Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:09, курсовая работа
Исследование египетской религии мифологии затрудняется тем, что до нас дошел лишь отрывочный и неполно сохранившийся материал. Несомненно, что известные нам до сих пор сказания составляют незначительную часть тех многочисленных и разнообразных мифов, которые некогда слагались и жили в долине Нила. Более того, во многих случаях мы не имеем даже полных записей и тех сказаний, которые до нас дошли. У нас нет, например, полного текста такого важнейшего сказания, как миф об Осирисе. Равным образом не сохранились полные записи ряда космогонических и солнечных сказаний, не говоря уже о многочисленных легендах, слагавшихся вокруг различных местных культов богов, отдельных святилищ и некрополей.
Введение ……………………………………………………………2
Гл.1.Религиозные представления Древнего Египта
1.1. Религия Древних Египтян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...4
1.2. Боги Древнего Египта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………...15
1.3.Могилы и похоронные обряды………………………………27
Гл.2.Египетская книга мёртвых
1.1.История создания «Книги мёртвых»……………………….37
2.2. Человек и его семь оболочек………………………………43
3.3 .Магия и религия …………………………………………….55
4.4.Учение о «Царстве мёртвых»………………………………..60
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...65
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . …….68
Меж погребальными пеленами бальзамировщики должны были поместить амулет в виде Ока Уджат, а на сердце - амулет в виде скарабея. Без этих амулетов воскреснуть для вечной жизни было невозможно.
Неисчислимы примеры отгоняющей
магии - разнообразные способы
Широко практиковали
египетские маги и всякого
рода приемы очистительной
Все это неизменно сопровождалось магией слова. «Книга Мертвых» - это всего лишь письменная фиксация тысячелетней традиции использования магии речи в похоронных обрядах. Ведь произнесение, иногда спонтанное, иногда намеренное, тех или иных слов: пожеланий, заговоров, заклинаний, приказов, запретов,- составляло с самого начала неотъемлемую часть любого обряда или магического действия.
К арсеналу погребальной магии Египта относились амулеты, изображения частей тела, божественных существ, миниатюрные модели разных предметов, «священные знаки» - иероглифы, обозначающие богов, жизнь, животных и человека.
Магическое значение имели числа - единица, двоица, троица, четверица, семерка, восьмерка, девятка, десятка, двенадцать, четырнадцать, двадцать один, тридцать и сорок два. Магической символикой обладал цвет. Белый, красный, зеленый, лазурный, черный нередко упоминаются в «Книге Мертвых». Зеленый цвет, к примеру, символизировал жизнь и все живое. Магическую ценность приобретали и соответствующие природные поделочные камни - красный сердолик, зеленый малахит, голубые лазурит или бирюза.
Следующим уровнем магического
воздействия на богов являлись их
подробные заклинания. На этом уровне
воздействия исполнители
Заклинаний такого
вида в «Книге Мертвых»
Чтобы облегчить умершему странствие, боги создали в Дуате (Царстве Мертвых) ариты - места отдыха, остановки, где душа могла остановиться и передохнуть. Однако войти в ариту мог не каждый, а лишь знающий имена богов и определенные заклинания.
Заклинание предполагает точное знание имени. По представлениям египтян, восходящим к доисторической эпохе, имя-Рын человека, духа или божества являлось составной сокровенной частью его сущности. Сам великий Ра творил мир силой слова. Давая вещам и существам имена-Рмн, он тем самым определял их сущность и место в мироздании. Знание подлинного, сокровенного имени давало власть над его обладателем.
4.4. Учение о Царстве мертвых
Вещь, не имеющая названия, для египтян не существовала. Увековечивание имени человека в надписях увековечивало его жизнь. Поэтому вредоносное колдовство прежде всего стремилось предать имя поруганию, проклятию и даже уничтожению надписи имени.
Картины переселения душ умершего в мир иной, которые рисует «Книга Мертвых», завораживают своей ясностью и детальной разработанностью. Откуда у египтян появилось такое знание об инобытии?
Материалистическая наука ничтоже сумняшеся обозначила сложный комплекс египетских знаний об инобытии «примитивной идеей о загробной жизни как о непосредственном продолжении жизни земной». Навязчивое стремление во всем египетском ритуале усматривать лишь «превратное» отражение в сознании людей земной жизни приводит к педантичному изучению частных изменений, которые египетские представления о загробной жизни претерпевали во времени, а не к изучению вневременной сущности этих представлений.
Наиболее расхожий взгляд на сокровенное египетское учение о Царстве Мертвых выглядит приблизительно так. Человек продолжает жить после смерти при условии сохранения в целостности его тела и заботы о его насущных потребностях в пище и питье со стороны живых родственников. Культ умерших сводится к «борьбе против смерти за вечную жизнь».
