Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 05:40, контрольная работа
Если культуру изучает культурология, то искусство исследует наука, называемая искусствознанием (искусствоведением). Она представляет собой совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих искусство, - художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений.
1.Понятие искусства.
Искусство как центральное звено художественной культуры……………………..2
2. Социальные функции искусства…………………………………………………….5
3. Виды искусства……………………………………………………………………….9
4. Литература……………………………………………………………………………17
Предметом
целеустремлённой организации является
и пространство населенного места
в целом. Создание городов, посёлков
и регулирование всей системы
расселения выделились в особую область,
нераздельно связанную с
Важнейшим
средством практического
Качественные изменения строительной техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли на современную архитектуру.
Особое
значение имеет замена ремесленных
методов строительства
Основные средства создания художественного образа в архитектуре — формирование пространства и архитектоника. Особое значение в архитектуре имеют соразмерность частей и целого друг другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку (масштабность). В число художественных средств архитектуры входят также фактура и цвет, разнообразие которых достигается различными приёмами обработки поверхности здания.
Устойчивая общность характерных особенностей художественной формы архитектуры и её идейно-содержательной программы образует её стиль.
Важнейшие черты стиля проявляются в системе функциональной и пространственной организации сооружений, в их архитектонике, пропорциях, пластике, декоре.
- скульптура (лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso — леплю), вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре — человек, реже — животные (анималистический жанр), ещё реже — природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).
Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфических в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами этого вида искусства.
Различают две основные разновидности скульптуры.: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям первой, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значительные меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т. д.
По содержанию и функциям скульптура делится на монументально- декоративную, станковую и скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности. Монументально-декоративная: скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах — на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений.
Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где её можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной её средой.
Скульптура
малых форм включает широкий круг
произведений, предназначенных
- театр - форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Художественного подъёма театр достигает обычно тогда, когда он, проникаясь передовыми идеями эпохи, борется за гуманистические идеалы, глубоко и правдиво раскрывает сложность внутреннего мира человека, его устремления.
Художественное
отражение жизни, утверждение определённых
идей, мировоззрения, идеологии совершается
в театре посредством драматического
действия, исполняемого актёрами перед
зрителем. Борьба характеров, раскрытие
общественного и
Основой
театрального представления является
драма. Литературное произведение театр
переводит в область
Театр - искусство коллективное. Спектакль - произведение, обладающее художественным единством, гармонией всех элементов. Он создаётся под руководством режиссёра и в соответствии с режиссёрским замыслом совместными усилиями актёров, художника-сценографа, композитора, хореографа и многих других. В основе спектакля лежит режиссёрская интерпретация пьесы, её жанровое, стилистическое решение.
Главный носитель театрального действия - актёр, в творчестве которого воплощена суть театра: способность захватывать зрителей художественным зрелищем непосредственно протекающей у них на глазах жизни, творческим процессом её воплощения. Актёрский образ создаётся на основе пьесы и её толкования режиссёром - постановщиком спектакля.
В музыкальном театре (опера, мюзикл, оперетта) действие воплощается средствами музыкальной драматургии, в основе которой лежат общие законы драмы - наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе противодействующих сил, определённая последовательность этапов раскрытия драматического замысла.
- музыка (от греч. musikе, буквально — искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов. Музыка — специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями (речь, инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. В содержании музыки главенствующую роль играют эмоциональные состояния и процессы (а также волевые устремления).
Из различных видов эмоций музыка воплощает главным образом настроения.
Широко представлены в музыкальном содержании также эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и соответствующих процессов).
Это позволяет данному виду искусства раскрывать не только психологические состояния людей, но и их характеры.
Музыке доступно содержание разных родов: эпическое, драматическое, лирическое. При этом, однако, в силу её неизобразительной природы наиболее близка ей лирика.
Материальным воплощением содержания музыки, способом его существования служит музыкальная форма — та система музыкальных звучаний, в которой реализуются эмоции, мысли и образные представления композитора. Даже взятые в отдельности, музыкальные звучания обладают уже первичными выразительными возможностями.
