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому
прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Введение Стр 3
1. Общие черты древнегреческой культуры и мировоззрения Стр 4
2. Основные достижения древнегреческой культуры Стр 11
2.1 Религия Стр 12
2.2 Литература, поэзия и театр Стр 14
2.3 Скульптура Стр 17
2.4 Письменность и язык Стр 19
2.5 Наука Стр 20
2.6 Быт Стр 21
2.7 Праздники Стр 22
3. Значение древнегреческой культуры как колыбели европейской цивилизации Стр 23
Заключение Стр 27
Список используемой литературы Стр 28
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова»
Факультет заочного обучения по агрономическим и
экономическим специальностям
История Мировой культуры
(Культорология)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема №12: «Культура Древней Греции»
Выполнила: Новикова Е.А. Студентка 1 курса Группы Б-Эс12 Номер шифра Б-Эс-2130122 Проверил:______________ |
Саратов, 2014 год
Содержание
Введение
1. Общие черты древнегреческой культуры и мировоззрения Стр 4
2. Основные достижения древнегреческой культуры Стр 11
2.1 Религия
2.2 Литература, поэзия и театр
2.3 Скульптура
2.4 Письменность и язык
2.5 Наука
2.6 Быт
2.7 Праздники
3. Значение древнегреческой культуры
как колыбели европейской цивилизации
Заключение
Список используемой литературы Стр 28
Введение
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому
прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Одной из крупнейших
цивилизаций древнего мира была
древнегреческая цивилизация.
Основная задача реферата – описать основные достижения древнегреческой культуры, выделить основные черты ее культуры и мировоззрения, а также значение древней Греции как колыбели европейской цивилизации.
Каждая глава базируется на результатах изучения материальных памятников культуры древнего мира, археологических исследований и работах известных ученых.
1.Общие черты древнегреческой культуры и мировоззрения
Греция, её материковая часть и острова,
- это страна с удивительно богатой историей.
Не случайно её называют страной богов,
родиной философии, краеугольным камнем западной
культуры и, в целом, колыбелью европейской
цивилизации.
Древняя Греция занимает
важное место во всемирно-историческом
процессе. Её достижения во многом легли
в основу европейской культуры. Многие
отрасли современной науки выросли на
базе трудов древнегреческих ученых и
философов. Элементы древнегреческой
архитектуры по сей день используются
для украшения современных зданий. Эпос,
литература и искусство Древней Греции
до сих пор привлекают всеобщее внимание
и вызывают заслуженное восхищение. Значительная
часть научной терминологии (особенно
в медицине), названия многих наук, в том
числе даже сам термин «история», большинство
собственных имен, как мужских, так и женских,
многие бытующие в других языках (и особенно
в русском) слова, выражения, пословицы
и поговорки берут свое начало из древнегреческого
языка.
Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.
Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией.
Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. Античная Греция в социально — политическом плане существовала в рамках особой государственной системы — городов-полисов, чаще всего определенных природными границами. Различие между ними было существенным: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, почитаемых богах и уважаемых героях. Порой они не только соперничали, но и воевали друг с другом. Спарта и Афины — два полюса этого противостояния.
Несмотря на указанные региональные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности. Долгое время в основе такой связи лежало осознание общности интересов и необходимость объединения против общего врага, когда тот претендовал на земли греков. Но единство определялось не только этим. Каковы же характерные особенности античной культуры Древней Греции?
Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески — это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. П Природа Греции сама осуществляет меру — в ней нет ничего громадного. Все обозримо и понятно. Море не угнетает рыбаков и мореплавателей своей безбрежностью, почти всюду видны берега, и остров, видимый за 150 км, кажется греку «щитом, положенным на море». Горы не отличаются значительной вышиной, в прозрачном воздухе все видимые предметы воспринимаются в отчетливых формах. Грек не угнетен безбрежным пространством как египтянин в пустыне или скиф в степи, он воспринимает мир в четких естественных границах. Незначительность размеров греческих государств превращало абстрактное понятие об отечестве в представлении о родном и любимом городе-полисе.
Человек, привыкший к таким ясным конкретным
представлениям и образам, как нельзя
более был способен к пониманию гармонии
между видимыми частями созерцаемого.
