Значение даосизма и конфуцианства для философии и культуры Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 05:49, реферат

Краткое описание

Китай - одно из древнейших государств. За время своего существования оно продемонстрировало устойчивость и динамичность развития, и в связи с этим интересна та система политических, социальных и философских ценностей, которая определила характер и направление государственной идеологии. Китайская цивилизация, называемая часто конфуцианской, является автохтонной, т.е. возникла автономно и независимо от внешних заимствований, в пятом - втором тысячелетии до н.э. Сложившаяся традиция никогда не прерывалась, несмотря на многие столетия чужеземных владычеств, когда на троне сидели завоеватели. Китай как страна-доминант создал целый очаг культуры в регионе Дальнего Востока: в Японии, Корее, странах Южных морей (ЮВА). Здесь распространилась иероглифическая письменность, конфуцианство, даосизм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ВОСТОЧНАЯ ДЕСПОТИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА ДРЕВНИХ КУЛЬТУР…………………………………………………..5
СОВМЕЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ КАК ПРОБЛЕМА КОНФУЦИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ……………….8
ДАОСИЗМ: СВОБОДА КАК РАСТВОРЕНИЕ В ПРИРОДЕ……...11

4.ЗНАЧЕНИЕ ДАОСИЗМА И КОНФУЦИАНСТВА ДЛЯ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ КИТАЯ………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………18
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Культура.docx

— 49.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗНАЧЕНИЕ ДАОСИЗМА И КОНФУЦИАНСТВА  ДЛЯ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

 

Даосизм и конфуцианство  являются двумя основными линиями, главными направлениями в развитии китайской философии и культуры.

Древние трактаты содержат как разработку основных философских концепций (Дао, дэ), которые позже приняли конфуцианцы, проблемы натурфилософии и онтогенеза, так и просто красивые лирические стихи, басни, сюжетные мотивы. Трудно провести четкое разграничение между собственно философией и собственной культурой в сознании китайца. Это некоторое особое миропонимание, даже молчание наполнено тайным смыслом, символикой, труднодоступной для непосвященного европейца. Конфуцианство более четко определено, чем даосизм, содержит определенные требования, регламенты относительно поведения человека. Некоторые философы, поэтому старались связать воедино эти два мировоззрения, говоря, что конфуцианство создано для чиновников государственной службы, эти взляды нужно разделять на работе, а созерцанием природы, дыхательными упражнениями, психической саморегуляцией можно заняться на досуге. Конфуцианцы как и даосы видели существующее несовершенство мира, осуждали его и предлагали свои рецепты для блага человечества. В ходе исторического развития, когда у власти стояла та или иная династия, преобладал либо даосизм либо конфуцианство. Эти две тенденции существуют и сейчас. Есть школы даосизма, увлечение проблемами биоэнергетики человека, связи его с космосом, правильное расположение человека в космосе, астрология, хиромантия, иглотерапия давно вышли за пределы Китая и нашли своих почитателей в других странах. Помимо оккультных наук, идеи даосизма в решающей степени определяют китайскую эстетику, прозу и поэзию, театр, живопись, то есть китайскую культуру.

Конфуцианское мировоззрение  царило в Поднебесной очень долгое время, приспосабливаясь к новым  веяниям, используя термины и некоторые даосские идеи. Конфуцианство было большим, чем регулятором нравов и обычаев. До сих пор в Китае император считается "сыном Неба", авторитет старших непререкаем, строго чтутся традиции и выполняются все церемонии. Каждый китаец стремится повысить свой образовательный уровень. Конфуцианство и его традиции живы и сейчас. Это сила которую нельзя ликвидировать, не ликвидировав вообще все то, на чем держалось общество.

Учение Конфуция создало  условия для стабильности власти на столь долгий срок, что очень  трудно найти еще подобный аналог в истории. Его консерватизм плюс высокий уровень культуры и удачное решение проблемы бюрократического аппарата (с конкурсом чиновников на каждую должность.) - был залогом прочности Китая. Конфуцианство - некоторая незыблемая основа основ государства и общества. Правители, лидеры, идеологи создавали культ Конфуция и всячески его поддерживали Конфуцианцев терпимо относились к другим религиям, считая их иногда полезными для нужд простого народа которому недостает конфуцианской мудрости. Даосизм сначала противостоял конфуцианству, соперничая с ним, затем занял место в системе религий Китая.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключение следует отметить, что те черты даосизма и буддизма, которые противостояли конфуцианству, со временем трансформировались в соответствии с ценностями последнего.

Создание и поддерживание  сильной государственности Китая, имперского типа мышления, созданных  в первую очередь конфуцианством, позволило китайцу противопоставить цивилизацию Поднебесной культуре «варвара-иностранца». В этой связи  представляет интерес изучение внешнеполитического менталитета китайцев . Внешнеполитический менталитет Китая, безусловно, включает в себя цивилизационное ядро, состоящее из конфуцианства, даосизма и буддизма.

В современных условиях, когда происходит распространение  западных ценностей в восточных  обществах, возникает ответная реакция  в виде усиления традиции, фундаментальных  норм и стиля мышления. Поэтому  актуальность исследования менталитета  соседей для России сегодня очевидна в связи с общими проблемами —  энергетической, сырьевой, демографической, экономической и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. [текст] — Новосибирск: Наука, 1989.
  2. Васильев Л. С., Фурман Д. Е. Христианство и конфуцианство (опыт сравнительного социологического анализа) [текст] // История и культура Китая. — М., 1974.
  3. Васильев Л. С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае [текст] // Китай: традиции и современность. — М., 1976.
  4. Васильев Л. С. История Востока. [текст] В 2-х тт. — М., 1994.
  5. Васильев Л. С., Фурман Д. Е. Христианство и конфуцианство (опыт сравнительного социологического анализа) [текст] // История и культура Китая. — М., 1974.
  6. Васильев Л. С. Дао и даосизм в Китае[текст] // М. , "Наука", 1982
  7. Дьяконов И. М. Ранние деспотии в Месопотамии [текст] // История Древнего мира: Ранняя древность. 2-е изд. — М., 1883. С. 72. «Дао дэ цзин» //
  8. Древнекитайская философия [текст]. Собр. текстов: В 2-х тт. -М., 1972. Т. 1.
  9. Жаров С. Н. Три лика китайской культуры: конфуцианство, буддизм, даосизм [текст] — (Препринт Г-563). Воронеж, 1995.
  10. Культурология: история мировой культуры [текст] Под ред. А.Н.Марковой. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.
  11.   Малявин В.В. Конфуций[текст] // М. Молодая гвардия, 1992.
  12.   Малюга Ю.Я. Культурология. [текст] // — М.: Инфра-М,1999. - с.63-76.
  13. Маслов А. А. Мистерия Дао [текст].// — М.: Сфера, 1996
  14. Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока [текст] // — М., 1994.
  15. Позднеева Л. Д. Атеисты, материалисты, диалектики древне­го Китая. [текст] // М. , 1967

 

 

 

 


Информация о работе Значение даосизма и конфуцианства для философии и культуры Китая