Искусство Германии XVII–XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 01:44, контрольная работа

Краткое описание

На исходе средневековья в Германии происходили те же процессы, что и в других государствах Европы: усиливалась роль городов, развивалось мануфактурное производство, все большее значение приобретало бюргерство и купечество, распадался средневековый цеховой строй. Аналогичные сдвиги совершались в культуре и мировоззрении: пробуждалось и возрастало самосознание человека, росли его интерес к изучению реальной действительности, желание обладать научными знаниями, потребность найти свое место в мире; шло постепенное обмирщение науки и искусства, освобождение их от вековой власти церкви.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....
Искусство Германии XVII века…………………………………………....
Изобразительное искусство…………………………………….......
Скульптура…………………………………………………………..
Архитектура…………………………………………………………
Литература……………………………………………...……………
Музыка…………………………………………………….…………
Искусство Германии XVIII века…………………...………………………
Изобразительное искусство………………………………...………
Скульптура………………………………………………..…………
Архитектура…………………………………………………………
Литература………………………………………………...…………
Музыка……………………………………………….………………
Искусство Германии XIX века………………………………….…………
Изобразительное искусство………………………...………………
Скульптура……………………………………..……………………
Архитектура…………………………………………………………
Литература…………………………………………...………………
Музыка………………………………………………….……………
Вывод………………………………………………………..………………
Список литературы…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. МХК Искусство Германии.docx

— 62.38 Кб (Скачать файл)

Тиролец по происхождению, Матиас Бернард Браун (1684–1738гг.) работал в Чехии с 1710 года и был крупнейшим скульптором стран Центральной Европы в XVIII веке. Он являлся в Чехии последователем школы Бернини. Произведения Брауна обладают драматической выразительностью, демократической жизненностью образов, громадной энергией и динамикой пластического решения. О связи с Бернини более всего говорит его ранние произведения «Видение св. Лиутгарды» на Карловом мосту в Праге (1710г.). Полный самостоятельный расцвет его таланта более всего выразился в многочисленных статуях в замке Куке и прилегающем к нему Новом лесу.

Архитектура. На протяжении 2-ой половины XVII века в Германии из-за тяжелых последствий Тридцатилетней войны почти не возводилось монументальных зданий. Строительство начинает оживляться и приобретать подлинный размах лишь с начала XVIII столетия. Но самое сильное воздействие немецкая архитектура испытала со стороны французского зодчества. Этому способствовало то, что в Германии работали многие значительные французские архитекторы. Крупным художественным центром Германии этого времени стала Бавария со своим главным городом Мюнхеном.

Карл Лангганс (1733–1808гг.) – строитель известных Бранденбургских ворот (1788–1791). Если в прошедших произведениях еще до известной степени ощущается барочная живописность, то Лангганс уже совершенно от нее отказывается. Он избирает в качестве образца памятник античности – Пропилеи Афинского Акрополя. Суровая и торжественная архитектура Бранденбургских ворот во многом определила стилистический характер ряда более поздних сооружений немецкой столицы.

Литература. В Германии XVIII века разворачивалось просветительское движение, но в иных, гораздо более трудных, чем в Англии и Франции, условиях. Развитие капитализма тормозилось в политической, экономической и идейной отсталостью страны. В условиях экономического и политического бессилия сознание созревало крайне медленно. Характеризуя Германию XVIII века, Ф. Энгельс писал: «Это была одна отвратительная гниющая и разлагающаяся масса. <...> Ни образования, ни средств воздействия на сознание масс, ни свободы печати, ни общественного мнения... Все прогнило, расшаталось, готово было рухнуть, и нельзя было даже надеяться на благотворную перемену, потому что нация не имела в себе силы даже для того, чтобы убрать разлагающийся труп отживших учреждений».

Все это и определило характер немецкого Просвещения. Оно было умозрительным и отличалось углубленным  изучением вопросов исторического, философского, религиозного, культурного  развития человечества. Даже самые  передовые деятели немецкого  Просвещения вынуждены были идти на уступки феодальному миру.

Философское развитие Германии было сложным, без единого материалистического  направления. В стране господствовал  деизм, основанный философией Г. В. Лейбница (1646–1716гг.). Он утверждал принцип самодвижения, саморазвития материи. Большое значение для Лейбница имела пантеистическая философия Спинозы, чье учение окажет затем сильное воздействие не Гердера и Гёте. Но, в отличие от Спинозы, считавшего, что природа и есть Бог, Лейбниц выступил как деист, идя на компромисс с теологией. Он считал, что для обоснования существования мира нужна высшая целесообразность. Именно поэтому деятельность всех монад устремлена к высшей монаде – Богу.

Во 2-ой половине XVIII века Германия стала центром нового художественного движения, связанного с подъемом интереса к античности. Главным его провозвестником был Иоган Иоахим Винкельман (1717–1768гг.). Его книга «История искусств древности» (1764г.), имевшая громадное значение для последующих поколений, была первой научной работой, посвященной вопросам искусства, и закладывала основы искусствоведения. Винкельман рассматривал развитие искусства на основе рационалистической методологии, связывал рассвет античного искусства с общественными условиями греческих городов-республик, а также применял метод сравнительного изучения произведений искусства.

