Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:00, курсовая работа
Главной целью работы является изучение европейской культуры в эпоху средневековья.
В рамках данной темы, объектом исследования является средневековая Европа, а предметом исследования – культура в эпоху средневековья.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие
задачи:
- дать общую характеристику социокультурной ситуации в Европе средневековья;
- раскрыть предпосылки формирования средневековой культуры Западной Европы;
- привести периодизацию средневековой культуры;
- показать составляющие культуры европейского средневековья;
- рассмотреть народную культуру средневековой западной Европы через героический эпос, фольклор и народную смеховую культуру.
Введение ………………………………………………………………………
3
1. Общая характеристика социокультурной ситуации в Европе средневековья ………………………………………………………………...
4
1.1 Предпосылки формирования средневековой культуры Западной Европы ……………………………………………………………………...
4
1.2 Периодизация средневековой культуры ……………………………..
7
2. Составляющие культуры европейского средневековья ………………...
11
2.1 Средневековая культура как синтез античных и варварских начал ……
11
2.2 Христианство как фактор социокультурной интеграции ………………
13
2.3 Ценностный перелом рубежа XII–XIII вв. ……………………………...
16
2.4 Средневековое искусство ……………………………………………….
18
3. Народная культура средневековой западной Европы …………………..
23
3.1 Героический эпос ……………………………………………………...
23
3.2 Фольклор западноевропейских народов ……………………………..
28
3.3 Народная смеховая культура …………………………………………
31
Заключение ……………………………………………………………………
34
Список литературы …………………………………………………………..
35
В раннем Средневековье были созданы первые письменные "Истории" варваров. В целом для раннего Средневековья характерен прогресс в развитии культуры, несмотря на войны, набеги, покорение одних народов другими, захваты территорий, которые существенно замедляли культурное развитие.
Упразднение рабства способствовало развитию технических изобретений (уже с VI в. начинают использовать энергию воды).
Следует отметить, что в целом для средневековья характерно широкое использование технических изобретений. В XII в. появляется ветряная мельница, использующая силу ветра. В XIII в. было изобретено рулевое колесо. В период зрелого Средневековья (XIV в.) появились шлюзы с воротами, что позволило перейти к строительству каналов и способствовало развитию торговых связей, как внешних, так и внутренних. [11]
Эпоха зрелого Средневековья (X-XIII вв.) начинается со времени "культурного безмолвия", продолжавшегося почти до конца X в. Бесконечные войны, междоусобицы, политический упадок государства привели к разделу империи Карла Великого (843 г.) и положили начало трем государствам: Франции, Италии и Германии.
В
XI в. улучшение экономической
В XII-XIII вв. многие города освобождаются из-под власти духовных или светских феодалов. Рост народонаселения, сопровождающийся нехваткой продовольствия и земель, вызвал Крестовые походы. Они способствовали знакомству с восточной, мусульманской культурой (с арабским миром Европа знакомилась через Испанию, захваченную арабами). Церковь, достигнув пика могущества в борьбе с государством в XII-XIII вв., постепенно стала терять свои позиции в борьбе с королевской властью. К XIII в. начинает разрушаться натуральное хозяйство в результате развития товарно-денежных отношений, ослабляется личная зависимость крестьян.
В период позднего Средневековья (XIV-XV вв.) прекращается личная зависимость крестьян в результате развития денежного хозяйства в деревне. Происходит ослабление влияния церкви на общество. Ослабевает и воздействие христианства на сознание. Появление светской рыцарской и городской литературы, музыки, искусства разрушало основы средневековой культуры. Постепенно стала расшатываться социальная структура средневекового общества. Возникает новый класс – буржуазия.
