Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 22:30, реферат
Материальная и духовная культуры – два фундаментальных вида, две стороны культуры, находящиеся в процессе постоянного взаимодействия, взаимоопосредования и взаимоперехода.
Материальная культура – это то, что обычно понимается нами под искусственно созданными предметами. Такие предметы оптимально помогают обществу, людям приспособиться к социальным и природным условиям жизни.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Материально-духовные виды культуры………………………………...5
1.1Экономическая...…………………………………………………………5
1.2Политическая………………………………………...…………………..7
1.3 Правовая…………………………………………………..……………..8
1.4 Экологическая…………………………………………..……………...10
1.5 Эстетическая……………………………………………..……………..12
Глава 2. Духовная и материальная культуры……………………………………14
2.1 Духовная культура…………………………………………...………....14
2.2 Материальная культура……………………………………...…………18
Заключение………………………………………………………………………...21
Список использованных источников…………………………………………….23
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Материально-духовные
виды культуры………………………………...5
1.1Экономическая...……………………………
1.2Политическая………………………………………
1.3 Правовая…………………………………………………..…
1.4 Экологическая………………………………………….
1.5 Эстетическая…………………………………………….
Глава 2. Духовная и материальная культуры……………………………………14
2.1 Духовная культура…………………………………………...………
2.2 Материальная культура……………………………………...…………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….23
ВВЕДЕНИЕ
Материальная и духовная культуры – два фундаментальных вида, две стороны культуры, находящиеся в процессе постоянного взаимодействия, взаимоопосредования и взаимоперехода.
Материальная культура – это то, что обычно понимается нами под искусственно созданными предметами. Такие предметы оптимально помогают обществу, людям приспособиться к социальным и природным условиям жизни.
В отличие от материальной культуры, духовная – не отражена в вещах. Для духовной культуры важны не вещи, а та деятельность, которая связана с чувствами, эмоциями, интеллектом.
В широком значении культура является деятельностью человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, также культура является результатом этой деятельности. В широко смысле культура – это все, что было создано не природой, а человеком и обществом.
В узком значении культура может принимать совершенно различные формы. Культура может являться деятельностью, связанной с искусством(его производством, распространением, сохранением), также культура может быть степенью развития чего-либо, уровнем воспитания, культура определенной эпохи/народа.
Во всех этих значениях культура представляет как материальные(картины, книги, здания), так и духовные(традиции, образы) ценности.
В повседневности культура для нас принимает совершенно разные значения. Мы можем принимать культуру как совокупность духовных ценностей и норм, которые присущи народу/нации/социальной группе, также под понятием «культура» мы подразумеваем уровень образованности/развития человека или же культурой может являться определенная сфера жизни общества, которая, также, может быть закреплена официально, например, министерство культуры.
Цели и задачи: при написании данной работы моей целью являлось изучить такие материально-духовные виды культуры, как экономическая, политическая, правовая, экологическая и эстетическая, а также рассмотреть материальную и духовную культуры по отдельности.
ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ ВИДЫ КУЛЬТУРЫ.
Несмотря на то, что материальная и духовная культуры – совершенно разные, можно выделить такие виды, которые сочетают в себе обе культуры.
1.1 Экономическая культура
Экономическая культура представляет собой знание особенностей и законов того экономического развития общества, в котором приходится жить и работать. Уровень экономической культуры зависит от того, как члены данного уровня принимают участие в производстве, в процессах распределения и обмена деятельностью. Также многое зависит от того, в каком отношении находятся к собственности, какие они выполняют роли, созидают или разрушают, соотношение между собой различных элементов экономической структуры.
Основой экономической культуры
личности является сознание. Экономические
знания — это совокупность экономических представлений
о производстве, обмене, распределении
и потреблении материальных благ, влиянии
экономической жизни на развитие общества,
о путях и формах, методах, способствующих
устойчивому развитию общества. Они являются
важным компонентом экономической культуры.
Экономические знания формируют представление
об экономических взаимосвязях в окружающем
мире, закономерностях развития экономической
жизни общества. На их основе развиваются
экономическое мышление и практические
умения экономически грамотного, нравственно
обоснованного поведения, значимые в современных
условиях экономические качества личности.