Вот почему как основная черта бытия понималась
греками и гармония — единство в многообразии,
«внутренняя природа вещей». Наивысшее
выражение гармония, как и мера, получает
в искусстве, но образцом для произведений
искусства является гармония в космосе,
природе, гармония человека, общества.
Таким образом, уже
космологизм греческой культуры предполагал
антропоцентризм. Антропоцентричность
античной греческой культуры предполагает
культ тела человека. Вспомним, что идеализируя
богов, греки представляли их в образе
человеческом и наделяли высшей телесной
красотой, потому что не находили более
совершенной формы.
Культ тела определялся
и более прагматическими причинами. Каждому
греку нужно было заботиться о ловкости
и силе для военных целей, ему приходилось
защищать отечество от врагов. Красота
телосложения почиталась высоко и достигалась
физическими упражнениями и гимнастикой.
Историки свидетельствуют, что культ тела
был мощнейшим стимулом решения социально-политических
задач. Агесилай, царь спартанский, чтобы
ободрить своих воинов, велел раздеть
пленных персов. Увидев их изнеженные
тела, свидетельствуют историки, греки
расхохотались и пошли вперед, полные
уверенности в победе над презренным противником.
Культ тела был
настолько велик, что нагота не вызывала
чувства стыдливости. Стоило знаменитой
афинской красавице Фрине, обвиненной
в совершении преступления, сбросить перед
судьями свои одежды, как они, ослепленные
красотой, оправдали ее.
Человеческое
тело стало мерилом всех форм греческой
культуры Греческая философия не может
быть понята без эстетики — теории красоты
и гармонии. Греческая математика, физика,
астрономия — «скульптурны и осязательны».
Пластично все греческое искусство —
архитектура, скульптура, поэзия, драма.
Представленная на сцене трагедия походила
на ряд оживленных рельефов, маска актера
служила символом изображаемого им характера.
И сам актер представлял собой живую статую.
Человек и его
качества служили критерием определения
даже таких, казалось бы, далеких от телесной
пластики видов деятельности, как риторика.
Один из авторов сравнивал речи известнейшего
в Афинах ритора Исократа с ухоженными
и прекрасными телами юных атлетов на
состязаниях, а речи его ученика Демосфена
— с воинами, в полном вооружении, грозно
сверкающими оружием и доспехами. Но наиболее
полно телесность и пластичность были
выражены в таких видах искусства как
архитектура и скульптура. Математические
расчеты сооружаемых храмов соотносились
с человеческим телом. При всяких сооружениях
основные меры древние заимствуют от человеческого
тела: пальцы, ладони, стопы, локти и т.
д. Мужественная дорическая колонна уподобляется
фигуре мужчины — физически сильного,
твердо стоящего на земле, не требующего
никаких украшений и прекрасного уже физическим
совершенством, стройная ионическая колонна
сравнивается с фигурой женщины, утонченной
и нарядной. Колонна украшена орнаментом
в виде листьев пальмы или лотоса с завитками-волютами,
аккуратными и симметричными как прическа
гречанки. И углубления на ионической
колонне тоньше и богаче, чем на дорической.
Коринфская колонна создана, как полагает
Витрувий, «в подражание девичьей грации».
Следует, однако,
подчеркнуть, что антропоцентризм имеет
более глубокий смысл, нежели соответствие
с человеческим телом, даже в архитектуре.
Как уже отмечалось, пропорции храма и
его размеры соотносимы с человеком. Но
не с реальным человеком — для этого составляющие
храма слишком велики, здание «предполагало»
героя, титанического человека, оно возвышает
человека и приобщает его к миру высоких
и могучих явлений. Такая архитектура
становится важной силой в духовной культуре
греческого общества, воспитывает в человеке
гражданина.
Принципом патриотизма
проникнута и такая черта античной культуры
как состязательность: она характеризует
все сферы жизни. Главную роль играли состязания
художественные — поэтические и музыкальные,
спортивные, конные. Греческий агон (борьба,
состязание) олицетворял характерную
черту свободного грека: он мог проявить
себя прежде всего как гражданин полиса,
его личные заслуги и качества ценились
только тогда, когда выражали идеи и ценности
полиса, городского коллектива. В этом
смысле греческая культура была безлична.
