Исламская культурная традиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:24, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучение Ислама, как мировой религии во всей его специфике.
Задачи:
- охарактеризовать Ислам как монотеистическую мировую религию;
- рассмотреть историю возникновения и сущность Ислама;
- рассмотреть и изучить основные идеи Ислама;
- рассмотреть основные направления, течения, секты Ислама.

Содержание

Введение………………………………………………………………..….3
1. Ислам: направления, течения, секты……………………………….4
1.1 Основатель Ислама………………………………………………….4
1.2 Направления, течения, секты……………………………………….5
2. Ислам как образ жизни………………………………………….…..7
2.1 Источники вероучения…………………………………………...….7
2.2 Символ веры Ислама………………………………………………...8
2.3 Шариат……………………………………………………………...11
2.4 Основные ценности Ислама………………………………...……..12
2.5 Этикет принятия пищи, запреты, предписания и обряды………13
Заключение…………………………………………………………….…17
Список литературы…………………………………………………..…..18

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 45.64 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Волгоградский государственный  технический университет»

Факультет экономики и  управления

Кафедра «История, культура и социология»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО КУРСУ КУЛЬТУРОЛОГИИ

ТЕМА 

ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

 

 

 

 

 

 

                                              Выполнил (а):

 студент(ка) группы    ФЭУ-111с

            Дуйсекова З.Г.

            Проверил:

      Преподаватель кафедры ИКС

            Естрина О.В.

 

 

 

Волгоград, 2012 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………..….3

  1. Ислам: направления, течения, секты……………………………….4
    1. Основатель Ислама………………………………………………….4
    2. Направления, течения, секты……………………………………….5
  2. Ислам как образ жизни………………………………………….…..7
    1. Источники вероучения…………………………………………...….7
    2. Символ веры Ислама………………………………………………...8
    3. Шариат……………………………………………………………...11
    4. Основные ценности Ислама………………………………...……..12
    5. Этикет принятия пищи, запреты, предписания и обряды………13

Заключение…………………………………………………………….…17

Список литературы…………………………………………………..…..18

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность этой темы несомненна. Религия является одной из древнейших форм культуры. На уроках истории и культурологии мы узнали, что религиозные представления зародились еще в глубокой древности, и все они отличались большим разнообразием. Важным этапом в истории человечества стало появление таких мировых религий как буддизм, христианство, мусульманство. Значительна роль религии и в наши дни.

Но что вообще такое религия? И как она возникла? Нам важно  это знать для того, чтобы сделать  вывод о том, долго ли будет  существовать религия, когда и при  каких условиях она исчезнет. По-моему, дать точное определение нельзя, ведь в каждой стране люди относятся к  религии по-своему, но все же попытаюсь  обобщить это понятие. Я думаю, что  религия-это определенные взгляды  людей и соответствующие обряды, а вот верящие дают свое понятие, по их мнению, религия - это связь человека с богом. Но как я уже сказала, у каждого свое мнение и каждый вправе думать по-своему.

В мире существует много верований, сект и церковных организаций. Это  и национальные религии, и мировые: буддизм, ислам, христианство. Я бы хотела рассказать про такую мировую  религию, как ислам. Ведь ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как Ислам. Его можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности.

Цель работы: изучение Ислама, как мировой религии во всей его специфике.

Задачи:

- охарактеризовать Ислам как  монотеистическую мировую религию;

- рассмотреть историю возникновения и сущность Ислама;

- рассмотреть и изучить основные идеи Ислама;

- рассмотреть основные направления,  течения, секты Ислама.

 

1. Ислам: направления, течения, секты

В начале VII века н.э. в Аравии, считавшейся в те времена окраиной цивилизованного мира, неожиданно появилось небольшое, но сильное, идейно спаянное войско. Это войско в течение нескольких лет захватило огромные пространства - от Средней Азии до Испании. Народы Ближнего и Северного востока, Северной Африки, Пиренейского полуострова были на некоторое время объединены в гигантское государство – Арабский Халифат, подданные которого усвоили принесенную из Аравии веру. С течением времени халифат раздробился на отдельные самостоятельные государства. Политическая карта Ближнего и Среднего востока неоднократно менялась, некоторые страны региона оказывались в зависимости от европейских держав, однако все некогда покоренные арабами страны (кроме Испании) до сих пор сохранили религиозную общность. Ислам распространился в регионах, где арабских завоевателей никогда не было, например, в Индонезии, Малайзии, в некоторых странах Черной Африки, в Поволжье    [2, c.58].

Сегодня на земле ислам исповедуют около миллиарда человек. Поэтому  ислам - наряду с христианством и  буддизмом - называют мировой религией.