Начавшийся
процесс разложения феодализма (социально-экономической
основы средневековой культуры), ослабление
влияния христианства вызвали глубокий
кризис средневековой культуры, выразившийся,
прежде всего в разрушении ее целостности,
ускорили переход к новой, качественно
иной эпохе - эпохе Ренессанса, связанной
с формированием нового, буржуазного типа
общества. [11]
2. Составляющие культуры европейского средневековья
За
нижнюю границу средневековья
Позднее
исследователи несколько
Мнение о регрессивном характере средневековой культуры возникло не на пустом месте. Как известно, в 476 году Западная Римская империя, расшатанная внутренними смутами и внешними вторжениями, прекратила свое существование. На смену римскому владычеству в Западной Европе приходит господство разрушителей Римской империи, которых еще с античных времен традиционно называют варварами. Свой современный смысл это слово приобрело позднее, а изначально варварами римляне называли людей, языка которых они не понимали.
Тем не менее, свой негативный оттенок и значение это слово приобрело неслучайно. Действительно, культура варварских народов, разрушивших Римскую империю, была более простой, примитивной, нежели римская культура. Кроме того, варварские вторжения на территорию Империи, захват ими городов, как правило, приобретали характер разорения. Достаточно вспомнить знаменитое разграбление Рима вандалами (это слово, также сейчас имеющее негативный оттенок, в то время было просто названием одного из германских народов).
Но действительно ли можно говорить о смерти античной культуры, исчезновении с падением Рима всего, что было достигнуто в эпоху античности.
Действительно, в V-VI вв. положение примерно так и складывалось. Варвары, поселившиеся на территории бывших западных римских провинций, как правило, мало интересовались наследием римской цивилизации. Их запросы были весьма примитивны. Даже простой взгляд на их быт и отношения создает впечатление упадка и регресса. Подавляющее большинство варваров были неграмотны, их жильем были примитивные хижины, средствами передвижения – простые повозки, и т.п., причем, что характерно, быт знати мало чем отличался от быта простолюдинов. Большая часть мастеров, ученых и просто образованных людей погибла в варварских междоусобицах, сгинула в плену или сочла за лучшее бежать на восток, где еще оставалась более-менее сильная государственная власть в рамках Византийской империи.
И все же и в это время уже набирали силу ростки новой культуры, которая дала столь обильные плоды на рубеже I-II тысячелетия. Варвары, сколь бы грубы они ни были, всегда помнили о прошлом блеске великого Рима, на развалинах которого они строили свои государства. К тому же у всех варварских королей на виду был пример еще существовавшей Восточной Римской империи – Византии, которая как раз в это время переживала полосу подъема, связанного с именем Юстиниана Великого.
Пример великих государей античности с самого начала вдохновлял новых владык Западной Европы, заставлял их хоть в какой-то мере стараться походить на некогда великих императоров Рима. Это в итоге нашло свое отражение в попытках возродить имперские традиции во Франкском королевстве времен Карла Великого и его преемников, получивших от римского папы императорский титул; с именем Карла Великого также связывают так называемое «Каролингское Возрождение» к. VIII – н. IX в., когда наступил первый после падения Рима значительный всплеск во всех областях культуры. [4]
В условиях развала Римской империи, непрекращающихся набегов «варваров», восстаний рабов в бывших имперских провинциях, главной, а нередко и единственной реальной силой в Западной Европе стала католическая церковь. В эпоху средних веков католическая церковь вступила значительно усилившейся, с полностью оформившейся иерархической структурой, которую возглавлял римский епископ, или папа. О влиянии римской церкви и ее главы можно судить по словам английского философа Томаса Гоббса, который писал, что римское папство представляло собой «не что иное, как привидение умершей Римской империи, сидящее в короне на ее гробу» [5], т.е. римско-католическая церковь в эпоху средневековья приобрела огромное влияние, сходное с влиянием некогда великой Римской империи.
В структуре католической церкви большую роль играли монастыри. Они начали возникать еще во времена существования Западной Римской империи, а после ее падения распространились по всей Европе, пользуясь поддержкой светских и духовных властей. Со временем многие монастыри усиливались, приобретали большие земельные владения и начинали оказывать заметное влияние на все сферы жизни общества, в том числе и на развитие культуры. Обусловлено это влияние было множеством причин.
