Египетская книга мёртвых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:09, курсовая работа

Краткое описание

Исследование египетской религии мифологии затрудняется тем, что до нас дошел лишь отрывочный и неполно сохранившийся материал. Несомненно, что известные нам до сих пор сказания составляют незначительную часть тех многочисленных и разнообразных мифов, которые некогда слагались и жили в долине Нила. Более того, во многих случаях мы не имеем даже полных записей и тех сказаний, которые до нас дошли. У нас нет, например, полного текста такого важнейшего сказания, как миф об Осирисе. Равным образом не сохранились полные записи ряда космогонических и солнечных сказаний, не говоря уже о многочисленных легендах, слагавшихся вокруг различных местных культов богов, отдельных святилищ и некрополей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………2

Гл.1.Религиозные представления Древнего Египта
1.1. Религия Древних Египтян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...4
1.2. Боги Древнего Египта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………...15
1.3.Могилы и похоронные обряды………………………………27
Гл.2.Египетская книга мёртвых
1.1.История создания «Книги мёртвых»……………………….37
2.2. Человек и его семь оболочек………………………………43
3.3 .Магия и религия …………………………………………….55
4.4.Учение о «Царстве мёртвых»………………………………..60
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...65
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . …….68

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 467.73 Кб (Скачать файл)

По представлениям древних  египтян, посмертное блаженство можно  получить не за добрые дела и праведную  жизнь на земле, а благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа (постройка гробницы, приготовление  мумии, проведение специальных церемоний).Во времена Нового царства была сделана попытка развить этический элемент в заупокойном культе и стала разрабатываться идея о загробном воздаянии за земные поступки. В одной из глав знаменитой «Книги мертвых», где содержатся наиболее полные сведения о заупокойном культе, подробно излагается процедура загробного суда в виде взвешивания сердца умершего на весах перед Осирисом. Покойный отчитывается о своей земной жизни, говорит, что он не совершал преступлений и дурных дел. Бог Тот и богиня правосудия Маат проверяют правильность слов умершего, взвешивают его сердце. Если умерший вел неправедную жизнь, то его бросают в пасть чудовища, которое его пожирает. Если же он вел жизнь праведную, то он попадает на благодатные поля Иалу, где проводит вечную беспечальную жизнь.

Однако этический момент в египетской религии был выражен  еще в зачаточной степени и  не получил развития. Дорогостоящим  и сложным был ритуал захоронения  знатных лиц и вельмож, строивших  себе внушительные гробницы. Особой пышностью  отличался заупокойный культ  умершего фараона. Знаменитые пирамиды фараонов IV династии или грандиозные  скальные дворцы фараонов XIX —XX династий, наполненные несметными сокровищами  и ценнейшими произведениями искусства, — красноречивые свидетельства  мощи деспотической власти и огромного  значения заупокойного культа в системе  египетской религии. Вместе с тем  огромные средства, направляемые на строительство  гробниц, заупокойных храмов, создание рельефных изображений и настенных  росписей, многочисленных статуй, предметов  погребального культа, их огромное идеологическое значение в жизни  египтян способствовали развитию зодчества, архитектуры, скульптуры, направляли его  развитие по вполне определенным путям  художественного творчества.

Господство религиозного мировоззрения не могло подавить проявления элементов скептицизма  и прямого неверия в богословские догмы. До нашего времени дошли произведения, в которых выражается сомнение в  истинности жреческих поучений («Беседа разочарованного со своей душой»), в бесполезности заупокойного культа и рекомендуется пользоваться всеми радостями земной жизни («Песнь арфиста»). Однако это были лишь единичные, робкие попытки свободной мысли. В целом религиозное мировоззрение пронизывало все стороны жизни древних египтян.

1.2. Боги древнего Египта

Бог покровитель умерших- Анубис

Богиня радости и веселья- Бастет

Главная богиня -Исида

Бог возрождения- Осирис                                                                   Бог солнца- Ра

Бог хаоса -Сет

Египетские боги – это огромная система верований и традиций древнего египетского народа. Все видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами.

Анубис . Анубис в египетской мифологии считался богом-покровителем умерших; почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки (или в виде человека с головой шакала или собаки).