1.1 Основатель ислама

Основателем ислама был пророк Мухаммед. Он родился в 570 году н.э. При создании своего учения пророк опирался на три  основные религии, распространенные тогда  в Аравии: семитическое язычество, иудаизм  и христианство.

Мухаммед начал свою религиозную  деятельность в Мекке, которая была в то время крупным религиозным  и торговым центром региона. Главной  религиозной святыней Мекки был  храм Кааба с Черным камнем. В  храме хранились изображения  племенных богов. Все это сделало  Каабу объектом паломничества арабов [5, c.85].

Первыми верующими стали ближайшие  родственники Мухаммеда, его слуги  и рабы. Между приверженцами новой  религии и язычниками в конце концов возник конфликт. Пророк был вынужден бежать в соседний город Ясриб (Медину). Казалось, став изгоем, Мухаммед должен был попасть в полную зависимость от принявших его. Но случилось иначе. Племена, населявшие Ясриб, исповедовали различные религии. Среди них были язычники, иудеи и христиане, и жители города и окрестностей часто не могли договориться друг с другом. Мухаммеду, который не принадлежал ни к одной из господствующих в Ясрибе религий, удалось стать своего рода арбитром в спорах между общинами [5, c.86].

Таким образом, Мухаммед получил возможность  распространять свою религию. В Ясрибе сложилась мусульманская община – умма, ставшая ядром будущего арабского государства. Став во главе Ясриба ( в последствии города-пророка - Медины, где он был похоронен в 632 году) Мухаммед подчинил себе всю Аравию, в том числе и Мекку после ряда сражений с мексиканцами был заключен договор. Они признали власть пророка, приняли ислам [5, c.87].

1.2 Направления, течения, секты

Одним из главных направлений ислама является суннизм. Его сторонники называют себя ахль ас-сунна (люди Сунны) и считают, что именно они придерживаются традиций пророка. Суннитом является тот, кто признает первых четырех халифов законными, кто не сомневается в достоверности хадисов (рассказов о Мухаммеде, входящих в Сунну) и придерживается ритуальных, бытовых и социальных правил. В настоящее время большая часть мусульман – сунниты [4, c.37].

Уже в VII-VIII веках в исламе начинает выделяться мистическое направление – суфизм. Суфии - это своеобразные мусульманские монахи. Первые религиозные общины суфиев появились в Ираке и Сирии в начале VII века, затем они быстро распространились повсюду от Испании до Индии. Подавляя, а то и пугая правоверных своим необычным видом и странным поведением, суфии вначале вызывали настороженное к себе отношение, подозрение и даже преследование властей. Посвятив себя Аллаху, стремясь уйти от мирских дел, отказываясь от имущества и от земных привязанностей, усмиряя свои чувства и страсти, суфии как бы противопоставляли себя обычным правоверным и считали необязательным для себя те нормы жизни, обряды и условности, которые были обязательны для последних. Однако с течением времени к суфиям привыкли. Суфии стали чувствовать себя в исламском мире более уверенно; официальные власти признали их и, более того, стали широко использовать их авторитет и призывы подчиниться воле Аллаха. Суфизм распространился в Южной и Юго- Восточной Азии, а также в Турции [4, c.45].

В XVII веке аль-Ваххаб и его сторонники – ваххабиты, стремясь вернуть исламу первозданную чистоту, стали выступать против мирских развлечений, а также против посредников-духовников во взаимоотношениях с Аллахом. Их идеологией стал строгий монотеизм. Ваххабиты энергично боролись против всего, что противоречило их убеждениям, в том числе против почитания святых мест. Выступив под лозунгом джихада, ваххабиты разгромили ряд аравийских городов, включая Мекку (где они изуродовали священный Черный камень в храме Каабе).

В дальнейшем развился шиизм - противостоящий суннизму. Шииты верят, что Мухаммед, наделенный божественной благодатью, передал ее своим потомкам. Для шиитов важна святость не только пророка, но и Али, авторитет которого базировался на его личных качествах. Получила распространение легенда, что архангел Джебраил просто перепутал Мухаммеда и Али, так как они были очень похожи. В соответствии с этими принципами у шиитов сложилось представление о святых имамах. Имамом может быть только алид – потомок пророка из линии Али. Шииты создали свой кодекс священных текстов. Они признают канонический текст Корана. Однако они не удовлетворены тем, что в этой книге не отражена роль Али.