Важной составляющей экономической культуры
личности выступает экономическое мышление.
Оно позволяет познавать сущность экономических
явлений и процессов, оперировать усвоенными
экономическими понятиями, анализировать
конкретные экономические ситуации.
Выбор эталонов поведения в
экономике, эффективность решения экономических
задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической
деятельности. Среди них важным элементом
экономической культуры является экономическая
направленность личности, компонентами
которой выступают интересы, потребности
и мотивы деятельности человека в экономической
сфере. Направленность личности включает
социальную установку и социально значимые
ценности.
Экономическая культура человека прослеживается
через совокупность его личностных свойств
и качеств, которые являются определённым
результатом его участия в деятельности.
По совокупности всех экономических качеств
можно оценить уровень экономической
культуры конкретного человека.
1.2 Политическая культура
Политическая культура отражает степень развития различных сторон политической структуры общества: социальных групп, классов, наций, партий, общественных организаций и самой государственности. Она характеризуется формами отношений между элементами политической структуры, особенно формой и способом осуществления власти.
Политическая культура касается также характера деятельности каждого ее отдельного элемента в системе государственной целостности и -- далее -- в межгосударственных отношениях. Известно, что политическая деятельность вплотную связана с экономикой каждого общества, поэтому она может способствовать ее развитию или тормозить экономический прогресс.
В политической деятельности важно умение видеть и формулировать цели развития общества, участвовать в их осуществлении, определять методы, средства и формы личной и общественной деятельности для достижения этих целей. “Политический опыт показывает, что успех, который может быть достигнут путем применения бесчеловечных средств для осуществления человечной цели имеет эфемерный характер и приводит к оскудению, обесчеловечиванию самой цели”. Справедливость этого положения подкрепляется нашим отечественным опытом, когда цель -- коммунизм -- не оправдала средств его построения.
Политическая культура проявляется и в том, как отражаются политические явления в сознании масс и каждого отдельного человека, каким образом он представляет себе свое место в политических процессах, насколько прогрессивны его политические симпатии и антипатии, какое место он отводит в своем сознании различным элементам политической системы: народам, партиям и самому государству.
1.3 Правовая культура
Правовая культура связана с нормами права, созданными в том или ином обществе. Возникновение права относится к периоду возникновения государственности. Существовали своды правил - варварские правды, но они включали в себя только систему наказаний за нарушения обычаев племени или -- позже -- права собственности. Эти “правды” еще не были в полном смысле слова законами, хотя уже выполняли одну из функций права: регулировали отношения между отдельным человеком и сообществом в целом.
Для любого общества характерно стремление к определенному упорядочению отношений, что выражается в создании норм. На этом основании и возникла мораль. Но как только в обществе появились различные виды неравенства, понадобились такие нормы, за которыми стояла бы определенная сила.
Так постепенно возникли правовые нормы. Основные статьи законов должны были закрепить складывающиеся и сложившиеся имущественные отношения: вопросы, касающиеся наследования, наказания за кражу собственности и другие преступления. Впервые в истории человечества к подданным государства предъявлялись зафиксированные требования, которым должен был следовать каждый. Во многих статьях закона еще звучали отголоски варварских “правд”: доказывать свою невиновность должен был сам обвиняемый, эти доказательства зависели от ораторских способностей или кошелька истца, и чем богаче был обвиняемый, тем меньшее наказание на него налагалось.
В культуре других, более поздних цивилизаций юридические нормы развивались, и для их поддержания вырабатывались особые учреждения.
Правовые нормы являются в каждом обществе обязательными для всех. Они выражают волю государства, и в этой связи правовая культура складывается минимум из двух сторон: из того, как государство представляет себе справедливость и осуществляет ее в правовых нормах, и из того, как подданные государства относятся к этим нормам и соблюдают их.
Сократ, которого афинская демократия присудила к смертной казни и который мог откупиться или бежать, сказал ученикам, что если каждый человек будет попирать законы даже такого государства, которое он не уважает, то государство погибнет, увлекая за собой и всех своих граждан.
