Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:24, реферат
Цель работы: изучение Ислама, как мировой религии во всей его специфике.
Задачи:
- охарактеризовать Ислам как монотеистическую мировую религию;
- рассмотреть историю возникновения и сущность Ислама;
- рассмотреть и изучить основные идеи Ислама;
- рассмотреть основные направления, течения, секты Ислама.
Введение………………………………………………………………..….3
1. Ислам: направления, течения, секты……………………………….4
1.1 Основатель Ислама………………………………………………….4
1.2 Направления, течения, секты……………………………………….5
2. Ислам как образ жизни………………………………………….…..7
2.1 Источники вероучения…………………………………………...….7
2.2 Символ веры Ислама………………………………………………...8
2.3 Шариат……………………………………………………………...11
2.4 Основные ценности Ислама………………………………...……..12
2.5 Этикет принятия пищи, запреты, предписания и обряды………13
Заключение…………………………………………………………….…17
Список литературы…………………………………………………..…..18
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Волгоградский
Факультет экономики и управления
Кафедра «История, культура и социология»
РЕФЕРАТ
ПО КУРСУ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ТЕМА
ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ
студент(ка) группы ФЭУ-111с
Дуйсекова З.Г.
Проверил:
Преподаватель кафедры ИКС
Естрина О.В.
Волгоград, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность этой темы несомненна. Религия является одной из древнейших форм культуры. На уроках истории и культурологии мы узнали, что религиозные представления зародились еще в глубокой древности, и все они отличались большим разнообразием. Важным этапом в истории человечества стало появление таких мировых религий как буддизм, христианство, мусульманство. Значительна роль религии и в наши дни.
Но что вообще такое религия?
И как она возникла? Нам важно
это знать для того, чтобы сделать
вывод о том, долго ли будет
существовать религия, когда и при
каких условиях она исчезнет. По-моему,
дать точное определение нельзя, ведь
в каждой стране люди относятся к
религии по-своему, но все же попытаюсь
обобщить это понятие. Я думаю, что
религия-это определенные взгляды
людей и соответствующие
В мире существует много верований, сект и церковных организаций. Это и национальные религии, и мировые: буддизм, ислам, христианство. Я бы хотела рассказать про такую мировую религию, как ислам. Ведь ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как Ислам. Его можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности.
Цель работы: изучение Ислама, как мировой религии во всей его специфике.
Задачи:
- охарактеризовать Ислам как
монотеистическую мировую
- рассмотреть историю
- рассмотреть и изучить основные идеи Ислама;
- рассмотреть основные
1. Ислам: направления, течения, секты
В начале VII века н.э. в Аравии, считавшейся в те времена окраиной цивилизованного мира, неожиданно появилось небольшое, но сильное, идейно спаянное войско. Это войско в течение нескольких лет захватило огромные пространства - от Средней Азии до Испании. Народы Ближнего и Северного востока, Северной Африки, Пиренейского полуострова были на некоторое время объединены в гигантское государство – Арабский Халифат, подданные которого усвоили принесенную из Аравии веру. С течением времени халифат раздробился на отдельные самостоятельные государства. Политическая карта Ближнего и Среднего востока неоднократно менялась, некоторые страны региона оказывались в зависимости от европейских держав, однако все некогда покоренные арабами страны (кроме Испании) до сих пор сохранили религиозную общность. Ислам распространился в регионах, где арабских завоевателей никогда не было, например, в Индонезии, Малайзии, в некоторых странах Черной Африки, в Поволжье [2, c.58].
Сегодня на земле ислам исповедуют около миллиарда человек. Поэтому ислам - наряду с христианством и буддизмом - называют мировой религией.
1.1 Основатель ислама
Основателем ислама был пророк Мухаммед. Он родился в 570 году н.э. При создании своего учения пророк опирался на три основные религии, распространенные тогда в Аравии: семитическое язычество, иудаизм и христианство.
Мухаммед начал свою религиозную деятельность в Мекке, которая была в то время крупным религиозным и торговым центром региона. Главной религиозной святыней Мекки был храм Кааба с Черным камнем. В храме хранились изображения племенных богов. Все это сделало Каабу объектом паломничества арабов [5, c.85].
Первыми верующими стали ближайшие родственники Мухаммеда, его слуги и рабы. Между приверженцами новой религии и язычниками в конце концов возник конфликт. Пророк был вынужден бежать в соседний город Ясриб (Медину). Казалось, став изгоем, Мухаммед должен был попасть в полную зависимость от принявших его. Но случилось иначе. Племена, населявшие Ясриб, исповедовали различные религии. Среди них были язычники, иудеи и христиане, и жители города и окрестностей часто не могли договориться друг с другом. Мухаммеду, который не принадлежал ни к одной из господствующих в Ясрибе религий, удалось стать своего рода арбитром в спорах между общинами [5, c.86].
Таким образом, Мухаммед получил возможность распространять свою религию. В Ясрибе сложилась мусульманская община – умма, ставшая ядром будущего арабского государства. Став во главе Ясриба ( в последствии города-пророка - Медины, где он был похоронен в 632 году) Мухаммед подчинил себе всю Аравию, в том числе и Мекку после ряда сражений с мексиканцами был заключен договор. Они признали власть пророка, приняли ислам [5, c.87].
1.2 Направления, течения, секты
Одним из главных направлений ислама является суннизм. Его сторонники называют себя ахль ас-сунна (люди Сунны) и считают, что именно они придерживаются традиций пророка. Суннитом является тот, кто признает первых четырех халифов законными, кто не сомневается в достоверности хадисов (рассказов о Мухаммеде, входящих в Сунну) и придерживается ритуальных, бытовых и социальных правил. В настоящее время большая часть мусульман – сунниты [4, c.37].
