Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 23:01, реферат
В повседневной речи «культура» - это хорошо знакомое всем слово: мы говорим о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библиотеках.
Но в то же время культура – одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания, которое играет в нём такую же важную роль, как понятие массы в физике или наследственности в биологии.
Введение: что такое культура? ……………………………………... 3
Исторические типы культур ………………………………………... 4
Первобытная культура ………………………………………. 5
Античная культура …………………………………………… 7
Средневековая культура …………………..………………… 10
Культура эпохи Возрождения ………………………………. 12
Культура Нового времени …………………………………… 14
Современная культура ………………………………………. 16
Культура и цивилизация …………………………………………… 18
Заключение …………………………………………………………. 20
Список литературы ………………………………………………….. 21
Содержание
Введение: что такое культура?
В повседневной речи «культура» - это хорошо знакомое всем слово: мы говорим о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библиотеках.
Но в то же время культура – одно из фундаментальных научных понятий социально-
Культура как предмет изучения стала приковывать к себе интерес философов и историков начиная с XVII века. Одной из важнейших тем, волновавших европейскую общественную мысль в этот период, была «сущность», или «природа», человека. Выдающиеся мыслители Англии, Франции, Германии поднимали вопрос о специфике человеческого бытия, о том, что в жизни людей обусловлено «человеческой природой» и что эту «человеческую природу» формирует. Осмысление специфики образа жизни человека породило потребность в специальном понятии, отражавшем такие особенности человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Латинским словом cultura и стали пользоваться для обозначения этого нового понятия (слово это, первоначально означавшее возделывание, обработку, улучшение, противостояло слову natura – природа). Таким образом, термин «культура» в научном языке с самого начала был средством, с помощью которого выражаласьидея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» - в противоположность природному, стихийному, животному бытию. Однако эта идея допускала неоднозначное толкование.
С одной стороны, она трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Её развитие связывали с просвещением и воспитанием людей. В конце XVIII – начале XIX века его часто заменяли словами «просвещенность», «гуманность», «разумность». В культурном прогрессе виделся путь, ведущий к благополучию и счастью человечества. Очевидно, что в таком контексте культура представала как нечто безусловно позитивное, желаемое, «хорошее».
А с другой стороны, культура рассматривалась как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, обусловленный достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура в этом смысле хотя и означает отличие человеческого образа жизни от животного, несёт в себе как позитивные, так и негативные, нежелательные проявления человеческой активности (например, религиозные распри, преступность, войны).
Исторические типы культур.
Культурология – сравнительно молодая наука. Условно можно принять за дату её рождения 1931 г., когда американский профессор Лесли Уайт впервые прочел курс культурологии в Мичиганском университете. Однако культура стала предметом исследования задолго до этого. Начиная ещё с античных времён, философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению с образом жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских» племенах. Древнегреческие мыслители не пользовались терминомкультура, но придавали близкий к нему смысл греческому слову пайдейя (воспитание, образование, просвещение). В Средние века культуру рассматривали главным образом под именем религии. Эпоха Возрождения ознаменовалась разделением культуры на религиозную и светскую, осмыслением гуманистического содержания культуры и в особенности искусства. Но только в XVIII в. – веке Просвещения – понятие культуры вошло в язык науки и привлекло внимание исследователей как обозначение одной из важнейших сфер человеческого бытия.
В качестве основных исторических типов культуры рассматриваются:
Однако эта типологизация родилась в русле европейской культуры и выражает её представления о себе, о своём происхождении, развитии и значении для всего человечества. Она описывает ход культурно-исторического процесса на территории Европы – главным образом Западной.
Первобытная культура.
Эпоха первобытной культуры – самая длительная в истории человечества. Хотя жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного периода
Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры является синкретизм – нерасчленённость, недифференцированность её форм, свойственная их неразвитому состоянию. Другая важная особенность этой культуры – её бесписьменность. Это обусловливает медленность накопления информации в обществе и вытекающие отсюда слабые темпы культурного и социального развития.
На ранних стадиях первобытного общества,
когда язык был ещё очень примитивен и возможности речевой
Вся жизнь первобытного человека проходила
в выполнении множества ритуальных процедур
и обрядов. Значительная часть из них имела
рационально необъяснимый, магический харак
Мир смыслов, в котором жил человек на заре своей истории, задавался ритуалами. Они были невербальными «текстами» его культуры. Ритуальные операции выступали как символы, знание которых определяет уровень овладения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность исключалась. Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось слабо и почти полностью сливалось с коллективными. Проблемы нарушения социальных норм поведения, непослушания, противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид просто не мог отступать от ритуальных требований, налагаемых на его поведение. Невозможным для него было, и нарушить запреты – табу, охранявшие жизненно важные устои коллективной жизни (порядок распределения пищи, недопущение кровнородственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т.д.).
Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.
С развитием языка и речи формируется и приобретает важность новый информационный канал – устное вербальное общение. Это сопровождается развитием мышления и индивидуального самосознания. Индивид перестает отождествлять себя с коллективом, у него появляется возможность высказывать, предлагать и обсуждать различные мнения и предположения по поводу событий, действий и их последствий, планов и т.д., хотя самостоятельность мышления долгое время остается ещё очень ограниченной.
На этом этапе духовным основанием первобытной культуры становится мифологическое сознание. Оно отличается тем, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в себе. В мифах сочетаются вымысел и реальность. Они объясняют всё, в них всё делается понятным. Мифы окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает установление единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в «свои» мифы скрепляет сообщество и вместе с тем отделяет его от «чужаков».
Поэзия мифов – первая форма литературного творчества. Мифологическая символика воплощается как в словесной форме, так и в знаковых структурах обрядов, пения, танца, рисунка, татуировки и т.д. В мифах закрепляются и освещаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти и образует первичный уровень знаний и способов мышления. В слитном, недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает зачатки основных областей духовной культуры, которые выделяются из неё на последующих ступенях развития человеческого общества, - религии, искусства, философии, науки.
Античная культура.
Эпоха античной культуры начинается
с образования греческих полисов – городов-
Античная культура на протяжении всего времени своего существования остаётся в объятиях мифологии. Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения.
Однако динамика общественной жизни,
усложнение социальных отношений, рост
знаний подрывают архаические формы
Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопровождается борьбой против архаических традиций мифологического сознания, сковывающих свободу мысли, рост знаний, развитие трудовой деятельности. Стремление разрешить это внутреннее противоречие античной культуры составляет движущую силу её развития.
История античной эпохи разделяется
на две фазы – греческую и римскую античнос
Главными сферами греческой культуры
становятся философия и искусст
Древнегреческая философия создала принципиально отличный от мифологического тип мышления. Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское же требует доказательств, стремится дать объяснение действительности путём рационального, логического рассуждения с помощью абстрактных понятий.
Произведения искусства Древней Греции приобретают свою собственную, эстетическую ценность, которая определяется не их культовым назначением, а художественными достоинствами.
Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская мифология дублирует греческую, философия использует различные идеи учений греческих мыслителей.
Важнейшие
культурные новации римской античности
связаны с развитием политики
Античная культура сохраняет мифологическую оболочку и при этом развивает формы культурной жизни, не вмещающиеся в эту оболочку и разрывающие её. Это противоречие проявляется в антиномиях, которые пронизывают всю античную культуру.