Прежде всего, в монастыри уходили часто самые образованные люди своего времени. Поскольку одной из главных целей монахов было изучение священных текстов, то практически все они были грамотными, знали латынь, т.к. латынь была официальным языком католической церкви. При этом уровень грамотности светских слоев населения, в том числе и высших, был очень низким. При монастырях существовали библиотеки, часто очень обширные, а также школы, где обучали монахов, а иногда и мирян. При монастырских библиотеках, как правило, были скриптории – мастерские по переписыванию книг. Благодаря монастырским переписчикам до нас дошли многие произведения античных авторов, таких, как Платон, Аристотель, Цицерон, и многих других.
Представления о мире в раннем средневековье были большей частью фантастическими. Сравнительно хорошо были известны только Средиземноморье и европейское побережье Атлантического океана, а также в большей или меньшей степени Балтика и Скандинавия. Знания о мире, накопленные античными путешественниками (а ведь они в свое время совершали даже морские путешествия вокруг Африки) были частью забыты, частью утрачены. Да и в условиях развала Римской империи и последовавших за ним веков элементарной борьбы за существование люди не особенно интересовались дальними странами и обычно довольствовались той картиной мира, которая вырисовывалась со слов священников и монахов, а они в свою очередь черпали информацию из священных текстов.
В таком же плачевном состоянии находилась и наука раннесредневековой Западной Европы. Прошло много времени, прежде чем на базе монастырей стали возникать школы, дававшие более-менее основательное образование. За пределами же монастырей грамотных людей было очень мало. Даже среди дворян, не говоря уже о крестьянах, грамотность была ужасающе низкой. Сами короли, как правило, были неграмотны, и в качестве подписи использовали табличку, на которой было вырезано их имя (есть даже версия, что именно из этого явления вырос обычай скреплять документы личной печатью). Наиболее образованными людьми Западной Европы в то время были бывшие римляне, обычно монахи, которые после развала империи оказались на службе у папы или у варварских королей. Из них можно выделить таких деятелей, как Боэций и Кассиодор. [5]
Боэций (ок. 480-524) состоял на службе у остготского короля Теодориха, занимал высокие посты, впоследствии попал в опалу и после заключения казнен. К числу его заслуг относится создание учебников по различным отраслям знания, по которым позднее учились в школах и университетах, латинский перевод и комментарии к античным философам Аристотелю и Порфирию. В сокровищницу мировой литературы вошло его произведение «Утешение философией», созданное в заключении. Этим трудом впоследствии восхищались такие великие люди, как поэт Данте и писатель-гуманист Томас Мор.
Магн Аврелий Кассиодор (ок. 490-583) также находился на службе у короля Теодориха, стремился к взаимопониманию готов и римлян. После ухода со службы основал Виварийский монастырь, где занялся сбором рукописей античных авторов и привлек монахов к их переписыванию. Этим он сыграл огромную роль в спасении древней литературы. Кассиодор написал также учебник для монахов «Институции», содержавший основы светского и духовного образования, «Историю готов» и хронику от сотворения мира до 519 года, комментировал псалмы и богословские тексты.
К сожалению, несмотря на деятельность людей, подобных Боэцию и Кассиодору, огромная часть античного наследия была утрачена. Все, что осталось, оседало главным образом в монастырях. Монастыри же стали и центрами науки. И, хоть это и может показаться странным, не допускавшая свободной научной деятельности церковь, тем не менее, не только не преследовала, но даже и поощряла научную деятельность монахов, среди которых было немало выдающихся ученых, специалистов в самых различных отраслях научного знания. В монастырях работали химические лаборатории, больницы, велись астрономические наблюдения, изучались старинные, в т.ч. античные, книги, создавались философские трактаты.
«Средневековый тип отношения человека к миру складывался на основе феодальной собственности, сословной замкнутости, духовного господства христианства, преобладания универсального, целого, вечного над индивидуальным, преходящим. В этих условиях важнейшим достижением средневековой культуры стал поворот к осмыслению проблемы становления человека как личности. До XIII века преобладала тяга к общему, принципиальный отказ от индивидуального, главным для человека была типичность. Европеец жил в обществе, не знающем развитого отчуждения, в котором человек стремился быть «как все», что являлось воплощением христианской добродетели.
Информация о работе Европейская культура в эпоху средневековья