Музыка. Немецкая классическая музыка зародилась в начале XVIII века и переживала расцвет в течение следующих двухсот лет. Одним из представителей дум музыкальной Европы является Иоганн Христиан Бах (1735–1782гг.) – известный педагог, популярный композитор, способный поспорить славой с любым из своих современников. За сравнительно недолгую жизнь Иоганн Бах создал огромное количество сочинений, с необычайной полнотой выразив дух своего времени эпохи рококо.

Широкая популярность его  сочинений, распространявшихся в списках, разноречивая атрибуция затрудняют учесть до конца оставленное композитором наследие, охватившее практически все современные ему инструментальные жанры. В оркестровых произведениях увертюрах и симфониях Иоганн Христиан стоял на предклассицистских позициях и в построении целого, и в оркестровом решении, обычно зависящем от места и характера музицирования.

 

Искусство Германии XIX века

Разложение феодализма на германских землях в конце XVIII и в 1-ой половине XIX века происходило замедленными темпами. Процесс формирования буржуазной нации здесь значительно отставал по сравнению с более развитыми странами Западной Европы. Вплоть до конца рассматриваемого периода все еще не было создано единое национальное государство, сохранялась политическая раздробленность Германии на множество обособленных крупных и мелких государств. Политическая власть была сосредоточена в руках высших феодальных слоев. Буржуазия развивалась неравномерно в различных частях Германии, но в целом была слаба. Отсюда происходили ее робость, и покорность господствующему строю.

Войны с революционной  Францией привели к введению республиканских  порядков на части западных германских земель. Последовавшее завоевание всей Германии Наполеоном и борьба против него вызвали к жизни широкое  национально-освободительное движение. Однако связанные с этими событиями  преобразования в буржуазном духе были быстро подавлены абсолютистскими  режимами и юнкерством, и повсюду  в стране снова восторжествовал  старый реакционный порядок, остававшийся незыблемым вплоть до середины XIX века.

Эти исторические условия  в значительной мере определили относительную  слабость прогрессивных тенденций  в немецком искусстве 1-ой половины XIX столетия. Художественная жизнь наиболее крупных культурных центров – Мюнхена, Берлина, Дрездена и Дюссельдорфа – развивалась в различных условиях и порождала весьма отличающиеся друг от друга художественные явления в пределах общих основных направлений немецкого искусства на разных этапах его развития.

Изобразительное искусство. В самом конце XVIII века, как реакция на французскую буржуазную революцию, складываются 1-ые явления немецкого романтизма. Объективности и рационализму классицизма романтики противопоставляют субъективность личных переживаний, разуму – чувство, представлению о правильности научного, опытного познания реального мира – непознаваемость действительности человеческим сознанием и иррациональное постижение истины путем религиозной веры.

Другая существенная ветвь  немецкого романтического искусства первой трети XIX века была насыщена идеями пантеистического восторга, преклонения перед природой, ощущением душевного трепета человека, воспринимающего бесконечность мира и его красоту как символ и воплощение «божественной мудрости».

Крупнейшим мастером романтизма и всей немецкой живописи первой трети  XIX века стал Каспар Давид Фридрих (1774–1840гг.). Он никогда не пользовался большой известностью и успехом и зачастую находился на краю нищеты. Особо надо отметить, что творчество Фридриха привлекло внимание русского поэта В. А. Жуковского, который высоко оценил творчество немецкого художника и способствовал тому, что многие его картины были приобретены в России.

Картины Фридриха проникнуты чувством восторженного восхищения красотой природы, настроением тихого созерцания и самоуглубления. Фридрих  часто изображает персонажи своих  картин спиной к зрителю, погруженными в наблюдение расстилающегося перед  ними пейзажа, например «Двое, созерцающие луну» (1819–1820гг., Дрезденская галерея). Излюбленными мотивами его картин являются плоские берега или готические силуэты старинных городов немецкого побережья Балтийского моря, горы Саксонии, Тюрингии и Силезии – «Воспоминание о Великановых горах» (1835г.), «Утро в горах» (обе в Эрмитаже). Художник избирает состояние природы, наиболее соответствующее романтическому переживанию.

В этом же духе городской  быт изображался многочисленными  немецкими живописцами, начиная  с 30-х годов XIX века, среди которых только мюнхенский художник Карл Шпицвег (1803–1885гг.) выделялся значительными живописными качествами. Характерные для него сентиментально-повествовательные и юмористические мотивы составляют основу таких его картин, как «Бедный поэт» (1839г., Берлин, Национальная галерея) или «Утренний кофе» (Франкфурт).