Односторонняя ограниченность
подобных представлений
Прежде всего следует помнить, что народные верования весьма далеки от жреческих представлений; и различие здесь залегает в самих способах обретения знания об инобытии.
Простой народ во все времена был склонен к упрощенному, зачастую бездумному исполнению общепринятых обрядов, относящихся к заупокойному культу. Для размышлений и осмысления сущности явления смерти у непосвященных никогда не было ни способностей, ни желания, ни времени.
«Книга Мертвых» создавалась,
без сомнения, великими посвященными
Египта, имевшими совершенно иной,
«мистический», опыт. Именно посвященные,
причастившиеся храмовых
«Книга Мертвых» представляет
собой большой сборник
Посвященные в таинства подразделялись на три группы по степени посвященности.
Посвященные первой
степени (ее имела большая
Посвященные второй
степени от природы и
Посвященные третьей
степени, иначе именуемые
Значительная часть
приобретенного египтянами
Сам по себе «мистический»
способ получения знаний об
инобытии вовсе не
И хотя мистический способ получения любых знаний имеет меньшее общественное основание: людей посвященных в любом обществе немного, а великих посвященных вообще единицы,-- полученные этим способом знания заслуживают не меньшего внимания и изучения, нежели знания, полученные в результате широкой общественной практики.
Заупокойная литература
всех времен египетской
Излюбленный мотив
египтологии о том, как
Египтяне, и непосвященные и посвященные, до гибели их цивилизации сохраняли сильную веру в творческую магическую силу слова и прямодушно дополняли вещественные заупокойные приношения и дары магическими словесными их заместителями, нередко без всякого своекорыстного намерения.
В силу своих удивительных
познаний об инобытии и о
духовном строении
Заключение
В египетских мифах нашли
отражение особенности
Из египетских мифов мы черпаем сведения не только о духовной жизни египтян, но и об отдельных сторонах их повседневного бытия, начиная от трудовых забот хлебопашца и пастуха и кончая сферой государственной политики.
Религия Древнего Египта, подобно всем другим религиям, демонстрировала несообразности и противоречия. Можно сделать вывод, что по крайней мере для некоторых египтян мумифицирование, могилы и погребальные обряды не составляли необходимости. Но, хотя спиритуалистические идеи и существовали, в большинстве своем традиции и ритуалы оставались неизменными. Это рождало некоторые верования, не всегда совместимые друг с другом. С одной стороны, была идея, согласно которой ты в буквальном смысле "можешь все взять с собой"; с другой - существовало представление, что есть иной, нематериальный мир, куда направляется умерший.
Как говорил Уильям Дж. Марнейн, "орбита потустороннего мира мертвых не рассматривалась как барьер, препятствующий обитанию в могилах или участию в празднествах живых". Существует несколько возможных объяснений этого явления. Исполнение многочисленных функций, в особенности в сфере погребальных обрядов, было предоставлено жрецам. Возможно, большинство людей тогда, как и ныне, не размышляли постоянно о семейных верованиях; они сознавали эти несообразности, но не хотели отказываться от традиционных обычаев "на месте", поскольку все равно вынуждены были их исполнять.
Таким образом, источники
религии и мифологии различны:
корни религии – в бессилии
человека перед слепыми природными
и социальными стихиями; мифологии
– в элементарной потребности
человеческого ума в понимании
и объяснении окружающей действительности.
Выражаются религия и мифология
в формах, обусловленных и общим
уровнем общественно-
Хотя мифология и играет важную роль в истории религии, как бы поставляя материал для содержания религиозных верований, не она является самым существенным элементом религии. Мифы – это произведение народной фантазии, наивно объясняющее факты реального мира. Они рождаются из естественной любознательности человечества, на ранних стадиях его развития, на почве трудового опыта; по мере расширения этого опыта, вместе с ростом материального производства, расширяется круг мифологической фантазии, усложняется ее содержание. Имея различные корни, мифология и религия имеют общее – олицетворяющую фантазию. Именно это уже на ранних стадиях развития способствует включению мифологических представлений в область религии.
Список литературы
1. Бредстед Д. Тураев Б. История Древнего Египта: Т. 1. - Мн.,2002.
2. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Пер. с англ. под ред. и послесл.
3. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. - СПб., 2000. - 464
4. Лазарев Е. Египетская "Книга мертвых".Книга Амдуат. - М.,2005.
5. Мертц Б. Древний Египет. Храмы. Гробницы. Иероглифы.
6. Перепелкин Ю. Я. Египет // История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет.--
7. Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта.-- Под общей редакцией д-ра филос. наук проф. А. Л. Вассоевича.-- СПб.: «Летний Сад», 2001.-- 608 с., илл.
8. Перепелкин Ю. Я. Переворот Амен-Хотпа IV. Часть 2.-- М.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1984.-- 288 с.