 Анубис считался судьей  богов.Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса (греческий Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада («царства мертвых»), «владыка Расетау» («царства мертвых»), «стоящий впереди чертога богов».

 Согласно «Текстам  пирамид». Анубис был главным  богом в царстве мертвых, он  считал сердца умерших (в то  время как Осирис главным образом  олицетворял умершего фараона. который оживал подобно богу).                                                                                         С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты. А Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса.

 Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию.

 Анубису приписывалось  возложение на мумию рук и  превращение покойника с помощью  магии в ах («просветленного», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту;

 Анубис расставлял  вокруг умершего в погребальной  камере Гора детей и дает  каждому канопу с внутренностями  покойного для их охраны. Анубис  тесно связан с некрополем  в Фивах, на печати которого  изображен лежащий над девятью  пленниками шакал.

 Анубис считался братом  бога Баты. По Плутарху, Анубис  был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубис с Гермесом. Один из эпитетов Анубиса, определявший его как бога бальзамирования.

Его фетиш - шкура, забинтованная  в льняные пелены, которую прикрепляли  к шесту, ставили в сосуд, и  помещали в гробницу умершего.

Бастет

Бастет в египетской мифологии была богиней радости и веселья.

Священное животное Бастет — кошка.

 Изображалась Бастет в виде женщины с головой кошки, атрибут Бастет — музыкальный инструмент систр. Центр ее культа, рассвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) 10-8 вв. до н. э. — Бубастис. Сын Бастет — Махес.

 Бастет отождествлялась с Мут, а также с почиталась как Око Ра Тефнут, Сохмет и Хатор. В связи с этим Бастет также приобрела функции солнечного Ока.

 Геродот сообщал о  ежегодных торжествах в честь  Бастет, которые сопровождались плясками. Древние греки отождествляли Бастет с Артемидой.

 Как уже говорилось  выше, священным животным богини  Бастет считалась кошка. К этому животному древние египтяне относились с уважением.

 Название «кошка» по-египетски  звучало просто: «Мау» или «Мяу».

 И отношение к древнеегипетским Мяу, как к воплощению богини Бастет, было как минимум уважительным. Кошки были членами семьи, к ним относились со всем почтением, как при жизни, так и после смерти. Ее почитали, так как видели в ней земное воплощение богини Бастет.

 Этих животных хоронили  с почестями, мумифицировали, как  фараонов, и расплатой за их  убийство была смертная казнь.

 С не меньшим почтением  относятся к ней и в странах  Дальнего Востока, оспаривая у  египтян древность кошачьей породы. Если в семье умирала кошка,  то хозяева кошки и их родня  в знак траура выбривали брови.  Тело кошки бальзамировалось  и помещалось в саркофаг, после  чего его помещали в одном  из некрополей, специально предназначенных  для погребения кошек

Исида

 Исида – главная  богиня египетской религии, которая  была сестрой и супругой бога  Осириса, матерью Хора и египетских  царей, которые исконно считались  земными воплощениями сокологолового бога. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини.

 С эпохи Нового царства  культ богини стал тесно переплетаться  с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» - мать мемфисского быка Аписа.

 Очень древний, культ  Исиды, вероятно, происходит из  Дельты. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исеумом (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах.

 В Гелиопольской теологической системе Исида почиталась как дочь бога Геба и богини Нут. В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха, богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сетх.

 Собрав воедино разрубленные  на части останки Осириса, Исида  с помощью бога Анубиса сделала  из них первую мумию.

 Вдохнув своими крыльями  в забальзамированный труп Осириса  на несколько мгновений дыхание  жизни, богиня магическим образом  зачала от него своего сына  Хора. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростертой над мумией супруга.

 В память об этом  Исида часто изображалась в  облике прекрасной женщины с  птичьими крыльями, которыми она  защищает Осириса, царя или  просто умершего.

 Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса. Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Хора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта).

 Многочисленные статуи  и рельефы изображают богиню  кормящей грудью сына, принявшего  облик фараона. Вместе с богинями  Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери облегчиться от беремени.

