Искусство романтизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Романтизм – направление в европейском искусстве первой половины XIX века. Термин происходит от слова «роман» («романами», «романтическими» в XVII веке называли сочинения, написанные не на латыни, а на происходящих от нее романских языках: французском, итальянском и др. Позже так стали называть все таинственное и чудесное.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие о романтизме
1.1. Причины возникновения романтизма
1.2. Характеристика романтизма
1.3. Основные черты романтизма
Глава 2. Романтизм в России
2.1 Особенности русского романтизма
2.2. Литература
2.3. Музыка
2.4 Живопись
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ипп.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)
 

    Романтизм как метод и направление в  художественной культуре был явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное выражение. В литературе, музыке, живописи и театре нелегко найти черты, объединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена, Лермонтова и Кипренского.

    Романтики занимали разные общественные и политические позиции в обществе. Они все  бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Но при всей многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты.

    Разочарование в современности порождало у  романтиков особый интерес к прошлому: к добуржуазным общественным формациям, к патриархальной старине. Многим романтикам было свойственно представление, что живописная экзотика стран юга и востока – Италии, Испании, Греции, Турции – является поэтическим контрастом скучной буржуазной обыденности. В этих странах, тогда еще мало затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные характеры, самобытный, красочный жизненный уклад. Интерес к национальному прошлому породил массу исторических произведений.

    Стремясь  как бы подняться над прозой бытия, раскрепостить многообразные способности личности, предельно самореализоваться в творчестве, романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудительного к нему подход, свойственных классицизму. Все они исходили от отрицания Просвещения и рационалистических канонов классицизма, которые сковывали творческую инициативу художника. И если  классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое, то романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Романтизм продвинул продвижение нового времени от классицизма до сентиментализма, который показывает внутреннюю жизнь человека в гармонии с огромным миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм.

    Основной  задачей романтизма было изображение  внутреннего мира, душевной жизни,  а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс  этой внутренней жизни, ее иррациональность.

    Специфической чертой для романтического искусства является проблема двоемирия, т.е. сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Причем реальная действительность, «проза жизни» с их утилитаризмом и бездуховностью расцениваются как недостойная человека пустая видимость, противоположная подлинному ценностному миру. Утверждение и развертывание прекрасного идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах, - сущностная сторона романтизма. Отвергая современную ему действительность как вместилище всех пороков, романтизм бежит от нее, совершая путешествие во времени и пространстве. Бегство за пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех основных формах:

    1. Уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты (У. Тёрнер). Отсюда интерес к деревне, критика города, интерес к духовности народа, выраженной в фольклоре.
    2. Романтизм «заглядывает» в иные регионы, экзотические страны, не испорченные буржуазной цивилизацией (восточная тема в творчестве Дж. Байрона, полотнах Э. Делакруа).
    3. В случае отсутствия реального территориального адреса бегства о выдумывается из головы, конструируется в воображении (фантастические миры Э.Т.А. Гофмана, Р. Вагнера)

    Второе  направление бегства – уход от действительности в иное время. Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен, идеализирует прошлое, реже античное, почти всегда средневековое, его нравы, патриархальный образ жизни (Кольридж, Жорж Санд), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), рыцарский кодекс чести (Вальтер Скотт) и т. д.

    В своем воображении романтики  преображали неприглядную действительность или же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения.

    Романтизм впервые ставит проблему языка искусства. “Искусство – язык совсем иного  рода, нежели природа; но и в нем  заключена та же чудесная сила, которая  столь же тайно и непонятно  воздействует на душу человека” (Вакенродер и Тик). Художник – толкователь языка природы, посредник между миром духа и людьми. “Благодаря художникам человечество возникает как цельная индивидуальность. Художники через современность объединяют мир прошедший с миром будущим. Они являются высочайшим духовным органом, в котором встречаются друг с другом жизненные силы своего внешнего человечества а где внутреннее человечества проявляется прежде всего”(Ф.Шлегель).

    Однако  романтизм не был однородным течением: его идейное развитие шло в  различных направлениях. Среди романтиков были реакционно настроенные писатели, приверженцы старого режима, которые воспевали феодальную монархию и христианство. С другой стороны, романтики с прогрессивным мировоззрением выражали демократический протест против феодального и всяческого гнета, воплощали революционный порыв народа к лучшему будущему.