Легенда гласит, что замечательный афинский
скульптор Фидий, посмевший на щите Афины
Промахос, огромной статуи Акрополя, изобразить
себя в образе бородатого воина, был едва
не изгнан из Афин.
Наиболее ярким выражением
античного агона стали знаменитые
Олимпийские игры, которые Греция подарила
миру. Истоки первых олимпиад теряются
в древности, но в 776 г. До н. э. было на мраморной
доске впервые записано имя победителя
в беге, и этот год считается началом исторического
периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских
празднеств была священная роща Альтис.
Место выбрано очень удачно. Все постройки,
и ранние и более поздние — храмы, сокровищницы,
стадион, ипподром возведены в ровной
долине, обрамленной мягкими, покрытыми
густой зеленью холмами. Природа в Олимпии
как бы проникнута духом мира и благоденствия,
который устанавливался на время Олимпийских
игр. В знаменитом храме Зевса Олимпийского
(V в. до н. э.) находилась статуя бога, созданная
Фидием и считавшаяся одним из семи чудес
света. Древние авторы писали, что взглянув
на нее, человек чувствовал, как светлеет
и успокаивается его душа. В священной
роще тысячи зрителей разбивали свой лагерь.
Но съезжались сюда не только ради состязаний,
здесь заключались торговые сделки, поэты,
ораторы и ученые выступали перед зрителями
со своими новыми речами и произведениями,
художники и ваятели представляли на суд
присутствующих свои картины и скульптуры.
Государство имело право оглашать здесь
новые законы, договоры, другие важные
документы. Раз в четыре года устраивался
праздник, равного которому античность
не знала — праздник духовного общения
лучших умов и самых блестящих талантов
Греции. Афинская Академия — роща, посвященная
афинскому герою Академу, прославилась
и тем, что отсюда позднее начинались самые
интересные состязания бегунов — бег
с факелами.
Позднее к Олимпийским
прибавились Пифийские игры в Дельфах,
посвященные Аполлону, Истмийские в честь
бога Посейдона, Немейские, прославлявшие
Зевса. Игры давали религиозную санкцию
физическим достоинствам — «аретэ», и
моральное право властвования над людьми.
В греческом агоне
берет свое начало диалектика — умение
вести беседу, опровергая рассуждения
и аргументы соперника, выдвигая и доказывая
собственные доводы. В таком случае «внимать
Логосу» означало «быть убедимым». Отсюда
преклонение перед словом и особое почитание
богини убеждения Пейто. В греческом агоне
обосновывалось право существования различных
философских направлений, явившихся источником
культурного прогресса. Философия — любовь
к мудрости — формировала метод, который
мог использоваться в различных сферах
жизни. Знания имели практический смысл,
они создавали почву для искусства-мастерства
— «техне», но они приобретали и значимость
теории, знания ради знания, знания ради
истины.
Состязательный
характер античной культуры заставляет
обратить внимание еще на одну черту ее
— греческая культура празднична, внешне
красочна, зрелищна. Обычно праздники
были связаны с регулярными шествиями
и соревнованиями в честь богов — покровителей
полиса. Раз в четыре года отмечался праздник
в честь богини города Афин — Большие
Панафинеи. Обязательно включались в празднование
факельные шествия, музыкальные и танцевальные
представления, большая процессия с жертвенными
животными и новыми одеждами для статуи
Афины в Эрехтейоне. Жертвоприношения,
затем — музыкальные и атлетические состязания
увенчивали праздник. Победитель награждался
дарами Афины (по преданию именно она подарила
грекам оливковое дерево) — венком из
священной оливы и замечательной амфорой
с оливковым маслом.
Широкую известность
получают и Дионисии — аттический праздник
в честь бога Диониса. Великие Дионисии
праздновались пять дней и включали яркие
шествия, сопровождавшиеся культовыми
песнями, танцами и драматическими представлениями.
Большое
влияние на жизнь древних греков оказывали
их верования и обряды. По воле богов, как
считали греки, начинаются и заканчиваются
войны, встает каждый день солнце, пробуждается
природа после зимы, созревает урожай
и многое другое. Религиозное мировоззрение
было нераздельно связано с их образом
жизни.