Уже в VII-VIII веках в исламе начинает выделяться мистическое направление – суфизм. Суфии - это своеобразные мусульманские монахи. Первые религиозные общины суфиев появились в Ираке и Сирии в начале VII века, затем они быстро распространились повсюду от Испании до Индии. Подавляя, а то и пугая правоверных своим необычным видом и странным поведением, суфии вначале вызывали настороженное к себе отношение, подозрение и даже преследование властей. Посвятив себя Аллаху, стремясь уйти от мирских дел, отказываясь от имущества и от земных привязанностей, усмиряя свои чувства и страсти, суфии как бы противопоставляли себя обычным правоверным и считали необязательным для себя те нормы жизни, обряды и условности, которые были обязательны для последних. Однако с течением времени к суфиям привыкли. Суфии стали чувствовать себя в исламском мире более уверенно; официальные власти признали их и, более того, стали широко использовать их авторитет и призывы подчиниться воле Аллаха. Суфизм распространился в Южной и Юго- Восточной Азии, а также в Турции [4, c.45].
В XVII веке аль-Ваххаб и его сторонники – ваххабиты, стремясь вернуть исламу первозданную чистоту, стали выступать против мирских развлечений, а также против посредников-духовников во взаимоотношениях с Аллахом. Их идеологией стал строгий монотеизм. Ваххабиты энергично боролись против всего, что противоречило их убеждениям, в том числе против почитания святых мест. Выступив под лозунгом джихада, ваххабиты разгромили ряд аравийских городов, включая Мекку (где они изуродовали священный Черный камень в храме Каабе).
В дальнейшем развился шиизм - противостоящий суннизму. Шииты верят, что Мухаммед, наделенный божественной благодатью, передал ее своим потомкам. Для шиитов важна святость не только пророка, но и Али, авторитет которого базировался на его личных качествах. Получила распространение легенда, что архангел Джебраил просто перепутал Мухаммеда и Али, так как они были очень похожи. В соответствии с этими принципами у шиитов сложилось представление о святых имамах. Имамом может быть только алид – потомок пророка из линии Али. Шииты создали свой кодекс священных текстов. Они признают канонический текст Корана. Однако они не удовлетворены тем, что в этой книге не отражена роль Али.
2. Ислам как образ жизни
Основным кредо ислама является
широко известная и часто
Роль Мухаммеда в
2.1 Источники вероучения
Основные идеи и принципы Мухаммеда зафиксированы в Коране, основном источнике мусульманского вероучения. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство Джебраила (библейского архангела Гавриила, служившего в качестве посредника между богом и людьми). Аллах не раз передавал свои священные заповеди через различных пророков - Моисея, Иисуса, наконец, Мухаммеда. Этим исламское богословие объясняет и многочисленные совпадения текстов Корана и Библии: переданный через более ранних пророков священный текст был искажен иудеями и христианами, которые многое в нем не поняли, кое-что упустили, извратили, поэтому только в своей последней версии, авторизованной великим пророком Мухаммедом, правоверные могут иметь высшую и бесспорную божественную истину [5, c.23].
Эта легенда о Коране, если очистить ее от божественного вмешательства, близка к истине. Основное содержание Корана так же тесно связано с Библией.
Коран состоит из 114 разных по характеру и объему глав. Если исключить первую из них, небольшую молитву, часто повторяемую правоверными и играющую роль в исламе роль христианской молитвы «Отче наш», то все остальные 113 глав расположены в нем в порядке убывающего объема, так что последние из них, наименьшие, состоят всего из нескольких строк, тогда как первые представляют собой целые трактаты, разделенные на сотни небольших абзацев [6, c.29].
По характеру эти трактаты очень разнообразны. Наряду с переложением библейских историй здесь можно найти рассуждения о порядке развода, наряду с описаниями исторических событий периода противостояния Мекки и Медины - рассуждения о мироздании, о взаимоотношении человека с миром сверхъестественных сил. Много места уделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нем и лирико-поэтические тексты, и мифологические сюжеты. Словом, Коран, как и Библия, это своего рода божественная энциклопедия, свод знаний, заповедей и инструкций чуть ли не на все случаи жизни.
Второй источник мусульманского вероучения
- Сунна, своего рода священное предание
о жизни и деятельности пророка.
Сунна слагается из хадисов, повествующих
о высказываниях пророка по тому
или иному конкретному поводу,
его поступках или
Итак, канонический текст Корана и многочисленные хадисы Сунны – вот та документально догматическая база, на которой покоится вероучение ислама, мировоззрение и поведение мусульман.
2.2 Символ веры Ислама
Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.
Принцип исповедания - центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, то есть торжественно произнести фразу о том, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммед его пророк. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но став им он должен соблюдать обязанности правоверного [4, c.60].
Молитва - обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те, кто не молится пять раз в день - не верные. [4, c.63]. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего ее совершают индивидуально, реже – группами, обычно в мечетях (не менее 40 мужчин, женщины в мечетях не молятся). Там же по пятницам и в дни праздников - торжественные богослужения, которыми руководят уважаемые в исламской общине руководители – имамы. Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения. Молитву совершают в одежде, в чистом месте на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки. Кроме пяти обязательных ежедневных молитв, правоверные совершают дополнительные - за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребенка, важного предприятия или начинания.
Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц. В арабских странах этот месяц называется рамадан, а в Турции, Иране, Афганистане несколько иначе – рамазан [4, c.64].
Мусульманский пост своеобразен: целый день нельзя ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т.п. Единственное, что разрешено глотать собственную слюну. Запрещены и медицинские процедуры, связанные с введением внутрь лечебных препаратов - уколы, клизмы и т.п.
В шариате перечислены