    Романтизм оставил целую эпоху в мировой  художественной культуре, его представителями  были:

    - в литературе В.Скотт, Дж. Байрон, Шелли, В. Гюго, А. Мицкевич, и др.;

    - в изобразительном искусстве Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Рунге, Дж. Констебл, У. Тернер, О. Кипренский и др.;

    - в музыке Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Г.Берлиоз, Н. Паганини, Ф.Лист, Ф. Шопен и др.

Они открыли  и развили новые жанры, обратили пристальное внимание к судьбам человеческой личности, раскрыли диалектику добра и зла, мастерски раскрыли человеческие страсти и др.

    Виды  искусства в своей значимости более или менее уравнялись и  дали великолепные произведения искусства, хотя романтики в лестнице искусств  первенство отдавали музыке. 
 
 
 
 

Глава 2. Романтизм в  России

2.1. Особенности русского  романтизма 

    Романтизм в России отличался от западноевропейского  из-за иной исторической обстановки и иной культурной традиции. Французскую революцию нельзя причислить к причинам его возникновения, уж очень узкий круг людей возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. Следовательно, не было и этой причины. Настоящей причиной стала Отечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной инициативы. Но после войны народ не получил воли. Лучшие из дворянства, не довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г. Этот поступок тоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные послевоенные годы и стали той обстановкой, в которой формировался русский романтизм.

    Особенности русского романтизма:

  • Романтизм не противостоял Просвещению. Просветительская идеология  ослабла, но не потерпела краха, как в Европе. Идеал просвещенного монарха не исчерпал себя.
  • Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним.
  • Романтизм в России в разных видах искусства проявил себя по-разному. В архитектуре он не читался вообще. В живописи - иссяк к середине XIX века. В музыке проявился лишь частично. Пожалуй, только в литературе романтизм проявился последовательно.

    Русский романтизм был не простым литературным, а жизненным явлением, целою эпохой морального развития, эпохой, имевшей свой особенный цвет, проводившей в жизни особое воззрение... Пусть романтическое веяние пришло извне, от западной жизни и западных литератур, оно нашло в русской натуре почву, готовую к его восприятию, и потому отразилось в явлениях совершенно оригинальных так оценивал поэт и критик Аполлон Григорьев - это уникальное культурное явление, и в его характеристике показана существенная сложность романтизма, из недр которого молодой Гоголь вышел и с которым он был связан не только в начале писательского пути, но и на протяжении всей своей жизни.

      Аполлон Григорьев точно определил  и характер воздействия романтической школы на литературу и жизнь, и в том числе на тогдашнюю прозу: не простое влияние или заимствование, а характерное и мощное жизненное и литературное веяние, давшее в молодой русской литературе явления совершенно оригинальные. 

    2.2. Литература 

    В России романтизм как литературное направление сложился к двадцатым годам девятнадцатого столетия. У его истоков стояли поэты, прозаики, писатели, они и создавали русский романтизм, который отличался от «западноевропейского» своим национальным, самобытным характером. Русский романтизм развивался поэтами первой половины девятнадцатого века, и каждый поэт вносил что-то новое. Русский романтизм получил широкое развитие, приобрел характерные черты, стал самостоятельным направлением в литературе. В "Руслане и Людмиле" А.С. Пушкина есть строки: "Там русский дух, там Русью пахнет". Это же можно сказать и о русском романтизме. Герои романтических произведений — поэтические души, стремящиеся к «высокому» и прекрасному. Но существует враждебный мир, который не дает почувствовать свободу, который оставляет непонятыми эти души. Этот мир груб, поэтому поэтическая душа бежит в другой, где есть идеал, она стремится к «вечному». На этом конфликте основывается романтизм. Но поэты по-разному относились к этой ситуации. Жуковский, Пушкин, Лермонтов, исходя из одного, по-разному строят отношения своих героев и окружающего их мира, поэтому и пути к идеалу у их героев были разные.