 Исида — «великая  чарами, первая среди богов», повелительница  заклинаний и тайных молитв; ее  призывают в беде, произносят  ее имя для защиты детей  и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием  и обрести магическую силу, богиня  вылепила из слюны стареющего  бога Ра и земли змея, ужалившего  солнечное божество.

 В обмен на исцеление  Исида потребовала у Ра поведать  ей свое тайное имя, ключ  ко всем загадочным силам вселенной,  и стала «госпожой богов, той,  кто знает Ра в его собственном  имени». Своим знанием Исида, одна  из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Хора, ужаленного  в болотах скорпионами.

 С тех пор, подобно  богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Хору, тем самым, вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла своему сыну Хору одержать верх над Сетхом во время спора за престол и наследство Осириса, стать владыкой Египта.

Осирис 

 Одним из самых могучих  и величественных богов Древнего  Египта был Осирис. Это был  бог возрождения и одновременно  царь загробного мира.

 Согласно упоминаниям  в древнеегипетских текстах и  рассказу Плутарха, Усир был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора.

 Он был четвёртым  из богов, царствовавших на  земле в изначальные времена,  унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды.

 Он обучил людей  врачебному искусству, строительству  городов. Злой бог пустыни,  младший брат Усира - Сет, желавший править вместо него, придумывал способ погубить Усира. После возвращения из похода в Азию Усир устроил пир.

 Сет, явившийся на  пир со своими 72 соумышленниками,  велел внести роскошно украшений  саркофаг и заявил, что тот,  кто войдет в магический саркофаг будет править Землей и Небом. Когда очередь дошла Усира и он лег на дно саркофага (сделанного специально по его мерке), заговорщики захлопнули крышку, залили какой-то жидкостью и бросили саркофаг в воды Нила. Течением ящик прибило к берегу, и растущий там куст вереска охватил его своими ветвями. Верная супруга Усира - Исида нашла тело мужа, она извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Усира сына.

 Предав тело Усира погребению, она ушла в болота дельты Нила и там родила и воспитала младенца, названного Гором.

 Когда Гор вырос,  он вступил в борьбу с Сетом.  Анубис дает Гору Уджат - око ясновидения, око зрения души. Сначала он потерпел поражение и даже потерял в битве глаз - волшебное Око Гора, но затем счастье перешло на его сторону.

 Гор победил Сета, отобрав  у него вырванный глаз, дал  проглотить его мёртвому отцу. Усир ожил, но не захотел оставаться на земле, а, оставив трон на земле сыну Гору, стал царствовать и вершить суд в Дуате.

 По одной из версий  сказания, Сет разрубил его тело  на 14 частей (или 7) и разбросал  эти части по всему Египту; Исида, собрав их воедино, погребла  в Абидосе. Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе» совмещает обе версии: Сет расправляется с Усиром дважды, что наиболее правдоподобно изначальному сказанию.

 По некоторым версиям,  Усира оживлял не Гор, а Исида (сама или с помощью сестры Нефтиды). Погребение Усира приписывалось Исиде или Анубису.

Бог солнца Ра

 Ра в египетской  мифологии был богом солнца. Центр  его культа - город Гелиополь (древнеегипетский Иуну).

 Как и многие другие  солнечные божества, воплощался  в образе сокола (иногда также  - огромного кота), изображался человеком  с головой сокола, увенчанный солнечным диском. Фетиш Ра - столб-обелиск "Бен-бен" (он же фетиш Бену; в эпоху V династии был сооружен храм Ра в виде четырехгранного обелиска).

 Во многих текстах  Ра называют дневным солнцем  (в отличие от Атума - вечернего, и Хепри - утреннего). Ра выступает также как бог умершего царя. Позднее, в заупокойном культе, он был оттеснен Осирисом, продолжая играть значит, роль в загробном мире; участвовал в загробном суде, давал тепло и свет для умерших, которые днем совершают выход из гробниц, чтобы видеть Ра С возвышением V династии Древнего царства (26 - 25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Ра стал главным богом пантеона и его культ приобрел общеегипетский характер.

Информация о работе Египетская книга мёртвых