Музыка обладает своей структурой. Так, в развитой музыкальной культуре творчество представлено многими разновидностями, которые могут быть дифференцированы по различным признакам. 1) По типу содержания: лирическая, эпическая, драматическая, а также героическая, трагическая, юмористическая и т. д.; в ином аспекте — серьёзная музыка и лёгкая музыка. 2) По исполнительскому назначению: вокальная и инструментальная; в ином аспекте — сольная, ансамблевая, оркестровая, хоровая, смешанная (с возможным дальнейшим уточнением составов: например, для симфонического оркестра, для камерного оркестра, для джаза и т. д.). 3) По синтезу с другими видами искусства и со словом: театральная музыка, танцевальная музыка, программная инструментальная, мелодрама (чтение под музыку), вокальная со словами.
Музыка вне синтеза — вокализы (пение без слов) и «чистая» инструментальная
(без программы). В свою очередь, первая разделяется на зрелищную и концертную, вторая — на массово-бытовую и обрядовую. Каждая из образовавшихся четырёх разновидностей (жанровых групп) может быть дифференцирована и далее.
- киноискусство, род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий действительности.
В киноискусстве
синтезируются эстетические свойства
литературы, театрального и изобразительного
искусств, музыки на основе собственно
лишь ему присущих, выразительных
средств, из которых главными являются
фотографическая природа
Подвижность киноаппарата и разнообразие применяемой при съёмке оптики дают возможность представить в кадре огромные пространства и большие массы людей (общий план), небольшие группы людей в их взаимоотношениях (средний план), человеческий портрет или отдельную деталь (крупный план). Благодаря этому в границах кадра могут быть выделены наиболее существенные, эстетически значимые стороны изображаемого объекта. Соединение кадров в монтаже служит выражением мысли автора, создаёт непрерывность развития действия, организует зрительное повествование, позволяет путём сопоставления отд. планов метафорически истолковывать действие, формирует ритм фильма.
Создание произведения киноискусства, как правило, сложный творческий и производственный процесс, в котором объединяется работа деятелей искусства разных специальностей: кинодраматурга (автора сценария); режиссёра, определяющего истолкование и реализацию замысла и руководящего работой остальных участников постановки; актёров, воплощающих образы действующих лиц; оператора, характеризующего действие средствами композиционной, светотональной и цветовой трактовки кадров; художника, находящего изобразительную характеристику среды действия и костюмов действующих лиц (а в мультипликации и внешнюю характеристику персонажей); композитора и др.
Жанры киноискусства, относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (мелодрама, приключенческий фильм, комическая лента и др.), видоизменяются, испытывают тенденцию к слиянию, взаимопроникновению или даже распаду. Новаторские устремления деятелей кино обусловливают сочетание в одном произведении черт, характерных для прозы, драмы, лирики.
Каждый
из видов искусства имеет свои
особые роды и жанры, есть внутренние
разновидности. Видовые свойства искусства
проявляются в конкретную историческую
эпоху и в различных
В ходе функционирования мировой художественной
культуры система видов искусства постоянно
изменялась, проявляя при этом различные,
порой взаимоисключающие тенденции:
- из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,
- в процессе исторического развит ия образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура),
- влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).
В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:
- сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;
- тяготения к синтезу искусств.
Обе тенденции
на сегодняшний день актуальны и
плодотворны, ибо существующее между
ними противоречие ведет не к поглощению
одних видов искусства другими,
а к взаимовлиянию и
Литература:
1.Кравченко, А. И. Культурология : учеб. пособие. – 4-е изд. / А. И.равченко. – М., 2003.
2. Бенуа, А. Возникновение "Мира искусства". (Послесловие Т. Ю. Стернина) / А. Бенуа. – М., 1998.
3. Культурология / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М. : Высшая школа, 2004 . – 709 с.
4.Культурная политика и художественная жизнь / Л. Г. Бояджиева, Н. С. Дмитриевский – М., 1996.
5. Лотман, Ю. М. Об искусстве : сб. ст. / Ю. М. Лотман. – СПб., 1998.