    Поиск идеала — главная характерная  черта романтизма. Она проявилась и в творчестве Жуковского, и у Пушкина, и у Лермонтова. Все три поэта искали свободу, но искали по-разному, по-разному понимали ее. Жуковский искал свободу, посланную "создателем". Обретя гармонию, человек становится свободным. Для Пушкина была важна свобода духа, которая должна проявиться в человеке. Для Лермонтова только бунтующий герой свободен.

    Само  возникновение романтизма было очень  тревожным. В центре всего мира теперь стояла человеческая индивидуальность. Человеческое “я” стало трактоваться как основа и смысл всего бытия. Человеческая жизнь стала рассматриваться как художественное произведение, искусство. В XIX веке романтизм был очень распространён. Но не все поэты, называвшие себя романтиками, передавали сущность этого течения.   

    2.3. Музыка 

    Романтизм в чистом виде – это явление  западноевропейского искусства. В  русской музыке XIX в. от Глинки до Чайковского  черты классицизма  сочетались с чертами романтизма, ведущим элементом являлось яркое, самобытное национальное начало. Романтизм в России дал неожиданный взлет тогда, когда это направление казалось уже отошедшим в прошлое. Два композитора XX в.,  Скрябин и Рахманинов, вновь воскресили такие черты романтизма, как безудержный полет фантазии и задушевность лирики.  Поэтому XIX в. называют веком музыкальной классики. 

    Время (1812 год, восстание декабристов, последовавшая  реакция) наложило отпечаток на музыку. Какой бы жанр мы не взяли – романс, оперу, балет, камерную музыку – везде русские композиторы сказали свое новое слово.

    Музыка  России при всей ее салонной изящности  и строгой приверженности традициям профессионального инструментального, в том числе сонатно-симфонического письма, зиждется на неповторимом ладовом колорите и ритмическом строе русского фольклора. Одни - широко опираются на бытовую  песню, другие - на оригинальные формы музицирования, а третьи – на старинную модальность древнерусских крестьянских ладов.

    Начало XIX в. – это годы первого и яркого расцвета жанра романса. До сих пор звучит и радует слушателей скромная искренняя лирика Александра Александровича  Алябьева ( 1787-1851). Он писал романсы на стихи многих поэтов, но бессмертными являются “Соловей“  на стихи Дельвига, “Зимняя дорога”, “Я вас люблю”  на  стихи Пушкина.

    Александр Егорович Варламов (1801-1848) писал музыку к драматическим спектаклям, но больше мы его знаем по известным романсам “Красный сарафан”, ”На заре ты меня не буди”, “Белеет парус одинокий”.

    Александр Львович Гурилев (1803-1858) - композитор, пианист, скрипач и педагог, ему принадлежат такие романсы, как “Однозвучно звенит колокольчик”, “На заре туманной юности” и др.

    Самое видное  место здесь занимают романсы Глинки. Никто другой тогда  еще не достигал такого естественного  слияния музыки с поэзией Пушкина, Жуковского.

    Михаил  Иванович Глинка (1804-1857) – современник  Пушкина (на 5 лет моложе Александра Сергеевича), классик русской литературы, стал основоположником музыкальной классики. Его творчество – одна из вершин русской и мировой музыкальной культуры. В нем гармонично сочетаются богатства народной музыки и высочайшие достижения композиторского мастерства. Глубоко народное реалистическое творчество Глинки отразило мощный расцвет русской культуры 1-й половины XIX в., связанный с Отечественной войной 1812 и движением декабристов. Светлый, жизнеутверждающий характер, стройность форм, красота выразительно-певучих мелодий, разнообразие, красочность и тонкость гармоний – ценнейшие качества музыки Глинки. В знаменитейшая опере “Иван Сусанин”(1836)  получила гениальное выражение идея народного патриотизма; моральное величие русского народа прославляется и в сказочной опере “Руслан и Людмила“. Оркестровые сочинения Глинки: “Вальс-фантазия”, “Ночь в Мадриде” и особенно “Камаринская”, составляют основу русского классического симфонизма. Замечательна по силе драматического выражения и яркости характеристик музыка к трагедии “Князь Холмский”. Вокальная лирика Глинки (романсы ”Я помню чудное мгновенье”, ”Сомнение”) - непревзойденное воплощение в музыке русской поэзии.  

Информация о работе Искусство романтизма