Греки придумали пантеон богов, чтобы объяснить многие явления природы, и поселили их на горе Олимп на севере Древней Греции. Зевс-громовержец был самым могущественным богом, его жена Гера была покровительницей семьи и брака, Аид – царем мира мертвых, Аполлон – богом солнечного света и врачевания, Артемида – богиней лесов и гор, Афина – богиней мудрости, справедливой войны и ремесел. Афродита была богиней любви, Арес – богом войны, Дионис – богом виноделия.
Боги для древних греков были могущественными существами. Они обладали большой физической силой, могли превращаться в людей и животных, становиться каким-то предметом, ветром, дождем или быть невидимыми, но даже боги не были всемогущими. Они не знали собственной судьбы, но могли повлиять на судьбу человека, они жили на светлом Олимпе и не знали никаких забот, но могли испытывать страх, горе, боль, злость и другие человеческие чувства.
Греки считали, что боги очень похожи на людей, и придумывали про них легенды, в которых высмеивали хитрость, зависть и вероломство богов. Они верили, что боги всегда находятся где-то рядом и следят за жизнью людей. У богов были даже свои любимые города. Например, Аполлон предпочитал города Делос и Дельфы, Деметра – Элевсин, Гера – Аргос. В этих городах строили соответствующие храмы и святилища.
Высмеивая богов в мифах, греки в то же время боялись прогневать их, поэтому любое более или менее знаменательное событие предварялось жертвоприношениями. Перед началом войны приносили жертвы богу войны Аресу, в честь богини плодородия Деметры и ее дочери Персефоны каждую осень устраивали костюмированные представления, в честь Аполлона на острове Делос и в Дельфах проводили игры, юные девушки приносили жертвы Афродите, прося у нее любви и счастливого брака, богине Гестии приносили небольшие жертвы перед тем, как начать какое-нибудь важное дело. Греки верили, что жертвоприношения, костюмированные представления и игры помогут смягчить гнев богов и искупить любую вину.
Культура античной Греции, отмеченная указанными выше характерными чертами, представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. В конкретные исторические периоды общественные приоритеты отдаются разным видам этой деятельности.
2. Основные достижения древнегреческой культуры
Наследие античной Греции бесконечно богато по своему духовному содержанию, разнообразию и совершенно в своих художественных формах. Оно оказывало и оказывает и сегодня своё воздействие и на культуру других народов. Но особенно - на европейскую культуру. Наследие древних греков покоится на величайших творениях, созданных и безымянными демиургами (мастерами высокой квалификации, ремесленниками) и знаменитыми философами, учёными, писателями, поэтами.
2.1 Религия
Космогонические представления
греков принципиально не отличались
от представлений многих
землю и моря, Аид (Плутон)—владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера являлась покровительницей брака, Гестия— богиней домашнего очага. Как покровительницу земледелия почитали Деметру, дочь которой Кора, некогда похищенная Аидом, стала его супругой.
От брака
Зевса и Геры родились Геба—богиня
юности, Арес—бог войны, Гефест,
олицетворявший вулканический
эпидемии; позднее он стал покровителем колонизации. Роль Аполлона с течением времени все более возрастает, и он начинает вытеснять Зевса.
Сестра Аполлона Артемида — богиня охоты и покровительница молодежи. Многосторонние функции Гермеса, первоначально бога материального достатка, затем торговли, покровителя обманщиков и воров, наконец, патрона ораторов и спортсменов; Гермес отводил также души умерших в подземный мир. Диониса (или Вакха) почитали как божество производящих сил природы, виноградарства и виноделия. Большим почетом пользовалась Афина, родившаяся из головы Зевса,—богиня мудрости, всякого рационального начала, но и войны (в отличие от Ареса, который олицетворял безрассудную отвагу). Постоянная спутница Афины— богиня победы Ника. символ мудрости Афины—сова. Афродите, родившейся из морской пены, поклонялись как богине любви и красоты.
Для греческого религиозного сознания, особенно на этой стадии развития, не характерна идея всемогущества божества, над миром олимпийских богов царила безликая сила—Судьба (Ананка). Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно связана с городом Афинами, Гера—с Самосом и Аргосом, Аполлон и Артемида—с Делосом, Аполлон— с Дельфами, Зевс—с Олимпией и т. д.