2. Ислам как образ жизни

Основным кредо ислама является широко известная и часто употребляемая  фраза: «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его». В этом изречении четко  и определенно выражена идея монотеизма, доведенная до своего наиболее последовательного  завершения именно в исламе. Только один Аллах - бог единственный и безликий, высший и всемогущий, мудрый и всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный  судья. Слово и волю Аллаха, его  заповеди и суть учения донес до правоверных великий пророк Мухаммед [1, c.57].

Роль Мухаммеда в возникновении  ислама трудно переоценить. Далеко не один пророк стоял у колыбели всей мудрости ислама, всех предписаний Корана и норм шариата (все это создавалось на протяжении долгих десятилетий и идейных представлений, существовавших и развивавшихся задолго до ислама), но именно Мухаммед был основателем новой религии, определил ее основные параметры и сформулировал суть ее принципов       [1, c.58].

2.1 Источники вероучения

Основные идеи и принципы Мухаммеда  зафиксированы в Коране, основном источнике мусульманского вероучения. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку  самим Аллахом через посредство Джебраила (библейского архангела  Гавриила, служившего в качестве посредника между богом и людьми). Аллах  не раз передавал свои священные  заповеди через различных пророков - Моисея, Иисуса, наконец, Мухаммеда. Этим исламское богословие объясняет и многочисленные совпадения текстов Корана и Библии: переданный через более ранних пророков священный текст был искажен иудеями и христианами, которые многое в нем не поняли, кое-что упустили, извратили, поэтому только в своей последней версии, авторизованной великим пророком Мухаммедом, правоверные могут иметь высшую и бесспорную божественную истину       [5, c.23].

Эта легенда о Коране, если очистить ее от божественного вмешательства, близка к истине. Основное содержание Корана так же тесно связано с  Библией.

Коран состоит из 114 разных по характеру  и объему глав. Если исключить первую из них, небольшую молитву, часто повторяемую правоверными и играющую роль в исламе роль христианской молитвы «Отче наш», то все остальные 113 глав расположены в нем в порядке убывающего объема, так что последние из них, наименьшие, состоят всего из нескольких строк, тогда как первые представляют собой целые трактаты, разделенные на сотни небольших абзацев [6, c.29].

По характеру эти трактаты очень  разнообразны. Наряду с переложением библейских историй здесь можно  найти рассуждения о порядке  развода, наряду с описаниями исторических событий периода противостояния Мекки и Медины - рассуждения о мироздании, о взаимоотношении человека с миром сверхъестественных сил. Много места уделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нем и лирико-поэтические тексты, и мифологические сюжеты. Словом, Коран, как и Библия, это своего рода божественная энциклопедия, свод знаний, заповедей и инструкций чуть ли не на все случаи жизни.

Второй источник мусульманского вероучения - Сунна, своего рода священное предание о жизни и деятельности пророка. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях пророка по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных  одобрениях.

Итак, канонический текст Корана и  многочисленные хадисы Сунны – вот  та документально догматическая  база, на которой покоится вероучение ислама, мировоззрение и поведение  мусульман.

2.2 Символ веры Ислама

Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

Принцип исповедания - центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, то есть торжественно произнести фразу о том, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммед его пророк. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но став им он должен соблюдать обязанности правоверного [4, c.60].

Молитва - обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те, кто не молится пять раз в день - не верные. [4, c.63]. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего ее совершают индивидуально, реже – группами, обычно в мечетях (не менее 40 мужчин, женщины в мечетях не молятся). Там же по пятницам и в дни праздников - торжественные богослужения, которыми руководят уважаемые в исламской общине руководители – имамы. Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения. Молитву совершают в одежде, в чистом месте на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки. Кроме пяти обязательных ежедневных молитв, правоверные совершают дополнительные - за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребенка, важного предприятия или начинания.

Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц. В арабских странах этот месяц называется рамадан, а в Турции, Иране, Афганистане несколько иначе – рамазан [4, c.64].

Мусульманский пост своеобразен: целый  день нельзя ни есть, ни пить, ни тем  более развлекаться, курить и т.п. Единственное, что разрешено глотать  собственную слюну. Запрещены и медицинские процедуры, связанные с введением внутрь лечебных препаратов - уколы, клизмы и т.п.

В шариате перечислены уважительные причины, по которым можно отступить  от соблюдения поста. Так, рамадан не обязателен для больных, престарелых  и несовершеннолетних. От поста свободны беременные и кормящие грудью женщины. Однако все, кто пропустил пост, за исключением детей и неизлечимо больных, обязаны возместить его, когда отпадут эти уважительные причины: либо заплатить искупление путем раздачи милостыни беднякам, либо «отпоститься» в любой другой месяц, кроме рамадана.

Информация о работе Исламская культурная традиция