Скульптура. В 1-ой половине XIX века в немецкой скульптуре безраздельно господствовал классицизм. Ведущее положение в этом виде искусства занимала берлинская школа во главе с Готфридом Шадовым (1764–1850гг.). Крупнейшими его произведениями являются скульптура на Бранденбургских воротах (1789–1794гг.) и статуи полководцев Цитена (1794г.) и Дессауэра (1800г., обе в Берлин). Строгость и последовательность применения принципов классицистической школы в скульптуре Шадова вступают зачастую в непреодоленное противоречие с требованием изображения человека в современной одежде, как это чувствуется в его памятнике Блюхеру в Ростоке (1819г.). Реалистические элементы с особой силой сказываются в его портретных бюстах – «Бюст ректора Мейеротто».

Крупнейшим мастером, воспитанным  в берлинской школе, был Христиан Раух (1777–1857гг.). Присущее ему чувство монументальности, умение создать величественный и благородный образ сказываются более всего в «Надгробии королевы Луизы» (1815г.). Хорошее владение пластической формой, композиционное мастерство делают эту работу Рауха одним из лучших образцов немецкой скульптуры этого периода. В 30-е годы, при сохранении основных принципов классицизма, в немецкой скульптуре развиваются некоторые новые черты, свидетельствующие о стремлении к более живому и современному образу в пластике, – так, например, теперь большое значение придается точности изображения внешних признаков конкретно-исторической обстановки. Вместе с тем значительно усиливаются реалистические портретные черты создаваемых скульпторами образов.

Архитектура. В XIX веке, несмотря на расширение строительства, не было создано значительных по своим художественным достоинствам сооружений. Господство эклектики, подражательства разным стилям приобретает космополитический характер в архитектуре Германии. Таковы постройки баварского короля Людвига II Замок Нойшванштайн (Новый Лебединый Камень), Новый Версаль на озере Химзее и другие замки-фантомы. Большая часть построек короля Людвига Баварского осталась незавершенной, среди них и немецкий Версаль на озере Химзее, знаменитый своим буквальным повторением французского прототипа, только с еще более красивой Зеркальной галереей.

Литература. В 30–40-е гг. XIX века в Германии происходят существенные сдвиги в экономической и политической жизни. Укрепляется положение немецкой буржуазии, начинает развиваться промышленность, идет процесс экономического объединения страны. Появляются и первые самостоятельные организации рабочего класса.

Все это благоприятствует усилению оппозиционных и революционных  тенденций в немецкой литературе. В самом начале 30-х гг. возникло литературное движение «Молодая Германия», активное участие в котором приняли писатели и публицисты Мундт, Гуцков, Лаубе, Кюне, Винбарг и др. В их произведениях отразилось то политическое брожение, которое было вызвано в Германии Французской революцией в июле 1830 года. Для писателей «Молодой Германии» были характерны интерес к социально-политической проблематике и определенная тенденциозность.

Значительную роль в немецкой литературе сыграла публицистическая деятельность Людвига Берне (1786–1837гг.) – автора знаменитых «Писем из Парижа» (1830–1833гг.), затрагивавших острые общественно-политические проблемы и положивших начало развитию немецкого художественного политического фельетона. Книга сложилась из частных писем писателя, и дает широкую информацию о Франции начала 30-х годов. Она позволяет проследить эволюцию автора – от восторженного отклика на июльские события к пониманию сущности буржуазной монархии.

Несколько позже, в 40-е годы XIX века, накануне и в период немецкой революции 1848 года расцветает творчество Георга Гервега (1817–1875гг.), Фердинанда Фрейлиграта (1810–1876гг.) и Георга Веерта (1822–1856гг.). Эти три поэта лучшие свои произведения создавали во время немецкой революции, когда они сотрудничали в «Новой Рейнской газете».

Музыка. Мелодический и гармонический язык немецких композиторов XIX века усложнялся, оркестр увеличивал свои размеры, нотное письмо перенасыщалась авторскими указаниями в области нюансов. Обостряется интерес музыкантов к внутренним переживаниям, экзальтированным образам, трагическим и гротесковым. Немецкий поздний романтизм «готовил почву» для нового стиля – экспрессионизма. Усиливается роль личности художника, обретает значимость его индивидуальный опыт и пророческое видение мира.

Франц Шуберт (1797–1828гг.) – первый великий композитор-романтик. Поэтическая любовь и радость жизни, одиночество и отчаяние, стремление к идеалу и разочарование в его недостижимости, жажда странствий и безысходность скитаний – все это нашло отзвук в творчестве композитора, в его естественно льющихся мелодиях. Эмоциональная открытость и драматизм мироощущения, сочетание непосредственности и изысканности подняли на невиданную, до тех пор высоту, жанр песни. Этот известный, но, прежде, второстепенный жанр стал у Шуберта едва ли не самой сокровенной формой художественного отображения мира. В мелодиях песен композитор смог выразить, практически, всю гамму человеческих эмоций. Его неиссякаемый мелодический дар позволял сочинять по нескольку песен в день (всего их сохранилось более 600). Их темы проникли и в инструментальную музыку. Так, например, песня Скиталец послужила основой для фортепианной фантазии, а Форель стала темой одноименного квинтета и т.д. 

Информация о работе Искусство Германии XVII–XIX века