Мера правовой культуры заключается и в том, насколько нравственной является функционирующая в обществе правовая система, как она рассматривает права человека и до какой степени гуманна.
Кроме того, правовая культура включает в себя организацию судебной системы, которая должна в полной мере опираться на принципы доказательности, презумпции невиновности и пр.
Правовая культура связана не только с явлениями духовной культуры, но и с государством, собственностью, организациями, представляющими материальную культуру общества.
1.4 Экологическая культура
Экологическая культура несет в себе проблемы взаимоотношения человека и общества с окружающей средой, она рассматривает различные формы влияния на нее производственной деятельности и результат этого влияния на человека -- его здоровье, генофонд, психическое и умственное развитие.
Проблемы экологии были поставлены еще в XIX веке американским ученым Д. П. Маршем, который, отметив процесс разрушения человеком окружающей среды, предложил программу ее сохранения. Но самая значительная часть научных исследований в области взаимодействия человека с природой сложилась в XX веке. Ученые различных стран, исследовав географию человеческой деятельности, изменения, произошедшие в ландшафте планеты, результаты воздействия человека (геологические, геохимические, биохимические) на окружающую среду, выделили новую геологическую эру -- антропогенную. В. И. Вернадский создает учение о биосфере и ноосфере как факторах человеческой деятельности на планете. В конце века теоретики Римского клуба Римский клуб -- международная общественная организация, основанная в 1968 г. с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет ученых, общественных деятелей и руководителей международных корпораций и фондов (преимущественно из развитых стран), финансирующих исследования клуба. изучали природные ресурсы планеты и делали прогнозы, связанные с судьбой человечества.
Различные экологические теории предлагают также и способы организации производственной деятельности людей, которые отражают не только новые взгляды на проблемы культуры отношений человечества с природой, но и уже знакомые нам. Например, можно встретить идеи, близкие по своему характеру идеям Руссо, полагавшего, что техника по своей природе враждебна “естественному” состоянию общества, к которому надлежит вернуться во имя сохранения человечества.
Встречаются и крайне пессимистические взгляды, предполагающие близкий кризис и дальнейшее самоуничтожение человеческого общества, отмечающие “пределы роста”. Есть среди них и идеи “ограниченного роста”, создания некоего “устойчивого равновесия”, требующие разумного ограничения развития экономики и техники.
Последняя треть XX века с особой остротой поставила вопрос о будущности человечества. Экологическая ситуация в мире, проблемы войны и мира продемонстрировали, к каким последствиям приводит стихийное развитие производства. В докладах Римскому клубу в разное время последовательно были высказаны идеи о предполагаемом времени глобальной катастрофы, о возможностях и поиске путей ее преодоления.
Одним из главных условий решения этой задачи было названо воспитание человеческих качеств у каждого индивида, занятого в любой сфере деятельности: производстве, экономике, политике и пр.
Позже в докладах все чаще звучала мысль и о том, что ведущую роль в развитии такого рода качеств играет специальное образование. Именно оно готовит к производственной деятельности практиков любого рода, а также и тех, от кого зависит само образование.
Экологическая культура предполагает поиск путей по сохранению и восстановлению природной, естественной среды обитания.
Среди теоретиков этой культуры можно назвать А. Швейцера, считавшего любую жизнь высшей ценностью и что ради жизни нужно выработать этические нормы отношения человечества с окружающей средой.
1.5 Эстетическая культура
Эстетическая культура - философская дисциплина, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности человека. Термин ввел А. Баумгартен для обозначения “науки о чувственном знании” - низшей теории познания, дополняющей логику. культура пронизывает практически все сферы деятельности. Человек, создавая весь мир вокруг себя и развивая самого себя, действует не только из соображений пользы, не только в поисках истины, но и “по законам красоты”. Они вбирают в себя огромный мир эмоций, оценок, субъективных представлений, а также объективных качеств вещей, попытки вычленить и сформулировать принципы красоты, так сказать, “алгеброй гармонию поверить”.